ВОПРОС: Как Вы черпаете вдохновение, и как появляются новые идеи?
Александр Цвелик
ЦВЕТ И ДЫХАНИЕ ГОДА
|
ДЫХАНИЕ ГОДА
В статье использованы рисунки автора и участников курсов по живописи
в Казани, Нижнем Новгороде, Москве и других городах.
Вот уже почти год продолжаются занятия по теме «Дыхание года». Я провожу их в разных местах, разных городах… Появилось множество прекрасных рисунков, сделанных участниками, кто-то начал дальше рисовать уже сам. Увидев их, одна из моих бывших учениц, которая сама тоже рисует (я работал в вальдорфской школе Ярославля) задала вопрос, на который я решил ответить широко:
ВОПРОС: Как Вы черпаете вдохновение, и как появляются новые идеи?
Основа - последовательное рассмотрение душевно-духовных-цветовых процессов года, как они проявлены в природе на три голоса (для начала – на три; четвертый – твой собственный ответ, который тоже может стать полифонией) :
1.Движение света (приливы и отливы в суточном и годовом движении солнца ) Это первый голос.
2.Второй голос - ответ воздушного океана свету, его эхо. Когда солнце садится, заливает все теплыми лучами, ответ воздуха дополнителен («Дополнителные», комплиментарные цвета. См. Учение о цвете Гёте). - С противоположной стороны неба притекает, прихлынывает синий, голубой, фиолетовый...они движутся следом, "за" солнцем. Этот ответ воздушной сферы всегда СОВЕРШЕННО ТОЧЕН. Баланс красок, конечно же, меняется в зависимости от времени года, высоты места и.т.д. Он дышит. В нем открывает себя дыхание МИРОВОЙ ДУШИ, СОФИИ.
3. Третий голос - земли: на ней одновременно разыгрываются ответы на 1 и 2 голоса - неба-света и неба-воздуха. Но не на чистом листе, не на пустом месте, а на уже существующих потоках КРАСКОК ЗЕМЛИ. Они успели нечто вобрать в себя и сохранить от прошедшего состояния.
Тут надо еще учитывать цветение, как еще один поток цвета. Осенью, например, оно захватывает даже кроны деревьев - они ЦВЕТУТ листвой. Осенняя листва - вобрала тепло и золото лета, постепенно "сгорая" краски осенней земли переходят от лимонно-желтого к оранжевому , охристому, красному, бордовому, коричневым тонам , до буро-черных и серо-пепельных, в уже опавшей листве. Но не всякое дерево доходит до красных тонов - березы идут не дальше лимонно-желтого, и рыжея, уже опадают... Рябина и весной просыпается позже берез – она даст оранжевый и красный, а в ягодах - киноварно-алый. А дуб - самый поздний весной - даст багровые и бурые тона. Все деревья дышат с землей и солнцем, но В СВОЕЙ фазе.
И на фоне собственных цветов растений и земли разыгрывают свое эхо два голоса - голос СВЕТА- со стороны Солнца - и голос ОТВЕТА тьмы и тени воздушного океана.
Есть и другие голоса в этом хоре . Когда наступает ПРЕДЗИМЬЕ (время ПРАЗДНИКА ФОНАРИКОВ) - процесс сгорания в природе доходит до своего завершения, все золото осыпается на землю (см. рис. "Предзимье") и земля начинает как бы светиться: светлые тона оказываются ниже, а темные выше; градация света оборачивается в направлении от земли к небу , от золота внизу ко все более темным, сожженным тонам веток...
Земля здесь сама дает праобраз нашей душе : «ЗАЖГИ ВНУТРЕННИЙ ОГОНЬ, с которым пойдешь ты через зиму к РОЖДЕСТВУ!» И если мы его зажигаем - печку, свечку, ДОМАШНИЙ ОЧАГ, у которого может согреться сердце - свое и близких- то мы проникаемся силами "праздника фонариков – милосердия св. Мартина" - желания делиться частью: своего тепла, своего очага… как делится своими плодами природа ко времени осени. (Осенины, праздник урожая, яблочный Спас… Все это – вехи на пути милосердия мира, взывающего к нашему ВНУТРЕННЕМУ пробуждению – а, значит, к внутреннему свету и любви.
"Праздник фонариков"в ноябре более на душевном уровне, немного по-детски, предваряет собой более глубокое душевное преображение.
