Судья и воевода
Славяне - дети леса. Лесные духи более близки нашему сердцу. Наш Леший родственен античному Пану, хозяину природных ландшафтов, Сильвану (слово "сильванус" означает "лесной"), Фавну и его женской ипостаси Фауне (нашей Лешачихе). Не зря животный мир назван Фауной. Как Фавн, так и Сильван считаются существами довольно добродушными, а иногда и опекающими людей. Но Фавна чтили в основном представители власти, а Сильвана - простой народ. Гораций пишет как земледельцы благодарили Сильвана - приносили ему молоко.
Леший - это совокупный дух всех обитателей леса (биополе леса, говоря языком науки). Это ему обычно приписываются таинственные влияния, которые испытывает лесной путник, блуждая по лесу. В греческих мифах и в русских сказках, в преданиях всех арийцев Лесной Хозяин подчас оборачивается мудрецом-наставником, обладателем сокровенных знаний. Достойному он дарит могущественных зверей-помощников и посвящает его в тайны Природы. Но специально встречи с ним не искали.
Как все духи, Леший может принимать различные образы, и тем самым он сближается с оборотнями. Носится Леший по своим лесам, как угорелый, с чрезвычайной быстротой и всегда без шапки. Обладая способностью перевертываться, леший часто прикидывается прохожим человеком с котомкой за плечами. Если Леший показывается голый, то легко заметить, как сходен он с общепринятым изображением черта: на голове у него рога, ноги козлиные, голова и вся нижняя половина тела мохнатые, в космах, борода козлиная - клином, на руках длинные когти.
В косматом, мохоногом Лешем его звериная сущность сочетается с духовной. Самая большая гордость и украшение Лешего - это венчающие его рога. Рога - это неотъемлемая принадлежность, существеннейший признак священства. Рога - это корона оборотня, звероликого языческого божества. Отсюда короны-обереги языческих королей - диадемы с отростками, изображающими рога. Не зря христиане наделили своего Сатану, воплощавшего всё языческое "зло", именно рогами (Сатана - собирательный образ). Сатанинские рога призваны пугать маленьких детей, старух, да твердолобых христиан. Но каким образом могли возникнуть рога? Зачем они нужны животным? Однозначно и ясно на этот вопрос зоологи ответить не могут.
Хозяин леса, Леший, порой не отличается от людей, но чаще всего он бывает одет в звериную шкуру. Леший был наделен отрицательными качествами: левая сторона запахнута на правую, левый лапоть падает на правую ногу, мог быть одноглазым или кривым на левый глаз, хромой на левую ногу. Понятно, что Лешего такими отрицательными качествами могли наградить только христиане.
Язычники воспринимали лес как Живое Существо. Таинственный, дремучий лес, настороженно обступающий тебя со всех сторон, и сейчас наиболее будит наше воображение. Входишь в сказочный лесной мир, полный прелести и очарования, - и воздух, травы, деревья, запахи и звуки - все это превращается в огромное Единое. Буквально всей своей кожей и всем нутром отчетливо чувствуешь, какой гармонией, какой жизнеутверждающей силой наполнены чертоги вокруг тебя. Эта гармония и эта сила, что так реально ощутимы, и есть тот самый Дух Леса, которому поклонялись наши праотцы.
Лес обладает неким единым сознанием, слагаемым из сознаний и чувствований всех его обитателей. Не отдельные растения и животные, а их совокупное и слаженное взаимодействие даст представление о том, что такое Жизнь Леса. Различные организмы, как клеточки тела, пульсируют в едином биоритме.
Зимой Лешие в лесах притихали. Там активничали калинники: Морозко и Трескунец. Идя в лес, человек всегда был настороже. Но с другой стороны, он мог рассчитывать на помощь Леса. Поэтому он старался понравиться Лесу. А это значило: не вредить лесу, не убивать зверей для развлечения, не ломать зря деревьев и кустов, не засорять лес, даже без нужды громко не кричать, не нарушать ритм Природы. Так язычество воспитывало в человеке правильное и бережное отношение к окружающему его миру. Охотник обязан был попросить прощения у леса за убитое для пропитания животное.
Тёмный сумеречный лес подвергает “царя Природы” в неподдельный страх, даже когда нет никакой опасности. Это неуютное чувство, что там “кто-то есть”: за каждым деревом, под каждым пнем. А ведь когда-то, дух леса был доброжелателен к юному человечеству. Но “человек разумный” разорвал узы, связующие его с Природой. И не только исключил себя из общества живых существ, но и стал их врагом и прямой опасностью. И потому - страшное одиночество человека, оказавшегося в лесу, даже в родном лесу. И вокруг него полное безмолвие: неприязненные настороженные деревья, звери и птицы. И оттого нападает на изгоя панический страх во владениях великого Пана-Лешего!
