Мы упомянем здесь некоторые сообщения, приведенные от пророка, да благословит и приветствует его Аллах, о сдерживании гнева.
o Молчание во время гнева.Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: "Если гневаешься, то молчи. Если гневаешься, то молчи. Если гневаешься, то молчи"[54].
o Прошение защиты у Аллаха от побиваемого камнями сатаны.От Сулеймана ибн Сурода, да будет доволен им Аллах, передается, что он сказал:«(Однажды) двое мужчин поругались в присутствии пророка, да благословит и приветствует его Аллах, а мы сидели рядом с ним. И один из них стал ругать своего товарища в гневе, а лицо у него стало краснеть. Тогда пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Поистине, я знаю слова, произнесение которых им снимет этот (гнев) с него. Если бы он сказал: "А‘узуу билляхи минаш-шайтонир-роджийм".[55]
o Слова пророка, да благословит и приветствует его Аллах: "Если кто-либо из вас гневается, будучи стоя, пусть сядет. Если гнев у него пройдет, (то хорошо). В противном случае, пусть он ляжет"[56].
o Совершение омовения, которое относится к действиям, тушащим гнев.Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: "Поистине, гнев – от сатаны, а сатана создан из огня. И огонь тушится лишь водой. Поэтому, если кто-либо из вас гневается, пусть совершит омовение"[57].
o Выход из дома для того, чтобы прекратить ссору. Это основано на рассказе об 'Али ибн Абу Талибе, да будет доволен им Аллах. Аль-Бухари и Муслим передали со слов Сахля ибн Са'да, да будет доволен им Аллах, что он сказал:«(Однажды) посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, пришел в дом к Фатиме, да будет доволен ею Аллах, и не нашел ‘Али в доме. Он спросил: «Где сын твоего дяди (по отцовской линии)?» (Фатима) ответила: «Между нами кое-что произошло, и он разозлился на меня, вышел из дому и не спал в полдень у меня». Тогда посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал одному человеку: «Посмотри, где он?» Тогда тот (разузнал и), придя, сказал: «О, посланник Аллаха, он спит в мечети». Тогда посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, пошел к нему и обнаружил, что (‘Али) лежит, а его плащ упал с его бока, и на него попала пыль. Тогда посланник Аллаха стал стряхивать с него (пыль), говоря: «Вставай, Абу Тураб, вставай, Абу Тураб»[58].
Мы считаем, что каждый из супругов после того, как узнает природу и душевный склад другого, должен избегать того, что вызывает его гнев. Также супруга, для того чтобы сберечь свою совместную жизнь, должна избегать деяния, от возникновения которого со стороны супруга зависит развод.
6. Плохой нрав мужа, который иногда приводит его супругу к требованию развода за выкуп. Иногда муж бывает с порочным языком, часто ругающим, проклинающим и бьющим свою жену.
Поэтому муж должен бояться Аллаха относительно своей жены и благодарить Аллаха за то, что Он по ее причине сделал его целомудренным и, может быть, также Он наделил его детьми от нее. Все это требует того, чтобы он благодарил Всевышнего Аллаха. Мы уже узнали завещание пророка, да благословит и приветствует его Аллах: "Обходитесь с женщинами по-доброму". В другой версии сказано: "Послушайте! Обходитесь с женщинами по-доброму, ибо они у вас наподобие пленниц[59]"[60].
Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, также сказал: "Не бейте рабынь Аллаха". Тогда пришел 'Умар к посланнику Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, и сказал: "Женщины совершили непокорность"[61]. И (пророк, да благословит и приветствует его Аллах), разрешил бить их. Тогда много женщин окружило семью посланника Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, жалуясь на своих мужей. После этого посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: "Много женщин окружило семью Мухаммада, жалуясь на своих мужей. Те (мужья, которые не проявили терпение, или били жен так, что это привело к жалобам), не являются лучшими из вас"[62]. Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, также сказал: "Пусть никто из вас не бьет свою жену, как бьет раба, а затем в конце дня, совершает с нею близость"[63]. В одной версии сказано: "Кто-либо из вас стремится побить свою жену, как раба. Возможно, в конце ночи он ляжет с нею спать"[64].
