Обращение к помощи друзей Аллаха
5. Есть ли в обычаях и традициях дорогого Посланника Аллаха (ДБАР) такая молитва-просьба (дуа), чтобы просили прощения у Аллаха или же излечения за счёт кого-то?
То, что мы можем извлечь из сунны Пророка Ислама (ДБАР) свидетельствует о том, что совершение таких дуа (молитв-просьб) – верно и разрешается. Сам Посланник Божий (ДБАР) в некоторых случаях пояснял о таком виде дуа. Существует очень большое количество хадисов на эту тему. Мы приведём для Вас только лишь два их них.
- Ахмад бин Ханбал в своей книге «Муснад» привёл от Усмана бин Ханифа такой хадис: «Как-то раз слепой пришёл к Пророку Ислама (ДБАР) и сказал ему: «Попроси у Аллаха, чтобы Он дал мне здоровья и благополучия». Его светлость ответил ему: «Если желаешь, то я прочту за тебя дуа, а если хочешь, то оставим всё это на будущее, и это лучше для тебя». Слепой попросил: «Прочти дуа». Посланник Божий (ДБАР) повелел ему совершить малое ритуальное омовение (вузу), а затем исполнить два ракаата намаза, при этом читая следующее дуа: «О Аллах! Я прошу Тебя и с помощью Твоего Пророка обращаюсь к Тебе. О Мухаммад! По своей необходимости и с помощью тебя я обращаю внимание Аллаха на себя, чтобы Он привёл мой довод. О Аллах! Сделай его моим заступником и ходатаем».[16] Суннитские учёные-хадисоведы считают этот хадис правильным и достоверным. Хаким Нишабури в своей книге «Мустадрак», а также Ибн Мадже, цитируя Абу Сахака, Термизи в своей книге «Абваб аль-адийе», также подтверждают достоверность этого хадиса.
- Анас бин Малик пишет: «В то время, когда скончалась Фатима, дочь Асада, дорогой Посланник Аллаха (ДБАР) войдя в комнату, сел у изголовья покойной и произнёс: «О, мать, после моей матери, (то есть моя вторая мать)! Аллах простит тебя». Затем его светлость Пророк Мухаммад (ДБАР) позвал Усаму абу Айиуба, Умара бин Хаттаба и одного чернокожего слугу, а затем повелел им приготовить могилу. После того, как могила была готова, Пророк (ДБАР) собственноручно углубил, удлинил и расширил её, выбросив песок наружу. Затем Посланник Аллаха (ДБАР) произнёс следующие слова: «О Аллах, который оживляет и умерщвляет, а сам вечно Живой и Бессмертен. По праву Твоего пророка, а так же пророков, бывших до меня, прости мою мать Фатиму, дочь Асада. Сделай её место просторной»». В этом хадисе предложение «По праву Твоего пророка и пророков бывших до меня, прости мою мать Фатиму, дочь Асада и сделай её место просторней», ясно указывает на то, что Посланник Аллаха (ДБАР) просит о прощении Фатимы, дочери Асада за счёт себя, а также за счёт пророков, бывших до его светлости. Этими двумя хадисами становится ясен и понятен наш ответ. Здесь хочется обратить Ваше внимание на то, что обычаи и традиции сподвижников Пророка Ислама (ДБАР) были таковы, что для разрешения своих трудностей, они прибегали к помощи Посланника Божьего (ДБАР) и святых друзей Аллаха. За счёт того, что Пророк (ДБАР) и те люди были наиболее приближены к Божественному чертогу они желали, чтобы те завершали решение их проблем. Конечно, здесь мы всегда должны помнить о том, что подлинный и действительный удовлетворитель всех просьб, а также совершающий действия – только лишь Всемогущий Аллах. Для получения более полной информации, по этому вопросу, Вы можете обратиться к книге аятоллы Джафара Субхани «Айине вахабият».
Условия для развода
6. Если кто-то поставит для себя условие, что я мол не должен совершить то-то, а если я это сделаю, то разойдусь с женой. Затем, если этот человек совершит это деяние, то он в действительности должен развестись со своей женой?
С точки зрения последователей суннитских правовых школ, в частности например ханафитского мазхаба, если поставил такое условие по собственной воле и желанию, а затем совершил это деяние, то действительно нужно разводиться. В некоторых мазхабах, как например религиозно-правовой школе шиитов, этот развод не действителен и не должен совершаться. Шииты считают, что для совершения развода должны быть использованы необходимые для этого условия: специальные слова о желании развестись, а также присутствие двух справедливых свидетелей. Объяснение мнения суннитов по данному вопросу состоит в том, что они считают, что если такой вид развода произошёл в порыве ярости и гнева, то он не выходит за границы трёх состояний. 1. Иногда гнев и ярость не велики, а ум и сознание человека, как говорится под контролем. Он произносит свои слова и предложения полностью осознавая их и всё происходящее. Если речь о разводе была сказана в таком состоянии, то с точки зрения суннитов необходимо разводиться. 2. Порой гнев и ярость бывают настолько велики, что разум вообще не принимает никакого участия в принятии решения. В это время здравомыслящий человек похож на сумасшедшего. Слова о разводе, сказанные в таком состоянии, считаются недействительными, а сам развод будет неверным. 3. Иногда случается, что злоба и раздражение находятся где-то по середине между двумя, описанными выше состояниями. То есть, человек уже не находится в своём обычном состоянии, но еще и не достиг степени невменяемости. При этом большинство последователей суннитских правовых школ говорят, что развод необходим. Однако ханафиты утверждают, что в этом случае развод не должен совершаться.[17]
Воскресение мёртвых в период пришествия имама Махди
- Некоторые утверждают, что как будто бы во время пришествия имама Махди (Да ускорит Аллах его пришествие!) некоторые из мёртвых воскреснут. Разве такое возможно?