На северном берегу озера Верхнего огромные пространства - более ста тысяч квадратных километров - покрыты лесными массивами, в которых ежегодно теряются в среднем сто человек. Жертвами сурового края становятся в основном охотники и рыболовы, но в их число попадают моряки и пилоты, потерпевшие аварию. В интервью газете "Toronto Sun" Мак-Николсон, член местной поисковой команды спасателей, состоящей из 250 добровольцев, заявил: "Возникает нечто вроде клаустрофобии. Густые дебри обступают со всех сторон. Люди впадают в отчаяние и в панике бросаются куда глаза глядят, продираются через заросли, бегут до изнеможения. Помню, однажды нам пришлось одеть на одного несчастного смирительную рубашку. Он выбежал навстречу поисковой команде, но, казалось, не видел нас. Пришлось сбить его с ног и дружно навалиться - с трудом справились".
Леший в народном сознании так и не слился с обликом какого-нибудь демона, хотя церковь очень старалась. Исследователи устного народного творчества северных славян обращают внимание на то, что в сказках и преданиях крестьянину часто помогают лешие, черти и другая нечисть, противостоящая церкви, попу и попадье. Здесь пусть слабый, но отголосок народного мировоззрения: протест и неприятие христианства.
ВОДЯНОЙ. Если Леший - хозяин леса, то Водяной - хозяин рек, озер и ручьев. Особой силой наделялись родниковые Водяные. Ведь родники, по преданиям, возникли от удара молнии Перуна-Громовержца. Такие ключи назывались "гремячими", и это сохранилось в названии многих источников. Вода была для славянских язычников исконно доброй, дружественной стихией. Но, как и все стихии требовала уважения. Могла ведь и утопить, погубить ни за что. Могла смыть деревню, поставленную "без спросу" у Водяного.
РУСАЛКА-БЕРЕГИНЯ. Изначально Русалки - родовые хранители, берегини русов, на что указывает само их имя от глагола “БЕРЕЧЬ”. Русалки-Берегини оберегали сородичей - Род русичей. Их чтили в образе священного дерева - Русской Берёзки. Берёза отождествляется только с Русью. Слово "Русалка" происходит от прилагательного "русая", то есть светловолосая.
Костомаров в "славянской мифологии" приводит народное название Русалок: "Краса - русая коса". Фаминцын в "Божествах древних славян" называет Русалку "светлой, златовласой, русовласой богиней". Сахаров в "сказаниях русского народа" сообщает предания о "русалках-девицах с русыми волосами". Афанасьев передает древнее воззрение на Русалку, как на "бледнолицую красавицу с русыми косами".
С какой стати название русалок должно происходить от санскритского rasa - жидкость, влага, вода? Или от кельтского rus, ros - озеро, пруд, или от латнского ros - роса? Теперь же русалку недалекие историки и мифологи производят от латинского корня "рос" и античных розалий. Они уподобляются тем недоумкам, выводящим Лелю от иудейского "аллилуя", а ИеРУСалим - от русов (или русов - от Иерусалима). А какое отношение к нашим русалкам имеет "римский праздник весенних поминок” dies rosae rosalia? Да никакого.
Своё чувственное, одушевленное воплощение наши Феи-Покровительницы обрели в поэтическом образе Русалок, впитавшем в себя народное восхищение. Русы вложили в этот образ особо чтимое, родственное значение, придали ему обаяние и дивную прелесть, наделили любовью и обожанием, прозвучавшим в древних и загадочных обрядовых песнопениях и заклинаниях.
Природа едина, но она многомерна. Нет непереходимой границы между различными уровнями её материальности. Русалки - медиумические существа, живущие в обоих мирах. Они посредницы между Явью и Навью, между нашим миром и страной Пращуров. Страна эта не на небесах и не под землей. Она здесь. И мы безсознательной частью своего естества живем в ней, сами того не замечая. Русалки - ясновидящие проводницы душ сородичей-русов туда и обратно (в этом они схожи с валькириями).
Понятно, что христиане сделали все, чтобы очернить столь дорогой народному сердцу образ Русалок, прервать волшебную связь поколений и осиротить русичей, лишив их незримого покровительства. Девы, несущие берегущие жизнь, были дьяволизированы и превращены в свою полную противоположность - в пагубную, зловещую нежить, которая только и думает, как бы кого утопить в воде или наслать болезни.
Русалок не смогли "запретить" попы, не смогли обезчестить и кабинетные сухари-ученые и составители увесистых мифологических словарей с красивыми обложками, но с тупым содержанием, высокомерно объявившие их "персонажами низшей славянской мифологии".
В то время как образы древних богов давно стерлись в народной памяти, а если и сохранились, то под именами иудохристианских "святых", то образы "низшей мифологии", ближе связанные с Природой и со всем бытом, сохранились почти целиком в древнейшем виде. Оно и понятно. Ведь в повседневной жизни человек был связан с ними гораздо больше, чем с "высшими" богами.
