Внутреннее устройство храма
ПРИЛОЖЕНИЕ
Последование вседневной вечерни
Последование вседневной утрени
Последование всенощного бдения
Часы
Как вести себя в храме
Обязанности пономарей
Словарь литургических терминов
Виды Богослужения
Каждый православный христианин должен молиться Богу. Когда он молится один или со своей семьей, его молитва называется домашней, или частной. Когда же христиане собираются на молитву в храм Божий (т.е. Церковь), их молитва называется церковной, или общественной.
Молитвы и песнопения, совершаемые в храме священно-служителями, церковнослужителями и всем верующим народом, называются церковным Богослужением, или церковной службой. К церковным Богослухсениям относится Божественная Литургия и приготовительные к ней службы, составляющие вечерние и утренние Богослужения.
Главное отличие общественного, или церковного, Богослужения от частного состоит в том, что общественное Богослужение совершается в указанное Уставом время для всех вообще христиан, а частное - по просьбе отдельных верующих ( требы).
Место церковного Богослужения
Местом общественного, или церковного богослужения является храм Божий.
Храмом называется особое посвященное Богу здание, в котором собираются верующие для возношения молитв Господу и для получения благодати Божией через таинство Святого Причащения и др. таинства. Храм Божий, по причине того, что в нем собираются верующие, называется Церковью - (народное собрание), т.е. тем же словом, которым именуется общество верующих во Иисуса Христа.
Всякий православный храм является храмом Божиим, домом Господним, так как Господь невидимо присутствует в нем Своею благодатию. Кроме того, каждый храм имеет свое особое название. Так, один из них называется храмом Воскресения Христова, другой - Успения Божией Матери, третий - Св. Иоанна Предтечи, четвертый - свв. Апостолов Петра и Павла и т.д., т.е. храмы построены и посвящены Богу в память о различных событиях из жизни Господа нашего Иисуса Христа, Божией Матери и святых угодников Божиих. Нередко в одном и том же храмовом здании устраивается несколько алтарей ( Этот священный обычай произошел от того, что в древности храм строили большею частью на гробах мучеников, коих имена они и называвались.) В таком случае один из них, центральный, называется главным алтарем, а другие - приделами.
Если в городе несколько храмов, то обычно один из них называется соборным, так как в особо торжественные дни в нем собирается для совершения Богослужения духовенство из других церквей.
Происхождение храма
Богослужение, как выражение внутреннего нашего богопочитания, начачалось с первых дней бытия человека на земле. Наши прародители, созданные по образу и подобию Божию и одаренные превосходными силами бессмертного духа, тотчас же после создания их не могли не прославлять беспредельную благость, всемогущество, святость и премудрость Творца. Их служение Богу выражалось в личном общении с Ним, в постоянном прославлении Его и исполнении Его святой воли. Но недолгим било блаженство Адама и Евы в раю. Они не сохранили заповедь Божию, согрешили и были изгнаны из рая. После грехопадения и изгнания из рая они лишились возможности непосредственного общения с Богом и стали благоугождать Ему посредством молитв и жертвоприношений (Авель, Hoй, Авраам, Иаков и др.)
В Ветхом Завете от Адама до Моисея верующие не имели храмов. Вся вселенная была для них храмом Божиям, и они совершали Богослужение на жертвенниках под открытым небом, на всяком месте. Так, Каин и Авель приносили Богу жертвы в поле, Ной - там, где он вышел из ковчега, а Авраам - на горе Мориа. Впоследствии люди стали избирать для Богослужения по преимуществу те места, которые были ознаменованы особенными явлениями и благодеяниями Божими. Такими были: Сихем, где Бог явился Аврааму и обещал отдать ему и его потомству Ханаанскую землю (Быт. 12,6); Вефиль, где Иаков видел чудную лестницу (Быт. 28,19); Вирсавия, где Авраам заключил союз о Авимелехом, царем Герарскпм (Быт. 21,30-33), п др.
Храмовое богослужение в собственном смысле слова началось при Моисее, которому Бог повелел устроить скинию, или походный храм. Эта скиния была на земле первым храмом, посвященным истинному Богу. В Священном Писании скиния называется домом Господа, святым храмом Его (Пс, 5,8), жилищем Господа (Пс. 74,7), святилищем (Евр. 9,1). Зтот первоначальный храм Божий был устроен в виде палатки и переносился с места на место. Сам Бог показал Моисею на горе Синайской образ, по которому нужно было устроить скинию. Она разделялась на три части: святое святых, святилище и двор. В ней гдоставленные Богом священные лица совершали для еврейского народа церковные службы и жертвоприношения.
По образу скинии, но в более величественном виде, царем Соломоном был построен в Иерусалиме великолепный, величественный храм на горе Мориа. При нашествии Навуходоносора на Иудею этот храм был разрушен. После своего возвращения из плена евреи построили храм второй Иерусалимский, просуществовавший до пришествия Сына Божня на землю и разрушенный римлянами около 70 г. по Р.Х. Следует также заметить, что после вавилонского плена иудеи стали собираться на молитву в свои синагоги, а храм Иерусалнмсккй посещали в великие праздники (Пятидесятницу, Пасху, Преполовение - Праздник Кущей).
Ветхозаветный храм был только один и служил единственным местом общественного богослужения для всего народа Божия; этим внушалась мысль, что один есть Бог истинных, Которому подобает поклоняться и служить.
В Новом Завете Господь наш Иисус Христос, пострадавший и умерший за всех людей и повелевший Апостолам Своим идти в мир проповедовать Евангелие всем народам, не назначал какого-то определенного места для общественного богослужения. Он учил Своих последователей поклоняться Богу в духе и истине и Сам молился на всяком месте (в пустыне, и горах, в саду Гефсиманском). Но хотя Господь наш Иисус Христос учил, что на всяком месте можно поклоняться Отцу Небесному, все-таки для особенного священнодействия, каким была Тайная вечеря, Он избрал особую горницу (Мк. 14,15). Эта Сионская горница и явилась первым новозаветным (христианским) храмом, где впервые была совершена Спасителем Тайная вечеря и установлено таинство Евхаристии. Во время Своего общественного служения Христос неоднократно посещал Иерусалимский храм и учил народ относиться к храму о благоговением, как к Дому Божию, обличая тех, кто этого не делал (изгнание торгующих из храма).
В первые века христиане собирались для Богослужений в различных местах, которые назывались церквами, или собраниями верущих. Первыми христианскими храмами, т.е. местами совершения богослужения, были "икосы", - дома, или фактически залы. Эти дома, как места священные, требовали к себе и особо благоговейного отношения. На это указывают слова св.ап. Павла, который упрекает христиан за то, что они неправильно смотрят на место молитвенного собрания, когда приносят с собой сюда пищу и питие: "Еда бо домов не имате, во еже ясти и пити. Или о церкви Божией нерадити» (1 Кор. 11,22). Этим протизопоставлением св. ал. Павел называет на высокое достоинство церквей в отличие от домов.
Местом богослужения могла быть обширная трапезная. В этих горницах для целей богослужения устроялись места для епископов и пресвитеров, для чтения Св. Писания; был также стол для совершения Евхаристии. До торжества христианства при Константине Великом христианские храмы часто находились в частных домах.1
Необходимо, однако, отметить, что во время гонений и народных волнений в Римской империи христианам было очень трудно собраться для богослужения в храмах и частных домах. Поэтому христиане часто устраивали богослужебные собрания в глухих и отдаленных от жилищ местах (на кладбищах и в катакомбах), которые по римским законам были неприкосновенными. "Катакомбы состоят из сети коридоров, разветвлявщихся иногда на большое расстояние и взаимно пересекающихся между собою… В стенах коридоров. . . встречаются более и менее обширные комнаты. Гробницы мучеников находились под полукруглым сводом. Плита, покрывающая гробницу, могла служить Престолом" 2 " Алтарем, или Престолом, обыкновенно служила гробница или саркофаг мученика, приставленный к стене: иногда Престол устроялся особо, пред особой нишей; где помещались седалище для епископа и места для пресвитеров. Свет и воздух в катакомбы проникали через люминарии - отверстия или отдушины, проведенные из внутренности катакомб на поверхность земли” 3
