Отвращение людей от Корана и Сунны
Суфизм: его последователи отвращают людей от Корана и Сунны и размышления над ними под предлогом того, что мы не способны осилить их и понять. Они говорят: «Мы не понимаем Коран, потому что Благородный Коран – Слова Аллаха (Высок Он и Велик), и мы не понимаем хадисы, потому что они – слова Посланника (да благословит его Аллах и приветствует). Мы лишь маленькие и невежественные люди, и не достигли такого уровня, чтобы нам понимать их. Откуда же нам понять их? И наша обязанность, когда мы читаем Коран, читать его просто для получения награды или же читать его мертвому или на могиле, а не для того, чтобы размышлять над его смыслом и не для того, чтобы черпать оттуда знания. Это не для нас. Это сделали и избавили нас от трудностей этого наши имамы и ученые прошлого. Они извлекли из него знания, записали их в книги и облегчили нам дорогу. И нам не осталось ничего иного, кроме как следовать по пути, проложенному ими для нас. Зачем же нам после всего, что они сделали – а как много они сделали! – взваливать на себя трудности и пробивать новую дорогу для себя, особенно учитывая, что мы не достигли нужного положения и не имеем всего необходимого для этого?
Ахлю-с-Сунна: говорят, что эти слова суфиев – козни Шайтана и цветистые речи, с помощью которых они добиваются отвращения людей и отдаления их от Корана и хадисов, и размышления над их смыслом, чтобы мусульмане остались на своем невежестве в отношении религии, и суфиям легко было распоряжаться их умами. На это попались слабые мусульмане. Они поверили им и стали совсем невежественными в отношении Книги Аллаха и Сунны Его Посланника (да благословит его Аллах и приветствует). Потому что когда мусульманин отдаляется от Книги Аллаха и Сунны Его Посланника… И не читает их иначе, как за плату, или мертвым, и не размышляет об их смыслах, и не действует в соответствии с ними, то он невежествен в религии и не замечает козней Шайтана и обманов кяфиров. И он не знает ничего о видах ширка и нововведений (бид’а), и ему сложно уберечься от Шайтана и его козней, и от ширка и бид’а, и он впадает в них, не зная этого, как это произошло с суфиями, которые в них погрязли.
Поистине, Аллах ниспослал Коран людям, чтобы они читали его, и размышляли над его смыслом, и поняли его, а затем действовали в соответствии с его указаниями, и вставали на верный путь под его руководством, как мы уже сказали об этом в прошлой главе. И Сам Аллах сообщил нам о цели ниспослания им Своей Книги во многих аятах, среди них: «Алиф. Лям. Мим. Это Писание, в котором нет сомнения, является верным руководством для богобоязненных» (Корова, 1-2).
Понимание людьми Корана, постижение ими его и познание его смыслов отличается в зависимости от человека. И понимание некоторых простых людей, например, не такое, как понимание Абу Бакра и ‘Умара или понимание Абу Ханифы и аш-Шафи’и (да помилует их Аллах). Однако это не значит, что Абу Бакр и ‘Умар или Абу Ханифа или аш-Шафи’и могут читать Коран и понимать его, а тем, кто не равен им в этом, нельзя делать это. Такого не говорил никто из людей. Напротив, все люди могут читать Коран, размышлять над его смыслом и стараться понять его. И они должны действовать в соответствии с тем, что поняли, а о том, что вызвало у них затруднения, или они его не поняли, следует спросить тех, кто обладает большими знаниями. Или обратиться к толкованию Корана (тафсир), поскольку книги по тафсиру созданы для облегчения понимания смыслов Корана для нам подобных. Что же касается полного отказа человека от размышления над Кораном и попыток понять его смысл под предлогом, что мы его в принципе не понимаем, то это – обман и козни против мусульман. Чтобы они были отрезаны от источника получения их религии, то есть от Корана и Сунны, которые оставил Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) нам после своей смерти.
От того, кто желает понимать Коран, также не требуется заканчивать университет или академию или иметь научный диплом или докторскую диссертацию. Аллах упрекнул многобожников-курейшитов за их отказ от размышления над Кораном. Сказал Всевышний: «Неужели они не размышляют над Кораном? Или же на их сердцах замки?» (Мухаммад, 24).
Курейшиты не обучались наукам и не изучали искусства, и не были выпускниками университетов, и академий. Более того, большинство из них не умели читать и писать. Они были просто арабами, которые знают свой язык, и Аллах дал им такое понимание и мышление, что если бы они захотели и поразмышляли над Кораном, они бы его поняли. Однако они не захотели, и не размышляли над ним, и не поняли его. И упрекнул их Аллах за их отказ размышлять над ним и уподобил их тем, на чье сердце был повешен замок и закрыл его.
И каждый, кто следует по стопам курейшитов и подражает им в своей позиции относительно Корана и в своем уклонении от него, попадает под определение аята, и ему не принесут пользы слова: «Поистине, я мусульманин, и я не из числа многобожников-курейшитов».
Я говорю эти последние слова, потому что суфии нашего времени привыкли каждый раз, когда мы приводим им аргумент из Корана против их действий, являющихся ширком, говорить: почему вы приписываете к нам аяты, которые были ниспосланы в связи с многобожниками-курейшитами?»
А после установления этого становиться понятно, что если бы размышление над Кораном и постижение его целей было невозможным для многобожников-курейшитов и для нам подобных, Аллах не потребовал бы от них этого и не стал бы упрекать их за оставление его. Поскольку с точки зрения разума и Шариата невозможно, чтобы Аллах требовал от Своего раба того, на что он не способен, как сказал Всевышний: «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей» (Корова, 286), а затем упрекал его за оставление этого. Отсюда следует, что размышление над Кораном и понимание его смыслов – дело возможное, и это требуется от каждого, у кого есть такая возможность, и оно не ограничивается имамами и теми, кто обладает подобными знаниями.
И мы не утверждаем, что понимаем Коран на том же уровне, на котором понимал его Абу Бакр и ‘Умар, или Абу Ханифа и аш-Шафи’и. Конечно же, наше понимание намного меньше. Мы подобны тем, кто плывет в море по направлению от берега, и если они отплыли от берега на километр, например, то мы отплыли лишь на пять метров, или чуть больше, или чуть меньше, в зависимости от наших способностей и одаренности. И может ли кто-то сказать здесь: «Если ты не умеешь плавать так, как аш-Шафи’и, то вообще не приближайся к морю?».
Поистине, Коран – это море, не имеющее берегов. Знания, заключенные в нем, бесконечны. И никто из людей не достигает его предела. Даже если появятся сотни и тысячи имамов, никто не сможет сказать, что они охватили все знание, заключенное в Коране, и больше ни для кого ничего не осталось.
Мы видим, как сегодня ученые извлекают из Корана множество удивительных значений, тайн, указаний и разнообразных чудес, о которых не упоминается в старых книгах по тафсиру. Например ‘Абду-ль-Маджид аз-Зиндани – сколько он написал брошюр и сколько записал кассет на тему чудес Корана, связанных с наукой, которые были приняты и имели большой спрос в научных кругах, не только среди мусульман, но и среди кяфиров тоже. И сколько людей приняли Ислам с его подачи из тех, с кем он вел дискуссии и обсуждал коранические науки. А если бы аз-Зиндани занимал такую же отрицательную позицию по отношению к Корану, разве случилось бы все это? Конечно же, нет.
Хадисы у суфиев
Суфизм: его последователи приводят ложные и присочиненные хадисы, опираются на них и не проверяют их достоверность по сборникам хадисов, которые являются достоверными согласно правилам, утвержденным учеными. Они утверждают их достоверность, ссылаясь на мистическое откровение, и приводя присочиненные хадисы, часто говорят: «Передало мне мое сердце от Моего Господа». Они также говорят ученым-хадисоведам: «Вы передаете хадисы от мертвого к мертвому[577], мы же передаем хадисы от Живого, Который не умирает».
Говорит Ахмад ибн Харазим, передавая слова своего шейха ат-Тиджани: «Он сказал: «Однажды я увидел Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) (наяву, естественно) и спросил его о хадисе, касающемся господина нашего ‘Исы (мир над ним и благословение Аллаха). Я сказал ему: «От тебя пришло две достоверные версии, в одной ты сказал, что он пробудет после своего нисхождения сорок, а в другой – семь. Какая же из них верна?». Он ответил: «В которой (говорится) семь»[578].
Суфийские книги переполнены этими присочиненными хадисами, и в книгу аль-Газали «Ихйа ‘улюми-д-дин» проникло большое количество их. Поэтому сказал английский шпион Хампер, который написал книгу о Мухаммаде ибн ‘Абду-ль-Ваххабе: «Если мы хотим разрушить Ислам, нам следует распространить суфизм в нем, особенно книги имама аль-Газали («Аль-ихйа» и другие)».
Ахлю-с-Сунна: принимают хадисы, опираются на них, действуют согласно им и основывают на них религиозные нормы, только если их достоверность подтверждена и ученые-хадисоведы назвали их достоверными в соответствии с правилами, которые они разработали для распознания достоверности и ложности хадисов. И это потому, что евреи и враги Ислама прилагают усилия для борьбы с Исламом и его искажения и используют для этого все доступные им пути и средства. И одно из этих средств – что они вносят в Ислам присочиненные хадисы, приписывая их Пророку (да благословит его Аллах и приветствует). Ученые заложили основы и правила для отличия достоверных хадисов от присочиненных. И те хадисы, которые соответствуют этим основам, они считают достоверными (сахих) или «хорошими» (хасан), а которые им не соответствуют – слабыми (да’иф) и присочиненными (мавду’).
Что же касается подтверждения достоверности или ложности хадиса путем мистического откровения или мнимого суфийского «внушения» или вдохновения или сновидения, то это у ученых-хадисоведов не засчитывается. Это – отвергаемые учеными суфийские утверждения. Поэтому мы видим, что такие ученые-хадисоведы, как аль-Бухари, Муслим, имам Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Нисаи и другие выдающиеся знатоки хадисов утверждают хадисы согласно установленным ими правилам, и никто из них не утверждает, что достоверность такого-то хадиса им подтвердило «мистическое откровение», сновидение или что-то подобное.
И многие из тех, кто присочинял хадисы, признались в том, что делали, и эти хадисы получили распространение в Исламской Умме. Я сейчас не припомню их имена.
Мой завет каждому мусульманину: чтобы он не обольщался суфизмом, ибо его приверженцы – последователи шайтанов.
Я упомяну здесь некоторые присочиненные хадисы, которые часто приводят суфии в качестве аргументов в пользу своих ложных убеждений и новоизобретенных обрядов поклонения:
1. «Поистине, Аллах взял пригоршню света и сказал ему: «Стань Мухаммадом».
2. «Первым, что создал Аллах, был свет Твоего Пророка, о Джабир!».
3. «Взывая к Аллаху (о чем-то), просите Его ради моего положения, ибо положение мое у Аллаха велико».
4. «Кто совершил хадж и не посетил меня, тот сделался чуждым мне».
5. «Кто познал себя, тот познал Своего Господа».
6. «Я был сокрытым кладом»[579].
7. «Мои сподвижники – словно звезды, за каким бы из них вы не последовали, вы встанете на верный путь».
8. «Когда Адам совершил свой грех, он сказал: «Господь мой, я умоляю тебя правом Мухаммада, чтобы Ты простил меня».
9. «Я взглянул на обитателей Рая и увидел, что большинство из них – слабоумные».
10. «Если хатыб (читающий хутбу) поднялся на минбар, то (не должно быть) ни слов, ни молитвы».
11. «Придерживайтесь религии старух».
12. «Кто искренне предавался поклонению Аллаху сорок дней, из его сердца на его язык забьют источники мудрости».