7. Переступание мужем границ дозволенного в отношении к имуществу своей супруги, или принуждение ее отдать из него что-либо ему. Особенно, если она работает (где-либо). Ибо это действие приводит к плохой совместной жизни, что иногда толкает ее на требование развода по причине его притеснения. Всевышний сказал:"Не чините им препятствия, чтобы унести часть приданого, которое вы им дали, если только они не совершили явной мерзости"[65]. Пречистый Аллах также сказал: "Если же они по доброй воле отдадут вам часть его, то вкушайте это во благо и на здоровье"[66].
Поэтому до тех пор, пока она не причиняет мужу зла, ему недозволенно брать что-либо из ее имущества, если только она не отдаст это по своей доброй воле. Мы считаем, что если мужчина женился на женщине из-за ее богатства, то, желая что-либо из него, муж должен просить это от жены мягко, вежливой речью, чем он может наилучшим образом снискать симпатию ее сердца. Либо же при заключении брачного союза он ставит условие получать часть из ее постоянного дохода, - и в этом нет ничего плохого. Точно так же, как муж согласился на ее условие работать, которое приводит к потере некоторых его прав над ней, так же он имеет право поставить ей условие получать что-либо из ее постоянного дохода. И разумные люди не должны чувствовать отвращение и порицать это условие. Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: "Мусульмане должны соблюдать свои условия, если только это условие не запрещает дозволенное, или дозволяет запрещенное"[67].
Также (может быть), случай, когда муж желает чего-либо из имущества своей жены без предварительных условий между собой. В этом случае, если отказ жены дать мужу желаемое может привести к разрушению семьи, а дача ему желаемого приведет к тому, что он будет жить с ней по-доброму и не причинять ей зла, то мы полагаем, что ей лучше дать ему то, что он желает. Таким образом, она обережет свой дом и своих детей. Поскольку Всевышний сказал: "Ибо мирное решение – лучше"[68], а данное ее действие относится к мирному решению. И возможно, что Всевышний Аллах наградит ее хорошей наградой за ее действие. Ведь Пречистый Аллах сказал: "Но если кто простит и установит мир, то его награда будет за Аллахом"[69].
8. Муж вместо своей жены бывает занят чем-либо или вечеринками вне дома, и не уделяет ей достаточное время своей совместной жизни. Иногда эта занятость бывает незначительными делами, в которых нет пользы, или нет необходимости или нужды.
Поэтому муж должен уделять ей из своего времени, ибо исполнение ее прав обязательно для него. И ему недозволенно делать в этом упущение, даже если эта занятость будет дополнительными поклонениями из числа поста, молитвы и тому подобного. Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: "Поистине, твоя плоть имеет над тобой право, и твой глаз имеет над тобой право, и твоя жена имеет над тобой право"[70].
Однажды одна женщина пришла к 'Умару ибн аль-Хаттабу, да будет доволен им Аллах, и сказала: "О, повелитель правоверных, мой муж постится днем и выстаивает молитву ночью, но мне не хочется жаловаться на него, ибо он совершает поклонение Аллаху, Всемогущ Он и Велик". Тогда ('Умар) сказал ей: "Какой у тебя хороший муж". И она стала повторять ему эти слова, и он стал повторять ей свой ответ. Тогда Ка'б аль-Асади сказал ему: "О, повелитель правоверных, эта женщина жалуется на своего мужа в том, что он отстраняется от нее в постели". Тогда 'Умар сказал: "Раз ты понял ее речь, так вынеси же решение между ними". Тогда Ка'б сказал: "На мне лежит обязанность (поговорить) с ее мужем". Когда ему привели ее мужа, (Ка'б) сказал ему: "Вот эта твоя жена жалуется на тебя". Тот спросил: "Относительно пищи или питья?" (Ка'б) ответил: "Нет". Тогда та женщина сказала:
"О, мудрый судья, направь на верный путь его,
От моего ложа отвлекла моего мужа мечеть его.
А также аскетизм и поклонение его,
Так вынеси же Ка'б решение и не повторяй его.
