I. Священное писание, или Слово, есть сама Божественная истина.
189. У всех на устах, что Слово исходит от Бога, боговдохновенно и поэтому свято, но до настоящего времени никто не знал, где именно в нём Божественное. Ибо буквально Слово кажется обычной книгой, написанной чужеземным стилем, не таким блестящим и высоким, каким, на первый взгляд, написаны светские книги. Поэтому, если человек поклоняется природе как Богу или почитает её выше Бога, и мыслит от себя и своего собственного, а не от небес по Господу, он может легко впасть в заблуждение относительно Слова, проникнуться презрением к нему и говорить себе при чтении его: "Что это или то значит? Может ли это быть Божественным? Может ли так говорить Бог, мудрость которого бесконечна? Где и откуда святое здесь, разве что от набожности и оттого, что нас в этом убеждают?"
190. Тот, кто так думает, не принимает во внимание, что Господь Иегова, то есть Бог небес и земли, произнёс Слово через Моисея и Пророков, а значит, оно не может быть ничем иным как Божественной истиной, которой является всё, что говорит Сам Господь Иегова. Не принимает он во внимание и то, что Господь Спаситель, который и есть Иегова, произнес Слово у Евангелистов, многое собственными устами, а остальное духом уст Своих, который есть Святой Дух, через двенадцать Своих апостолов. Оттого Он сам говорит, что в Его словах - дух и жизнь и что Он есть свет просвещающий, и что Он есть истина. Это ясно из следующих мест:
Слова, которые Я говорю вам, есть дух и жизнь. Иоанн 6:63. Иисус сказал женщине у источника Иакова: "Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. Всякий, пьющий воду, которую Я дам ему, не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную". Иоанн 4:6,10,14.
Источник Иакова означает Слово (как и в Втор. 33:28). Вот почему Господь, поскольку Он есть Слово, сидел около него и разговаривал с женщиной. Живая вода означает истину Слова.
Иисус сказал: кто жаждет, пусть идёт ко Мне и пьёт. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Иоанн 7:37,38.
Пётр сказал Иисусу: "Ты имеешь слова вечной жизни". Иоанн 6:68. Иисус сказал: "Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут". Марк 13.31.
Слова Господа есть истина и жизнь потому, что Он сам есть истина и жизнь, как Он учит у Иоанна:
Я есть Путь, Истина и Жизнь. Иоанн 14:6,
и у него же:
В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Бог был Словом. В Нём была жизнь, и жизнь была светом людей. Иоанн 1:1-4.
Слово означает Господа относительно Божественной истины, в которой одной есть жизнь и свет. Поэтому Слово, которое от Господа и которое есть Господь, называется источником живой воды (Иерем. 2:13; 17:13; 31:9), источником спасения (Исаия 12:3), источником (Зах. 13:1) и рекой воды жизни (Откр. 22:1); и сказано, что "Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить на живые источники вод" (Откр. 7:17). Кроме того, есть места, где Слово называется святилищем и скинией, в которой Господь пребывает с человеком.
191. Но природный человек все же не может быть убежден этими цитатами в том, что Слово есть сама Божественная истина, содержащая Божественную мудрость и Божественную жизнь, потому что он рассматривает его исходя из стиля, по которому он не может видеть этого. Однако стиль Слова - это подлинный Божественный стиль, с которым нельзя сравнить никакой другой стиль, сколь угодно возвышенный и великолепный. Стиль Слова таков, что святое в нём - в каждом предложении, в каждом слове, а в некоторых местах даже в самих буквах. Поэтому Слово связывает человека с Господом и открывает путь к небу. Есть две вещи, которые исходят от Господа: Божественная любовь и Божественная мудрость, или, что то же самое, Божественное добро и Божественная истина. В своей сущности Слово - и то, и другое, и поскольку оно, как было сказано, образует связь человека с Господом и открывает путь к небу, Слово наполняет человека добром любви и истинами мудрости, его волю - добром любви, а разум - истинами мудрости. Так человек обретает жизнь посредством Слова. Но следует твёрдо знать, что жизнь из Слова есть только у тех, которые читают его с целью черпать из него Божественные истины, как из их источника, и одновременно с целью применять почерпнутые оттуда Божественные истины в своей жизни. Противоположное бывает с теми, кто читает Слово лишь с той целью, чтобы охотиться за почестями и стяжать мирские блага.
192. Всякий кто не знает, что в Слове содержится духовный смысл, как в теле душа, может не иначе судить о Слове, как по его буквальному смыслу. Между тем оно подобно ларцу с драгоценностями, которые и есть его духовный смысл. Поэтому пока его внутренний смысл неизвестен, о Божественной святости Слова можно судить не иначе, как о драгоценном камне по оправе, в которую он был вставлен, из чего может иногда казаться, что это обычный камень, или по шкатулке, сделанной из яшмы, лазурита, амианта, называемого также слюдой, или агата, в которой в своём порядке уложены алмазы, рубины, сардониксы, восточные топазы и так далее. Таким образом, пока это не известно, неудивительно, что шкатулка ценится не выше стоимости видимых материалов. То же самое и с буквальным смыслом Слова. С тем чтобы люди более не сомневались относительно того, что Слово Божественно и в высшей степени свято, Господь открыл мне его внутренний смысл, духовный по своей сущности. Он заключён во внешнем или природном смысле, как душа в теле. Этот смысл есть дух, который оживляет букву. Следовательно, он свидетельствует о Божественности и святости Слова и убеждает даже природного человека, если он желает убедиться.