Благодать несовместима с человеческими заслугами
Благодать предлагается не просто "хорошим" людям. Очевидно, что по сравнению друг с другом некоторые люди в моральном отношении лучше других; но по сравнению с Божьей праведностью наше самое лучшее - "как запачканная одежда" (Ис. 64:6). Обращаясь к иудейским религиозным и моральным руководителям, Иисус шокировал их, утверждая, что сборщики податей (предатели собственного народа и, как правило, нечестные люди) и блудницы, принадлежащие к низшим слоям тогдашнего общества, войдут в царствие Божие прежде, нежели эти руководители (Матф. 21:31-32). У Луки 18:9-14 представлена классическая запись притчи о человеке, - хорошем в моральном отношении и осужденном на ад, и о плохом в моральном отношении человеке, который попадет на небеса.
В течение столетий израильтяне верили, что Бог избрал их, заключив с ними завет, сделал их Своим избранным народом, потому что они были лучше других народов. Они твердо верили в это, несмотря на то, что Бог с самого начала говорил им совсем другое: "Не потому что вы были многочисленнее всех народов, принял вас Господь и избрал вас; ибо вы малочисленнее всех народов; но потому, что любит вас Господь, и для того, чтобы сохранить клятву, которой Он клялся отцам вашим" (Втор. 7:7-8).
Павел указывает на то, что, хотя евреи имели много благословений и много преимуществ, особенно как восприемники особого откровения Бога о Самом Себе, они были избраны Богом не потому, что они заслужили это. Во многом они проявили себя как особенно недостойные (Рим. 2:17-3:20). И те же самые предостережения он обращал к не евреям. И они нисколько не лучше, "ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом" (Рим. 3:9). Мы, люди, можем различать, кто из нас с человеческой точки зрения лучше, а кто хуже, но перед Богом все люди и духовном отношении остаются одинаковыми - грешниками и осужденными, до тех пор, пока речь идет об их собственных заслугах, об их собственной праведности. "Ибо нет различия; потому что все согрешили и лишены славы Божией" (3:22-23). Даже в самом себе - по сути дела, особенно в самом себе - Павел не признавал никакой праведности, никакой заслуги перед Богом. В своих собственных глазах он был первым из грешников (1 Тим. 1:15) и "наименьшим из всех святых" (Еф. 3:8).
Но Божья благодать вновь обращает плохие новости в хорошие. Благодаря Его благодати нам и не нужно заслуживать спасение. Павел был вечно благодарен за благодать Божию... дарованную во Христе Иисусе.
В последние годы, благодаря журналам, газетам и телевидению, мы смогли явно увидеть, как ужасно приходится мучиться и страдать людям в таких местах, как Камбоджа, Афганистан, Центральная Америка и Ближний Восток. Те из нас, христиан, кто не были совсем уж бесчувственными, не могли удержаться от вопроса: "Почему, Господи, Ты дал мне так много? Почему я могу жить мирно, волен совершать богослужения где и как я сам хочу, волен работать, волен растить детей так, как я сам считаю нужным, волен иметь общение с другими верующими?" Мы знаем, что все это - не потому что мы были более достойны благ, чем другие. Мы благословенны благодаря Божьей благодати. А других причин этому нет.
Три причины Божьей благодати. У Бога есть три причины, побуждающие Его быть великодушным по отношению к нам. Во-первых, Он дарит спасение для того, чтобы те. кто спасены, могли совершить много добрых дел. Добрые дела имеют непосредственное отношение к жизни других людей, помогают другим людям, -эта помощь включает в себя рассказ о Божьей благодати в Иисусе Христе. Обращаясь к Ефесянам, Павел говорит: "Ибо мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять" (2:10). И другом Послании он указывает Титу, что Христос "дал себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам" (2:14). Ниже в том же Послании он объясняет: "Слово это верно; и я желаю, чтобы ты подтверждал о сем, дабы уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам это хорошо и полезно человекам" (3:8). Бог спас нас, чтобы мы делали добрые дела, потому что добрые дела полезны людям. Бог хочет, чтобы Его дети прикоснулись ко всему в мире своей добротой, которая стала возможной благодаря Его Сыну.
Во-вторых, и это самое важное, Бог спасает нас, чтобы прославить Самого Себя. Благодать дана, чтобы "ныне сделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия" и чтобы Ему была "слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века" (Еф. 3:10,21). Иисус учит, что наш свет светит перед людьми (Это стало возможным благодаря спасению) прежде всего ради того, чтобы "прославлять Отца (нашего) небесного" (Матф. 5:16). Сам Иисус пошел на крест (что и сделало возможным наше спасение) прежде всего для того, чтобы прославить Своего Отца и прославиться Самому (Иоан. 12:28; 17:1,4-5). Божья слава ясно проявляется в великодушной и могучей работе по спасению.
Итак, Бог великодушно спасает верующих для того, чтобы спасенные своими добрыми делами принесли благословение другим людям, чтобы принести благословение самим верующим и, что важнее всего, чтобы принести славу Самому Себе. Он проявляет великодушие ради блага мира, Своих детей и Самого Себя.
"Ибо свидетельство Христово утвердилось в вас" (1:6)
Мы получаем Божью благодать, когда свидетельство Христово утверждается, - то есть становится устоявшимся, прочным и надежным, - в нас самих. Свидетельство - перевод греческого слова "мартурион", которое означает "очевидец" или "свидетель", как оно порою переводится (см. Деян. 1:8). От этого корня произошло английское слово "martyr", которое переводится как "мученик". Христово свидетельство становится в нас прочным и устойчивым, когда мы доверяемся Ему как Господу и Спасителю. В этот момент, - и, начиная с этого момента, впредь, - мы стоим в Божьей Благодати.
В Новом Завете слово "мартурион" чаще всего используется по отношению к Евангелию, и, прежде всего, к его свидетельству. Святой Дух дал апостолам (и продолжает давать всем Его ученикам) силу быть Его свидетелями (Деян. 1:8). В собственном призвании Павла главное - это возвещать "Иудеям и Еллинам покаяние пред Богом и веру в Господа нашего Иисуса Христа" (Деян. 20:21, ср. 24). независимо от того, будет ли его свидетельство принято (22:18). Господь заверил Павла, что тот не умрет, пока его работа по свидетельствованию не будет завершена заключительным свидетельством в Риме (23:11).
Однако, контекст указывает на то, что более глубокое значение слова "мартурион" (или "мартурия") в том, чтобы представлять Евангелие, а не только провозглашать его истины. То свидетельство, которого Павел советовал Тимофею не стыдиться, было "свидетельством Господа нашего" (2 Тим. 1:8), то есть благовестием Господа. Иоанн говорит нам, что "свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его" (1 Иоан. 5:11). Самое важное свидетельство не то, что рассказывает о благой вести, но сама эта благая весть о спасении. Мы становимся участниками Божьей благодати не тогда, когда мы слышим свидетельство о Христе, а тогда, когда мы имеем свидетельство Христово, утвердившееся в нас.
В четвертом стихе первой главы этого Послания мы видим божественное предложение благодати, а в шестом стихе - положительный ответ человека на благодать. Когда человек с верой принимает предложенное Богом, благодать начинает действовать. Весь грех прощен и вся вина устранена навеки. Теперь Бог начинает изливать преизобилие Своих благословений на Свое дитя, - и поток этих благословений не остановится вовеки. Так велика Божья благодать.