В катакомбах, можно сказать, зародилось церковное искусство. Все, что было для христиан, священным, они изображали символами. Смысл их заключатся в том, что в трудное время христианам было удобнее выразить свою веру под покровом символа и тем спастись от преследований. Христианский символ был понятен только христианам и ничего не говорил язычникам. В катакомбах встречаются следующие символические изображения:
1) якорь - знак, или образ, христианской надежды: как в морскую бурю якорь служит опорой корабля, так и в земной жизни христианская надежда является опорой душ;
2) голубь- символ Святого Духа и невинности, незлобия христианской души;
3) феникс - по древнему верованию, неумиращая птица, символ воскресения;
4) павлин - символ бессмертия, так как, по мнению древних, тело его не подвергается разложению;
5) петух - символ воскресения, потому что петух пробуждает от сна, а самое пробуждение напоминает о Страшном Суде и воскресении мертвых;
6) агнец- символ Иисуса Христа, Который в Евангелии называется Агнцем;
7) оливковая ветвь - символ вечного мира,
8) лев - символ духовной силы и могущества,
9) лилия- символ чистоты,
10) рыба - указывающая, с одной стороны на то, что христиане улавливаются для Царствия Божия проповедниками христианства подобно тому, как рыба улавливается неводом, а с другой стороны, потому что греческие буквы, из которых сосстоит слово (ИХФЕС) заключает в себе начальные буквы слов: Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель;
11) виноградная лоза, напоминающая о таинстве Причащения
12) корзина с хлебами, напоминагсщая о том же Таинстве.
13) К числу таких же символов нужно отнести изображение мифического поэта Орфея с лирой в руках, который символизирует Иисуса Христа: как Орфей своей лирой укрощал диких зверей, так Спаситель Своим учением привлек к Себе человеческое сердца.
В период относятельного спокойствия между полосами гонений христиане опять устраивали богослужебные собрания или в своих частных домах, или в специальных молитвенных зданиях, которые появляются не позднее III века 4
“В промежутках между гонениями было построено немало церквей, так что в 303 г. в одном Риме было более 40 церквей. Кроме Рима, такие открытые церкви существовали и в других городах, например, Неокесарии, Никомидии, Тире и др. Со времени Константина Великого начали строить величественные церкви. Самой употребительной формой церквей была форма базилики" 5. Ими назывались в Греции особые общественные здания, устраиваемые около общественных площадей и предназначенные для судостроительства и для произнесения речей. 6
В IV веке гонения на христиан прекратились и христианство получило полнута свободу. После издания Константином Великим в 313 г. Миланского эдикта началось деятельное построение храмов. Запустевшие языческие капища, некоторые дворцы и палаты (базилики) превращались в христианские храмы. Особенно много потрудилась в деле храмостроения мать Константина Великого - святая равноапостдльная Елена. Ею были построены христианские храмы на местах, связанных с земной жизнью Иисуса Христа (в Иерусалиме, Вифлееме, Назарете и др.). И в последующее время, чем шире распространялось и. укреплялось христианство, тем более умножалось число храмов Божиих. В этот период можно отметить особо величественный храм Софии Премудрости Божией в Константинополе, построенный императором Юстинианом (532-537гг.).
Когда свет веры Христовой проник и к нам, в ноше Отечество, то и у нас стали появляться и с теченкем времени умножаться святые храмы как места общей молитвы православных христиан.
К числу замечательных русских храмов, сохранявшихся доныне, принадлежат Троицкий и Успенский соборы нашей Лавры, храмы Московского Кремля, храм Покрова на Нерли (1165 г.) Успенский собор во Владимире и бесчисленные другие.
Внешний вид храма
Православные храмы имеют различную внешнюю форму:
1. продолговатого четырехугольника (вид корабля)
2. форму креста.
3. форму звезды.
4. форму круга.
Такие формы получили большое распространение по своей внутренней
символической связи с христианским вероучением.
1. Продолговатая форма храма в виде корабля выражает ту мысль, что мир есть житейское море, а Церковь - корабль, на котором можно переплыть это море и достигнуть тихой пристани - Царства Небесного. Кроме того, указанная форма храма обозначает, что Церковь спасает нас от вечной погибели, подобно тому, как Ноев ковчег спас от потопа людей, не отступивших от Бога.
