О Страхе Божием и о Последнем Суде 12 страница
Страсти твои сделали тебя истуканом, погубили тебя и оставили. О великая Надежда, явившаяся нам при конце времен, пощади душу, удалившуюся от Тебя! Я — овца Твоя, но долгое время блуждал вдали от Тебя, служа лукавому. Изыди, Господи, взыскать меня. Взыщи достояние Твое, потому что в суете расточил я богатство Твое.
За грешников понес Ты на Себе Крест Свой, а я один из них, не отвратись от меня. Твое мы достояние, но лукавый похитил нас. Запрети ему и отними у него плененное им. Помилуй меня, Человеколюбец, потому что нет у меня иной надежды, кроме Тебя. Хвала щедротам Твоим, Всемилостивый Сын, потому что долготерпелив Ты к грешникам! Благодарение Тебе от погибших, которых собрал и привел Ты к покаянию.
Господи наш, Иисусе, достопоклоняемый Царь, страданием Своим победивший мучителя — смерть, Сын Божий, обетовавший нам новую жизнь и горнее Царство, удали от нас все вредное, да обитают в стране нашей мир и щедроты, чтобы в день явления Твоего могли мы, по благоволению Твоему, выйти во сретение, и узреть Тебя, и предстать Тебе. Воспевая осанна (Мф. 21:9), прославим имя Твое за благость Твою к роду нашему, потому что в изобилии излились щедроты Твои на нас, подпадших смерти, и безмерна любовь Твоя к душам нашим.
Изгладь грехи наши прощением Твоим, да восхваляем имя Твое за благодеяния Твои. Сподоби всех нас, Господи, по благодати Твоей, прославлять Божество Твое и поклоняться Ему. Очи, видевшие здесь славу Твою, да узрят там великую милость Твою. Уши, слышавшие глас словес Твоих, да не услышат, Господи, гласа мучения. Уста, славившие Тебя в церквах, сподоби и там воспевать Тебе хвалу. Язык, взывавший здесь: Свят (Ис. 6:3), и там настрой к хвалению Твоему. Руки, державшие Тело Твое и Кровь Твою, да приимут от Тебя оставление долгов. Ноги, вступавшие во святый храм, да ходят и там в стране жизни. Собору нашему, который поклоняется Божеству Твоему, пошли всю полноту спасительных средств. Да пребывает с нами высокая любовь Твоя и да соделает нас достойными приносить Тебе должную хвалу.
Отверзи дверь Твою общественной молитве нашей, и да будет приятно Тебе служение наше. Обратись к нам, Благий, по щедротам Твоим, и отжени от нас все вредное, чтобы немолчно восхваляли мы Тебя, Господи, и Отца Твоего, и Духа Святаго.
Тебе, Достохвальный и Вечный, во все времена хвала от всех устен! Твоею силой побеждаем мы врага, который ежечасно нападает на нас, бедных. На Тебя надежда наша, Сокровенный в сущности Своей, потому что кроме Тебя нет у нас иной надежды, и не к кому прибегнуть нам. Отжени от мыслей наших все вредное, чтобы лукавый не возобладал нашей волей.
Даруй нам, Господи наш, странническую жизнь нашу на земле сообразовать с Твоей волей. Распространи покров любви Твоей над родом нашим и осени его, Господи, крылами щедрот Твоих. Облеки род наш в оружие Духа; им да побораем мы злокозненного.
Душа наша — пустыня, не плодоносящая добрых дел. От Тебя да приимет она силу плодоношения. Блажен, кто немолчно славословит имя Твое за благодеяния Твои!
Дни страннической жизни нашей малы и кратки для того, чтобы достаточно восхвалить Тебя.