Дни и ночи не укладывают спать его,
И я в отличие от женщин хвалю его".
Тогда ее муж сказал:
"От ее постели и супружеской комнаты меня отвлекло то,
Что я являюсь человеком, которого поразило то,
Что было ниспослано в суре "Пчелы" и в семи длинных сурах,
А также огромная угроза в Писании Аллаха".
И Ка'б сказал:
"Поистине, она имеет на тебя право, о, мужчина,
Ее удел – один день из четырех, что ясно для разумного,
Так отдай же это право ей и оставь свою слабость"[71].
9. Легкомысленное отношение к разводу и пренебрежение им (или насмешка).Мы обнаруживаем многих мужчин, которые часто дают развод на словах, иногда они шутят этим, и при этом развод вступает в силу. Поскольку пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: "Три вещи воспринимаются всерьез, и когда их произносят всерьез, и когда их произносят ради забавы. Это – брак, развод и возобновление брака"[72].
Поэтому те мужчины должны оберегать свой язык и не относиться к разводу легкомысленно, разрушая свой дом и не ведая об этом, а затем сожалеть, когда сожаление уже не поможет: когда они не могут возобновить брак из-за окончательного (троекратного) развода.
10. Клятва об отречении от жены.Это когда муж клянется не вступать в близость со своей женой абсолютно или на срок больше четырех месяцев. Это является притеснением по отношению к супруге, что дает ей право требовать развода по прошествии четырех месяцев после его клятвы. Поскольку Всевышний сказал: "Те, которые поклялись не вступать в половую близость со своими женами, должны выжидать четыре месяца. И если они передумают, то ведь Аллах – Прощающий, Милосердный. Если же они решат развестись, то ведь Аллах – Слышащий, Знающий"[73].
Поэтому муж должен бояться Аллаха относительно своей жены и не попирать ее права. Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: "Остерегайтесь несправедливости, потому что в День воскресения несправедливость обернется мраком"[74]. Также для него лучше придерживаться того, к чему его побудил Аллах – а это возвращение к близости со своей женой по прошествии четырех месяцев после его клятвы. Это указано в словах Пречистого Аллаха: "И если они передумают, то ведь Аллах – Прощающий, Милосердный"[75]. В противном же случае муж должен дать ей развод, если она потребует это от него. Если же она будет проявлять терпение для пользы своих детей и тому подобного вместе с отсутствием ее опасения за совершение ею запретного действия, то она имеет на это право. И она скоро обнаружит за это многократную награду у Всевышнего Аллаха, если на то будет Его воля, Всемогущ Он и Велик. Может быть, Всевышний Аллах после этого направит ее мужа на верный путь. Всевышний сказал: "Тому, кто боится Аллаха, Он облегчает дела"[76].
11. Иногда причиной развода бывает рождение девочек.Это относится к невежеству мужа. Мы обнаруживаем, что некоторые мужчины устрашают своих жен разводом по этой причине.
Поэтому он обязан верить, что это происходит по предопределению Аллаха и Его решению, а не по его воле, или воле его жены. Всевышний сказал: "Твой Господь создает, что пожелает, и избирает, но у них нет выбора"[77].
Пречистый Аллах сказал: "Он одаряет, кого пожелает, потомством женского пола, и одаряет, кого пожелает, потомством мужского пола. Или же Он сочетает потомство мужского и женского полов, а того, кого пожелает, Он делает бесплодным"[78].
12. Ненависть мужа к своей жене.Это иногда происходит из-за того, что он сравнивает ее с тем, кто выше нее в религии, или нраве, или красоте, или знании, или смышлености или другом. И его ненависть к ней происходит не из-за ее мерзких поступков или непокорности.
