Хоразин, Вифсаида, Капернаум
Исполнившееся пророчество из Нового Завета — вещь уникальная. Именно таким пророчеством мы сейчас и займемся. Приведем для начала цитату из Джорджа Дейвиса: «В Новом Завете упоминаются четыре древних города, живописно лежавших у берегов Галилейского моря. Это Капернаум, Хоразин, Вифсаида и Тивериада. Из них лишь последний сохранился до наших дней».
Это пророчество, приведенное у Матфея, было сделано Иисусом.
Пророчество и датировка
(50 г. по Р. Х.)
Матфей 11:
20. Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то. что они не покаялись.
21. Горе тебе, Хоразин! горетебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись:
22. Но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам.
23. И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься: ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе. то он оставался бы до сего дня;
24. Но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда. нежели тебе.
В этом пророчестве нет конкретных указаний на то, как именно погибнут эти три города. Тем не менее, гнев Господа и Его суд роковой тенью лег на их участь. Обратимся к истории.
Исторические сведения
«Британская энциклопедия» пишет, что Капернаум — это ^древний город на северо-западном берегу Моря Галилейского в Израиле, располагавшийся близ Тель Хума, где сохранилось немало развалин… Несмотря на всю свою славу, город полностью исчез, и даже его местонахождение было предметом долгих споров».
Джордж Дейвис в своей книге «Исполнение библейских пророчеств в наши дни» пишет, что Капернаум был разрушен землетрясением в 400 году. По всей видимости, тогда же погибли Хораэин и Вифсаида.
Подробный рассказ о Вифсаиде находим у того же автора. «Древняя Вифсаида располагалась на таком живописном месте побережья Моря Галилейского, что примерно в 700 г. эмир Дамаска Альбалид Первый решил выстроить на ее развалинах великолепный зимний дворец. Рабочие трудились над этим дворцом в течение 15 лет. Потом эмир умер, и строительство так и не было завершено. С течением веков недостроенный дворец превратился в развалины. Все, что сохранилось от него сегодня — это несколько камней основания, да участки мозаики на полах. Археологи засыпали эту мозаику песком, чтобы ее не расхитили хулиганы и не исчезли все следы древнего дворца».
Марк Твен в своей книге «Простаки за границей» пишет о том, как унылы сегодня окрестности Капер наума и побережье моря Галилейского. Он сравнивает его с американским озером Тахо: «На озере Тахо одиноко, ибо, кроме птиц и белок на берегу и рыб в воде, здесь нет ни души. Но это не то одиночество, что гнетет. То ищите в Галилее. Безлюдные пустыни, угрюмые, бесплодные горы, которым никогда, никогда до скончания века не стряхнуть с угловатых плеч блеск палящего солнца, не окутаться мягкой дымкой, не растаять в тумане; унылые развалины Капернаума; оцепеневшая Тивериада…» (Марк Твен. Собр. соч. в 10 томах, Москва, 1959, т. 1, стр. 474).
«В течение долгих веков синагога в Капернауме была погребена под землей, как и остальные развалины города, — пишет Дейвис. — Кому-то пришла в голову идея восстановить древний храм. Со временем были частично отстроены его стены и вновь поставлены некоторые колонны. И тут случилось неожиданное: архитектор, руководивший работами, вдруг скончался — точь-в-точь, как эмир Альбалид за несколько веков до него умер, не дождавшись строительства своего дворца в Вифсаиде».
Итоги судьбы этих трех обреченных городов подводятся в «Библейском словаре Унтера». «Пророчество о судьбе Капернаума и других неверящих городов (Матф. 11:23) полностью сбылось. Тель Хум, место, где по мнению большинства археологов располагался Капернаум, представляет собой кучу развалин невдалеке от Вифсаиды и Табги. В результате раскопок там была обнаружена синагога третьего века».
Дейвис отмечает, что Господь не произнес ни одного слова о судьбе Тивериады. И действительно, этот город «не раз частично разрушался, но всегда отстраивался заново».
«Всякий раз, когда мы приезжали в Тивериаду и в окрестности Моря Галилейского, — добавляет Дейвис, — нас вновь поражала истинность и сверхъестественная вдохновенность Слова Господня. Перед нами лежали руины трех городов, разрушенных согласно предсказанию Господа нашего, а четвертый город, Тивериада, над которым не было Его суда, до сих пор цвел после девятнадцати долгих веков».
Рост Иерусалима
Поразительное пророчество о грядущем росте Иерусалима было сделано пророком Иеремией в 7 или 6 веке до Р. Х.
Писания и датировка
(626-586 г. до Р. Х.)
Иеремия 31:
38. Вот, наступают дни, говорит Господь, когда город устроен будет во славу Господа от башни Анамеила* до ворот угольных,
39. И землемерная вервь пойдет далее прямо до холма Гарива и обойдет Гоаф.
40. И вся долина трупов и пепла, и все поле до потока Кедрона, до угла конских ворот к востоку, будет святынею Господа; не разрушится и не распадется во веки.
*Разночтение в Библии (прим. ред.).
Исполнение
Если это пророчество кажется вам расплывчатым, то взгляните на карту, приведенную в конце этой главки. В нашем рассказе мы будем опираться на книгу Дейвиса «Исполненные пророчества и истинность Библии». Дейвис, в свою очередь, использует при анализе брошюру Г. О. Матсона «Путеводитель по Палестине для американцев».
«Нелегко отыскать в Библии более наглядное и точное пророчество, чем слова Иеремии о судьбе Иерусалима — города, который нередко подвергался разрушению».
Иеремия использует точные ориентиры, показывая, как именно будет разрастаться Иерусалим. Эти ориентиры сохранялись в течение многих веков, покуда некоторые из них не были разрушены благодаря росту города, т. е. при исполнении предсказания.
У пророка Захарии мы находим предсказание, дополняющее пророчество Иеремии.
«Вся эта земля будет, как равнина, от Гаваона до Реммона, на юг от Иерусалима, который высоко будет стоять на своем месте и населится от ворот Вениаминовых до места первых ворот, до угловых ворот и от башни Ананеила* до царских точил» (Зах. 14:10).
*Разночтение в Библии (прим. ред.).
Проследим, как эти пророчества конкретно исполнились.
Некоторые из ориентиров мы будем называть их современными названиями, сохраняя при этом контекст древнего Иерусалима. Во времена Иеремии город располагался к югу от нынешнего. Большинство карт свидетельствует о том, что он рос преимущественно в северном направлении.
Башня Анамеила стояла там, где сейчас расположен северо-западный угол мечети Омара, а угловые ворота — на месте нынешних Яффских. Область между этими двумя точками находится внутри городских стен. Она была застроена до жизни сегодняшнего поколения, но все же некоторое время спустя после Иеремии. От городской стены до холма Гарива, который стоит к северо-востоку от угловых ворот, лежит район. который уже в наше время распродавался по участкам и покупался, главным образом, евреями. На холме Гарив находится Русская православная миссия. В наши дни строительство идет именно по направлению к этому холму.
На склоне горы Гоаф сегодня находится построенное немцами ремесленное училище, так называемый Приют Шнеллера, обозначенное цифрой 4 на плане, подготовленном Стоунером и помещенном в конце этой главки. До недавних дней гора Гоаф обозначала границу северозападных пригородов Иерусалима. Рост города в этом направлении облегчался наличием Яффской дороги, которая превратилась в важное шоссе. Цифрой 3 на плане Стоунера обозначен район, заселенный еще до строительства близ горы Гоаф.