- Конечно же возможно, потому что мы мусульмане убеждены в том, что в день Воскресения все люди воскреснут и предстанут перед Божественным Судом. Аллах, Велик Он и Славен, который способен оживить всех и вся, в состоянии оживить и некоторых из них, а затем вновь вернуть их в наш мир. 2. Из аятов Священного Корана, можно извлечь то, что Всемогущий Аллах оживил некоторых людей после их смерти, и вновь вернул в наш мир. Мы укажем Вам на несколько из этих примеров, ведь наилучшее доказательство возможности любой вещи – это её реальность.
А)В Преславном Коране имеется рассказ об Узейре, где говорится следующее: «Или [не задумывался ли ты над тем] человеком, который проходил мимо селения, разрушенного до основания? Он сказал: - Как Аллах вернёт всё это к жизни после того, как оно умерло? – Аллах умертвил его самого на сто лет, потом воскресил и спросил: - Как долго ты пробыл [во сне]? – Он ответил: - Я проспал день или некоторую часть дня. – Аллах сказал: - Ты прибывал во сне сто лет. Посмотри на свою еду и воду, они ведь не испортились. [А теперь] взгляни на своего осла. Мы непременно сделаем тебя знамением для других людей. Посмотри же как Мы восстановим кости, а потом нарастим на них мясо. – Когда человек увидел воочию [знамение], он сказал: - Я знаю, что Аллах властен над всем сущим».[18]
Б) В суре «Аль-Бакара», имеется повествование о его светлости Пророке Мусе (ДБМ). Там говорится о том, как некоторые из израильтян, умерщвленные молнией, вновь были возвращены к жизни. «[Вспомните], как вы воззвали: “О Муса! Мы не станем верить тебе, пока не увидим Аллаха воочию”. И вас поразила молния, и вы увидели это воочию. Затем Мы вернули вас к жизни, после того, как вы лишились сознания, чтобы возблагодарили [Нас]».[19]
В) В то время, когда сынок некоего богача из израильтян, убил из-за ревности своего двоюродного брата, а затем в этом убийстве обвинили представителей другого племени, то из-за этого разгорелись ссоры и споры. Люди пришли к Пророку Мусе (ДБМ) и рассказали его светлости о случившемся. Пророк (ДБМ) приказал им забить корову, а затем её шкурой дотронуться до покойного. В результате этого убитый ожил и назвал имя своего убийцы. В продолжении этой истории Священный Коран говорит, что так Аллах оживляет мёртвых.
Г) Пророк Иса (ДБМ) также оживлял мёртвых, говоря при этом: «Я исцелю слепого и прокажённого, и оживлю покойников с соизволения Аллаха».[20] Как видно из приведённых аятов, Аллах иногда вновь возвращал к жизни некоторых из людей, живших до нас. И поэтому Он в состоянии оживить часть людей во время пришествия его светлости имама Махди (Да ускорит Аллах его пришествие!). Из хадисов, которыми располагают и сунниты, и шииты можно сделать вывод о том, что его светлость Пророк Иса (ДБМ) во время правления имама Махди (Да ускорит Аллах его пришествие!), вернётся с небес на землю, дабы своим служением помочь имаму. Во время совершения намаза, Иисус (Иса) (ДБМ) присоединится к этой общественной молитве, руководителем которой будет имам Махди (Да ускорит Аллах его пришествие!). Как видно из приведённых ранее аятов, то одним из чудес Пророка Исы (ДБМ) было то, что он с соизволения Аллаха оживлял мёртвых. Мы не имеем никаких доказательств того, что это чудо было отобрано у его светлости Исы (ДБМ). Поэтому вполне возможно, что Пророк Иса (ДБМ), с соизволения Всевышнего Аллаха, оживит некоторых людей, для помощи имаму Махди (Да ускорит Аллах его пришествие!).
3. С другой стороны, ведь если Пророк Иса (ДБМ), который является помощником имама Махди (Да ускорит Аллах его пришествие!), обладает такой силой, что способен оживлять мёртвых, то почему её не может обладать сам имам Махди (Да ускорит Аллах его пришествие!)? Разве не возможно такое, чтобы его светлость имам Махди (Да ускорит Аллах его пришествие!) владел такой силой? Хотя конечно, когда шииты говорят о возвращении (раджаате), то они имеют ввиду возвращение людей, умерших прежде. Однако мы не имеем никаких подтверждений о том, как будут оживлены эти люди. Самим Всемогущим Аллахом, или кем-то другим, с соизволения Создателя.
4. То, о чём мы с Вами вели речь до сих пор, подтверждает доводы разума о возвращении к жизни мёртвых. Однако доказательства, которыми обладают шииты, о возвращении к жизни некоторых из ранее умерших людей, во время пришествия имама Махди (Да ускорит Аллах его пришествие!) – это многочисленные хадисы на эту тему, дошедшие до нас от непорочных имамов рода пророческого (ДБМ). Наши учёные подробно осветили тему возвращения (раджаат) в своих книгах, приведя в них эти хадисы. Здесь, в качестве примера, можно назвать книгу, написанную алламе Амили, автором другой известной книги «Васаил аш-шиа». Книга алламе Амили, посвящённая теме возвращения к жизни мёртвых, называется «Айказ аль-хаджаа фи исбат ар-раджаа».