И для него лучше терпеть, чтобы добиться успеха обещанием Всевышнего Аллаха в Его словах: "Живите с ними достойно, и даже если они неприятны вам, то ведь вам может быть неприятно то, в чем Аллах заложил много добра"[79]. Ибн 'Аббас, да будет доволен ими обоими Аллах, сказал в толковании этого аята: "Это когда он проявляет к ней любовь, наделяется от нее ребенком, и в этом ребенке будет много добра"[80]. Ибн Касир, да смилуется над ним Аллах, сказал: "Может быть, из-за вашего терпения в их удержании (с собой) вместе с неприятностью для вас есть много добра в этой и Последней жизни"[81]. Аш-Шаукани, да смилуется над ним Аллах, сказал: "То есть, быть может, дело обернется так, что вы полюбите это, и неприязнь уйдет, будучи замененной любовью, и в этом будет много добра из продолжения совместной жизни и рождения детей"[82].
Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: "Верующий не должен ненавидеть верующую. Если ему не нравится у нее какой-либо нрав, то он останется довольным другим нравом"[83]. От 'Умара, да будет доволен им Аллах, передано, что он сказал: "Поистине, мало домов, которые построены на любви. Однако люди дружат благодаря исламу, происхождению и благодеянию"[84]. Ибн аль-'Араби приведя свою цепочку передачи, сказал: "Шейх Абу Мухаммад ибн Абу Зайд[85] был известен своим знанием и религией. Его жена плохо жила с ним, попирала его права и задевала его речью. И ему говорили о ней и укоряли его за его терпение к ней. А он говорил: "Я мужчина, которого Аллах наделил совершенным благом в физическом здоровье, знании и владении. Может быть, что она направлена мне в качестве наказания за мой грех. И я боюсь, что если расстанусь с ней, то мне будет направлено наказание, хуже нее"[86].
В том, что мы упомянули, имеется поучение для обладателей разума. И для того, кто находится в таком положении, лучше соблюдать терпение, и нет ничего плохого в женитьбе вместе с этой еще и на другой женщине. Всевышний сказал: "Женитесь на других женщинах, которые нравятся вам: на двух, трех, четырех"[87].
13. Если у мужчины более одной жены, он больше склоняется к одной из них, не может соблюдать справедливость между ними, и это вызывает у него затруднение, иногда это затруднение приводит к разводу с той из женщин, от которой он склоняется (в сторону несправедливости), чтобы сберечься от греха.
В этом случае предпочтительнее прибегнуть к мирному соглашению согласно словам Всевышнего: "Если женщина опасается, что муж будет проявлять к ней неприязнь или отворачиваться от нее, то на них обоих не будет греха, если они заключат между собой мир, ибо мирное решение – лучше"[88]. Мать правоверных 'Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала в толковании этого аята: "Это мужчина, который видит в своей жене то, что ему не нравится: старость или другое. И он желает расстаться с ней. Тогда она говорит: "Удержи меня при себе, и выдели для меня (столько времени), сколько ты пожелаешь". ('Аиша) сказала: "Нет ничего плохого, если они оба согласны"[89].
От Ибн 'Аббаса, да будет доволен ими обоими Аллах, передано, что он сказал: "Сауда опасалась, что посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, даст ей развод, и сказала: "Не разводись со мной и удержи меня при себе, отдав мой очередной день 'Аише". Тогда он так и сделал, и было ниспослано: "На них обоих не будет греха, если они заключат между собой мир, ибо мирное решение – лучше"[90]. От Рафи' ибн Хаджиджа передано, что у него была жена, которая постарела, и поэтому он женился еще и на девушке. Он стал предпочитать девушку ей. И первая жена отказалась признать это. Тогда он дал ей однократный развод, и когда до ее выжидательного срока осталось немного, он сказал: "Если хочешь, я возобновлю с тобой брак, а ты будешь терпеть (мое) предпочтение (второй жене). Если пожелаешь, я оставлю тебя, пока не завершится твой срок". Она ответила: "Скорее, возобнови со мной брак, и я буду терпеть предпочтение". И он возобновил с ней брак, а затем стал отдавать предпочтение (второй жене) над ней. Но она не смогла стерпеть это, и он дал ей второй развод и предпочел ей молодую жену. Он сказал: "И это примирение, о котором до нас дошло известие, что Аллах сказал о нем: "Если женщина опасается, что муж будет проявлять к ней неприязнь или отворачиваться от нее, то на них обоих не будет греха, если они заключат между собой мир"[91].