Человек – если он хочет быть именно человеком, а не растением или животным – дополняет своей душою Землю. И тогда, если твой огонек уже горит, событие поворота ночи к свету - РОЖДЕСТВА - может быть замечено и прожито в резонансе с миром, сознательно, действительно ОЩУТИМО.
Сама Вселенная дает нам образ внутреннего духовного обновления.
ОГНИ В ТЕМНОТЕ
«Рождественская спираль» (за 4 недели до Рождества, во время перед «Адвентом»- букв. «Ожиданием» Рождества) – являет праобраз душевного странствия в это время года: движение по спирали к внутреннему огню(к Духу, источнику жизни) вовлекает в процесс и взрослых, и детей.
Кто не знает, что это за спираль, опишу коротко. На полу выкладывается спираль из еловых веток. Все стоят вокруг, поют, играют рождественские песни И взрослые, как своего рода ангелы-хранители, по одному ведут детей по этой спирали к центральной свече, в центре спирали, чтобы дети могли зажечь свою свечку от ее центрального огня. На обратном пути по спирали свечку ставят в на саму спираль, добавив ее огонек к остальным… так спираль растет от центра, с каждым следующим идущим. В качестве «подсвечников» традиционно часто используют яблоки. (Можно усмотреть в этом связь с праздником Михаила, где яблоки на весах перевешивают собой черную чашу, символизирующую зло. К яблокам(железо! оно играет роль ПРОБУЖДАЮЩЕГО в нашей крови!) добавляет свой меч Михаил, и тогда весы перевешивают… От Михаила Рождество отделено как раз 12 неделями).
Есть два вида свечения, или СВЕТА [1] Одно - это свечение теплых цветов; можно сказать – «золотое». Другое - свечение холодных тонов, «голубизна», «синева»… Сульфур (сера) и фосфор, так это называли алхимики. (См. опять же, учение о цвете Гёте – «о-свещенная» среда и «про-свеченная»)
Но прежде, чем вспыхнет ответный внутренний огонь в сердце (а именно о нем слова рождественского песнопения - «Слава в вышних Богу! И в человеках благоволение»), земля совсем уходит внутрь, в себя, а пространство ее открывается космосу, ХОЛОДНОМУ ЯСНОМУ ВНЕШНЕМУ ЗВЕЗДНОМУ СВЕТУ . («Слава в вышних…)
Земля перед Рождеством открывается зеленовато-голубому, звездному свечению ночи. И чем дальше на север, тем сильнее это проявлено, вплоть до своего максимального праобраза «свечения земли» - северного сияния. Собственно, движение к Рождеству - это и есть внутреннее движение души к
"ВНУТРЕННЕМУ СЕВЕРУ ДУШИ".
«Слава в вышних!»
И постепенно "на землю сходит царство серебра", а "царство золота уходит в землю"[2]
Земля ждет этого «царства серебра» - снежного покрова, который даст отразиться в земном небесному, звездному-астральному свету! («Зимы ждала, ждала природа…» и еще:»Зима! Крестьянин, торжествуя…»)
Вот так – торжествуя - это будет выглядеть: ----
Но это еще не скоро… Пока предстоит пройти САМОЕ ТЕМНОЕ ВРЕМЯ.
Не просто "в землю" уходит «царство золота». Оно уходит в ГЛУБИНЫ в самом широком смысле - в сокровенное, внутренне царство Духа, не видимое внешним глазом… таящееся в глубине Души, и ее питающее и оживляющее...
И оно должно быть снова пробуждено из глубин в сердечных, РОЖДЕСТВЕНСКИХ силах, идущих из средоточия, истока внутреннего мира. (В сказках это изображается, как странствие в подземное царство и выход героя оттуда преображенным. Или если странствует девушка- Душа- то она возвращается «женихом», образом Духа, второй своей половиной).
Постепенно, в тишине и темноте, за 12 ночей, проступает внутреннее таинство Рождества, как пробуждающаяся жизнь…
В ее пробуждении всегда есть две стороны, два потока сливаются меж собой –
поток сердца, любви и простоты, поток ПАСТУШЕСКИЙ (описанный в Евангелии от Луки) - и поток мудрости, возвышенности и достоинства, поток Королевский. ( Его находим мы в Евангелии от Матфея).
