И главные действия, ее составляющие
Литургиею верных называется та часть литургии, на которой Святые Дары, приготовленные на проскомидии, освящаются в Тело и Кровь Христовы и возносятся в спасительную для людей жертву Богу Отцу, а потом преподаются для вкушения верующим. Название свое третья часть литургии получила оттого, что присутствовать при совершении ее и приступать к Причащению Святых Тайн могут только верные, т.е. принявшие Православную веру чрез крещение и оставшиеся верными обетам, данным при крещении.
На литургии верных воспоминаются: страдания Господа, Его смерть, погребение, Воскресение, Вознесение на небо, седение одесную Бога Отца и второе пришествие на землю.
В состав этой части литургии входят следующие важнейшие действия: 1) окончательное приготовление Даров (чрез перенесение их с жертвенника на престол) и верующих к совершению бескровной жертвы; 2) самое совершение таинственной жертвы с молитвенным воспоминанием членов Церкви – небесной и земной; 3) приготовление верующих к Причащению и самое Причащение; 4) благодарение по Причащении и благословение на выход из храма (отпуст).
Приготовление Ларов и верных
к совершению бескровной жертвы
Ектений, херувимская песнь
И великий вход
Приготовление к священнодействию бескровной жертвы начинается тем, что священник, по окончании молитв за оглашенных, раскрывает на престоле антиминс*, на котором имеет быть совершена святая жертва. Раскрытый антиминс, равно как и самый престол, во время совершения на них бескровной жертвы означают гроб Господень, так что великое священнодействие совершается как бы на самом месте погребения Христова.
* Антиминсом называется шелковый или льняной плат с изображением на нем положеши во гроб Триста Спасителя и с зашитою в нем частицею святых мощей. Антиминсом, т.е. вместопрестолием, этот плат называется потому, что имеет значение самого престола, так что, в случае нужды, на одном этом плате может быть совершена литургия. Частица святых мощей, зашитая в антиминсе, вводит верующих в духовное общение с древними христианами, у которых приношение бескровной жертвы совершалось на гробах мучеников.
По раскрытии антиминса и после повеления оглашенным выйти из храма, от лица верных произносятся диаконом две ектений. Первая из них начинается словами: «Елицы вернии паки и паки миром Господу помолимся...». Вторая же ектения начинается так: «Паки и паки миром Господу помолимся...» и состоит из нескольких прошений великой ектений, касающихся, главным образом, мира душевного, который особенно необходим для приносящих дары свои к алтарю (Мф. 5: 23). В конце той и другой ектений, пред возгласом священника, диакон возглашает: «Премудрость». Этим напоминается о важности наступающего священнодействия. Священник во время этих ектений тайно молится, чтобы Господь удостоил его приносить моления и жертву бескровную и сподобил верующих неосужденно причаститься Святых Христовых Тайн.
После второй ектений открываются царские врата, и лик поет херувимскую песнь: «Иже херувимы тайно образующе, и животворящей Троице трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение. Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа». В русском переводе: «Мы, таинственно изображая собою херувимов и воспевая Животворящей Троице трисвятую песнь (т.е. «Аллилуиа» (трижды) – ту песнь, которую тайновидец Иоанн Богослов слышал петую херувимами на небе (Апок. 19:4)), оставим теперь все житейския заботы, чтобы встретить (с благоговейным торжеством) Царя всех тварей (т.е. Христа, шествующего в образе Святых Даров), Которого невидимо несут на копьях (т.е. сопровождают с торжеством) ангельские чины». Выражение «дориносят», т.е. несут на копьях, заимствованно из древнего обычая римских воинов во время торжеств поднимать императора на щитах, поддерживаемых копьями; оттого он представлялся как бы несомым на копьях. В приложении к небесным воинствам – ангелам – выражение это означает торжественное прославление ими Господа.
В Великий Четверг вместо херувимской песни поется: «Вечери Твоея тайныя...» и в конце – херувимское славословие: «Аллилуиа» (трижды); а в Великую Субботу – «Да молчит всяка плоть чело веча...» и в конце – «Аллилуиа» (трижды).