О Естество, неизреченное для самых красноречивых и неизследимое для пытливых, Тебе подобает глас хвалы, но мы оскорбляем Тебя и тем навлекаем на себя бесславие. Естество Твое превыше всякого естества и непостижимо для земнородных. Прославляем Божество Твое, поклоняемся Ему, славословим Троичное имя Твое. Поклоняемся Тебе Отцу, и Сыну, и Духу Святому, о Естество непостижимое! Истреби в роде нашем греховные навыки; покрой нас, Господи, крылами щедрот Твоих. Уготовь нам трапезу любви Твоей, — да принесем Тебе плоды хваления. Напечатлей на нас образ сущности Твоей, и сим да очистимся от скверн наших. Стань при дверях наших вожделений и утиши бурю похотей наших. Ты, Который выше всех страданий смертного естества нашего, укрепи немощь рода нашего!
Твой мир, прославляемый всеми и над всеми превознесенный, да царствует во всех краях земли! Тебе слава, сокровенный Отец, и Единородному Твоему, и Духу Святому!
Ты, Сын Божий, сотворил нас в начале; Ты помилуй нас. По щедротам сотворил Ты нас, по щедротам образовал Ты нас, по тем же щедротам будь к нам милостив, когда явишься паки.
Ты образовал в начале Адама, чтобы воспевал он хвалу имени Твоему. Но поелику Адам преступил заповедь Твою, то им и рожденными от него возобладала смерть. Вот, Адам заключен во гробе и остается в нем, потому что вкусил от древа; лукавый без пощады осуждает его, потому что преступил он заповедь.
Великолепием и славой облечен был Адам в начале, пока не согрешил. Лукавый позавидовал ему, прельстил Еву и изгнал Адама из рая. Адам вместо славы, какой был облечен, прикрыл себя листьями смоковницы.
Священником, первосвященником и царем поставил Господь Адама при сотворении его. «Не вкушай, — сказал, — от древа; иначе вкусишь смерть и утратишь славу твою. В плоде сокрыта смерть; не вожделевай и не вкушай его; иначе умрешь. Как скоро вкусишь, утратишь свет и славу, которыми облек Я тебя» (Быт. 2:16–17). Такую заповедь дал Господь Адаму и оставил его среди рая. Адам преступил заповедь, вкусил от древа и познал грех.
Пристыженный стоял он среди дерев и чувствовал наготу свою. Лукавый уловил его, опутал своими сетями и сделал изгнанником из рая. Когда день стал склоняться к вечеру, Господь воззвал Адама: Адаме, где еси? — «Велико преступление мое, — сказал Адам, — но меня обманули змий и Ева. Утратил я славу, прикрылся листьями и стал позором для будущих родов. Да умилосердится надо мной благость Твоя, Господи; да войду я снова в Едем и воспою Тебе хвалу!» (Быт. 3:9–19).
В самом начале мира возобладала смерть, потому что Адам преступил заповедь. С этого времени алчная смерть овладела всеми родами и губила их. В раю ещё Адам и Ева утратили славу, какой были облечены, потому что в рай вкрался убийца и изгнал их из этого исполненного блаженств сада.
Пришествие будет подобно молнии, потому что будет оно внезапно, в полночь. Тогда мертвые восстанут из гробов своих и воспоют хвалу Воскресившему их.
Дай рабам Твоим, Сын Божий, в день воскресения услышать то вожделенное воззвание, в котором громогласно изречешь: «Приидите и наследуйте Царство, уготованное вам в начале».
С ужасом взираю на целый род человеческий; он истлевает в обители ада, и мучитель — смерть ругается над ним. Избавь, Сын Божий, плен Твой от похитителя, который издевается над ним.
Крест Твой да будет мостом для рабов Твоих, отшедших от нас и почивших в уповании на Тебя. Им да прейдут они чрез огненное море и не погрязнут в пламени.
Как залог жизни, сокрыты в членах их Тело Твое и Кровь Твоя. Во все времена да воспевают они хвалу Тебе, Господи, и Отцу Твоему, и Духу Святому.
Украшение молитвы нашей, Иисусе, подкрепи моление наше, да взойдет оно Тобою к Отцу Твоему и получит просимое нами!
По милосердию Твоему, Ты защищаешь нас пред Отцом Твоим, потому что Ты — избранная жертва, принесенная за мир. За Адама, который вкусил плод, обнимал Ты столп в судилище. За детей Адамовых, которые согрешили пред Тобою, распинатели пронзили Тебя гвоздями.