Эти священные тексты разъясняют нам способ примирения, а это отказ супруги от своих прав или некоторых из них в ночлеге, или материальном обеспечении, для того чтобы сохранить остальные права в браке с мужем, даже если и в урезанном виде. Ибо это лучше для нее, чем оставаться без мужа, особенно, если у нее есть дети от него, или она преклонного возраста, чтобы избежать вредных последствий развода. И мы упомянем слова Всевышнего: "Ибо мирное решение – лучше"[92].
14. Хроническая болезнь мужа, которая иногда толкает женщину к требованию от него развода.
Если она будет терпеть это, прислуживать ему и надеяться на награду от Всевышнего Аллаха, это будет для нее лучше. Всевышний сказал: "Воистину, терпеливым их награда воздастся полностью безо всякого счета»[93]. Однако если она боится совершить запретное из-за того, что ее муж не может исполнять ее право супружеской близости, тогда нет греха в требовании развода для оберегания ее религии и целомудрия. И данное оберегание является обязательным.
15. Недоверие по отношению к жене и плохое мнение о ней. Это бывает основано на ошибочных взглядах и сатанинских наущениях.
Поэтому муж должен прибегать к защите Аллаха от побиваемого камнями сатаны и оставлять лживые подозрения. Всевышний сказал: "О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом"[94]. Пусть муж знает, что больше всего сатану радует разлучение между супругами, как приведено в хадисе от пророка, да благословит и приветствует его Аллах, что он сказал: «Поистине, Иблис устанавливает свой трон на воде (т.е. на море), а затем отправляет свои отряды. Из них самым близким к нему по положению является тот, кто больше всего из них сделал наущений и смут (людям). Один из них приходит и говорит: «Я сделал то и то». Тогда (Иблис) говорит ему: «Ты ничего не сделал». Затем приходит еще один из них и говорит: «Я не покидал (одного мужчину), пока не отделил его от жены». Тогда (Иблис) приближает его к себе и говорит: «Как ты хорошо (поступил»)"[95].
16. Отдача руководства в руки женщиныс самого начала супружеской жизни и отказ мужчины от руководства, которое для него установил Пречистый Аллах Своими словами:"Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими и потому что они расходуют из своего имущества"[96]. Скорее всего, к этому подталкивает слабость личности этого мужчины, или его мнение о том, что это относится к почитанию жены. А когда он желает вернуть руководство после этого, он не может этого сделать, и из-за этого возникают трудности, которые иногда завершаются разводом.
Поэтому муж должен с самого начала быть внимательным и оберегать свое попечительство женщины. И любовь к ней, а также радость его женитьбы на ней не должна приводить его к пренебрежению этим, а потом - к сожалению, когда оно уже не поможет.
17. Вхождение к супруге ночью после долгого отсутствия. Ибо иногда из-за отсутствия ее подготовки к встрече с ним он видит у нее то, что вызывает у него отвращение к ней. Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: "Когда кто-либо из вас долго отсутствует, пусть не приходит к своей семье ночью"[97].
В одной версии сказано: "Чтобы женщина, у которой муж долго отсутствовал, успела побрить волосы на срамных местах, а женщина с растрепанными волосами успела причесаться"[98].
Поэтому если муж долго отсутствовал, он должен входить к своей семье лишь днем, или сообщить им об этом заранее, и не входить к ним внезапно[99].
18. Построение супружеской жизни на основе переписок, телефонных разговоров и том, что называется "любовью до брака".И когда человек строит свою жизнь на основе этих порицаемых деяний, чаще всего это строение разрушается. Всевышний сказал: "Тот ли, кто заложил основание своего строения на страхе перед Аллахом и стремлении к Его довольству, лучше или же тот, кто заложил основание своего строения на самом краю обрыва, готового обвалиться, так что он обвалился вместе с ним в огонь Геенны? Воистину, Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей"[100].
Ибн Са'ди, да смилуется над ним Аллах, сказал: "Поистине, деяние, основанное на искренности и следовании, - это деяние, основанное на страхе перед Аллахом, которое ведет совершающего его к Садам блаженства. Деяние же, основанное на плохом намерении, на ереси, на заблуждении, - это деяние, основанное на самом краю обрыва, готового обвалиться, так что он обвалится вместе с ним в огонь Геенны. Воистину, Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей"[101].