Только когда действуют – как ДЫХАНИЕ ГОДА – оба потока, тогда может «ДОБРОМ СТАТЬ» исходящее из них деяние, по-ступок.
----------------------------
Рождественская елка – собирает вокруг себя, как в фокусе - и снова раздает - ВСЕ ДАРЫ, даваемые годом. И Рождественская спираль также показывает этот мотив: внутрь- за светом – наружу- со светом; внутрь- со свечой; наружу- с новым огнем, зажженным в центре ; собирание- раздача… Собственно, глядя вспять от Рождества, видишь: весь год несет свои дары ему навстречу. Лето- и осень - краски и плоды, зерно, яблоки и орехи, ягоды, грибы… все, что мы ЗАГОТОВЛЯЕМ НА ЗИМУ. Весна – цветы, зима – свои кристаллы, снежинки и звездочки…
Можно, проживая каждый праздник года, думать, - а что несем мы с него к Рождеству? И отложить что-то, оставить уже на Рождество!
Глядя же от Рождества не вспять, а вперед – видишь мотив ДАРЕНИЯ собранного. Вырастание плодов из того, что запасено, но не для себя – а для других и для мира. Именно с этого времени начинают просыпаться растения: прорастать лук, картошка в подвале, а внутри разрезанной тыквы обнаруживаешь… Проросшие в ней, прямо внутри, семечки! А до этого они не прорастали, а ХРАНИЛИСЬ. Тыква тоже празднует Рождество…Поворот времен - к будущему…
Каждый из процессов, происходящих в ходе года, может быть увиден как поток, движение, ПРОЦЕСС ИЗМЕНЕНИЯ ЦВЕТА. Об этих потоках как раз и рассказываю я на занятиях, немного набрасываю последовательность цветовых «растяжек», показываю направление встречных цветовых движений, которые, сталкиваясь, образуют формы ПРЕДМЕТОВ.
И все у всех получается. Душа отзывается на эту музыку цветовых потоков с облегчением понимания.
Помеха бывает в одном: когда от любви к процессу выращивания картины, от вИдения и игры потоков цвета, из которых (постепенно!) спрядаются, выявляются и предметы тоже, перескакивают к нетерпеливому вожделению: "А Я ХОЧУ ЗДЕСЬ… (и называется какой-то предмет: елочка, домик, дорожка… ) Процесс рождения забыт! картина превращается в поле, на которое врывается со своими представлениями голова, и в ослеплении своим желанием пытается вбить, как гвоздь, в живую ткань картины свое ПРЕДСТАВЛЕНИЕ о предмете. СЛЕПОТА к уже нарисованному,- отключение от потоков цвета, образовавшего картину. В нее пытаются вставить чужеродное - «протез», «имплантант» живой вещи. А он чужой, он не родился в ней… Как если ткали ковер, и вдруг вырезали из него кусок - и вшили пластмассовую елочку из игрушечного магазина… Здесь всегда появляется примитивная схема предмета, а не то, как он выглядит. Поэтому и домик обычно рисуют как квадратик, даже не заполняя его цветом внутри, елочку – как штрихи косого паркета… Как быть?
- «Попробуй найти в уже нарисованном на картине что-то, похожее на краешек крыши, или макушку елки, или намек на дорожку, она может быть в другом месте, где ты ее еще не видишь»- говорю обычно я. – И теперь надо просто помочь, чуть-чуть продолжить уже проклюнувшееся, уже появившееся намеком! Помочь вырасти тому, что есть, вместо того, чтобы сбрасывать на картину десант своих «я хочу »… Спроси картину – где в ней ЭТО уже прячется? И помоги этому проявиться. Будь садовником, а не захватчиком…Возделывай, а не вбивай…
Если удается удержаться в потоке цветов - то картина всегда дышит...
Вдохновение - оно разлито в мире, в природе, и является в момент НАШЕГО ВНУТРЕННЕГО ОТВЕТА на ее движение. В МОМЕНТ РЕЗОНАНСА. (Собственно, само слово «ВДОХновение» указывает на это».
