Принятие христианства на Руси.

До принятия христианства славяне по своим верованиям были язычниками. Они поклонялись сверхъестественным силам природы. Существовало многобожие. Потребности государства диктовали необходимость принятия новой религии. Ею стало христианство в православном варианте.

Причины принятия христианства:

1. – международные интересы Руси требовали принятия новой религии, так как оставаться языческой страной в христианском мире означало изоляцию от европейского общества.

2. – новая религия должна была укрепить государственную власть (один бог – один князь – одно государство).

3. – она способствовало бы развитию культуры.

4. – она сглаживала бы социальные противоречия в обществе, проповедуя общечеловеческие ценности.

5. необходима идеология, способная объединить восточнославянские племена в один народ.

Русь была крещена в 988 году князем Владимиром. Это была вторая религиозная реформа. Этому предшествовало крещение самого князя в Херсонесе под православным именем Василия (это было одно из условий его женитьбы на византийской принцессе Анне). Крестилась и его дружина. Затем было осуществлено крещение киевлян. Где мирно, где насильственно (например, Новгород), новая религия утверждалась на Руси. Процесс христианизации занял около 2 веков – для этого нужно было время, смена поколений и большая деятельность государства по утверждению новой религии.

«Повесть временных лет» Нестора приводит рассказ о том, как шел выбор новой религии. Рассматривалось несколько возможных религий: ислам (религия волжской Булгарии), иудаизм (религия Хазарского каганата), христианство Запада и православие (Византия).

Почему же выбор был сделан в пользу православного христианства?

1. –Русь и Византию связывали давние экономические, политические , военные и культурные отношения.

2. – христианство уже распространялось на Руси (957 г. – крестилась княгиня Ольга , православными были дружинники, купцы, уже строились храмы).

3. - в Византии светская власть поставила в зависимость от себя патриарха. Это устраивало киевского князя.

4. – пышное богослужение, красивые храмы.

Принятие христианства имело прогрессивное значение, так как

- укрепился международный авторитет Руси, установлены более тесные контакты с Европой.

- сложилась великая русская христианская культура – распространяется грамотность, каменное зодчество, живопись, строятся монастыри.

- укрепилась государственная власть, новая религия способствовала объединению страны, формированию русской народности.

- христианство примиряло противоречия в обществе, проповедуя общечеловеческую мораль.

Таким образом, проведенное Владимиром крещение Руси имело огромное значение для дальнейшего развития государства.

Культура Киевской Руси.

Культура народа является частью его истории. В понятие культуры входит все то, что создано умом, талантом, руками народа, все, что выражает его духовную сущность, его взгляд на мир, на природу, на человеческое бытие и человеческие отношения. На становление культуры влияют те же исторические факторы, что и на развитие хозяйства, государственности, политической и духовной жизни общества. На развитие культуры Киевской Руси влияло несколько важных факторов:

1. – достоянием русской культуры стало богатейшее культурное наследие восточных славян и соседних народов.

2. – сильное влияние Византии, которая была одним из наиболее культурных государств в тот период.

3. – влияние языческой религии, языческого мировоззрения.

4. – огромнейшая роль христианства.

Русь не просто копировала опыт, чужое наследие. Она синтезировала его со своими культурными традициями. Культура приобретала своеобразие и неповторимость. Появлению на Руси письменности и летописания предшествовало развитие фольклора. Значительное место в нем занимала обрядовая поэзия, сохранились старинные сказки, пословицы, поговорки, предания. В IX – X веках возникает былинный эпос – в нем отразились представления о Руси как могучем государстве, а главной темой стала защита страны от внешних врагов (Владимир Красное Солнышко, Илья Муромец, Добрыня Никитич).

Большую роль в развитии культуры сыграло появление письменности. В IX – X веках на Руси была распространена кириллица – алфавит, созданный монахами Кириллом и Мефодием. Он вытеснил более ранний алфавит – глаголицу. Крещение способствовало распространению письменности. Об этом свидетельствуют многочисленные берестяные грамоты, найденные в Новгороде, подписи мастеров на своих изделиях, надписи на стенах церквей.

На основе богатых традиций устного народного творчества возникла древнерусская литература. Ее жанры: 1.- летописание – запись событий по годам. Древнейшая летопись –«Повесть временных лет» Нестора, около 1113 года. В нее вошли более ранние летописи, тексты договоров, трактаты, легенды. Позднее она сама вошла в состав других летописных сводов. 2.- поучения и хождения –«Поучение детям» Владимира Мономаха, «Слово о законе и благодати» Иллариона , «Хождение» Даниила о путешествии по святым местам через Константинополь и остров Крит в Иерусалим.

- самое известное поэтическое произведение «Слово о полку И. распространено было и «Моление» Даниила Заточника.

Высокого уровня достигла на Руси архитектура. Памятников деревянного зодчества не сохранилось. Немного дошло и каменных сооружений, так как они были разрушены монголо-татарами. Принципы каменного зодчества были заимствованы из Византии. Первая каменная церковь – Десятинная в Киеве. Она возведена греческими мастерами. При Ярославе Мудром в 1037 году был сооружен тринадцатиглавый собор Святой Софии в Киеве. А позднее в Полоцке и Новгороде. В период раздробленности каменное строительство ведется по архитектурному церковному канону с добавлением местных традиций. Выделяются новгородская земля и Владимиро-Суздальское княжество (Успенский собор во Владимире, Покрова-на-Нерли).

Живопись представлена в мозаиках. Фресках и иконах. Скульптура же существовала в основном в виде барельефных изображениях на стенах соборов и в виде резьбы по дереву.

Т.о. Киевская Русь была государством с высоким уровнем развития культуры.

Культура Киевской Руси.

  Писатели.
«Слово о полку Игореве»
Былины
жития
Святослав,»Изборник» «Изборник»
Нестор (12 век) «Повесть временных лет»
Иларион (11 век) «Слово о Законе и Благодати»
  Берестяные грамоты
Поучения и хождения
Даниил Заточник (к. 12 в.) «Моление»
Владимир Мономах «Поучение детям»
  Художники.
Иконы «Боголюбская богоматерь», «Дмитрий Солунский»
Фрески «Страшный суд»
мозаика
  Книжная миниатюра
  Архитекторы.
  Десятинная церковь
  Софийские соборы в Киеве, Новгороде, Полоцке
  Покрова на Нерли (1185)
  Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире

Наши рекомендации