Убивший му‘ахада не почувствует благоухания рая, которое будет ощущаться уже на расстоянии сорока лет пути (от него)»
Глава 1043: Заслуживают ли прощения многобожники, которые поступили вероломно по отношению к мусульманам?
1281 (3169). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
Когда Хайбар был завоёван, (иудеи) преподнесли в подарок пророку, да благословит его Аллах и приветствует, (жареную) отравленную овцу, и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел: “Соберите ко мне (всех) иудеев, которые здесь находятся”. Когда этих иудеев собрали у него, (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Я хочу задать вам один вопрос. Скажете ли вы мне правду?” Они сказали: “Да”. Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил их: “Кто ваш отец?” Они сказали: “Такой-то”. (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Вы солгали, ибо вашим отцом является такой-то”. Они сказали: “Ты сказал правду”. (Потом пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) спросил: “А скажете ли вы мне правду, если я спрошу вас о чём-то (ещё)?” Они ответили: “Да, о Абу-ль-Касим, ибо если мы и солжём, ты распознаешь нашу ложь, как это было с нашим отцом”. Тогда (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) спросил их: “Кто окажется в огне?” Они сказали: “Мы побудем там недолго, а потом нас замените собой вы”. (На это) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Оставайтесь (униженными в аду)! Клянусь Аллахом, мы никогда не заменим вас собой в (огне)!” Потом он сказал: “А скажете ли вы мне правду, если я спрошу вас о чём-то (ещё)?” Они ответили: “Да, о Абу-ль-Касим”. (Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) спросил: “Положили ли вы яд в эту овцу?” Они сказали: “Да”. (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) спросил: “Что заставило вас сделать это?” Они ответили: “Мы хотели избавиться от тебя, если ты лжец, если же ты (истинный) пророк, то (отрава) не повредила бы тебе”».
Глава 1044: Примирение и заключение мира с многобожниками с помощью денег и других средств и грех того, кто не соблюдает условий договора.
Аллах Всевышний сказал:
«Если они склоняются к миру, то и ты склонись…»(“Добыча”, 61).
1282 (3173). Сообщается, что Сахль бин Абу Хасма, да будет доволен им Аллах, сказал:
В своё время) ‘Абдуллах бин Сахль и Мухаййиса бин Мас‘уд бин Зайд, да будет доволен Аллах ими обоими, отправились в Хайбар (, и это было после заключения) перемирия (между его жителями и мусульманами. Там) они расстались друг с другом, а когда позднее Мухаййиса вернулся к ‘Абдуллаху бин Сахлю, он нашёл его убитым и лежащим в луже собственной крови. Тогда он похоронил его и вернулся в Медину, а после этого ‘Абд ар-Рахман бин Сахль, Мухаййиса бин Мас‘уд и Хуваййиса бин Мас‘уд отправились к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и ‘Абд ар-Рахман хотел заговорить (с ним), но он сказал: “Пусть говорит старший, пусть говорит старший!” Тогда (‘Абд ар-Рахмана), который был самым молодым из них, замолчал, а двое других стали говорить. (Выслушав их, пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Можете ли вы принести клятвенное (свидетельство против убийцы, чтобы) по праву взыскать с него за кровь вашего убитого (или: вашего товарища)?” Они сказали: “Как можем мы поклясться, если мы не присутствовали (при этом и ничего) не видели?” (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “(Тогда) пусть иудеи оправдаются перед вами с помощью клятвы, которую принесут пятьдесят человек1”. (На это) они сказали: “Как же мы можем поверить клятвам неверных?” — и тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, выплатил виру за кровь убитого из своих средств».
1 Имеется в виду клятва, которую мужчины должны принести в том, что они непричастны к убийству.
Глава 1045: Заслуживает ли прощения такой человек из числа находящихся под защитой /ахль аз-зимма/, который занимался колдовством?
Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был околдован настолько, что ему начинало представляться, что он сделал что-то, тогда как на самом деле он этого не делал.
Глава 1046: О том, что следует остерегаться вероломства.
1284 (3176). Сообщается, что ‘Ауф бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал:
Во время похода на Табук я пришёл к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, находившемуся в кожаном шатре, и он сказал (мне): “Сочти шесть (предзнаменований приближения) Часа этого1: (ими станут) моя кончина, потом завоевание Иерусалима, потом мор, который будет косить вас, как (косит) овец падёж2 скота, потом увеличение богатства до такой степени, что, если дадут кому-нибудь сто динаров, он останется недовольным, потом смута, которая не обойдёт стороной ни одного дома арабов, а потом перемирие между вами и бану аль-асфар3, которые проявят вероломство и явятся к вам с восемьюдесятью знамёнами, под каждым из которых будет находиться двенадцать тысяч (воинов)”».
1 То есть Дня воскресения.
2 Имеется в виду “ку‘ас” — болезнь, поражающая верхние дыхательные пути животного.
3 “Бану аль-асфар” — так арабы называли византийцев.
Глава 1047: Грех того, кто (сначала) заключает договор, а потом проявляет вероломство.
Аллах Всевышний сказал:
«Поистине, наихудшими существами пред Аллахом являются те, которые не уверовали и не веруют, те, с которыми ты заключаешь договоры, а они каждый раз нарушают свой договор, не проявляя богобоязненности» (“Добыча”, 56).
1285 (3180). Сообщается, что (однажды) Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, спросил (людей):
«Что вы будете делать, если не (сможете) получить ни динара, ни дирхема?»1
Его спросили:
«А почему ты считаешь, что это может произойти, о Абу Хурайра?»
Он сказал:
«Клянусь Тем, в Чьей длани душа Абу Хурайры, (я знаю об этом) со слов правдивого и достойного доверия!»2
(Люди) спросили:
«А о чём (он говорил)?»
(Абу Хурайра) сказал:
«(Он говорил, что гарантии) защиты Аллаха и защиты Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, будут нарушены3, и Всемогущий и Великий Аллах укрепит сердца находящихся под защитой (настолько), что они откажутся отдавать то, чем будут владеть».4
1 Речь идёт о деньгах, получаемых с иноверцев в качестве подушной подати.
2 То есть со слов пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
3 Имеются в виду гарантии защиты, которые ислам предоставил немусульманам, живущим на мусульманской территории.
4 То есть откажутся выплачивать подушную подать.
Глава 1048: Грех поступающего вероломно по отношению к благочестивому или нечестивому.
1286 (3186, 3187). Передают со слов ‘Абдуллаха и Анаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: