Святитель Игнатий Брянчанинов 1 страница

Полное собрание творений

Святителя Игнатия Брянчанинова

Том VI

Паломник, Москва 2007 год

Ред. Golden-Ship, 2010

По благословению

архиепископа Тернопольского и Кременецкого

СЕРГИЯ

Составление и общая редакция А. Н. Стрижев

Шестой том Полного собрания творений святителя Игнатия Брянчанинова содержит выдающийся его труд «Отечник» — сокровищницу назидания и поучения святых Отцов. Книга учит страху Божиему, умной внимательной молитве, сердечному безмолвию и преданности вере Православной; необхо­дима монашествующим и мирянам. В обширном «Приложении» помещены письма святителя Игнатия к разным лицам, многие тексты впервые даны по автографам. В частности, публикуется переписка с Оптинскими старцами -Леонидом, Макарием, Анатолием и другими подвижниками, а также с монаше­ствующими Угрешского монастыря, а из светских лиц — с Обер-прокурором Святейшего Синода графом А. П. Толстым, А. С. Норовым и с художником К. П. Брюлловым. Все публикации предваряют обширные вступительные статьи, письма комментированы.

ISBN 5-88060-030-0

© «Паломникъ», 2004

© Составление, А. Н.Стрижев, 2004

© Оформление, Е. Б. Калинина, 2004



Содержание

Святитель ИГНАТИЙ БРЯНЧАНИНОВ ОТЕЧНИК

Вступление

Предисловие

Избранные изречения Отцов, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ЕГИПЕТСКИХ, КОТОРЫХ ИМЕНА ДОШЛИ ДО НАС, И ПОВЕСТИ ИЗ ЖИТИЯ ЭТИХ ОТЦОВ

Антоний Великий

Авва Арсений Великий

Авва Агафон

Авва Аммон

Авва Аммой

Авва Анув

Авва Авраам

Авва Алоний

Авва Аполлос Великий

Авва Аполлос из Келлий

Авва Афанасий

Александр, патриарх Антиохийский

Александр, игумен

Авва Антоний Новый

Авва Виссарион

Григорий Богослов

Авва Геласий

Авва Терентий

Авва Даниил

Авва Диоскор

Диоскор, пресвитер Фиваидский

Авва Дула

Авва Епифаний, архиепископ Кипрский

Авва Евагрий

Евлогий, ученик патриарха Иоанна Милостивого

Авва Евлогий Скитский

Авва Евлогий пресвитер

Авва Евстафий

Авва Евпрений

Авва Евгений

Авва Евсевий

Авва Евфросин

Авва Зенон

Авва Захария

Авва Исайя Отшельник

Авва Исидор, пресвитер Скитский

Авва Исидор Пилусийский

Авва Илия

Авва Ираклий

Авва Исаак пресвитер из Келлий

Авва Исаак Сирский

Авва Иперхий

Авва Исхирион

Авва Ивиссарион

Авва Иоанн Колов

Авва Иоанн Раифский

Авва Иоанн из горы Каламон

Авва Иоанн евнух

Авва Иоанн из Келлий

Авва Иоанн Персянин

Авва Иосиф Панефосский

Авва Иеракс

Авва Кроний

Авва Коприй

Авва Кир

Авва Ксой

Авва Лонгин

Авва Макарий Великий

Авва Матой

Авва Моисей

Авва Мегефий

Авва Нестерон

Авва Ор

Авва Пимен Великий

Авва Памво

Авва Павел Скитский

Авва Павел Простой

Авва Руф

Авва Сисой Великий

Авва Силуан

Авва Серапион

Авва Стратегий

Амма Сарра

Скитяне (монахи египетского Скита)

Авва Тифой

Святитель Тихон Воронежский

Авва Феодор Хермейский

Авва Феодор Енатский

Авва Феона

Архиепископ Феофил

Амма Феодора

Изречения старцев,

преимущественно Египетских, особливо же старцев Скита, которых имена не дошли до нас

Повести из жития старцев,

преимущественно Египетских, которых имена не дошли до нас

Преподобного Симеона Нового Богослова

Деятельные и Богословские главы

Заключение

ПРИЛОЖЕНИЕ

От составителя

Ольга Шафраново

Святитель Игнатий Брянчанинов и благословенная Оптина Пустынь

Переписка святителя Игнатия с Оптинскими старцами

Письма святителя Игнатия к преподобному Леониду (Наголкину)

Письма преподобного Леонида к святителю Игнатию

Письмо преподобного Леонида (Наголкина) к святителю Филарету, митрополиту Московскому

Из писем преподобного Леонида

Письма святителя Игнатия к преподобному Макарию (Иванову)

Письма преподобного Макария к святителю Игнатию

Ответ архимандрита Игнатия Оптинским старцам

Из писем преподобного Макария Оптинского

Письма святителя Игнатия к преподобному Моисею (Путилову)

Письма преподобного Моисея к святителю Игнатию

Письма святителя Игнатия к преподобному Антонию (Путилову)

Письмо преподобного Антония к святителю Игнатию

Из писем преподобного Антония Оптинского

Письмо святителя Игнатия к монаху Иоанникию (в схиме Леониду)

Письма монаха Иоанникия (в схиме Леонида) к святителю Игнатию

Письмо иеросхимонаха Иоанна (Малиновкина) к святителю Игнатию

Письма святителя Игнатия к рясофорному монаху Оптиной Пустыни Петру (Григорову)

Письмо монаха Петра (Григорова) к святителю Игнатию

Письмо святителя Игнатия к монаху Юйеналию (Половцеву)

Из Оптинской летописи

Письмо святителя Игнатия к Оптинским отцам и братиям

Письма настоятеля Калужской Тихоновой пустыни.

Геронтия (Васильева) к святителю Игнатию

Ольга Шафраново

Угрета

Переписка святителя Игнатия с игуменом Иларием

Письмо игумена Илария к Оптинскому старцу преподобному Леониду (Наголкину)

Письмо архимандрита Пимена (Мясникова) к Павлу Михайловичу Строеву

Ольга Шафраново

Преосвященный Леонид (Краснопевков)

Преосвященный Леонид

Рождественская ночь. На слова книги «Премудрость Соломона»

Письма святителя Игнатия к Преосвященному Леониду (Краснопевкову)

Письма Преосвященному Леониду (Краснопевкову) от племянников святителя Игнатия

Письма святителя Игнатия к Обер-прокурору Святейшего Синода графу А. П. Толстому

Владимир Воропаев

Предисловие

Письма святителя Игнатия

Алексей Любомудров

«Искреннейший друг»

Письма святителя Игнатия к А. С. Норову

Письмо святителя Игнатия к А. П. Башуцкому

Письмо святителя Игнатия к С. А. Танееву

Письмо святителя Игнатия к А. Ф.Львову

Письмо святителя Игнатия к художнику К. П. Брюллову

Вступление

Внимательное чтение этих изречений и повестей навевает на читате­ля — как из рая — из первых веков христианства благоухание святой простоты и истинного служения Богу, осененных обильно Божествен­ною благодатию. Оно может направлять деятельность монаха на ис­тинный путь Богоугождения, доставляя на эту деятельность самые вер­ные взгляды; оно может приносить утешение в разнообразных скорбях, восстающих в душе монаха, — устремляющихся на него извне; им мо­жет питаться и поддерживаться мирное и молитвенное настроение мо­наха, как елеем питается и поддерживается горение светильника. Кто усвоит себе предложенное здесь учение Отцов, тот, находясь и среди общества человеческого, стяжет сердечное безмолвие. Кто же останется чуждым этого учения, тот и в уединеннейшей пустыне, и в неисходном затворе, будет возмущен молвою помыслов и живописью мечтаний, бу­дет проводить жизнь мирскую. Приводится сердце в безмолвие душев­ным деланием, соединенным с болезнованием или плачем сердца[1]. По­стараемся привести сердце в безмолвие: в этом — сущность монаше­ского подвига. От сердечного безмолвия рождается истинное смирение: истинное смирение соделывает человека обителиею Бога[2]. Наставят на такой подвиг изречения Отцов, примеры точного исполнения евангель­ских заповедей, составляющего отличительную черту их деятельности. Кратки и просты изречения; деятельность Отцов — деятельность мла­денцев о Господе; но и изречения и деятельность их имеют глубокий смысл и глубокое значение. Они драгоценны, как плоды святого опыта, как точное, непорочное выражение воли Божией. К некоторым изрече­ниям и повестям присовокуплены объяснения: потому что смирение Отцов, нравственные правила и учения их не всегда ясны для незнако­мых с духовною монашескою жизнию[3]. Братия, читайте и перечиты­вайте предложенное здесь учение! Вскоре вы усмотрите в нем чудное свойство: оно преисполнено жизни и силы; оно — присно юно: оно читается каждый раз, как бы читалось в первый раз, изливая в душу читателя обильные струи духовного разума и благодатных ощущений.



