Бог обеспечивает в совершенстве
Quot;И иных Бог поставил в Церкви во-первых Апостолами, во-вторых пророками, в-третьих учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки. Все ли Апостолы? все ли пророки? все ли учители? все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? все ли говорят языками? все ли истолкователи?" (12:28-30).
Павел снова напоминает коринфянам о том, что Бог Своей суверенной властью в совершенстве обеспечивает Свою церковь, вооружая ее дарами, различными, но едиными: "Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно" (12:11). Как и в 12:8-10, апостол не представляет здесь исчерпывающего списка духовных даров, но просто приводит примеры, повторяя некоторые из уже называемых выше даров, одни выпуская, другие добавляя, чтобы показать, какими различными путями идет Господь, призывая и вооружая Своих людей так, чтобы они могли работать в гармонии друг с другом. В этом отрывке Павел подчеркивает те же самые три ключевые момента: суверенность Бога при распределении • даров, единство даров и их разнообразие.
В стихе 28 Павел упоминает вначале об определенных одаренных людях, а затем - об определенных духовных дарах. Одаренные люди поставлены Богом, - в точности так же, как члены церкви поставлены или помешены внутрь церкви так, как это было угодно Богу (см. ст. 18, где употреблен тот же самый греческий глагол). Термин "титеми" исходно означает положить или поместить, но часто употребляется, как в этих двух стихах, чтобы обозначить служебное назначение на определенную должность (ср. Иоан. 15:16; Деян. 20:28, - "поставил"; 2 Тим. 1:11). Бог суверенной властью назначил иных людей во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями. Другие должности, на которые Бог назначает или ставит Своих людей, это должности евангелиста и пастора, или пастора-учителя (Еф. 4:11).
Две первые должности, упомянутые в стихе 28, должности апостола и пророка, связаны с тремя основными обязанностями: (1) заложить основание церкви (Еф. 2:20); (2) получить откровение Божьего Слова и объявить его людям (Деян. 11:28; 21:10-11; Еф. 3:5); и (3) дать удостоверение этого Слова "знамениями, чудесами и силами" (2 Кор. 12:12; ср. Деян. 8:6-7; Евр. 2:3-4).
Одаренными людьми в новозаветной церкви были, во-первых, апостолы, и на первом месте из всех апостолов стоит Сам Иисус Христос (Евр. 3:1). Основное значение слова апостол (апостолос) - "человек, посланный с определенной миссией". В этом исходном значении слово апостол употребляется в Новом Завете только по отношению к двенадцати, включая Матфея, заменившего Иуду Искариота (Деян. 1:26), и Павла, который уникальным образом был отделен от мира и призван как апостол язычников (Гал. 1:15-17; ср. 1 Кор. 15:7-9; 2 Кор. 11:5). На такое апостольство имели право только избранные непосредственно Христом и очевидцы Его воскресения (Марк. 13:13; Деян. 1:22-24). Последним человеком, отвечавшим этим требованиям, был Павел (Рим. 1:1 и т.п.). Поэтому заявления некоторых, уверяющих, что и в наши дни в церкви могут быть апостолы, лишены всяких оснований. Это невозможно. Существует мнение, что апостолы были подобны делегатам в учредительное собрание. Как только это собрание завершило свою работу, должность апостолов упразднилась. Когда создание Нового Завета было окончательно завершено, должность апостола прекратила свое существование.
Но термин апостол употреблялся и в более широком смысле этого слова, по отношению к некоторым другим людям в ранней церкви, - к таким, как Варнава (Деян. 14:4), Сила и Тимофей (1 Фес. 2:6) и некоторым выдающимся руководителям ранней церкви (Рим. 16:7; 2 Кор. 8:23; Фил. 2:25). Ложные апостолы, о которых говорится в 2 Кор. 11:13, несомненно пытались подделаться под апостолов этого рода, поскольку апостолов первой группы было всего тринадцать, и все они были широко известны. Истинные апостолы из второй группы назывались "посланники (апостолои) церквей" (2 Кор. 8:23), в то время, как тринадцать были апостолами Иисуса Христа (Гал. 1:1; 1 Пет. 1:1 и т.д.).