2. Крестообразная форма храма указывает, что в основании Церкви лежит Крест Христов, через который верующие получили вечное спасение.
3. Храм, имеющий форму звезды, или восьмиугольника, напоминает нам Вифлеемскую звезду, которая указывала волхвам путь ко Христу, и символизирует Церковь как путеводную звезду, освещающую верующим людям путь к вечной жизни
4. Вид круга означает вечность Церкви. Как круг не имеет начала и конца, так и Церковь Христова будет существовать вечно. "Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ея" (Мф. 16,18) - говорит Сам Спаситель.
По внешнему виду храм отличается от обычных зданий тем, что над ним вместо потолка возвышается купол, который означает небо. Купол же, в свою очередь, увенчивается главой с крестом наверху (главы иногда называются "маковицами" "лбами"). Крест говорит о том, что это храм христианский и в нем прославляется распятый на кресте Господь наш Иисус Христос. Иногда крест в нижней части имеет форму полукруга, напоминающего собою якорь как символ христианской надежды на спасение по вере в крестные заслуги Искупителя мира Господа Иисуса Христа.
Глав над храмом бывает не одинаковое число: 1,3,5,7,9,13 и больше. То или иное число глав имеет особое значение.
1 глава указывает на глазу Церкви Господа Иисуса Христа,
3 - на Святую Троицу,
5 - на Иисуса Христа и четырех евангелистов,
7 - на число таинств,
9 - на число чинов ангельских,
13 -обозначают Господа Иисуса Христа и 12 апостолов.
Домовая церковь по внешнему виду отличается от обычных зданий тем, что ее крыша увенчана крестом, как победным знаменем, или иконой над входом.
Встречаются 2-х ярусные, символизирующие Церковь небесную - торжествующую и земную - воинствующую.
В восточной частя христианского храма, какой бы формы он ни был, устраивается алтарь. Обычно алтарь выделяется в самом здании своей полукруглой формой. Эта пристройка называется алтарной апсидой.
Люди, стоящие в храме лицом к алтарю, молитвенные свои взоры обращают на Восток. На Востоке был рай, на Востоке совершилось дело нашего спасения. Кроме того, Спаситель Своим пришествием осветил весь мир, подобно солнцу, восходящему с востока.
С западной части к храму пристраивается высокая башня, называемая колокольней, на ней висят колокола, звон которых служит средством сообщения верующим о совершении богослужения. Иногда колокольня помещается отдельно от здания храма. Колокольня и алтарь, как и средняя часть храма, завершаются большой и малой формы куполами и крестами.
Внутреннее устройство храма
Как ветхозаветная скиния и храм Соломонов, устроенные по повелению. Самого Бога (Исх. 25,40), разделялись на три части: святое святых, святилище и двор, так и христианский православный храм разделяется на три части: - алтарь ("высокий жертвенник"),
- собственно церковь или храм,
- притвор.
Притвор -первая от входа часть храма называется притвором, или предхрамием. Притвор разделяется на две части:
внутренний называется трапезной, такое название происходит
от того, что в некоторых церквах, и особенно в
обителях, в этой части храма трапезничают иноки.
внешний или паперть
В древности притвор( внеш. и внутрен.) предназначался для оглашенных и кающихся и по своей площади почти равнялся среднему храму.
Оглашенныминазывались люди, которые, изъявив желание принять христианство, изучали истины веры и правила христианского благочестия.
Кающимисяназывались те христиане, которые несли епитимью.
Оглашенные и кающиеся, по степени усвоения ими христианского учения или по степени раскаяния, делились на несколько степеней и стояли ближе или дальше от алтаря.
Оглашенные разделялись на три степени: слушающие поучения,
коленопреклоняющие
готовящиеся к просвещению.
Все они могли стоять во внутреннем притворе.
Кающиеся разделялись на 4 степени:
1) плачущие - это те, кто во время совершения Богослужения
стоял на открытом месте, вне храма (на площадке
паперти), с плачем прося идущих к богослужению
верующих молиться за них.
