Вечерни, соединяемой с литургией
Преждеосвященных Даров
Вечерня, соединяемая с литургией Преждеосвященных Даров, начинается возгласом полной литургии. Именно по произнесении диаконом на амвоне: «Благослови Владыко», священник, изображая Евангелием знак креста на престоле, возглашает: «Благословенно царство...». Лик поет: «Аминь». После этого чтец произносит: «Приидите, поклонимся» (трижды) и читает предначинательный псалом 103, а священник пред царскими вратами тайно читает светильничные молитвы (начиная с 4-й, так как первые три читаются им потом при ектениях).
После псалма диакон произносит великую ектению: «Миром Господу помолимся». По возгласе священника, чтец читает 18-ю кафизму (Пс. 119—133), причем пения: «И ныне», «Господи, помилуй» и проч. не бывает После каждого антифона, иначе – после каждой славы (т.е. по произнесении чтецом: «Слава и ныне» – «Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже» (трижды)) диакон произносит малую ектению: «Пак и паки миром Господу помолимся». (В кафизме три ан тифона; значит, произносятся и три малых ектений.)
Во время чтения кафизмы священник вынимает из Дарохранительницы Преждеосвященный Святой Агнец, полагает его на дискос, поставленный на раскрытом антиминсе, трижды совершает каждение вокруг престола и затем, возложив дискос на главу, переносит Святой Агнец на жертвенник. Здесь вливает в чашу вино с водою не для освящения, а для более удобного преподания верующим Святых Даров, и покрывает дискос и потир покровами, «ничтоже глаголя», т.е. не произнося молитв проскомидии, потому что они уже произнесены на ранее совершенной полной литургии, а только говоря: «Молитвами Святых Отец наших...».
По окончании кафизмы и после малой ектений лик поет: «Господи воззвах» со стихирами. При пении последней стихиры (на «Слава и ныне» или на «И ныне») открываются царские врата, и совершается вечерний вход с кадилом, а когда бывает чтение Евангелия (оно полагается на Преждеосвященной литургии: 24 февраля, 9 марта, в храмовый праздник и в первые три дня Страстной седмицы), то с Евангелием. По произнесении диаконом: «Премудрость, прости», лик поет: «Свете тихий...». Затем, по произнесении диаконом: «Вонмем», священником: «Мир всем» и опять диаконом: «Премудрость, вонмем», – поется прокимен Триоди, а потом, при закрытых царских вратах, читается паремия из книги Бытия. По прочтении паремии и по возгласе диакона: «Вонмем», при открытых царских вратах, поется второй прокимен Триоди. После этого диакон, обращаясь к священнику, возглашает: «Повелите». Священник же, взяв в руки кадило и возжженную свечу, стоя пред престолом, произносит: «Премудрость, прости», а затем, обратившись к народу, крестообразно осеняет его, говоря: «Свет Христов просвещает всех». Этим возглашением показывается, что ветхозаветные праведники, о которых напоминают читаемые паремии, были просвещаемы тем же светом Христовым, которым просвещаются и люди Нового Завета, т.е. христиане. При осенений верующие преклоняются до земли, в знак своего благоговения пред Христом, Светом истины. В древности, когда было положено начало этому обряду, он имел еще особенное значение. В дни Великого поста оглашенные, готовившиеся к крещению, пред выходом из храма осеняемы были зажженною свечою, в знак того благодатного света, который они получат в крещении. Это осенение совершалось при открытых царских вратах. А так как оглашенные не должны были видеть святыни алтаря, то, в сознании своего недостоинства, они и преклонялись до земли. Теперь это делают и все верные также по смиренному сознанию своего недостоинства и по глубокому благоговению пред величием Божиим.
По осенений свечою и кадилом царские врата затворяются, и чтец читает вторую паремию из книги Притчей.
На вечерни в седмичные дни святой Четыредесятницы читаются две паремии: одна из книги Бытия, повествующая о несчастных последствиях грехопадения прародителей, а другая из книги Притчей, побуждающая любить и искать Божественную премудрость. В первые три дня Страстной седмицы читаются паремии: одна из книги Исход, а другая из книги Иова.
Иногда на литургии Преждеосвяшенных Даров положено читать, кроме двух паремий Постной Триоди, еще паремии праздника из Минеи. Так бывает, когда на следующий день совершается праздник Благовещения, великого святого (24 февраля, 9 марта) или храмовый. Если же накануне этих праздников нет Преждеосвященной, то паремии их читаются накануне же за вечерней, соединяемой с часами.
После чтения паремий священник говорит чтецу: «Мир ти», а диакон, обыкновенно, открывая царские врата (хотя по Уставу открывать не положено), возглашает: «Премудрость», возбуждая этим внимание верующих к тем молитвословиям и священнодействиям, которые затем последуют. Следует же за сим пение четырех умилительных стихов, избранных из псалма 140: 1) «Да исправится молитва моя...»; 2) «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя...»; 3) «Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих»; 4) «Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех» (Не допусти сердце мое до злого намерения выдумывать извинения грехам моим).
Для пения этих стихов певцы, обыкновенно, выходят пред царские врата. На клиросе после каждого стиха поют: «Да исправится молитва моя...» (т.е. 1-й стих). В заключение певцы, стоящие пред царскими вратами, повторяют 1-й стих: «Да исправится молитва моя...» (конец стиха, со слов: «Воздеяние руку моею...», Уставом указано петь на клиросе). Во время пения указанных стихов присутствующие в храме молятся с преклонением колен, а священник, стоя пред престолом, совершает каждение, в знак возношения к Богу приносимых молений; при последнем же пении: «Да исправится молитва моя...» и он, отдав кадило диакону для каждения пред жертвенником, преклоняет колена.
После пения «Да исправится...» священник произносит молитву святого Ефрема Сирина с 3-мя земными поклонами (три великих поклона положены по Уставу; произнесение же молитвы: «Господи и Владыко живота моего» Уставом не предписано, но, обыкновенно, совершается).
Этим и заканчивается собственно вечерня, а далее следует уже самая литургия Преждеосвященных Даров.
Особенности архиерейского служения
вечерни, соединяемой с литургией
Преждеосвященных Даров
По открытии царских врат протодиакон произносит: «Благослови Владыко», а первый архимандрит, стоя пред престолом, возглашает: «Благословенно царство...». Затем, по закрытии царских врат, вечерня совершается обычным порядком до пения последней стихиры на «Господи воззвах», с тем лишь отличием, что, во-первых, светильничные молитвы читает первый архимандрит в алтаре, а во-вторых, на время произнесения великой и малых ектений (только на это время) открываются царские врата.
При пении, при открытых царских вратах, последней стихиры на «Господи воззвах», совершается вечерний вход с Евангелием в том же порядке, как и на полной литургии, с тем лишь отличием, что, по произнесении протодиаконом: «Премудрость, прости», архиерей и сослужащие ему поют: «Свете тихий» (а не «Приидите, поклонимся...»), причем при словах: «Видевше свет вечерний...», архиерей преклоняет главу и затем благословляет народ дикирием и трикирием к востоку, западу, югу и северу и потом идет в алтарь. Во время совершаемого далее каждения певчие (исполлатчики) поют в алтаре: «Ис полла эти деспота» (трижды) и потом на клиросе (хор) один раз.
Далее, до конца, вечерня совершается обычным порядком, причем возгласы и священнодействия, совершаемые священником, совершаются архиереем. (При словах: «Свет Христов...» архиерей осеняет народ, имея в руках кадило и трикирии.)