IX. Во всех частностях Слова есть супружество Господа и церкви, и поэтому супружество добра и истины.
248. До сих пор не было видно, что в частностях Слова есть супружество Господа и церкви, и поэтому супружество добра и истины. И это нельзя было увидеть, потому что до сих пор не был открыт духовный смысл Слова, а супружество это можно увидеть только в этом смысле. В Слове есть два смысла, скрытые в буквальном смысле, которые называются духовным и небесным. В духовном смысле то, что есть в Слове, в основном относится к церкви, а в небесном - в основном к Господу. Затем, в духовном смысле то, что есть в Слове, в основном относится к Божественной истине, а в небесном - в основном к Божественному добру. Таким образом, в Слове присутствует это супружество. Но его невозможно увидеть, если не знать значения выражений и имён по духовному и небесному смыслам. Ибо некоторыми выражениями и именами обозначается добро, некоторыми - истина, а некоторые заключают в себе и то, и другое. Так что без этих познаний невозможно увидеть супружество в частностях Слова. Вот причина того, что эта тайна не была открыта раньше.
Оттого, что такое супружество присутствует в частностях Слова, в нём часто встречаются выражения, в которых на первый взгляд дважды повторяется одно и то же. Однако это не повторения, просто одно относится к добру, а другое - к истине, и оба, вместе взятые, образуют соединение, то есть одно целое. Отсюда же происходит Божественная святость Слова, ибо во всяком Божественном действии присутствует добро, соединённое с истиной, и истина, соединённая с добром.
249. Сказано, что во всех частностях Слова есть супружество Господа и церкви, и поэтому супружество добра и истины, потому что там, где есть супружество Господа и церкви, есть и супружество добра и истины, ибо одно супружество происходит из другого. В то время как церковь или человек церкви пребывает в истинах, Господь влияет на истины добром и оживляет их, или, что то же самое, в то время как церковь или человек церкви пребывает в понимании истины, Господь влияет на это понимание добром милосердия и так наполняет его жизнью. У каждого человека есть две способности жизни, которые называются разумом и волей. Разум - это вместилище истины и поэтому мудрости, воля - вместилище добра и поэтому милосердия. Эти две способности должны составлять одно у человека, чтобы он мог быть человеком церкви; они составляют одно, когда человек формирует свой разум из подлинных истин и по видимости делает это сам по себе, в то время как его воля наполняется добром любви, что делается Господом. Поэтому у человека есть жизнь истины и жизнь добра; жизнь истины - в разуме, а жизнь добра - в воле. Когда они соединены, они представляют собой не две жизни, а одну. Это и есть супружество Господа и церкви, или супружество добра и истины у человека.
250. Внимательный читатель может заметить, что в Слове встречаются пары выражений, которые выглядят как повторения одного и того же. Например, брат и товарищ, нищий и нуждающийся, опустошение и разорение, безвидность и пустота, враг и противник, грех и беззаконие, гнев и ярость, племя и народ, радость и веселье, вопль и плачь, справедливость и суд, и т. д. Кажется, что это синонимы, но это не так. Ибо брат, нищий, опустошение, безвидность, враг, грех, гнев, племя, радость, вопль, справедливость - это слова, которыми описывается добро, а в противоположном смысле - зло. Товарищ, нуждающийся, разорение, пустота, противник, беззаконие, ярость, народ, веселье, плачь, суд - это слова, которыми описывается истина, а в противоположном смысле - ложь. Однако читателю, который не знает этой тайны, кажется, что нищий и нуждающийся, опустошение и разорение, безвидность и пустота, и т. д. - это одно и то же.
В Слове ещё многое так соединено, например огонь и пламя, золото и серебро, медь и железо, дерево и камень, хлеб и вино, пурпур и виссон, и т. д. Огонь, золото, медь, дерево, хлеб и пурпур описывают добро, а пламя, серебро, железо, камень, вино и виссон описывают истину. Подобно тому говорится, что следует любить Бога всем сердцем и всей душой и что Бог сотворит в человеке новое сердце и новый дух. О сердце говорится, когда говорится о добре любви, а о душе и духе - когда говорится об истинах веры. Есть также слова, которые употребляются без присоединения других слов, поскольку имеют отношение как к добру, так и к истине, но это и многое другое отчётливо видят только ангелы и те, кому доступен духовный смысл, когда они обладают природным.
251. Показывать по Слову, что в нём содержатся такие пары выражений, которые выглядят как повторения одного и того же, было бы слишком долго, и этому нужно было бы посвятить несколько страниц. Но чтобы устранить сомнения, я хочу привести несколько мест, где рядом упоминаются племя и народ, и радость и веселье. Вот места, где упоминаются племя и народ:
Увы, племя грешников, народ, обременённый беззакониями. Исаия 1:4.
Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; ты умножил племя. Исаия 9:2,3.
О, Ассур, жезл гнева моего! Я пошлю его против племени лицемеров и против народа ярости моей дам ему повеление. Исаия 10:5,6.
И будет в тот день: к корню Иессееву, который стоит, как знамя для народов, обратятся племена[51]. Исаия 11:10.
Иегова, поражавший народы ударами неотвратимыми, во гневе господствовавший над племенами. Исаия 14:6.
В тот день будет принесён дар Иегове Саваофу от народа раздробленного и разграбленного, от племени обделённого и попранного. Исаия 18:7.