На Себя принял Ты общий долг всех, чтобы уплатить оный Отцу Твоему. Уплати же, неповинный Господи, и те грехи, какими задолжала наша свобода. Драгоценной Кровью Своей искупил Ты нас от клятвы законной; избавь же искупленных Твоей Кровью и от строгости правосудия.
Долги рабов да не превозмогут над щедротами милосердого Господа, потому что, как ни велики неправды наши, но милосердие Твое ещё больше. Правда, что много, много долгов на нас, но у Тебя много щедрот. И если взвесит правда, то долги наши все ещё меньше щедрот Твоих.
Кто возьмется взвешивать щедроты Твои и сравнивать с ними беззакония наши? Горам есть вес, а щедротам Твоим нет и веса. Щедроты Твои драгоценнее жизни, потому что у жизни есть мера, а щедроты Твои неизмеримы. И Твои щедроты да будут великим нашим оплотом. Прогневал я грехами Тебя, Господи, но Ты неохотно гневаешься, потому что преисполнен Ты преизбыточествующей милости, и лепота Твоя невозмутима.
Ты — море щедрот, а наши неправды — нечистая капля. Одна же капля не может возмутить необъятного моря. Вси языцы, аки капля , как написано у пророка (Ис. 40:15). Как же неправды их могли бы возмутить или прогневать Тебя?
Ты не смущаешься, когда негодуешь, и не гневаешься, когда наказываешь. Если бы разгневался Ты, когда наказываешь, то мир не стерпел бы гнева Твоего. Твои удары исполнены любви; Твое наказание пламенеет щедротами; по любви Своей, когда и наказываешь, имеешь в виду только пользу!
Жезлы наказания Твоего срезаны с древа милосердия Твоего; к чему ни прикоснется жезл Твой, везде удар его приносит великую пользу. Когда наставник наказывает своего воспитанника, не по ненависти бьет его, но желает ему пользы, и любя наказывает его.
И Твой удар поражает из любви, а не по злобе наказываешь Ты. Нашей пользы желаешь Ты, Господи, потому что всеми способами доказываешь милосердие Свое. Нетрудно Тебе сносить неправды наши, потому что Ты Творец естества нашего. Ты не обременяешься Своим творением, потому что знал нас прежде, нежели сотворил.
Кто переносит беспокойства в хождении за младенцем, как не матерь, которая родила его? Кто переносит неправды мира, как не Господь его? Творцу легко переносить все тяжелое от тварей Своих, потому что если бы не захотел Он переносить, то и не сотворил бы тварей.
Еда забудет жена отроча свое, еже не помиловати изчадия чрева своего (Ис. 49:15). Но если и забудет жена отроча своё, то Бог не забудет мира, сотворенного Им. Подвиглись естественные щедроты Его, и Он зачал и породил тварь; как младенец из матернего чрева, возник из воли Его мир. И вот, подъемлет и носит Он мир, как питающая млеком своим матерь с любовью носит плод, порожденный из чрева её.
Милосердый Отец родил нас и питает Кровью Сына Своего. Так матерь дает сосцы свои детищу своему, чтобы напитать его. Младенец сосет грудь и приемлет от матери потребную для себя пищу. Сколько нужно ему, столько и всасывает в себя пищи из сосцов матерних. Младенец не умеет, обратиться в другую какую-нибудь сторону и в другом где-нибудь месте искать себе пищи, а не у матери своей.
Также и мир от Тебя только, Творец, заимствует поддержание жизни, и никто не может дать ему пищу, кроме Тебя одного. Не нужно ему и просить, чтобы получить от Тебя поддержание жизни, потому что и не прося, имеет у себя пищу. Не просьба младенца заставляет матерь дать ему сосцы свои. Она подает ему сосцы свои, хотя младенец и не просит; питает его млеком, хотя не слышит молений его; держит его на персях, хотя и не просил он об этом прежде. Так Праведный дает просимое нами не ради молитвы нашей, но питает нас по собственным Своим щедротам, потому что сотворил нас.