Предисловие

Читатель, знакомый с преданием Православной Восточной Церкви, легко усмотрит, что в предлагаемых его вниманию Опытах изложено учение святых Отцов — о науке из наук[4], монашестве, примененные к требованиям современности. Глав­ная черта, которою отличается деятельность древнего монаше­ства от деятельности новейшего заключается в том, что мона­шествующие первых веков христианства были руководимы боговдохновенными наставниками, а ныне, как замечает пре­подобный Нил Сорский согласно с другими позднейшими Отцами, монашествующие должны наиболее руководиться Свя­щенным Писанием и писаниями Отеческими по причине край­него оскудения живых сосудов божественной благодати. Объяс­нение этого направления и необходимости в нем составляет основную мысль Опытов на всем их пространстве.

Статьи, из которых состоит моя книга, написаны в разные времена, по разным причинам, преимущественно по поводу возникавших аскетических вопросов в обществе иноков и 6оголюбивых мирян, находившихся в духовном сношении со мною. Оканчивая земное странствование, я счел долгом моим пересмотреть, исправить, пополнить, собрать воедино и издать печатно все статьи, написанные мною в сане архимандрита[5]. Счел я долгом моим сделать это по двум причинам: во-первых, по той, что многие статьи распространялись в рукопи­сях с большими или меньшими погрешностями; во-вторых, по той, что признаю себя обязанным представить христиан­скому обществу отчет по согляданию мною земли обетован­ной, точащей духовные дары и блага,— монашеской жизни, какою она является в святом предании Православной Вос­точной Церкви и какою Промысл Божий привел созерцать ее в некоторых живых представителях ее.

Затем остается мне просить у читателя снисхождения к моему скудоумию и молитв о убогой душе моей.

Епископ Игнатий

1863-го года. Николаевский Бабаевский монастырь.

Избранные изречения Отцов,

преимущественно Египетских,

которых имена дошли до нас,

И повести из жития

Этих Отцов

1. Антоний Великий, преподобный авва, египетский пустын­ножитель, сказал: «Братия! будем веровать в Господа нашего Иисуса Христа и поклоняться Ему. Покорим себя Ему и по­тщимся исполнять волю Его во всякое мгновение. В другого Бога, кроме Его, не будем веровать: Он — Бог великий, Господь господствующих. Будем славословить Его во истине и правде; не приуподобим Его никакой из тварей, ни из находящихся на небеси горе, ни из находящихся на земли низу, потому что все это сотворено Им, и Он есть прежде всего, и пребудет вечно, не будет иметь никакого конца. Будем веровать в Него и покло­няться Ему, чтоб царствовать с Ним и в вечности наслаждаться Его благами: Он — Царь царей, и все царства от Него суть. Будем веровать в Него от всего сердца нашего и жительство­вать по заповедям Его, потому что вера без дел мертва есте[6], и Он помилует нас в Царствии Своем, когда изыдем из стран­ствования, определенного нам в мире сем[7].

2. Истинно блажен тот, кто бодрствует над собою и ис­полняет заповеди Господа нашего Иисуса Христа: он сподо­бится истинного разума, исходящего от Господа, и возможет сказать: удивися разум Твой от мене[8]. Не погреши в вере,чтоб не прогневался на тебя Создатель наш: кто не содержит правой веры, тот приуготовляет пищу неспящим червям и жертву князю темниц адских; дух его чужд жизни вечной; он — явный отступник от Бога[9].

3. Страшитесь отступлений от веры как начала всех зол. Будем веровать во имя Господа Бога Отца, и Сына и Святого Духа, чтоб исполнилось над нами сказанное в Писании: те, ко­торые веруют в Господа, яко гора Сион: не подвижится в век жи­вши во Иерусалиме[10]. Твердое основание всех святых — вера: ею они заключили уста львов и угасили пламень огненный[11].