Примеры рисунков участников курсов
ОСЕНЬ. ПРЕДЗИМЬЕ
Лично мне в понимании и работе помогает взгляд на мир цвета Лианы Колло Д`Эрбуа – (кн. "Сферы цвета;) учение о цвете Гёте; множество лекций Р.Штейнера – в том числе, о цвете, о праздниках года, о годовом кругообороте. И, конечно - собственные наблюдения, сделанные вместе с «Календарем души», Штейнера. Но главное - ЛЮДИ, которые приходят на занятия, и рисуют, ХОТЯТ ВИДЕТЬ И ЧУВСТВОВАТЬ! Рисовать не для украшения стен, а ЧТОБЫ ВИДЕТЬ МИР. Внимать происходящему чуду мирового свершения. Внимать потоку красок, потоку смен времени, небесам и земле, - и ответному, внутреннему голосу своей души и духа, звучащему навстречу миру!
Хочу выразить сожаление: на такие занятия приходят практически только женщины. Если в группе из 20 человек есть один мужчина - это уже редкость. (Если 2 - значит, ты наверное в вальдорфской школе...)
Есть, однако, и надежда: может быть они, эти мужчины, тем временем также ведут какие-то важные курсы для души? Только по какому-то другому разделу? Вот в Казани – занимаются движением - ботмеровской гимнастикой! И скоро придут позаниматься вместе с нами… А мы вместе с ними будем заниматься движением…
ПРИЛОЖЕНИЕ. Стихи А. Демидова
А.А. Демидов
ВРЕМЕНА ГОДА
Поставлено как детский
спектакль в январе 1982 г.
* * * В потоке реют огненные духи о чём они вещают в смутной мгле? "Вы, люди, остаётесь вечно глухи и вечно слепы на своей земле, вы гасите Божественные звуки и как кроты копаетесь в золе..." * * * Плывут над миром древние светила, о чем они там шепчутся в ночи? "Пока любовь тебя не подчинила, ты над природой власти не ищи. Пока ты не постиг закона судеб не домогайся власти над людьми, не оскверняй свой путь, и пусть он будет предначертаньем звезд в твоей крови!" Земля, кружась, проносится в пространстве и сбрасывает кожу как змея; Сие - есть время: города и страны, слова людские, мысли и дела в Реке Времен навечно застывают. Концу пера подобны Мы, планеты, им Дух Вселенский пишет в небесах. Несется год по огневым кругам! Полудня Солнце, став в зените мира в Иванов день струит потоки чувства, сжигая лес и травы, грезы лета, в Михайлов день бушует пламя воли, В хрустальный круг Рождественских ночей полуночное Солнце шлет свет мысли, И первозданной белизной сияет Пасхальный Агнец жертвенной любви Колокола Весны звонят над миром! И сонмы стрел сверкающего Солнца с прозрачных круч срываются с ветрами! Неистово стремительные воды бушуют в реках и моря вздыхают, и льды гремят на северных озерах, и вторит небо голосом громов! Колокола Весны звенят над миром! И, разорвав оковы зимней стужи, Душа Земли стремится к небесам и мощно увлекает за собою потоки трав, ладони клейких листьев, в венчики раскрывшихся цветов, из почек и семян, набухших соком, ползут, свиваясь, гусеницы стеблей, из коконов разорванных бутонов выпархивают бабочки цветов, но Мать-Земля их отпускать не хочет, и вот они, послушно повинуясь, как лебеди свои склоняют шеи и кланяются Матери-Земле. Учись у них. Учись, и ты узнаешь целительную силу Рафаила, соцветья звезд в созвездиях цветочных, сиянье Солнца в росте и рожденье, восход Луны в старении и смерти. Себя ты вспомнишь рыцарем старинным в приморских замках и песчаных дюнах, учись у них, учись, у них и слушай, и ты услышишь, как они поют: "В огне Сатурна, человек, ты сплавлен, в дыханье Солнца ты был вызван к жизни, в воде Луны в тебе взыграли страсти, в земле Земли ты осознал себя. Огонь сознанья переплавит Землю, Дыханье страсти станет новым Солнцем, Живой водою лунный блеск прольется, И вечный камень выкует Сатурн." Колокола Весны звонят над миром! И воинство багрового дракона из-под земли проворно выползает, и празднует на известковых горах вальпургиевский праздник Первомая, Земля краснеет, будто от стыда, танцуют змеи и бормочут жабы, но тает