Все превышающее Величие даровало нам не испрошенного нами Сына Своего, Который ради нас явился в мир и, хотя не просили мы Его, принес Себя в жертву для нашего спасения. Ибо кто просил Отца, чтобы Сына Своего предал Он на крестную смерть? Или кто умолял Сына, чтобы умер Он за грешников?
Кому из праведников приходило на мысль просить Отца, чтобы предал Он Сына Своего за беззаконных? Подлинно, не слыханное это дело, и на мысль никому не приходило оно. Отец предал Сына Своего на крестную смерть, и смертью Его грешники приобрели себе жизнь. А если отдал Он величайшее Свое сокровище, то воспрепятствует ли что просящим от такого Человеколюбца получить все, в чем только имеют нужду?
Итак, будем Его просить, потому что дает Он; будем объявлять пред Ним желания свои, потому что не отказывает Он; будем умолять Его, потому что желает Он всеми способами удовлетворять нашим нуждам. Но по правде Своей ожидает Он, чтобы молитва наша предстала дверям Его, и этой молитвой примирена была правда со всеми грешниками.
Если бы благость без молитвы прощала преступления, то нарушилась бы правда, и никто не помышлял бы о ней. Человечество более и более предавалось бы нечестию, потому что Судия не употребляет вразумляющего жезла. Каждый с радостью продолжал бы грешить, потому что никто не вразумляет его.
Тогда благость, столь для нас полезная, обратилась бы во вред, потому что давала бы повод грешникам более и более умножать число грехов своих.
А теперь и то в мире, что правда побуждается к наказанию, есть дело благости, ибо грешник для того приводится в содрогание, чтобы перестал грешить и пришел в сердечное сокрушение, потому что сам на себя навлек наказание. И таким образом грешник, хотя бы на малое время, оставляет неправды свои и старается испросить себе оставление грехов. Кто же не возблагодарит Тебя, Господи наш, что и правда Твоя есть благость, и наказание Твое для нас благодать? Подлинно благ Ты во всем! Жезлом правды смиряешь Ты главу грешников, которые грешат с бесстыдным высокомерием и не обращаются без особенного побуждения.
Итак, будем умолять о щедротах. Правда употребляет все меры, чтобы побудить нас к покаянию, посредством которого взыскиваются погибшие. Будем умолять Бога такой молитвой, какая благоугодна Богу; будем умолять не о чем-либо маловажном, но о целом Царстве Его. Да, будем просить Царства Его и правды Его, как Сам Он научил нас (Мф. 6:33), потому что Царство Божие приобретается правдой. Итак, приобретем себе правду, и тогда Царство будет наше, потому что соблюдается оно праведным. Будем же делать правду.
Делание правды ни для кого не затруднительно. Пусть каждый делает, сколько может; правда и не требует от него большего. Пусть всякий, по силам своим, несет на себе возлагаемое на него правдой, потому что иго Божие легко и для всякого удобоносимо. Не гору возлагает Бог на праведников, чтобы подавить тяжким бременем ищущих Царство Его.
Если идешь путем к Царству, то сам себя ничем не обременяй, ибо не угодно Богу, чтобы вошел ты в чертог Его обремененный ношей. Сам Он повелевает Тебе не носить при себе ни сумы, ни влагалища (Лк. 10:4).
Если идешь к Царству, то сбрось с себя все излишнее. Разве будет чего не доставать тебе в Царстве, и надобно брать это с собой? Будь благоразумен. К трапезе Своей призывает тебя Бог; сбрось с себя всякое бремя. Соберись в путь без бремени и иди с Богом в Царство Его. Он ищет тебя, чтобы с Ним шел ты и с Ним вселился в чертоге Его.
Смотри, Царствие Божие внутри Тебя, грешник. Войди в самого себя; ищи там Царства, и без труда найдешь Его.
Не гоняйся за приобретением имения, вырвись из сетей похотений, из тенет греха, из дебри лихоимства. Отрекись от попечения об излишнем, от надмения властью, от властолюбия, от всякого вредного занятия.