4. Сколько непостижима сила и могущество Божий, столько непостижимы и действия Его. Как неизмерима Его премудрость, так и путие Его неизследовани[12]. Может Бог исполнить то, что обетовал; почему не допустим себе неверия, чтоб не подвергнуться осуждению более за неверие, нежели за беззаконные дела. Погрешить делами — это признак немо­щи; допускать себе неверие — признак дерзкого легкомыс­лия и безрассудности. Доколе имеем время, пощадим самих себя и будем умолять Бога о прощении согрешений наших, чтоб Он не повелел, связавше нам руце и нозе, ввергнуть нас во тьму кромешнюю, в которой — плач и скрежет зубом[13]. Что означают плач и рыдание, как не безмерность жестоких и ужасных мучений? и что изображается скрежетом зубов, как не величайшее сожаление о содеянных грехах? Тогда — а это случится наверное, — тогда начнем негодовать на са­мих себя, раскаяваться, скрежеща зубами, когда покаяние не будет иметь места, когда не будет от него никакой пользы, когда время, данное на покаяние, минует. Имея возможность умилостивить Бога в краткое время земной жизни служени­ем Ему, имея возможность освободить себя от геенны и веч­ных мук, зачем пребываем в нерадении и, презирая заповеди Бога, служим нашим похотениям, подвергаем себя неизбеж­ной казни? Бог наш, великий и человеколюбец, богатый сый в милости[14], всемогущий в действовании Своем, Сам да по­может немощи нашей, да ниспровергнет скоро сатану под ноги наши, да дарует нам силу и духовный разум, чтоб мы, в оставшееся нам время, послужили Ему с верностию, во ис­тине, и сподобились милости Его в страшный день Суда Его[15].

5. Великую силу имеет тот, кто подвизается в течение всей жизни и ежедневно, до последнего издыхания, находится в осторожности от искусителя, которым преследуется. Я мо­лил Бога, чтоб Он показал мне ополчение, окружающее и защищающее монаха, и увидел монаха, окруженного светиль­никами: множество Ангелов с обнаженными мечами в руках охраняли его как зеницу ока, и вот — голос с неба, говоря­щий: «Не допустите ему покоя, доколе праведный живет в сем мире». Увидев такое ополчение, отвсюду объемлющее монаха, я вздохнул и сказал сам себе: «О Антоний! все это дано монаху, и при всем этом превозмогает его диавол; монах нередко падает». И пришел ко мне глас от милосердого Гос­пода: «Диавол никого не может ниспровергнуть. Такой влас­ти он не имеет, потому что Я пришел, восприяв на Себя чело­вечество, и стер в прах могущество его; но человек сам, своим похотением и сладострастием, сокрушает себя и падает». Я сказал: «Неужели каждому монаху дана такая сила?» И были показаны мне многие монахи, сподобившиеся ее. Тогда и вос­кликнул и сказал: «Блажен — род человеческий, в особен­ности же иноческое воинство, имея столь милосердого, столь человеколюбивого Бога». По этой причине озаботимся о спасении нашем, не будем пренебрегать им, чтоб удостоиться Небесного Царства, при содействии благодати и милосердия Господа нашего Иисуса Христа, Которому с Отцом и Святым Духом да будет слава вовеки.

Здесь, с одной стороны, служит величайшим утешением свидетель­ство об обильной помощи Божией, споспешествующей каждому под­вижнику благочестия, в особенности истинному иноку, за его особен­ное самоотвержение; с другой стороны, свидетельство о том, что во все время земного странствования рабу Божию не предоставлено ус­покоения, предоставлены борьба и подвиг, служит вразумлением, чтоб мы не предавались унынию, видя, что непрестанно подвергаемся разно­образным скорбям. Такова о нас воля Господа Бога нашего.

6. Будем совершать земное странствование наше в страхе Божием: нам предписано служить Богу в страхе и трепете[16], и таким образом изработать спасение наше. Ничего нет дра­гоценнее страха Божия в Господе нашем Иисусе Христе[17].

7. Начало всех добродетелей и начало премудрости — страх Господень.

8. Страх Господень — слава, благодать великая[18].

9. Страх Господень искореняет из души все грехи и вся­кий вид лукавства[19].

10. Свет, войдя в темный дом, изгоняет из него тьму и освещает его; так страх Господень, вошедши в сердце человеческое, разгоняет мрак его, наполняет его всеми добродетелями и премудростию.

11. Гордость и высокоумие низвергли диавола с неба в преисподнюю, — смирение и кротость возносят человека с земли на небо.