13. «Если изнурили вас (какие-то) дела, обращайтесь к лежащим в могилах» (СубханаЛлах! Неужели Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) приказывает совершать явный ширк?!)
14. «Если кто-то посещает могилу своих родителей или одного из них каждую пятницу и читает там суру «Йа Син», ему простятся грехи, равные числу (прочитанных) аятов или букв».
15. «Кто пришел на кладбище и прочитал суру «Йа Син», Аллах облегчит им в этот день, и ему запишется добрых дел по числу покоящихся там».
16. «Влил я то, что в моей груди, в твою грудь».
Клятва не Аллахом
Суфизм: его последователи считают дозволенным клясться не Аллахом, как клятва солнцем, луной, небесами, мечетью, Троном, Ка’абой, благословением, едой и т.д. И их поэт Мухаммад Аль-Бусейри поклялся луной в своей касыде «Аль-Бурда» («Плащ»), восхваляющей Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), сказав:
Я поклялся расколотым месяцем
Что ему – достойная доля его сердца.
Ахлю-с-Сунна: убеждены в запретности клятвы не Аллахом или не Его Именем или не Качеством из Его Имен и Качеств, поскольку в клятве чем-либо, кроме Аллаха – возвеличивание творения, которое приличествует лишь Аллаху.
Они считают это малым ширком, поскольку Пророк сказал (да благословит его Аллах и приветствует): «Кто поклялся не Аллахом, тот совершил ширк»[580]. То есть, он придал Аллаху сотоварища в возвеличивании Его, когда поклялся чем-то или кем-то иным, а это – из числа величайших грехов, которых стоит остерегаться.
Это в случае, когда ему не сопутствует то, что превращает его в великий ширк. Если же ему сопутствует то, что превращает его в ширк великий, то действие выводит совершившего его из религии (да убережет нас Аллах от этого!). Это происходит, например, если клянущийся своим шейхом убежден, что тот обладает правом распоряжения во вселенной и способностью отомстить, если тот поклянется им ложно, поскольку здесь он придает Аллаху сотоварища в качествах, которыми обладает только Он. Это – распоряжение во вселенной, способность отмщения и нанесения вреда тайным путем.
У арабов до Ислама был обычай клясться своими отцами, матерями и идолами. И Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) запретил эти клятвы, и ограничил клятву одним лишь Аллахом. Приводят аль-Бухари и Муслим: передает Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) нагнал ‘Умара (да будет доволен ми Аллах), едущего с группой всадников, а он в это время поклялся своим отцом. И Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) окликнул их: «Поистине, Аллах (Высок Он и Велик) запрещает вам клясться вашими отцами. А кто (желает) поклясться, пусть клянется Аллахом или промолчит». Говорит ‘Умар: «Клянусь Аллахом, я не клялся больше (отцом) с тех пор, как услышал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) запретил как простое упоминание подобного, так и намеренное его произнесение».
Передает Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах) слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Кто из вас поклялся и сказал в своей клятве: «Клянусь аль-Лят и аль-‘Уззой», пусть скажет «Ля иляха илля Ллах», и кто сказал своему товарищу: «Иди сюда, сыграем (в азартную игру), пусть раздаст милостыню»[581].
Однажды Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) услышал, как один человек клянется, говоря: «Нет, клянусь Ка’абой!», - сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто поклялся не Аллахом, тот совершил ширк»[582].
И сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует): «Не клянитесь своими отцами. Кто поклялся Аллахом, пусть говорит правду, а кому поклялись Аллахом, пусть удовольствуется (этим). А кто не доволен Аллахом, тот не от Аллаха»[583].
И сказал он (да благословит его Аллах и приветствует): «Не клянитесь своими отцами, матерями и идолами. Клянитесь только Аллахом, и клянитесь, только будучи правдивыми»[584].
Сказал Ибн Мас’уд: «Поклясться Аллахом ложно лучше для меня, чем поклясться не Аллахом искренне»[585].
Я говорю: потому что ложная клятва Аллахом не является ширком, а клятва не Аллахом есть малый ширк, а в некоторых случаях – и великий ширк.