Во время пения херувимской песни диакон совершает каждение, в знак молитвенного стремления душ наших к Богу и желания принять благодать Святаго Духа, а священник тайно читает молитву, в которой, сознавая все свое великое недостоинство, просит Господа сделать его достойным священнодействовать Его пречистое Тело и драгоценную Кровь, причем исповедует, что он, священник, есть лишь видимое орудие, чрез которое невидимо тайнодействует Сам Христос: «Сам Он невидимо приносит жертву Богу Отцу, и Сам же Он – эта жертва».
Пение херувимской песни на средине (пред словами: «Яко да Царя всех...») прерывается обрядом перенесения Даров с жертвенника на престол. Священник и диакон, по троекратном прочтении пред престолом херувимской песни, отходят к жертвеннику. Здесь священник, совершив каждение пред Дарами, поставляет на главу диакона дискос, а сам берет в руки потир, и затем, в преднесении светильников, они идут северными вратами к царским; против царских врат останавливаются и, обратясь лицом к народу, молятся: за Патриарха, местного епископа и всех присутствующих православных христиан: «Да помянет Господь Бог во царствии Своем всегда, ныне и присно, и во веки веков». Лик поет: «Аминь» и окончание херувимской песни: «Яко да Царя всех...», а священник с диаконом царскими вратами вносят Святые Дары в алтарь. Этот обряд, в отличие от малого входа с Евангелием, называется великим входом. Так он называется по важности цели, для которой совершается: Дары переносятся на престол для освящения их в жертву Богу и потому изображают собою Самого Господа Иисуса Христа, идущего на страдания и смерть за грехи людей. Поэтому при соборном служении несутся еще: крест, копие и проч., изображающие орудия страданий и смерти Спасителя.
Молитвенное поминовение членов Церкви, бывающее на великом входе, означает то, что Дары будут освящены в жертву Господу о здравии и спасении всех поминаемых. А что поминовение это выражается словами благоразумного разбойника («Да помянет Господь...»), это указывает на то, что бескровная жертва, приносимая на престоле, имеет одинаковую силу и значение с жертвою Голгофскою.
По внесении в алтарь Святые Дары поставляются на престоле, на раскрытом антиминсе и покрываются воздухом, царские врата затворяются и закрываются завесою. Это должно напоминать верующим о смерти Христа Спасителя и Его погребении. Посему священник, совершая в это время каждение, в знак тех благоуханий, с которыми положено было тело Иисуса Христа во гроб, произносит стихи, в которых воспоминаются: снятие Господа со креста, Его погребение и сошествие во ад («Благообразный Иосиф с древа снем...», «Во гробе плотски...» и проч.). Закрытие же завесы знаменует камень, приваленный к дверям гроба, и стражу, поставленную у гроба.
Обрядом великого входа Дары окончательно приготовляются к освящению.
Верующие же еще продолжают приготовляться к достойному присутствованию при совершении таинства. К дальнейшему приготовлению их служат: просительная ектения, внушение мира и любви, исповедание веры и приглашение к участию в святом возношении.
Особенности архиерейского служения
Когда священнодействует литургию архиерей, то прежде перенесения Даров с жертвенника на престол, он у царских врат умывает руки пред всем народом. Этим он свидетельствует чистоту и незазорность своей совести, с которыми он приступает к священнодействию, равно и народу внушает, что к страшным Тайнам Христовым должно приступать в чистоте телесной и духовной. Обряд умовения рук архиереем есть воспоминание о древней практике Церкви: в древности священнослужители совершали с тем же значением, как и теперь архиерей, умовение рук пред самым перенесением Даров.
Так как архиерей носит образ Христа, то он сам не выносит Святых Даров, а передает дискос протодиакону (поставляет на его главу), а потир архимандриту, прочим же священникам – крест, копие и проч., и священнослужители исходят из алтаря северными дверями, поминая Патриарха и служащего архиерея. После этого поминовения архиерей выходит Из алтаря в царские врата, принимает сначала дискос, а потом потир и пред народом поминает вслух Патриарха, митрополитов, архиепископов и епископов и всех православных христиан. Двукратное поминовение указывает на то, что в древности поминали отдельно принесших хлеб и принесших вино. По поставлении Даров на престол и покрытии их, архиерей осеняет народ дикирием и трикирием, молясь о нем и вместе испрашивая у него молитв о себе. Певчие же (по пропетии: «Яко до Царя...»), от лица народа, поют один раз: «Ис полла эти деспота», молясь, чтобы благопоспешно было его священнодействие и чтобы он долго пребывал в своем служении, царские врата по великом входе при архиерейском служении не затворяются.