12. Чада мои! рыба, вынутая из воды, умирает; так унич­тожается и страх Божий в сердце монаха, попускающего себе частые выходы из келлии.

13. Страх Господень соделывает человека свободным и спасает его от грехов, от уготованных грешникам вечных каз­ней и от злейшего дракона[20].

14. Страх Господень, пребывая в человеке, хранит его и сберегает до того времени, в которое человек скинет с себя тягостную ношу — тело; тогда страх Господень соделает питомца своего наследником блаженства святых для радования с ними радостию вечною, как и Писание возвещает: Страха ради Твоего, Господи, во чреве прияхом, и поболехом, и родихом дух спасения Твоего[21].

15. Страх Господень и памятование смерти да будут не­престанно пред очами нашими. Возненавидим мир и уда­лим от себя все, чем приносится плоти нашей наслаждение. Эту краткую жизнь проведем так, чтоб нам жить в Боге, Ко­торый потребует от нас отчета в день Суда, — алкали ли мы, жаждали ли, претерпевали ли наготу, пребывали ли в плаче, воздыхалили из глубины сердец наших, рассматривали ли себя, достойны ли мы Бога? Будем погружаться в плач и сетование, чтоб обрести Бога. Презрим плоть для спасения душ наших![22]

16. Делание монаха, превосходящее все другие, самые возвышенные делания его, заключается в том, чтоб он испове­довал грехи свои пред Богом и своими старцами, чтоб уко­рял себя, чтоб был готов, до самого исхода из земной жизни, встретить благодушно всякое искушение[23].

От постоянного исповедания грехов пред Богом и отцами открывается зрение греховности своей; напротив того, грехи неисповеданные как бы не признаются грехами и удобно повторяются; постоян­ным самоосуждением и самоукорением усиливается сознание и ощу­щение греховности; вполне ощутивший греховность свою и сознавшийся в ней естественно признает себя достойным всякого попустительного наказания от Бога.

17. Будьте мужественны и вместе великодушны; Бог пребывает в человеке великодушном. Великодушный соответ­ствен воле Божией во всякое время[24].

18. Святые соединены с Богом простотою своею. Простоту найдешь в человеке, исполненном страха Божия. Имеющий простоту совершен и подобен Богу; благоухает он бла­гоуханием сладчайшим и благодатным; исполнен он радо­сти и славы; покоится в нем Святой Дух, как в Своей обите­ли. Как густой лес, когда небрегут о нем, истребляется пожа­ром, так лукавство, будучи допущено в сердце, губит душу, вместе — оскверняет тело, приносит многие нечистые по­мыслы. Насмехается лукавый над простыми и всеми добры­ми; сердце его объемлется многочисленными сквернейши­ми помышлениями, насеянными диаволом, понуждавшими ум скитаться повсюду, возбуждающими в душе внутреннюю борьбу[25].

19. Гордость сердца ненавистна Богу, Ангелам и святым Его. Имеющий в себе гордость — причастник диаволу. По причине гордости преклонились небеса и поколебались ос­нования земли, возмутились бездны, пришли в смятение ангелы и претворились в демонов по причине гордости сер­дца. Прогневан гордостию Всемогущий; повелел Он без­дне низвергнуть из себя огнь и огненному морю воскипеть огненным волнением. По причине гордости Он учредил ад и муки. По причине гордости учреждены темницы и биение, которыми терзается диавол за гордость сердца своего. По причине гордости устроена преисподняя, сотворен червь неумирающий и неусыпающий[26].

20. Будем подвизаться о чистоте даже до смерти и храниться от всех нечистот, которые не свойственны естеству, по словам первенца между пророками — Моисея. В осо­бенности будем остерегаться от дел разврата. Ангелы пали и извергнуты из своего состояния славы и чести, дозволив очам непозволительное воззрение[27]. Нет ничего хуже, как смот­реть с вожделением на женщину. Многие погибли из-за жен. Некоторые убиты по причине супруг своих, другие по при­чине сестер, иные — по причине дочерей; всему же этому поводом было нечистое вожделение. Не будьте рабами сквер­нейших, нижеестественных страстей, ни срамных похотений, столько мерзостных пред Богом. Имя Божие напишите на сердцах ваших; непрестанно да раздается внутри вас глас: вы есте церкви Бога жива[28] и место Святого Духа. Человек, обольщенный нечистым вожделением, подобен пред Богом бессловесным скотам, лишенным всякого сознания[29].