Будут прославлять тебя народы сильные; города могущественных племён будут бояться тебя. Исаия 25:3.
Иегова поглотит покрывало над всеми народами, покрывало над всеми племенами. Исаия 25:7.
Приступите, народы, и внимайте, племена! Исаия 34:1.
Я призвал тебя в завет для народа, в свет для племён. Исаия 42:6.
Пусть все племена соберутся вместе, и сойдутся народы. Исаия 43:9.
Вот, я подниму руку мою к племенам, и выставлю знамя моё народам. Исаия 49:22.
Я дал его свидетелем для народов, вождём и законодателем для племён. Исаия 55:4,5.
Вот, идёт народ от страны северной, и племя великое от краёв земли. Иерем. 6:22,23.
И не будешь более слышать посмеяния от племён, и поругания от народов не понесёшь уже на себе. Иезек. 36:15.
Все народы и племена будут поклоняться Ему. Дан. 7:14.
Чтобы не издевались над ними племена и не говорили между народами: "Где Бог их?" Иоиль 2:17.
Остаток народа моего возьмёт их в добычу, и уцелевшие из племени моего получат их в наследие. Соф. 2:9.
Будут приходить многие народы и многочисленные племена, чтобы искать Иегову в Иерусалиме. Зах. 8:22.
Видели очи мои спасение твоё, которое ты приготовил перед лицом всех народов, свет в откровении племенам. Лука 2:30-32.
Ты искупил нас своей кровью из всякого народа и племени. Откр. 5:9.
Тебе надлежит опять пророчествовать над народами и племенами. Откр. 10:11.
Ты поставишь меня главою племён; народ, которого я не знал, будет служить мне. Пс. 17:44.
Иегова разрушает советы племён, уничтожает замыслы народов. Пс. 32:10.
Ты сделал нас притчею между племенами, киванием головы между народами. Пс. 43:15.
Иегова подчинит нам народы и племена под ноги наши. Бог воцарился над племенами: добровольцы из народов собрались. Пс. 46:4,9,10.
Да восхвалят тебя народы, да веселятся и радуются племена, ибо ты будешь судить народы праведно и управлять на земле племенами. Пс. 66:4,5.
Вспомни обо мне, Иегова, в благоволении к народу Твоему, дабы мне веселиться весельем племён Твоих. Пс. 105:4,5.
Есть и другие подобные места.
Племена и народы упоминаются вместе по той причине, что под племенами понимаются те, кто в добре, и в противоположном смысле те, кто в зле, а под народами - те, кто в истине, и в противоположном смысле те, кто во лжи. Поэтому принадлежащие к духовному царству Господа называются народами, а принадлежащие к Его небесному царству называются племенами. Ибо в духовном царстве находятся те, кто в истинах, и поэтому разумение, а в небесном находятся те, кто в различных видах добра, и поэтому мудрость.
252. То же самое и с многими другими выражениями, например, где упоминается радость, там упоминается и веселье. В частности, в следующих местах:
Вот, радость и веселье, убивают волов. Исаия 22:13.
Радость и веселье последуют за ними, а печаль и воздыхание удалятся. Исаия 35:10; 51:11.
Отнимается от дома Бога нашего - веселье и радость. Иоиль 1:16.
Прекращу голос радости и голос веселья. Иерем. 7:34; 25:10.
Пост десятого месяца сделается для дома Иуды радостью и весельем. Зах. 8:19.
Веселитесь в Иерусалиме и радуйтесь в нём! Исаия 66:10.
Радуйся и веселись, дочь Едома. Плач 4:21.
Да веселятся небеса и да радуется земля. Пс. 95:11.
Дай мне услышать радость и веселье. Пс. 50:10.
Радость и веселье будет в Сионе, славословие и песнопение. Исаия 51:3.
Будет веселье, и многие о рождении его возрадуются. Лука 1:14.
Я прекращу голос радости и голос веселья, голос жениха и голос невесты. Иерем. 7:34; 16:9; 25:10.
Опять будет слышен голос радости и голос веселья, голос жениха и голос невесты. Иерем. 33:10,11.
Есть и другие подобные места.
Радость и веселье упоминаются вместе потому, что радость описывает добро, а веселье - истину, иначе говоря, радость - любовь, а веселье - мудрость. Ибо радость принадлежит сердцу, а веселье - духу, иными словами, радость - от воли, а веселье - от разума. Что в этих двух выражениях также присутствует супружество Господа и церкви, ясно из следующего:
Голос радости и голос веселья, голос жениха и голос невесты. Иерем. 7:34; 16:9; 25:10; 33:10,11.
Господь - жених, а церковь - невеста. Что Господь есть жених, видно из Матф. 9:15; Марк 2:19,20; Лука 5:34,35; что церковь есть невеста: Откр. 21:2,9; 22:17. Вот почему Иоанн Креститель сказал об Иисусе:
Имеющий невесту есть жених. Иоанн 3:29.
253. Вследствие супружества Божественного добра и Божественной истины в частностях Слова во многих местах упоминается Иегова и Бог, или Иегова и Святой Израиля, словно это двое, хотя на самом деле Он один. Под Иеговой понимается Господь относительно Божественного добра Божественной любви, а под Богом и Святым Израиля понимается Господь относительно Божественной истины Божественной мудрости. Что во многих местах в Слове упомянуты Иегова и Бог, или Иегова и Святой Израиля, под которыми понимается один, показано в учении о Господе Спасителе (93).