Истинная и ложная святость
Слово «святость» означает «быть отделенным», а возможным переводом еврейского корня этого слова является «быть ярким; чистым, новым или свежим; непорочным». Святость производит отделение от греха, но простое отделение от греха не может произвести святости. Не само по себе отсутствие греха производит наше освящение, – святость исходит от Присутствия Божьего. Вы можете избегать «прикосновения к тому, что не чисто», но если вы не соединены благодаря любви с Богом Отцом, вы никогда не познаете истинной святости, – все, что вы будете иметь, будет лишь религией. Христос в нас – это наша святость, так как до той степени, до которой мы имеем взаимоотношения с Ним, мы будем отражать Его святость.
Как бы вы ни понимали святость, помните одно: Иисус был самым святым человеком, когда-либо жившим на земле, и все же Он был абсолютно свободен от религиозности. Что же такое «религиозность»? Это акцент на формах и ритуалах в качестве стандарта праведности, который ставится выше чистых мотивов сердца. Примером религиозности являются фарисеи.
Но перед тем как поспешно выносить приговор фарисеям, давайте кратко исследуем происхождение этой категории людей, чтобы нам самим избежать их ошибок. Фарисейская секта образовалась после Маккавейских войн. Поэтому, чтобы понять фарисеев, мы должны познакомиться с Маккавеями. Маккавеи – это семья благочестивых священников, верных закону Моисея, которые успешно боролись против языческого влияния на Израиль. Фарисеи были потомками маккавейских священников и около двухсот лет предъявляли к себе высокие маккавейские стандарты отделения от язычества. Само название «фарисей» означает «отделенный».
До времени рождения Иисуса Христа фарисеи были самыми благородными людьми в Израиле. Они были праведными, смелыми и, если было необходимо, отдавали жизнь за свою веру. Они были несомненными наследниками Царства Божьего.
Но, как происходит с любой сектой, в которой религиозный акцент стоит не на сострадании и любви Божьей, фарисейская концепция отделения постепенно привела их к упованию на собственную праведность и изолировала от остального общества. Хотя на поверхности у фарисеев были взаимоотношения с остальным иудейским сообществом, их традиции и даже одежда держали этот круг людей на дистанции от остальных братьев, так как они считали себя слишком святыми для того, чтобы заниматься обычными делами повседневной жизни.
Что касается определенных аспектов Закона, фарисеи соблюдали субботу, давали десятину даже с садовых трав и привязывали филактерии (маленькие коробочки, в которых находились стихи Писания) ко лбу и запястью в соответствии со строжайшей заповедью Моисея (Второзаконие 6:8). Они верили в воскресение из мертвых, в ангелов и духов (Деяния 23:8) и избегали компаний явно плохих или аморальных людей. И все же фарисеи пренебрегали самыми весомыми аспектами Закона: судом, милостью и верой (Матфея 23:23). К тому времени, когда был рожден Христос, фарисеи гордились своим видом и теми почестями, которые полагались им как духовенству.
Чтобы проиллюстрировать, насколько фарисеи стали довольными собой, давайте рассмотрим то время, в которое родился Иисус Христос. Их безразличие к этому чрезвычайно важному событию показывает то, насколько отдалились они от Бога и как сильно погрязли в свою собственную религию.