21. Знай, что в душе находится естественное движение вожделения; но оно не производит своего действия, если не последует на то согласия души; потому что вожделение только усвоено телу и движется; но не движется греховно и понудительно. Находится в душе также и другое дей­ствие, которое рождается из покоя и наслаждения теле­сных, воспламеняет кровь и движется с производством сво­его действия. По этой причине Божественный апостол Па­вел говорит: не упивайтеся вином, в немже есть блуд[30]. Также Господь заповедал Своим Апостолам в Святом Еван­гелии: внемлите же себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством[31]. Кроме этих двух движений име­ется еще движение, которое возбуждается в подвижниках от зависти и коварства демонов. Итак, надо знать, что возбуж­дение телесного вожделения бывает троякое: одно естествен­ное, а два другие — привходящие; из этих двух одно проис­ходит от излишества в пище и питии, — другое производит­ся демонами. Зависит, следовательно, от нас, от нашего свободного произволения, исполнение и отвержение требо­ваний вожделения[32].

Сведение, сообщенное здесь Великим Антонием, имеет особенную важность для каждого монаха, внимающего своему спасению. В первом случае должно с трезвением наблюсти за собою, — не позволить себе никаких размышлений и мечтаний сладострастных, к которым является расположение при движении телесного вожделения, и оно прекра­тится само собою. Во втором — должно обратить внимание на каче­ство и количество пищи, также на количество сна, обуздать действие вожделения воздержанием. Действие демонов познается из усиленно­го, иногда внезапного и кратковременного, иногда постоянного и про­должительного, нашествия блудных помыслов и мечтаний, покушаю­щихся привлечь ум в общение с собою и возбудить в теле вожделение, к которому тело, усмиренное подвигом, не склонно или малосклонно. Потому-то святой Антоний и говорит, что последнее случается ни с кем иным, а именно с подвижниками. Тогда нужно осмотреться, не осуждение ли братии, не вкравшееся ли самомнение дают повод демонам искушать блудом не способного к блуду. Во всяком случае, попущени­ем такой брани подвижник призывается Промыслом Божиим к преус­пеянию; и потому да станет мужественно против невидимых врагов!

22. Если случится кому, по наущению диавола, подвергнуться падению, тот да восстанет покаянием, — да прибег­нет к Тому, Который нисшел на землю для спасения одной овцы, увлеченной грехом в заблуждение[33].

23. Сам Господь повелел нам взыскивать мира, чтоб стя­жать его. Тщательно познаем значение мира Божия и устре­мимся к нему, как и Господь сказал: мир Мой даю вам, мир Мой оставляю вам, чтоб никто не мог укорить нас, что мир наш — мир грешников[34].

24. Будем убегать ненависти и распрей. Кто находится в дружбе с зараженным ненавистию и сварливым, тот нахо­дится в дружбе с хищным зверем. Точно, доверяющий себя зверю безопаснее того, кто доверяет себя сварливому и за­раженному ненавистию. Не отвращающийся от сварливости и не гнушающийся ею не пощадит никого из человеков, ниже друзей своих[35].

25. Господствуй над языком и не умножай слов, чтоб не умножить грехов твоих. Наложи перст на уста твои и узду на язык твой; многоглаголивый человек никогда не оставит в себе места во обитель Святого Духа[36].

26. И ночью и днем да обращается в устах твоих имя Гос­пода, и будь заслажден духовною солию. Если кто из новоначальных начнет говорить с тобою и спросит о чем-либо, относящемся к душевной пользе, — отвечай ему. Если же заговорит о неполезном для души, — будь подобен глу­хому, который не слышит, и немому, который не говорит[37].

27. Похотение злое превращает сердце и изменяет ум. Удали его от себя, чтоб не огорчился живущий в тебе Дух Божий[38].

28. Господь дотоле хранит душу твою, доколе ты хранишь язык твой[39].

29. Не будем глупы: глупый ставит все ни во что. Почему и говорится, что глупый и безрассудный одинаково погибают[40].

30. Все грехи мерзостны пред Богом, но мерзостнее всех гордость сердца[41].

31. Если будем благословлять злословящих нас, то есть гово­рить о них доброе, — этим возложим уже узду на уста наши[42].