Войди в самого себя, живи в себе, в тишине своей внутренности, с умеренной и чистой душой, с покойным и смиренным духом. Войди внутрь себя самого и ищи там Царствия Божия ; оно действительно там, как Господь Сам научил нас в Евангелии Своем (Лк. 17:21). В душе, любящей Бога, обитает Бог, там и Царство Его, потому-то и говорит Он, что Царствие Божие внутрь вас есть .
Итак, вырвемся из сетей внешнего мира и будем в душах своих искать Царствия Божия; пока не найдем его там, не перестанем искать. И если не вселилось оно ещё в нас, будем искать, как Господь научил нас: Отче наш… да приидет Царствие Твое (Мф. 6:9–10). И оно придет, если будем об этом просить.
Только Царствия Божия и правды Божией просить будем у Бога; все же прочее, необходимое для нас, даст Он нам в изобилии.
Эту великую Сокровищницу, Которая охотно дает нам Царство, не будем унижать прошением у нее хлеба, подобно псам, которые заботятся только о хлебе. Будем просить у Нее высшего дара, а маловажное приложит и Сама. Будем просить величайшего богатства, тогда не откажет нам и в пропитании. Будем просить, чтобы сподобиться нам великой трапезы, тогда даст и насущный хлеб. Будем домогаться вечного, тогда не откажет и во временном.
Унизительно было бы, Господи, просить у Тебя одного хлеба, когда дал Ты нам в снедь Святое Тело Твое. Поэтому и без прошения нашего дай нам хлеб — эту пищу животных. По молитве же нашей дай нам Царство Свое, этот достойный Тебя дар, чтобы дар Твой был так же высок для нуждающихся, как и Ты Сам.
Затвори, Господи, врата геенны для грешников, умоляющих Тебя о помиловании, да не войдут в нее кающиеся, смиренно припадающие к Тебе с молитвой.
Излей дождь милосердия Твоего на огонь, угрожающий нам, да остудится и погаснет пламень для того, кто призывает Тебя в молитве. Охрани нас от того, чтобы просить нам у Тебя каплю воды, как богач просил у Авраама. Ты будь для нас живой водой; Тебя да пьем во стране жаждущих. Не доведи, чтобы взывали мы к Тебе из огня, но милостиво предохрани от огня. Вот, взываем к Тебе здесь, услыши нас там, как Премилосердый.
Отверзи, Господи, дверь Царства Твоего, да войдет в него сонм искупленных человеков. Ты извел их из плена; введи же и в чертог Твой. Да возвеселится сердце взыскавших Тебя; да будут они помилованы, потому что умоляли Тебя об этом! Да упиются туком дома Твоего, и да возлягут за трапезой Твоей.
Кто с молитвой ищет Тебя, тот да обретет у Тебя утешение в страдании своем. Кто трудится в молитве, тот да упокоится с Тобою на вечери Твоей. Тебя ищем мы в молитве, потому что в Тебе заключено все. Тобою да обогатимся, потому что Ты — богатство, не изменяющееся от перемены времен.
Милосердие Твое да приидет на помощь к нам! Благодать Твоя да защитит нас! Из сокровища Твоего излей на нас врачевство, исцеляющее язвы наши. Наказание Твое, Господи, соединенное с милосердием, да будет нашим пестуном. Десница Твоя да поможет нам воспользоваться наказанием Твоим.
Тебя должны мы искать вместо всего иного, и кроме Тебя не искать ничего. Ибо кто ищет, и ищет Тебя, тот все находит в Тебе. В Тебе богатство для нуждающихся, сердечная радость для скорбящих, врачевство для всех уязвленных, утешение для всех сетующих.
Ты — мир на пределах царств и спокойствие внутри их. Ты — полная благословений нива; кто обладает Тобою, тот не истаивает гладом. Приими молитву нашу, Господи наш, и даруй нам Себя Самого. В Тебе да живем мы, Тобою да обладаем вместо всего иного. Тогда все наше.
Любовь к миру унизила нас и сделала бедными; привязанность к излишествам довела нас до такого уничижения. Как низко наше бесстыдство! Любовь мира — дым; честь его — суета сует; красота его — сети для любящих мир.