лед на северных озерах, и летний гром гремит под облаками! * * * Млечный сок сухому стеблю Дарят росы из тумана, С облаков летит на землю Белый голубь Иоанна, От заката до востока Варим зерна в стеблях пашен, Жизнь из вечного потока Разливаем мы по чашам, Будет, будет разгораться Наших чаш лиловый пламень, Кто не хочет причащаться, Обратится в мертвый камень, Кто не пьет на нашей тризне, Тех поглотит древний холод, Но не даст угаснуть жизни Грозный страж, жестокий голод. Варим меды в тесной кадке, Варим брагу горьких соков, Вон Ярило в красной шапке Поднимается с востока, Вот Венера шлет березе Свой покров молочно-белый, Зазвенит народ стрекозий Возле ели поседелой, Слышишь, трепет голубиный, Жертву хлебную торопит, Васильковые глубины Копья ржи на поле копят, На меже, поодаль хлеба Царь-кипрей роняет стрелы, Как Ярило смотрит с неба На подвластные пределы, Бабка-ель на склоне рдяном Плачет светлою слезою, Запестрели по полянам Звезды князя-зверобоя, Красно Солнце окунется В сине-пепельной купели, Старый ворон встрепенется На макушке бабки-ели, Вспыхнет медная завеса, Бьет по елям молот грома, Прячьтесь, прячьтесь, дети леса Под полог лесного дома! Гром грохочет в темной туче, Бьются молнии как птицы, Илия по медной круче Проскакал на колеснице, Прячьтесь, прячьтесь меж корнями, Пейте, пейте влагу зноя, Земляничными зубцами Изукрашивая хвою, Пейте, пейте, набухайте, Наливайтесь соком новым, Из-под хвои прорастайте В шапках бархата лесного, Облака лебяжьей стаей Уплывают на восток, Старый ворон заиграет В позолоченный рожок, Ветер, ветер, Сивка-бурка, Ты не прыгай по ветвям, Выйди радуга-Снегурка Из под елки к облакам! Варим, варим в тесной кадке, Варим хмель и варим мяту, Вон Ярило в красной шапке Наклоняется к закату, От заката до востока Варим зерна в стеблях пашен, Жизнь из вечного потока Разливаем мы по чашам, Будет, будет разгораться Наших чаш лиловый пламень, Кто не хочет причащаться Обратится в мертвый камень, Кто не пьет на нашей тризне, Тех проглотит вечный холод, Но не даст угаснуть жизни Грозный страж - жестокий голод. * * * Над остывающей землею пылает золото берез, весенних льдин и летних гроз неотвратимой чередою час равноденствий наступил: усталый день не властен в поле, огнем неукротимой воли леса сжигает Михаил, туман, змеящимся ковром свивает струи над полями, а в небе бледно-голубом пылает золотое пламя, пылает золото берез в прощальных отблесках светила, пылает пламя Михаила над чешуей жемчужных рос, но уплывают журавли неуловимой чередою, и покрывается золою холодный жертвенник земли, на жестких скатах стылой глины его огонь едва горит, когда же красный сок калины лесную жертву обагрит, то от щемящих душу сил, от бурь ноябрьского набега покровом ангельского снега укроет землю Гавриил… * * * Пора, мой друг, осенняя пора, в кристаллах льда желтеющие стебли, на землю сходит царство серебра, а царство золота - уходит в землю. До новых дней, до взломанного льда уходит свет подземною тропою, стара как мир, но вечно молода Богиня ночи всходит над землею. Она царит, Богиня холодов, Владычица серебряной державы, И застывают венчики цветов, И на ветру звенят сухие травы, Всплывает ястреб в синеву небес И бьет птенца у моего порога, А по ночам насторожится лес И воет волк у брошенного стога. До Покрова в постылых деревнях Расплещется горячая сивуха, Угрюмый пестун бродит в валунах И в омута уходит ведьма-щука, Дрожащий свет ложится на кусты, На валуны и скошенные скаты, Ночные тени строги и просты, Величьем смерти медленно объяты. Она плывет в разрывах облаков По океану сумрачной державы, И застывают венчики цветов, И на ветру звенят сухие травы. Пора, мой друг. Осенняя пора, В кристаллах льда желтеющие стебли, На землю сходит царство серебра, А царство золота - уходит в землю. * * * В синем небе звезды