Природа женщины такова, что она деликатна, любезна, добра и кротка. Это во многом связано с ее организмом и конституцией. Поэтому женщин и называют «прекрасный пол»
Мусульманская женщина, органически впитавшая в себя наставления ее вероучения - самая добрая и мягкая по характеру среди всех других женщин, окружающих ее, кроткая и любезная в общении и дружбе. Ведь мягкость, кротость, доброта, терпеливость, выдержка - качества, которые милы Аллаху в Его рабах. Тот, кто имеет такие качества, быстрее находит путь к душам и сердцам других:
«Добро и зло не равно одно другому. Старайся делать самое доброе, и тогда тот, у кого была вражда с тобой, станет тебе близким, искренним другом. Но этого достигают только те, которые терпеливы. Этого достигают только великие счастливцы». (41; 34-35)
У мусульман есть взаимосвязанные между собой, следующие друг за другом нормы, основанные на предписаниях Корана и сунны. Они прививают любовь и приверженность к снисхождению, мягкости и доброжелательству, побуждают правоверных к проявлению этих качеств. В предписаниях подчеркивается, что в обществе должно быть верховенство высоких нравственных качеств, которые должны быть присущими каждому мусульманину, живущему в этом обществе, глубоко усвоившему положения его вероучения об оценочной классификации действий людей с точки зрения как религиозной, так и гражданской. Добавим к этому, что мусульманин имеет освещающее его путь вероучение. И в этом плане для мусульманской женщины достаточно знать, что мягкость и доброта относятся к тем высоким качествам, которые Всевышний Аллах хочет видеть у Своих рабов во всех их делах: «Поистине, Аллах доброжелателен и хочет видеть доброжелательность во всем».
Поистине, это великое качество. И Аллах вознаграждает за него значительно более щедро, чем за какое-либо другое качество: «Аллах доброжелателен и любит доброжелательность. Он вознаграждает за нее так, как не вознаграждает за другие качества».
В наставлениях благородного пророка всегда придавалось большое значение доброжелательности и мягкости. Он подчеркивал мусульманам важность этого качества во взаимоотношениях с людьми, нацеливал на любезное и тактичное обращение, достойное мусульманина - приверженца вероучения Аллаха, Милосердного и Доброго к Своим рабам, если даже сама ситуация не простая, а вызывает гнев и отвращение.
Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, вспоминал: «Один кочующий араб-бедуин встал и тут же, прямо в мечети помочился. Присутствовавшие возмутились, но пророк, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, сказал им: «Принесите и пролейте на это место ведро воды. Ведь вы присоединились к призыву в результате мягкого, а не сурового обращения к вам»».
Мягкость, доброжелательность, легкость, терпимость и великодушие заставляют души открыться. Этого не добиться при помощи резкости, суровости, упреков и окриков. Поэтому благородный посланник так наставлял: «Сообщайте радостную весть, а не отпугивайте. Облегчайте, а не затрудняйте».
Ведь люди по своей природе не любят невежливость, грубость и суровость. Они предпочитают этому при обращении с ними мягкость, тонкость, доброжелательность. Вот почему Всевышний Аллах, да прославится Он, сказал Своему благородному пророку:
«А если бы ты был суров и жесток сердцем, то они, верно, удалились бы от тебя». (3; 159)
Поистине, сказано навечно, ибо это - постоянно действующая норма для каждой женщины, призывающей женщин к истинному пути. Ведь она должна искать и найти, как лучше всего войти в их души, подобрать ключи к их сердцам. И она знает, что это - мягкость, доброта и любезность. Но если со стороны тех, к кому она обратится с призывом, встретит отказ и суровость, избегание, то приятное и приветливое слово обязательно найдут дорогу в сердца, оставят большой след в душах собеседниц. Именно это советовал Аллах Своему пророку Мусе и его брату Харуну, когда направил их к жестокому и высокомерному тирану - фараону:
«Идите оба к фараону, потому что он крайне буйствует. Говорите с ним словом мягким. Быть может, он образумится и убоится».(20; 43-44)
Такие качества как мягкость, доброжелательность, кротость рассматриваются этим вероучением как воплощение добра в целом. Поэтому это и подчеркнуто в хадисе, который передал Джурайр ибн Абдалла: «Я слышал, как сказал посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать: «Кто лишен мягкости, тот лишен и добра»».