Апостолы, принадлежавшие к обеим этим группам, удостоверяли подлинность своего апостольства "знамениями, чудесами и силами" (2 Кор. 12:12), но ни одна из этих групп не ставила перед собой задачу увековечить свою должность. Ни в одном из указанных смыслов термин апостол не употребляется в Деяниях после 16:4. И нигде в Новом Завете нет записи о том, чтобы апостол любой из этих групп после того, как он умирал, замещался бы кем-нибудь новым.
Приведенный здесь текст утверждает, что и пророки тоже назначались Богом как особо одаренные люди и отличались от тех людей, у которых был просто дар пророчества (12:10). Не всех верующих с даром пророчества можно было назвать пророками. Создается впечатление, что должность пророка предназначалась исключительно для работы внутри местного собрания верующих, в то время как апостольство было гораздо более широким служением, которое не ограничивалось никакой территорией, что и подразумевается под словом апостолос ("посланный с миссией"). Например, когда Павел служил в антиохийской церкви, его называют пророком (Деян. 13:1), но во всех остальных случаях его называют апостолом.
Пророк иногда произносил откровения от Бога (Деян. 11:21-28), а иногда просто излагал уже полученное прежде откровение (как это, например, подразумевается в Деяниях 13:1, где эта должность связывается со служением учителя). Пророки всегда говорили от лица Бога, но не всегда передавали своим слушателям новые вести от Бога. О пророках Павел говорит во-вторых после апостолов, и их слова следовало судить, сравнивая с тем, что говорили апостолы (1 Кор. 14:37). Между этими двумя служениями существовало, может быть, и еще одно различие: то, что говорили апостолы, носило более общий характер и относилось к христианскому учению, в то время как то, что говорили пророки, могло носить более личный характер и больше относиться к практической жизни.
Однако и должность апостолов упразднилась после завершения Нового Завета, как и самих апостолов после этого времени не стало. В свое время точно также и пророки Ветхого Завета перестали появляться после того, как этот Завет был полностью завершен, что произошло примерно 400 лет до рождения Христа. Церковь была утверждена "на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем" (Еф. 2:20). Как только основание было заложено, работа апостолов и пророков закончилась. А работу по истолкованию и провозглашению ново-записанного Слова взяли на себя евангелисты, пасторы-учителя и учителя. Предназначение апостолов и пророков состояло в том, чтобы снабдить церковь верным учением; а предназначение евангелистов, пасторов-учителей и учителей состоит в том, чтобы дать церкви все, что ей нужно для эффективного служения. Должности перечислены здесь, в первом послании к коринфянам, не в хронологическом порядке и без ссылок на продолжительность их существования, потому что в то время все они были в употреблении.
Третья должность - это должность учителя, которая может совпасть с должностью пастора-учителя (см. Еф. 4:11; Деян. 13:1). Однако я склонен разделять эти должности. Учитель имеет не только дар учения, но и Божье призвание учить. Он призван к служению, состоящему в том, чтобы изучать Слово Бога и истолковывать это Слово церкви, и он одарен для этого служения. Все, имеющие должность учителя, обладают даром учить, но не каждый, обладающий этим даром, имеет эту должность.
Вторая часть стиха 28 перечисляет несколько характерных духовных даров, и временных, и постоянных. О дарах чудодейственных и о дарах исцелений, являющихся временными дарами знамений, мы уже говорили, обсуждая 12:9-10. О даре говорить на различных языках мы поговорим в следующих главах. Остальные два дара - это постоянные дары служения.