Ты, отверзший очи слепому, отверзи очи свободы нашей, чтобы видела она, что такое мир, и бежала бренного мира. Тяжко слышит душевное ухо наше, и невнятно ему учение Твое. А если бы послушалось оно заповедей Твоих, то не обольщало бы нас земное имущество.
Отверзи, Господи, слух душе, чтобы вняла она наставлению Твоему. Добровольно заградила она уши свои; благодать Твоя да отверзет их. Если свет благодати Твоей не отверзет душевного уха, то беззаконие заградит слух наш, и не войдут в него наставления Твои.
Хотя бы и не хотела того свобода наша, против воли её исцели её, Премилосердый. Ты сотворил уже чудо, даровал жизнь человекам без их воли. Исцелил Ты беснующася слепа и нема (Мф. 12:22) без его воли, потому что не было у него и смысла прийти и просить у Тебя исцеления. Не видел он Тебя, чтобы бежать за Тобой с толпами видевших Тебя; не слышал он, чтобы внимать молве о Твоих исцелениях. Диавол повредил у него рассудок; не сознавал он самого себя, и не могла родиться в нем мысль просить об исцелении.
Но Ты взыскал, хотя и не хотел он; исцелил его, хотя и не просил он; соделал его здоровым, хотя и не знал он, что так велика Твоя благость. Просветил помраченные очи его, стали слышать глухие уши его, расстройство рассудка его кончилось, стал он здоров, свободен от всякой болезни.
Так призри и на свободу нашу; она не просит об исцелении, не умоляет об оставлении грехов, потому что грехи повредили рассудок. Уврачуй свободу нашу, Господи, по милосердию Твоему, как уврачевал этого бедного, исполненного недугов, который не просил Тебя об исцелении и которого соделал Ты здравым, по милости Твоей. И Самарянку без воли её напоил Ты живой водой, потому что не сама она попросила дать ей воды сей, но Ты побудил её к этому.
Как заблудшую овцу влеки меня за Собой, общий всех Пастырь, потому что Самому Пастырю приятно идти и принести назад погибающую овцу.
Взывали к Тебе, Господи, другие бедствующие и получали от Тебя всякие врачевства. Но для Тебя равно легко подать исцеление и просящему и не просящему. Слепому Вартимею, по прошению его, возвратил Ты зрение (Мк. 10:46). Кровоточивая прикоснулась к Тебе с верою — и получила здравие. Всякому, кто умолял Тебя, возвращал Ты здравие; но исцеляешь и не просивших Тебя об этом, потому что Ты — источник милосердия, обильно изливающийся повсюду. И из нас некоторые неотступно умоляют об оставлении грехов, а другие, как слепой и немой, не знают даже, что значит просить.
Ты, Господи наш, как Благий, отверзи, как обычно это Тебе, сокровищницу Твою и всякому удели богатства Твоего, чтобы все мы прославляли благость Твою. Дай нам быть Твоими. По милосердию Твоему, Господи, будь Ты нашим, потому что Праведный Отец дал нам Тебя во врачевство от наших язв. Наш Ты, по воле Отца Твоего, наш Ты и по Твоему изволению. С нами Ты, Еммануил. С нами ты, как Господь наш.
Приими от нас молитвы наши, снисшедший к нам Боже наш, приими слезы грешников и окажи милость виновным. По Своему изволению соединился Ты с нами; будь Ходатаем нашей молитвы. Вознеси её к Отцу Твоему и утверди мир в душах наших.
Вся, елика имать Отец , Твоя суть (Ин. 16:15). Расточи сокровища Твои нищим и удели из богатства Твоего нуждающимся, чтобы все удовлетворили нужды свои. Ты соделался за нас жертвой, чтобы Кровью Своей загладить вины наши. Ты соделался ради нас Священником, чтобы кроплением Крови Своей очистить нас. На Тебя только вся надежда наша, ибо Ты врачуешь язвы наши. Ты источил Кровь Свою на струпы грешников, чтобы Тобою исцелились они.
Вот, Ты приносишься в жертву на трапезе нашей и орошаешь уста наши. Тобою молитва наша да взыдет к Отцу. Благословение Тебе от всех, Милосердый ко всем.
Как воспою Тебя, Пречистый и Святый? Только чистые и нескверные, Тебе, Господи, подобные уста могут воспевать Тебя. Чистыми из чистых и непорочными из непорочных должны быть уста, чтобы глас их был благоприятен Тебе.
Только по щедротам не возбранено и грешникам воспевать Тебя. Как Милосердый, никогда не заграждаешь Ты уста кающимся. Уста бесов замыкал и ввергал их в мучение глас Твой, но отверзал Он уста глухонемым, чтобы гласом своим славословили Тебя.
Сними, Господи, покрывало молчания с раба Твоего, потому что и он — глухонемой. Немым устам подобны уста того, кто не приносит Тебе хваления.
Весьма унизительно, Господи, что ослица говорила и онемели уста у Захарии, как у вьючного животного. Ослица стала подобна человеку, а человек уподобился животному, как написано (Пс. 48:13). Вот, Господи, уста раба Твоего ожидают благодати Твоей. Отверзший немотствующие уста ослицы, дай, Милосердый, и мне ключ слова, чтобы отверзть мне, Господи, им дверь немотствующих уст своих.
О если бы уста мои также удерживались от вредных речей, как немы они для прославления Твоего! Удали от меня вред сей, Пречистый, потому что говорливость причиняет много вреда.
Кто может воздать Тебе должное и Тебе подобающее славословие? Кто в состоянии вознаградить Тебя за любовь Твою, Господи наш? Кодрант (монету) хваления приими от нас, потому что отъяли мы у любви Твоей и достояния её и лихву.
Да понесет выя наша на себе сладостное иго Твое, Господи наш! Видимый Крест Твой да будет сокровен во внутренности нашей. Сердце наше да будет твердо и да распинается повседневно. Вместо гвоздей пронзи его заповедями Твоими.
Молитва наша да будет зеркалом пред лицом Твоим. Велелепная красота Твоя, Господи, да отражается на чистой её поверхности. Да не смотрится в нее, Господи, гнусный диавол, чтобы не отпечатлел на ней гнусности своей. Зеркало отражает в себе образ всего, что поставлено напротив. Да не отражаются в молитве нашей все наши помышления, чтобы ясно изображались в ней черты лица Твоего, и она, как зеркало, принимала в себя всю лепоту Твою.
Тьмы есть Ангелов и тысячи Серафимов; с этими тьмами и тысячами ополчись на брань, Спаситель наш, и лукавый предастся бегству, обратит хребет пред Твоею истиной.
Благословен Запрещающий солнцу и Облекшийся плотью! (Иов. 9:7). Покрывалом человечества соблазнялись в Нем неразумные; поэтому, как бы раздрав его, показал малый луч на горе, и им ослеплено было телесное око. Итак, устремим к Нему око духовное.
Тебя, Господи, вознесли некогда на древо; теперь каждый должен возносить себя самого на крест любви и вместо гвоздей употребить пост, вместо терний — заповеди.
Пусть будут у нас Крест Твой колесницей для членов, а чистые мысли — духовными конями, и как на колеснице, влекомой духами, да восседает на духе нашем слава Твоя!
Бесплоден дух мой, Господи, и не может творить хвалебных песнопений. Поэтому, как Анне, даруй духу моему плодоносие и чадородие, чтобы рожденное слово, исшедшее из уст моих, принесено было в жертву Тебе, как сын неплодной.
Молилась Тебе Анна и дала обет: Тебе обещала, о чем умоляла Тебя. Получила от Тебя просимое и отдала Тебе. Так возблагодарила получившая, и прославился Податель. Кто не изумится сокровищам мудрости Твоей! Дар, по благости данный Подателем, возвратила принявшая; приняла она дар и в жертву принесла Подателю. Приятно было Подателю, когда ниспосылал Он дар, но гораздо стало приятнее, когда дар Его возвратили и принесли Ему в жертву. Давая дар, был Он подателем; приняв, стал должником.