2) слушающие - это те, кому дозволялось стоять вместе с
оглашенными во внутреннем притворе, где они
могли слушать чтение Св. Писания и поучения,
удаляться оттуда они должны были одновременно с
оглашенными, во время возгласа: "Елицы
оглашении изыдите".
3)припадающие или коленопреклоняющиеся , назывались те лица,
которые при совершении Литургии имели право
стоять в самом храме (в передней его части до
амвона) и перед оставлением храма (вместе с
готовящимися ко крещению, до начала Литургии
верных), слушали особые произносимые за них
епископом молитвы.
4)стоящие с верными - это те, кто допускался к присутствию
при всем совершении Литургии, только без права
причащения,
Во внутреннем притворе храма, согласно Типикону, должны совершаться:
1) часы (Тип. гл.2,9.)
2) лития на вечерни (Тип. гл.2)
3) повечерие (Тип. гл.7)
4) полунощница (Тип.гл.9)
и некоторые другие чинопоследования.
В настоящее время притвор внешний, т.е. паперть имеет значение обыкновенных сеней. Здесь священник в 40-й день читает молитву "жене родительнице", здесь же иногда производится продажа(просфор, свечей, икон и т.д.)
Средняя часть храма
Средней называется та часть храма, которая расположена между притвором и алтарем. Эта часть храма в древности состояла из трех отделений, называющихся нефами:
средний неф, который был шире других, предназначался для клириков,
южный для мужчин,
северный для женщин.
При входе в среднюю часть храма в самом храме стояли кающиеся (из разряда "стоящих с верными"), а перед ними верные - мужчины и женщины, каждые в своих отделениях, в известном порядке. Отделения, в которых стояли мужчины и женщины, разделялись перегородками или колоннами.
Принадлежностями этой части храма являются: солея,
амвон,
клиросы
архиерейский амвон,
аналои,
иконы,
иконостас.
а) Солея. Вдоль иконостаса с южной стороны до северной идет возвышение, составляющее продолжение алтаря. Возвышение это по своему значению достойно уважения. Отцы Церкви называли это возвышение - солея. В церкви для Св. Даров имеются два Престола в собственном смысле слова: один - внутренний, другой - внешний, первый предназначается для освящения Даров, второй - солея для преподавания их верным.
Солея, таким образом, необходима для преподания Святых Даров мирянам. Солея назначается для лиц, участвующих в совершении богослужения. В древности ступени солен служили местом сидения иподиаконов и чтецов.
б) Амвон. Середина солеи перед царскими вратами расширяется и выступает в средний храм. Это место называется амвоном - "восхождением". Отсюда диакон возглашает ектений, читает Евангелие или Апостол, а священник или вообще проповедник говорит поучения предстоящему народу. Амвон, по словам св. Германа, патриарха Цареградского, знаменует находившийся у Святого Гроба Господня Камень, который отвалил Ангел и с которого он возвестил мироносицам о воскресении Господа нашего Иисуса Христа. Так как на амвон восходят только священники и диаконы, символизирующие ангела, и на нем читают Слово Божие, то на него никому не разрешается восходить для какого бы то ни было иного чтения. Иподиаконы и чтеца при чтении Апостола или паремий не восходят на амвон, а становятся на его ступень. Амвон этот называется диаконским в отличие от архиерейского амвона.
в) Клиросы. Края солеи с северной и южной сторон обычно предназначаются для чтецов и певцов и называются клиросами. Клирос - место для низших клириков - церковнослужителей. Около клиросов ставятся хоругви.
Хоругвь - управлять, руководить, священное знамя, состоящее из креста, поднятого на высокое древко и украшенного священными изображениями, или из иконы, писанной на полотне, дереве или металлической доске, украшенной бахромой и кистями и поднятой на высокое древко. Хоругви выносятся из храма при крестных ходах. Здесь их несут впереди всего крестного хода - они как бы прологают ему путь.Хоругви, имея вид воинских знамен, предел победные знамена Церкви Христовой,
г) Архиерейский амвон. Во время архиерейского служения среди храма устраивается возвышенное место для архиерея. Оно называется архиерейским амвоном. Архиерейский амвон называется в богослужебных книгах также: "место, где облачается архиерей" (Чиновник Болш. Успен. Моск. собора), "облачальное место" (чин. освящ. храма), "уготованное место" (Чин. Литургии св. И.Зл.) "рундук". "На облачальном месте" архиерей не только облачается, но и совершает иногда часть службы (на Литургии), иногда всю службу (молебен) и молится среди народа, как отец с детьми.