Дар вспоможения - это дар служения в самом широком смысле этого слова, дар помогать другим, поддерживая их день за днем, повседневными, часто незаметными способами. Это - тот же самый дар, что и дар служения (Рим. 12:7), хотя в этом тексте употреблено другое греческое слово. Вспоможение (антилемпсис) - это особенно прекрасное слово, означающее, что человек берет груз, наваленный на кого-то другого, и перекладывает его на себя. Этот дар, без сомнения, является одним из самых широко распространенных даров, и он безмерно важен для поддержки тех христиан, которые служат, применяя другие дары. Это же самое слово использовал Павел в своих заключительных словах, обращенных к эфесским старейшинам, встретившись с ними в Милите по пути в Иерусалим, где его наверняка ожидал арест: "Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: блаженнее давать, нежели принимать (Деян. 20:35).
Филиппийцам Павел говорил, что посылает к ним Епафродита, "брата и сотрудника и сподвижника" своего, "а вашего посланника и служителя в нужде" его, который "за дело Христово был близок к смерти, подвергая опасности жизнь, дабы восполнить недостаток ваших услуг" ему (Павлу) (Фил. 2:25, 30). Какими бы еще другими дарами Епафродит ни обладал, ясно, что у него был дар вспоможения, и он преданно служил, применяя на деле этот дар.
В даре вспоможения нет ничего эффективного или блестящего, и зачастую его не так уж высоко ценят, как это и происходило в коринфской церкви. Но это - Божий дар, и Бог высоко ценит людей, которые преданно служат, используя этот дар. Так же высоко ценит их и любой руководитель, ведь он знает, насколько важны незаметные помощники, на которых можно положиться.
Дар управления - это дар руководства. Использованное здесь слово происходит от "кубернесис", что буквально означает "править рулем" или "вести судно", и в этом значении употребляется, например, в Деяниях 27:11. Это слово относится к тому человеку, который ведет судно или церковь по назначенному курсу, так, чтобы судно могло прибыть в пункт назначения, а церковь - исполнить свое предназначение. В Версии Семидесяти (греческой Версии Нового Завета) этот термин используется несколько раз, и каждый раз по отношению к мудрости. В Притчах (12:5) это слово переведено как "помышления", а в книге пророка Иезекииля мудрые люди сравниваются с "кормчими" (27:8).
Дар "слова мудрости" (1 Кор. 12:8) связан с" пониманием и практическим применением истин Божьего Слова. Мудрость тех, кто имеет дар управления, состоит в способности принимать мудрые решения ft побуждать, мобилизировать и направлять других членов общины к цели. Чаще всего даром управления обладает пастор, - эта способность необходима для того, кто собирается хорошо руководить церковью (ср. 1 Тим. 5:17; Евр. 13:7, 17, 24). Как и капитан корабля, руководитель церкви - не владелец, а только слуга. Церковь принадлежит Господу Иисусу Христу; тот, кто имеет дар управления, - Его слуга. Нет никаких указаний на тот счет, что обладание этим даром ограничивается только пасторами; этот дар имеется и у многих других, кого Господь призвал на разнообразные руководящие должности.
Поскольку у коринфской церкви не было "недостатка ни в каком даровании", в ней должны были быть и люди, одаренные даром руководства. И поскольку эти руководители, очевидно, не делали свое дело "благопристойно и чинно" (14:40; ср. ст. 33), мы можем также сделать вывод, что либо они не пользовались своими дарами, либо остальные члены церкви отказывались подчиниться их руководству.
При перечислении должностей и даров в 12:28 для Павла главным было подчеркнуть снова, как "различны служения" (ст. 5), которые Бог дал Своей церкви. Упоминая служения и многие из даров, он риторически спрашивает о каждом: все ли принадлежат к этому типу служителей? или "не все же имеют этот дар, не так ли?" У Бога не было намерения давать всем один и тот же дар, и у Него не было намерения давать всем выдающиеся, из ряда вон выходящие дары. Должности и дары Он распределил согласно Своей суверенной воле, "как Ему угодно" (12:11). Обязанность верующих -принять с благодарностью те служения, которые им даны, и преданно осуществлять их.
Интересно заметить, что те два дара, которые впервые упомянуты в стихе 28 и о которых в стихах 29-30 уже не говорится, это дары вспоможения и управления. Можно предположить, что именно эти дары менее всего ценились коринфянами, - но как раз в них они до крайности нуждались.