Анна скорбела, когда просила дар; но как скоро получила, с радостью отдала его назад. Едва получила испрошенное, отдала назад в твердой надежде, что этим только способом овладеет им совершенно.
Как дивен Податель, Который сначала дал Анне, чтобы могла она обратно отдать Ему! От Него только могла она получить дар, и от нее только желал Он получить обратно. Благословен Давший и обратно Приявший! Человечество умоляет Тебя, чтобы, по благости Твоей, ниспослал Ты ему дар; дара просит оно у Тебя. И это — уже дар благодати, то, что может оно просить, и Ты обратно приемлешь от него Свое.
Прошу Тебя, дай мне дар, чтобы Тебе же принес я его в жертву. Твое хочу отдать Тебе, потому что Ты одарил меня. Из Твоего только сокровища, Господи, могу принести Тебе жертву, потому что весь я Твой.
Из Твоих сокровищ принял я то, что могу принести Тебе. И то, что хочу воспевать Тебя, Господи, — Твой же дар. Если и малое добро, какое есть в нас, умножаешь так обильно, то во сколько крат обильнее умножатся в нас дары Твои?
Бедные гусли мои! Благодать Твоя да вложит в них песнь, да извлечет из них стройные звуки хваления, чтобы и от гуслей своих мог я принести Тебе нечто в жертву.
Как должны хвалиться и паства Твоя, и дому приставник! Потому что последний отделяет Господу от Его же сокровища. Из Господня достояния расточает он, и получает похвалу за верность и рачительность.
Велико сокровище Твое, кто может исчислить оное? Есть в нем запасы, которые выше нашего представления; есть в нем богатства, которые и определить мы не в состоянии. В нем полнота, обогащающая торжников.
Предоставь, Господи, сокровенное тому, кто может принять его; храни тайное для достойных; а мне дай нечто из открытого, чтобы, по мере сил моих, воспели Тебя гусли мои. Сподоби меня, Господи, прославить словом дела Твои. Не имеешь Ты нужды, чтобы перечисляли Тебе дивные дела Твои, но ради меня да обновляет их любовь Твоя, и вновь да выслушает о них из уст моих!
Заранее, прежде нежели человек начнет молиться, известно Тебе, Господи, какова и какой цены молитва его; однако же, как скоро преклонит он колени на молитву, преклоняешь и Ты ухо Твое, чтобы снова внять ей. Пред Твоим всеведением открыто и прошедшее и настоящее. Будущее, по милосердию Твоему, как бы сокрыл Ты, чтобы в свое время воззреть на него, как на новое, хотя и известно оно Тебе. Но чтобы не подумали мы, будто известно Ему только явное, премудрость Его заранее открыла и сокровенное. Из того должны мы познавать любовь Его, что и при всеведении Своем преклоняет Он слух к молитвам нашим, чтобы выслушать их.
Леность наша могла бы впасть в заблуждение и потерпеть вред от уверенности, что Бог все знает, хотя бы мы и не взывали к Нему. Поэтому из любви к невеждам, чтобы молились мы Ему, благоугождается Он собеседованием с нами.
Благодарение таковому обращению Твоему с нами! Ты открыл Свое всеведение, чтобы мы возвеличились; Ты открыл Свое всеведение, чтобы мы обогатились. Хвала Тебе за все!
Плод благодати Твоей, Господи, произошедший от духа моего, да служит пред Тобою в дому Твоем, как служил Тебе Самуил, также рожденный по благодати Твоей и вместе с тем бывший с горы Ефремовой.
На слова: Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих (Пс. 140:3)
Всегда нам, братия мои, надобно быть готовыми к молитве, потому что молитва — весьма великое дело; она доходит даже до Бога. Когда молитва с любовью возносится к Богу, чтобы собеседовать с Ним, тогда отверсты для нее горние врата, и никто не воспрепятствует ей войти в них. Не задержат её Ангелы, не остановят Огнезрачные, как только пожелает она войти и получить от Бога исполнение просимого. Поэтому всякий возлюби молитву, и бодрственно упражняйся в ней — и день и ночь. Будем неослабно молиться.