Так называемые "боги" - великие господа и податели благ - есть культ позднейший, раболепный, жреческий, и потому невозможно восстановить древние представления о Дажьбоге, Стрибоге, Семаргле. Да и надо ли? Маловато от них толку. Узаконенные князем Владимиром в 980 году на восемь лет языческие боги не были запечетлены в глубинах народной памяти и не получили никакого отражения в сказаниях и песнях. Но зато сохранились самые живые народные представления о различных соседствующих с человеком природных духах лесных, полевых, водяных. А в наших сказках, в древнейшем виде устного творчества никаких богов нет и в помине. Там действуют волшебные силы Природы.
Нет никаких воспоминаний об обрядах и празднествах в честь Семаргла и, скажем, Деваны (церковь с ними даже не боролась). Однако жестоко преследовавшиеся русалии дожили до начала XX века. Кое-где сохранился ещё обычай "проводов русалок", хотя понятие о значении обряда было уже утеряно.
Они - всегда рядом, в скользящей неуловимости своих воплощений: Домовой - в доме, Леший - в роще за околицей. Водяной - в пруду под горой. Луговик - на лугу, перед опушкой леса. Русалки - возле ручья. Язычники были убеждены в повсеместной населенности Природы сонмами различных духов. Именно их природная, а не воображаемая сущность и является причиной столь стойких убеждений.
В раннем язычестве русалки обладали свойством вездесущности, а не ограничивались одной лишь водной стихией. Были русалки не только водяные, но и лесные, полевые, полудницы, полунощницы, снегурки и другие. Вообще, каждому природному явлению соответствовали свои русалки, или вилы, купалки, мавки (майки), самодивы, девы-древяницы, сестрёицы числом тридевять.
Русалки - вечно прекрасные, вечно юные девы, питающиеся цветочными благоуханиями. Красивые, обнажённые, с распущенными волосами, в венках из цветов. Русалочьи игрища справляются так называемыми воробьиными ночами, когда вся Природа насыщена особой магически магнетической силой.
Образ русалок, подчёркивающий их женские достоинства, настолько ясен, что не вызывает никаких сомнений. Само представление о Русалках - полногрудых нагих красавицах - указывает на связь с культом жизни, весны, любви, чадородия. От русалок, владеющих тайной и силой рождения, зависит плодородие нив и вообще всякой живности. Ведь русалки - дочери самой Матери-Земли!
Женщина, самой Природой призванная к деторождению - воплощению Предков, ближе, поэтому к миру Духов-Предков и чувствительнее к влияниям оттуда. Во всех древних мировидениях именно жрицы служили посредницами для общения с Духами. Устами жриц Духи возвещали свою волю. Испокон века и до наших дней среди коренных народностей Сибири и индейцев Америки шаманок и знахарок в процентном отношении гораздо больше, чем шаманов и знахарей.
Всенародные празднества, посвященные Русалкам, связывались как с культом плодородных сил Природы, так и с чествованием Предков. Поскольку половая сила и деторождение издревле сопрягались с плодородием Земли, то русалки, олицетворяющие любовное вожделение, одновременно олицетворяли и плодоносную силу Земли. Обнажаясь догола, участницы тайных женских обрядов-русалий подражали Русалкам и усматривали в этом залог своего благотворного влияния, как на плодовитость рода-племени, так и на урожайность посевов. Известен обычай, когда женщины, раздевшись догола, обходили вокруг поля - это мистерия, призывающая повысить плодоносность урожая.
Русалки были также покровительницами браков. Церковные поучения, проклинающие стародавние народные обычаи, свидетельствуют об священных купальских свадебных обрядах, совершаемых у воды, у водных источников.
Почитание русалок-рожаниц не заместилось культом каких-либо иудохристианских святых, архангелов или херувимов, как это случилось с Перуном (Илья-пророк) и некоторыми другими богами. Чествование русалок осталось чисто языческим и поэтому наиболее рьяно преследовалось церковью. Оно и понятно: ведь Русалки - женские божества плодородия, размножения, родительницы жизни, олицетворяющие великие плодоносные силы Природы. Они явно противоречат болезненному христианскому неприятию земной жизни как низменной, греховной и наполненной всякими страданиями (которые христиане сами для себя выдумывают).
Тот, кто ненавидел жизнь, ненавидел и женщину, ибо она порождает жизнь. Библия заклеймила женщину существом низшим, неполноценным и изначально нечистым. Даже само зарождение человека уже считалось порочным. Иначе как понимать бредовое "непорочное зачатие" Марии? Церковники, эти ублюдки, с превеликим удовольствием оскопили бы всю Природу, если бы только смогли. Но мыслимо ли победить Природу?