д) Аналой. Посреди храма устанавливается аналой, который представляет собой переносный столик с наклонной верхней частью. Аналой обычно покрывают покровами из парчи или другой материи. На аналой кладутся:
1) Евангелие для лобызания и поклонения
2) святые иконы в честь угодников Божиих или воспоминаемых священных событий, т.е. праздничные
иконы, также для поклонения и лобызания.
Аналои могут устанавливаться в различных местах храма, где имеется в этом необходимость.
ж) Иконы. В храме по стенам его и у колонны размещаются иконы. Икона - это священное изображение лика Господа нашего Иисуса Христа, Божией Матери, св.апостолов и всех вообще св. угодников Божиих, предназначенное служить нам, верующим людям, в качестве одного из наиболее действительных средств живого и близкого духовного общения с теми, кто на нем изображен. Икона - неотъемлемая принадлежность православного храма. В куполе почти всегда изображается Пантократор - Господь Вседержитель.
Иконостас
Средняя часть храма отделяется от алтаря иконостасом дощатой стеной, украшенной святыми иконами. Первоначально такая стена предназначалась для отделения средней части храма от алтаря. Для этой цели в древней Церкви ставились деревянные решетки или преграды между средней частью храма и алтарем, а также протягивались завесы. Этими решетками или преградами преграждался доступ к алтарю мирянам, а завесами закрывалось совершение таинства Евхаристии от неверных и оглашенных, равно как и от верных в известное время. На этих решетках впоследствии стали ставить святые иконы как для чествования и лобызания их верными, так и для выражения той мысли, что алтарь служит образом (символом) неба и что при Богослужении небесная Церковь предстоит с земною. Этот обычай поставлять на решетках святые иконы получил всеобщее распространение со времени VII Вселенского Собора, утвердившего иконопочитание.
В настоящее время иконостас, на основании практики древней Церкви, устрояется по следующему образцу,
Через иконостас в алтарь ведут три двери. Средние двери иконостаса - широкие, двухстворчатые, против Святого Престола, называются "Царскими" дверями, или вратами, потому что через них на Литургии проходит Царь славы для напитания верных Своим Божественным Телом и Своею Кровию. Царские двери называются "святыми" (Тип. гл.23), так как через них выносятся Святые Дары; они имеют такое наименование еще и потому, что через них нельзя входить в алтарь и выходить из него простым людям (мирянам); ими проходят только лица освященные, имеющие священный сан (священнослужители): диаконы, священники, архиереи (см.Нов.Скрижаль).
Царские врата называются еще "великими" (Тип.. послед... Пасхи, Литургия) по величине их, в сравнении с другими дверями, по величию благодатных даров, которых через них сподобляются верующие, и по тому значению, какое они имеют при Богослужении.
Открытие Царских врат изображает то, что всем людям открыто Царство Небесное.
За Царскими вратами в алтаре привешивается "завеса' (atap¢etasma ) которая во время Богослужения то задвигается. то отверзается, сообразно со значением молитв и священно действий того или иного момента Богослужения. Завеса нам напоминает о непостижимости тайн Божиих. Отверзание означает откровение тайны нашего спасения и открытие Царства Небесного через воплощение Сына Божия; задергивание завесы напоминает нам о нашем греховном состоянии, лишающем нас наследия Царства Небесного.
Завеса имела наименование "горних дверей" ( т.к., она опускалась сверху вниз), или внутренних, тогда как Царские врата назывались "внешними".
На Царских вратах помещаются иконы Благовещения Пресвятой Богородицы и 4-х евангелистов. Пресвятая Дева Мария первая удостоилась получить от Архангела Гавриила радостную весть об открытии людям дверей Царства Небесного через рождение от Нее Спасителя мира. Поэтому на Царских вратах, напоминающих нам здесь, на земле, врата в Царство 'Небесное помещается изображение этого великого события – Благовещения, Царские врата в древности назывались также "райскими" ( см. "Путешествие" архиеп. Антония Новгородского) Над ними встречаются надписи, соответствующие толкованию слова "алтарь" в значении "рай", например, "Радуйся, райских врат отверзение" (Московский Казанский собор).