32. Будем бодрствовать! установим благое трезвение в храме духа нашего! Если будешь иметь трезвение — благо­устроишь дух твой. Имеющий трезвение соделался уже хра­мом Божиим. Блажен бдящий при вратах мудрости! Против трезвящегося и бодрствующего не имеют никакой силы стра­сти. Если даже он падет по злохитрости искусителя, то его немедленно подымут трезвение и бодрствование его. На­против того, невнимательный и ленивый, не пребывающий бодренно в служении Богу, если падет, увлеченный искуше­нием диавола, — не видит даже совершаемого им греха; сер­дце его ожесточенно; оно подобно камню; оно подобно объез­женному и обузданному коню, на которого непрестанно са­дятся разные всадники, которым он не может противиться[43].

33. Стяжите трезвение, чтоб каждое столкновение с вра­гом не низлагало вас. Нерадивый подобен разрушенному дому без жителей, не имеющему никакого значения ни для кого, презираемому всеми, как жилищу змей, скорпионов и диких зверей; никто о нем не заботится, как о находящемся в разрушении и падении. Таково состояние нерадивого; ныне не найдешь в нем никакой Божественной добродетели, кото­рая охраняла бы его или жительствовала в нем[44].

34. Старайтесь сохранять трезвение, не оставляйте его, чтоб не подвергнуться преобладанию врагов. Доколе пребывает в человеке изящное душевное делание — трезвение и попечение о богоугождении, дотоле оно предохраняет его от пре­ткновений и падений, восставляет из них, — и соделывается этот человек местом упокоения Святому Духу, совершает
путь свой благополучно, удостаивается в мире достигнуть страны упокоения святых и услышать славный и сладост­ный глас: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит[45].

35. Девство есть знамение неповреждаемое, — совершен­ное и непременяемое подобие, духовное, святое жертвопри­ношение, высота, место, с которого удобно усматривается путь, ведущий к крайнему пределу совершенства; оно — венец, спле­тенный из высших добродетелей[46].

36. Уничижающий девство наносит бесчестие Богу и Ангелам[47].

37. Никто, никто из воинства противников не дерзает на­падать на девство, не имеет сил напасть на него. Однако ник­то из девственников не должен хвалиться девством: оно — благой дар Самого Бога[48].

38. Девственник устраняет от себя мысль о женщинах, плотские помышления, гордость сердца и любовь ко всему, что вводит в общение с диаволом; девственник прогоняет от себя ропот, ненависть к человекам и славу мира. Он при­лежит благочестивым подвигам, воздерживает язык, чрево укрощает постом; украшенный этими подвигами, он соделывается жертвоприношением без порока и скверны[49].

39. Смерть обитает в том, у кого язык — меч обоюдоост­рый. Таковой вступил в союз с вечною смертию и пригото­вил себе погибель и жилище во аде; он не будет иметь на­следия в земле живых, творящих волю Божию. Рассмотри и найдешь, что человек двуязычный губит душу свою, смущает знакомых и друзей, расстраивает общество, содействует совер­шению всякого зла и принимает в нем участие, непрестанно устрояет ближнему козни. Удаляйтесь, возлюбленные братия, от двуязычного! никак не вступайте в дружбу с ним: всту­пивший в дружбу с ним вместе с этим подчинился смерти[50].

40. Лукавый человек, во-первых, обманывает свою собствен­ную душу; лукавство его обращается на главу его, как написано в псалмах: обратится болезнь его на главу его, и на верхего неправда его снидет[51]. Не своди знакомства с человеком лукавым. Дружба с лукавым — дружба с диаволом[52].

41. Настанет некогда время, — и человеки вознедугуют. Увидев не подверженного общей болезни, восстанут на него, говоря: «Ты по преимуществу находишься в недуге, потому что не подобен нам»[53].

Здесь весьма не лишним будет заметить, что этому одному надо очень остеречься помыслов ложного смиренномудрия, которые не пре­минут быть предъявлены ему демонами и человеками — орудиями демонов. Обыкновенно в таких случаях плотское мудрование возра­жает: «Неужели ты один — прав, а все или большая часть людей ошибаются!» Возражение — не имеющее никакого значения! всегда немногие, весьма немногие шествовали по узкому пути; в последние дни мира этот путь до крайности опустеет.

Наши рекомендации