Во врождённых мировоззрениях мужчина и женщина равноправны и взаимно дополняют друг друга. Само слово "пол" в нашем языке означает именно ПОЛчеловека, ПОЛовину ПОЛноценной, человеческой сущности.
Монотеистические религии (иудаизм и две его отрыжки - христианство и ислам) не просто внесли разлад и неразрешимые противоречия в отношения полов, но ставили женщину вне закона, прямо объявляя ее носительницей зла. Эти же религии налагают на женщину множество унижений, ограничений и запретов. Ислам наличие души в женщине вообще не признает.
"Женщина - существо исключительно половое, олицетворение первородного греха, своей сексуальностью опутывающее, порабощающее и губящее мужчину, его - носителя духа, творца цивилизации", - заявляется в "Молоте ведьм" (руководство для охоты за ведьмами), изданном в 1486 году двумя монахами. Книга обращается к читателю с вопросами типа "Почему женщины особенно склонны к дурным поступкам?". И сами на него отвечают: "Колдовство происходит из похоти, которая в женщинах ненасытна… поэтому ради её удовлетворения они якшаются даже с дьяволом". По мнению Вильгельма Овернского женщина должна "покрываться краской стыда при одном только сознании, что она женщина".
Иисус сказал, что ты уже прелюбодействуешь с женщиной, если глядишь на нее с вожделением. Св. Киприан говорит о девушке, способной вызвать у мужчины вздох вожделения, что она безстыдна. А если она зажгла в ком-нибудь, даже сама не зная, любовное пламя, то она вообще уже больше не девственница.
"Ты - преддверие дьявола, ты - нарушившая запрет в отношении этого дерева (то есть Ева). Ты - первая пренебрегающая божественным законом, это ты уговорила его, которого дьявол не пожелал преследовать" - восклицает Тертуллиан. "Все зло - от женщин" - жалуется св. Иероним. Он утверждает, что женщина вообще не создана по подобию божьему, ибо в "священном писании" ничего не говорится о душе при сотворении женщины. В церкви мало-помалу зрело убеждение, что женщина - исчадие ада, наперсница Сатаны и даже "дьявол во плоти" по словам св. Антония. Один собор за другим провозглашает женщину "нечистой тварью", "началом бесстыдства и позора", "злым духом", убивающим всё благородное в мужчине и представляющим смертельную опасность для "спасения души". И, наконец, на Маконском соборе в 585 году был поднят вопрос: имеет ли вообще женщина душу? Человек ли она? Сейчас это кажется смешным, но тогда это было совсем не смешно.
Вместе с жидохристианством и Древняя Русь восприняла от Византии унизительный взгляд на женщину. Пишутся обширные поучения против женщины вообще, где она выставляется воплощением зла. В сборниках "Златоуст" и "Пчела", составленных в монастырях, тщательно подбираются враждебные женщине библейские высказывания и отзывы доморощенных изуверов-женоненавистников.
По церковным канонам женщина после рождения ребенка 40 дней считается нечистой (это, кстати, по жидовским представлениям!). Поп читает над роженицей "очистительную" молитву. В средневековых домостроевских правилах предписывалось: "жена аще родит детя, не ясти с нею". А в дом, где "мати детя родит", не следовало входить три дня после родов, дабы не навлечь на себя "нечистую силу". По истечении же трех дней надо было "помыть всюде" и сотворить молитву, какую принято творить "над сосудом осквернившимся". Трудно понять весь этот идиотизм.
Очень, кстати, примечательно, что подобные мерзопакостные наставления проникнутые противоестественной ненавистью к женщине и шире - к женственности, сочинялись, в основном, монахами-пустоцветами, чья "победа над плотью" оборачивалась педерастией, то есть однополой любовью.
Монахам было запрещено вступать в связи с женщинами, но о мужчинах этот запрет умалчивал. Тем более что и сам Иисус, отнюдь не чуждаясь плотских утех, а, будучи любителем и выпить и закусить, не был, однако, женат и вообще питал явное равнодушие к прекрасному полу, предпочитая развлекаться с юными апостолами. "У меня, как у специалиста в своей профессии, нет ни малейших сомнений в том, что группа лиц, собравшихся вокруг Иисуса, представляла из себя не только религиозную секту внутри простонародной ветви иудаизма, но и типичнейший образчик гомосексуального братства", - пишет в своем исследовании известный чешский психотерапевт К. Райкова.
В XI-XII веках в церкви окончательно сложилось представление о ведьме, как о женщине, заключившей союз с Сатаною, и свыше девяти миллионов несчастных жертв были сожжены заживо "во славу божию" (а это 3/4 от общего числа только сожженных). На Руси предпочитали сжигать в срубах.
Мы даже не сохранили имен многих тысяч наших Великомучениц, вплоть до XVII века сжигаемых православными изуверами и сексуально озабоченными выродками-богоносцами.
Стонало озеро, кричало,