блещут, Ветер свищет не стихая, Тех, кто слишком любит вещи В мир идей не принимают. Ветер свищет в поле белом И следа не остается, Тот, кто слишком любит тело - Тот с душою расстается. Где, скажи, моя дорога? В чистом поле ветер свищет… Только тот, кто любит Бога Белый путь в снегах отыщет… * * * С той самой светлой ночи пылает пламя тайн, не стало для имен ни слова и ни слога, и огненный пурпур зовет тебя в тот край, в тот заповедный рай, где ты рожден из Бога, с той самой светлой ночи пылает пламя тайн, с той самой светлой ночи вино из новых лоз и в Имени одном слова соединятся, на черном перепутье венок из красных роз, и над стремниной гроз восходит солнце братства, с той самой светлой ночи вино из новых лоз, с той самой светлой ночи исчезнут времена и наши имена в одно сольются Имя от четырех ветров земные племена колени преклонят пред яслями Твоими, с той самой светлой ночи исчезнут времена, с той самой светлой ночи обручена земля, и наши имена для нас напишут снова, и в сердце пастуха и в мысли короля горит звезда-заря грядущего земного, река кристальной жизни и куб из хрусталя! * * * По полям, лесам и селам строю кузницу свою, синим молотом тяжелым лес и реки закую, вейте, вьюги, лейте холод, сыпьте иней, снег и лед, бей по елям тяжкий молот, застывайте, струи вод! Как чиста лесная спальня, замолчи, трескучий гром, ледяная наковальня заискрится серебром, по искрящимся просторам ходят звезды-корабли, под серебряным убором крепко спит Душа земли. Раскрасавицу лесную расколдую, разбужу, нашу дочку дорогую и под елку посажу, ветер, ветер, Сивка-бурка, в чистом поле ты не вой, вырастает дочь-снегурка под еловою парчей, ветер, ветер, Сивка-бурка, не разгуливай метель, серебристую Снегурку охраняет бабка-ель. Вот в березовом уборе мамки-девицы стоят, бледно-розовые зори кроют медью белый плат, ярче, ярче пламя горна, звонче щебет воробьиный, жемчуга на веках черных переплавились в рубины. Рыжий зять уже бушует, борода его красна, дочь, красавицу лесную, ты прими, сестра Луна. Все поля, леса и села заморожу, застужу! шагом вьюжным и тяжелым в дальний терем ухожу… * * * Рубиновой рекой рассвет втекает в окна, над кронами домов погаснет синий стяг, геральдика миров иссякнет и поблекнет, и трубы затрубят, и птицы засвистят, над мачтой облаков забьется тучный парус, прозрачный киль луча избороздит леса, а у руля ветров сгибающая тяжесть свинцом сольется с рук на ребра колеса, мой огненный корабль, плыви по морю света, сдвигая небосвод навстречу временам, по алой крови вод, по доброй воле ветра, по роговицам гор к далеким берегам, мой огненный ковчег, скрести крутые мачты, кристальная река уводит в небеса, растает вечный снег, корма дождем заплачет и светлый киль луча зазеленит леса, рубиновой рекой рассвет втекает в окна, над кронами домов погаснет синий стяг, геральдика миров иссякнет и поблекнет, и трубы протрубят, и птицы засвистят… * * * Внемли солнечному брату, Гласу солнечному внемли! Вот под грозные раскаты СЛОВО-БОГ ложится в землю, Горним трепетом объяты Иоанн и Присна-Дева, Вот под грозные раскаты Сотряслось земное чрево, Вот жнецы на ранней ниве Жертву солнечную косят, Сквозь палящий жар пустыни Проросли в сердцах колосья, Ешьте, пейте, причащайтесь Соков чистых и безгрешных, Поскорее облачайтесь В белоснежные одежды! От заката до востока Варим зерна в стеблях пашен, Жизнь из вечного потока Разливаем мы по чашам, Будет, будет разгораться Наших чаш лиловый пламень, Кто не хочет причащаться Обратится в мертвый камень, Кто не пьет на нашей тризне, Тех поглотит древний холод, Но не даст угаснуть жизни Грозный страж - жестокий голод. |
[1] вообще-то видов света 7. И имеется в виду совсем не радуга… Но об этом – в другой раз…
[2] Пора, мой друг, осенняя пора,
в кристаллах льда желтеющие стебли,
на землю сходит царство серебра,