Если есть хиротония иерейская, то она совершается по постановлении на престол Даров, но прежде осенения. Во время троекратного обхождения посвящаемого вокруг престола священнослужащие в алтаре, а затем и певцы на клиросе поют: в 1-й раз – «Святии мученицы, иже добре страдавше и венчавшеся...»; во 2-й раз – «Слава Тебе Христе Боже, апостолов похвало...» и в 3-й раз – «Исайе ликуй, Дева име во чреве...». Затем, по прочтении архиереем вслух молитвы: «Божественная благодать, всегда немощная врачующи...», священнослужащие в алтаре поют: «Господи, помилуй» (трижды), певцы же на клиросе поют: «Кирие, элеисон» (т.е. «Господи, помилуй») (трижды), притом поют медленно, чтобы архиерей в это время мог тайно прочесть положенные далее молитвы. По прочтении тайных молитв архиерей дает посвященному епитрахиль, возглашая: «Аксиос»; священнослужащие, а потом и певцы поют: «Аксиос» (трижды). То же возглашение и потом – пение повторяется, когда архиерей дает далее посвященному: пояс, затем фелонь и, наконец, служебник. По окончании хиротонии, архиерей осеняет народ дикирием и трикирием.
Просительная ектения,
Внушение мира и любви,
Исповедание веры
По окончании херувимской песни диакон произносит просительную ектению: «Исполним молитву наш Господеви». В этой ектений есть прошение, прибавляемое собственно на литургии: «О предложенных честных Дарех Господу помолимся», т.е. чтобы Господь милостивно принял их от нас. Священник в это время тайно читает особую молитву, в которой также молит Господа, чтобы Он принял от нас Дары в жертву и ниспослал на них и на всех верующих благодать Святаго Духа, причем конец молитвы: «Щедротами Единородного Сына Твоего, с Ним же благословен еси, со Пресвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков» произносит вслух по окончании ектений, а лик поет: «Аминь».
Далее верующие приготовляются к принесению бескровной жертвы внушением мира и любви. Священник возглашает: «Мир всем», на что лик отвечает: «И духови твоему». Мир душевный должен выражаться во взаимной любви. К ней и призываются затем верные возглашением диакона: «Возлюбив друг друга, да единомыслием исповемы (чтобы единодушно исповедать, т.е. открыто выразить свою веру)». Кого мы должны исповедать, это дополняет лик пением: «Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу единосущную и нераздельную». В древности, в видимый знак мира и любви, христиане лобызали друг друга: мужчины – мужчин, женщины – женщин. Впоследствии, когда умножилось число христиан и прекратился обычай причащаться за каждой литургией, взаимное лобызание верующих было оставлено. Теперь это лобызание взаимно дают друг другу только священнослужители в алтаре при соборном служении, причем один говорит: «Христос посреди нас», а другой отвечает: «И есть и будет».
Вслед за кратким исповеданием Святой Троицы следует более подробное и пространное исповедание Православной веры в символе веры. Диакон возглашает: «Двери, двери, премудростию вонмем». Лик же поет (в восточных Церквах – читает настоятель или чтец) символ веры. В древности слова «двери, двери» относились к придверникам, чтобы они с этого момента наблюдали как можно тщательнее, дабы не вошел в храм кто-либо из оглашенных или даже неверных и тем не помешали совершению бескровной жертвы. Теперь этими словами делается напоминание всем верующим, чтобы они заграждали двери ума и сердца своего от всяких греховных помыслов. Словами же «премудростию вонмем» внушается нам внимать пению (или чтению) символа веры, как свойственно мудрым, воспринимая каждое слово умом и сердцем, потому что мы пред Самим Богом даем отчет в своей вере и свидетельствуем нашу верность преданной нам истине, и таким образом заявляем свое право присутствовать при совершении таинства. При начале пения символа веры отнимаются: завеса от царских врат и воздух от Святых Даров. Этим показывается, что исповедание веры произносится нами как бы пред лицем Самого Бога, и что только вера одна открывает нам невидимое и непостижимое и дает нам доступ к престолу благодати. Во время пения символа веры священник, читая его сам, колеблет воздухом над Святыми Дарами – в знак веяния над ними, и скорого сошествия на них Святаго Духа (подобно тому, как и сошествию Святаго Духа на апостолов предшествовало бурное дыхание ветра).
Приглашение верных к