Из этого высокого наставления благородного пророка явствует, что добро и благо будут уделом тех людей, у которых мягкость и доброжелательность являются определяющим началом в их жизни, органически присущими им прекрасными чертами характера. Вот что вспоминает Аиша, да будет доволен ею Аллах. Посланник, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, сказал ей: «О Аиша, будь кроткой. Если Аллах пожелает той или иной семье благо, то Он наставит их на кротость».
Среди черт характера, которыми наделен человек, эта черта несет в себе высшее благо, предохраняющее его от падения в адский огонь, как сообщил об этом благородный посланник в хадисе: «Разве я не сообщал вам о том, кому не достанется участь попасть в адский огонь? От этой участи защищен всякий, кто мягок, кроток и добр».
Наставление благородного пророка возвышает человека и прививает ему эти важные качества - доброжелательность, мягкость, кротость. Таковое предусматривается и в отношении жертвенного
животного. Все это считается проявлением добродетели, высшей степенью, достигаемой праведными, благочестивыми: «Поистине, Аллах предписал проявление благодетели во всем. При заклании жертвенного животного делайте это наилучшим образом - хорошо заточите лезвие, чтобы приносимое в жертву не мучалось».
Такое отношение к приносимому в жертву животному, свидетельствует о мягкости и тонкости души человека, совершающего заклание, о сострадании и жалости ко всему одушевленному.
Благочестивая мусульманская женщина может себе отчетливо представить, какие емкие и глубокие наставления дает ислам по этому вопросу.
Милосердна
Истинная мусульманка всегда добра, великодушна или, иначе говоря, милосердна. В ее добром сердце и доброй душе бьют ключом источники сострадания, сочувствия и жалости. Ей хорошо известно, что за милосердие к окружающим ее людям, ей будет вознаграждение - милосердие с небес. Тому, кто не проявляет жалость к людям, не будет жалости от Аллаха. Милости Аллаха лишаются только те, кто находится в рядах злодеев, не имеющих стыда, злобных. Как сказал благородный посланник: «Кто не был милосердным к людям, к тому не будет милосердным Аллах». «Милости лишается лишь осужденный на мучение». «Умилосердствуй над тем, кто на земле, и умилосердствует над тобой Тот, кто на небесах».
Милосердие благочестивой мусульманки проявляется не только по отношению к домочадцам и родственникам. Сфера его действия значительно шире. Оно распространяется на всех людей. Ей хорошо известно наставление благородного пророка, которое гласит о том, что умилосердствовать надо над всеми людьми и это является одним из условий, требований веры в Аллаха: «Вы не станете уверовавшими, пока не будете милосердными друг к другу». Присутствовавшие сказали ему: «О посланник Аллаха, мы милосердные». Он ответил: «Недостаточно быть милосердным к своему товарищу. Надо быть милосердным ко всем людям вообще».
Ислам щедро открыл все источники всеобщей милосердности, относящейся ко всем, и направил их струи в сердца мусульман и мусульманок, сделал сострадание их отличительной чертой, ставя перед собой цель - создать гармоничное исламское общество взаимной милосердности, присущей всем - мужчинам и женщинам, богатым и бедным, общество, в котором вес стороны жизни обволакивает милосердие, которое от края до края охвачено братством, воздух которого целиком наполнен духом сочувствия и симпатии друг к другу.
Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, всегда показывал яркий пример искреннего, глубокого милосердия. Ссылаясь на Анаса, да будет доволен им Аллах, имам Муслим рассказал: «Пророк, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, сказал: «Когда я начинаю молитву, хочу сделать ее долгой по времени. Но вот слышу плач ребенка и сокращаю время молитвы, ибо знаю, как сильно волнуется его мать из-за того, что ее ребенок плачет».
Благородный посланник поцеловал Хасана, сына Али, да будет доволен им Аллах, когда у него находился Аль-Акрау ибн Хабис ат-Тамими. Аль-Акрау и говорит: «У меня десять детей. И я никого из них никогда не целовал». Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, посмотрел на него и сказал: «Кто не милосерден, к тому тоже не будут милосердны».
Омар, да будет ему благоволение Аллаха, хотел назначить одного человека главой мусульман. Но вдруг он услышал, как этот человек говорит подобно аль-Акрау ибн Хабис, т.е. что он не имеет обыкновения целовать своих детей. И Омар изменил свое решение - не стал его назначать, рассуждая так: «Если ты немилостив к своим детям, то как будешь милостив к чужим людям? Клянусь Аллахом, не буду тебя назначать, ни в коем случае». Затем порвал соответствующую бумагу о назначении, которую приготовил заранее.
Благородный посланник значительно расширил сферу проявления сострадания, милостивости мусульманами и мусульманками. Он не ограничивался только людьми, а считал, что надо испытывать сострадание и по отношению к животным. Это видно из многих достоверных хадисов. Один из них рассказал ащ-Шайхани, ссылаясь на Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах: «Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, сказал: «Шел человек по дороге и изнывал от жажды. Вскоре он увидел колодец, остановился, набрал воды и напился. Тут же оказалась собака, которая ела комья сырой земли потому, что испытывала сильную жажду. Человек подумал: «Эта собака в таком же состоянии жажды, в каком был и я». Он снова спустился в колодец, наполнил водой свой ботинок, держа его ртом, поднялся и напоил собаку. Аллах воздал ему за это, простил ему за прегрешения. Люди спросили благородного посланника: «Что за такое отношение ко всякому четвероногому животному тоже бывает награда?» Он ответил: «За всякое проявление милосердия - награда».
В проявлении сострадания и милосердия благородный посланник достиг, поистине, очень высокого уровня. Однажды он вошел в дом, к нему подлетела птица и замахала крыльями, словно хотела спастись от человека, который взял у нее яйцо, и словно жаловалась на него за такую несправедливость. Он
Спросил: «Кто из вас заставил ее так скорбеть?» Хозяин сознался. Тогда пророк, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, сказал: «Прояви к ней сострадание».
Подобным наставлением благородный посланник хотел заложить в души мусульман и мусульманок чувство глубокой и всеохватывающей милосердности. Он хотел добиться такого положения, когда у каждого, кто произнес две шахады (свидетельствования), сострадание, милосердие органически стали постоянной чертой характера, второй натурой, чтобы это проявлялось и в отношении к животным. Если сердце человека чувствует жалость даже к животному, то он не сможет быть жестоким к человеку.
Благородный посланник, да будет над ним благословение, во многих своих наставлениях побуждал к милосердию и состраданию, все время разъяснял их большое значение в жизни человека, подчеркивая, что они являются ключом к получению рабами Аллаха Его милости и благоволения. Милостивые получают от Него прощение, отпущение грехов, вознаграждение, если даже за ними водились грехи и случаи ослушания.
В сборнике Муслима «Достоверный», со ссылкой на Абу Хурайра, приводится такой хадис: «Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, сказал: «Пока собака кружила вокруг колодца, жажда замучила ее до такой степени, что она была близка к смерти. Одна распутница из племени Бану Исраиль увидела собаку, сняла с ноги сандалию, заполнила ее водой и дала собаке напиться. За это она была прощена»».
Как же велико значение милосердия! Как прекрасен человек, когда ему присуще это высокое качество! Вдумайтесь в это! Ведь Господь, Всемогущ Он и Вссславсн, взял Себе эти качества Своим эпитетом - Милостивый и Милосердный.