Поэтому сватающемуся мужчине следует свататься женщине через ее родственников, и входить в дом через двери, как сказал Всевышний: "Но благочестив тот, кто богобоязнен. Входите в дома через двери"[102]. Ибн Са'ди, да смилуется над ним Аллах, сказал: "Из указания аята вытекает полезный вывод о том, что во всех делах человеку следует идти по простому, близкому пути, который сделан для него средством достижения цели"[103].
Женщина же также должна остерегаться таких связей, чтобы не быть обманутой ими, и таким образом, вызвать гнев своего Господа, и потерпеть неудачу в своей жизни.
19. Отсутствие взгляда на сватаемую женщину (девушку). Иногда сватающийся представляет в своем сознании конкретный образ и качества у той женщины. Когда же тот мужчина входит к этой женщине после заключения брака, при сватовстве которого он ее не видел, случается, что его душа чувствует к ней отвращение. Ибо он не находит того, что было в его представлении.
Поэтому для сватающегося лучше посмотреть на сватаемую женщину (девушку), а ее родственникам не следует запрещать ему это, ибо это относится к тому, что завещал пророк, да благословит и приветствует его Аллах, и разъяснил, что это является причиной появления симпатии между супругами и ее постоянства. От аль-Мугиры ибн Шу'бы, да будут доволен им Аллах, передано, что он посватался к одной женщине, и пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: "Посмотри на нее, ибо это ближе к тому, чтобы между вами появилась продолжительная любовь, согласие и дружба"[104].
20. Оттягивание женитьбы.Это относится и парням, и к девушкам. Ибо специалисты считают, что это (откладывание брака) не приводит к желанному счастью. Ибо старшие по возрасту воспитаны на факторах среды и манерах общества, и их характер становится утвержденным. Поэтому в ближайшем будущем будет трудно изменить их характер, который они приобрели годами. Поэтому увеличивается число ссор между супругами, между ними проникает ненависть из-за простого столкновения их характеров и мнений. Факты и статистика, приведенные учеными-специалистами, установили, что супружеские связи разрушаются, и супружеская жизнь подвергается гибели, если супруги сочетаются в позднем возрасте[105].
Поэтому юноше следует спешить с браком и стараться осуществить его. Мы напомним слова пророка, да благословит и приветствует его Аллах: "За Аллахом помощь троим: борющемуся на пути Аллаха, рабу, который договорился о своем выкупе и желает выплатить его, женящемуся, стремящемуся к целомудрию"[106].
В этом хадисе для юноши имеется благая весть о помощи Аллаха ему и облегчении его дела, когда он принимает решение о женитьбе. Ему следует лишь осуществлять причины (женитьбы) и уповать на Всевышнего Аллаха.
Пусть он знает, что ранний брак облегчает для супругов возможность понять друг друга и приспособиться к характеру и нраву своего товарища. Так же ранний брак оберегает членов общины от распутства, оберегает их здоровье и разум. Практика абсолютным образом подтверждает это. По этой причине ислам призывает к раннему браку при наличии всего лишь способности к браку[107].
Девушка также должна не медлить с замужеством, ибо это ближе к успеху в супружеской жизни и ее длительности, как уже было указано выше. И если к ней придет соответствующий ей парень, то она должна принять (предложение) и не отказывать под предлогом, например, учебы или чего-либо другого. Поэтому она должна воспользоваться случаем, который предоставил для нее Аллах, ибо иногда к ней не приходит соответствующий ей человек, а бывает, что к ней никто не приходит.
Если же девушка стремится учиться, то можно ей принять предложение брака и поставить мужу данное условие (учебы), если только это условие не будет препятствием к браку. В этом случае следует всему другому предпочесть то, что приводит к умиротворению души и ее обереганию от распутства, - а это – брак. Ей также необходимо извлечь урок из жизни своих сестер, которые упустили возможность брака по похожим причинам, потеряв для себя много добра.