Евангелисты изображаются на Царских вратах потому, что написанное ими Евангелие (радостную весть) он до скончания века проповедуют всему миру. Евангелисты - первые распространители первой в мире радостной вести о пришествии на землю Сына Божия.
Над Царскими вратами помещаются изображения Тайной вечери. По правую сторону от Царских врат помещается икона Спасителя, по левую - Божией Матери. Рядом с иконой Спасителя ставится икона храмового праздника и святых, особо чтимых в данной местности. Иконы первого ряда в иконостасе обычно называются местными. Двери с левой стороны Царских врат - узкие, одностворчатые - ведут к жертвеннику и называются "северными". Через них выносят "честные дары» для доставления на Престол; выносится крест на утрени 14 сентября, 1 августа (ст. стиля) и в Крестопоклонную неделю; совершается вход с Евангелием; на вечерне выход на литию; из них выходят священнослужители для каждения храма и произношения ектений.
С правой стороны от Царских врат расположены "южные двери" ("полуденные"), - ведущие в диаконник, или ризницу (сосудохранительницу) и потому в древности называвшиеся «диаконскими". Южными дверями священнослужители входят в алтарь по окончании каждения, после произнесения ектений н прочтения молитвословий (светильничных и утренних молитв).
Южными дверями в древности диаконы выносили народу благословенный хлеб и Богоявленскую воду. Кроме того. диаконы этими дверями выходили для выполнения своих обязанностей по наблюдению за благочинием народа и т.п. На этих боковых дверях обыкновенно изображаются святые диаконы (св. первомученик Стефан, св. Лаврентий, св. Евпл и др.) или св. ангелы, как вестники воли Божией, или ветхозаветные пророки Моисей и Аарон. Перед иконами первого яруса обычно стоят подсвечники и висят лампады.
Над первым рядом икон в иконостасе бывает еще несколько рядов, или ярусов. В таком случае во втором ярусе находятся изображения двунадесятых праздников, в третьем - иконы свв „ апостолов и их преемников - святителей, а посредине, над Царскими вратами, изображение Иисуса Христа с предстоящими Ему Богоматерью и Иоанном Предтечей. Третий ярус обычно называется "деисусным рядом", от греческого слова d¢ehsiV "моление", т.к, на помещаемой здесь иконе к Спасителю обращает свои молитвенные взоры Божия Матерь и св. Иоанн Креститель. В четвертом ярусе помещаются иконы св. пророков, а посредине - изображение Богоматери с Предвечным Младенцем, о Котором, главным образом, и возвещали пророки. Пятый, последний, верхний ряд состоит из икон ветхозаветных праведников, и среди них изображается Господь Саваоф или вся Святая Троица. Верх иконостаса (в середине) увенчивается крестом, как знамением соединения членов Церкви со Христом и между собою. Иногда по сторонам креста изображаются Божия Матерь и святой апостол Иоанн Богослов, стоявшие у креста Спасителя (Ин. 19, 25-26).
Вся совокупность икон, помещенных в иконостасе, выражает идею Вселенской Церкви. Иконостас является как бы раскрытой книгой, которая свидетельствует, с кем мы, верующие во Христа Иисуса, находимся в духовном единении, кого имеем предстоятелями за себя перед Богом и с кем составляем единую Церковь Христову.
Иконостас - это "лествица Иакова", по которой восходят и нисходят не только св. ангелы, но и вся торжествующая Церковь. Благоговейному богомольцу представляется весь сонм святых живых, движущихся вверх и вниз.
Нет большей красоты церковной, как многоярусные иконостасы - это полнота Церкви торжествующей, представленной по одной громадной плоскости перед взором народа, обращенным на Восток... Святые отцы увенчали истины нашей веры, богословской системой, а иконописцы - византийские и русские - выразили их красоту духовную в иконах.
Такое размещение Церковью икон в иконостасе строго сообразно с назначением христианского храма вообще и глав; главнейшей его части - Алтаря, в частности.