«Долина трупов», где теперь расположен государственный лесной питомник, обозначена на плане цифрой 5. Некогда в этой долине располагалось кладбище. Здесь и исполняется пророчество Захарии. К северу от Долины трупов находились дарение «точила» — давильня для винограда. Примерно с 1925 года здесь растет поселение евреев из Йемена, на карте не обозначенное. Вернемся к пророчеству Иеремии. Еще до самых недавних пор близ Иерусалима, к юго-востоку от Гоафа, можно было увидеть упоминаемый пророком «пепел». Это был самый настоящий пепел, оставшийся, как полагают, от храмовых жертвоприношений. Весь его, однако, использовали в период между 1900 и 1930 гг. в связи со строительными работами: пепел оказался отличным материалом для приготовления цементного раствора. Этот район также заселился, обозначив одно из направлений роста Иерусалима (номер 6 на карте Стоунера).
Этими районами некоторое время ограничивалось разрастание Иерусалима. Цифрами 7, 8 и 9 обозначены «поля» ручья Кедрон, протекающего в Кедронской долине. Несомненно, именно здесь и продолжится застройка Иерусалима. В 1931 году, когда была опубликована книга Дейвиса, в этом районе уже шло интенсивное строительство. «Конские ворота» находились в восточной стене города, невдалеке от огороженных стеною Золотых ворот. До наших дней они, правда, не сохранились.
Рост города, как мы видим, шел не просто по пророчеству Иеремии, но в точном согласии с ним, шаг за шагом. В Библии есть и пророчества относительно роста города в южном направлении. Они также сбылись до мельчайших подробностей.
Пророчество Иеремии полностью осуществилось в период с 1880 по 1935 год. Он заключает его словами: «… будет святынею Господа; не разрушится и не распадется во веки» (Иер. 31:40).
Книга Дейвиса. как вы помните, написана задолго до 1948 года и образования государства Израиль. Вот как комментирует он эти завершающие слова предсказания Иеремии:
«Когда и каким образом сбудутся слова о превращении этой земли в святыню Господа? Легче задать этот вопрос, чем на него ответить. Мы живем во времена политической и расовой нетерпимости, во времена сражений. И все же нет сомнений в том, что придет время и для исполнения этого предсказания — точь-в-точь как оно уже пришло для более «материальной» части пророчества. Эти слова пророка сбудутся таким же естественным образом, как и другие».
В своем «Необыкновенном путеводителе по Израилю» Джоун Комей пишет, что «ничто в спокойном воздухе Иерусалима не напоминает нам о том, что за плечами у этого города 33 века бурной истории, включавшей землетрясения, девятнадцать военных осад, два полных разрушения завоевателями и множество отстраиваний заново. То, что на этом месте существует и упорно выживает крупный город, на первый взгляд противоречит здравому смыслу. Отсюда далеко до морского побережья и до крупных рек, далеко до великих караванных путей древности. Город окружен негостеприимными горами, добратьсядо него трудно, и в былые времена он испытывал недостаток в воде…
И, одна ко, в бурном потоке прошедших летсквозила одна связующая нить — небывалая любовь еврейского народа к Иерусалиму… Сквозь века рассеяния, в самых затерянных уголках земли молились евреи о возвращении в Сион… История не знает ничего подобного этой мистической связи, без которой было бы невозможным создание государства Израиль».
Ниже мы приводим карту с указанием ориентиров, упомянутых в пророчествах, а также соответствующие цитаты из Писания, разбитые на отдельные фразы, чтобы лучше показать, как шаг за шагом исполнились предсказания пророков.
«Вот наступают дни, говорит Господь, когда город устроен будет во славу Господа от башни Ачамеила до ворот угольных. И землемерная вервь войдет далее прямо до холма Гарив и обойдет Гоаф. И вся долина трупов и пепла и все поле до потока Кед/юна, до угла конских ворот к востоку, будет святынею Господа; не разрушится и не распадется вовеки» (Иер. 31:38-40).
«На первом этапе роста города, — пишет Стоунер, — застройка шла в районах 1 и 2 (см. карту), находящихся внутри стены Сулеймана. Пятьдесят лет тому назад Иерусалим вышел за эту стену и начал расти в направлении района З».
«Таким образом, было предсказано не только разрастание Иерусалима, но и подробный, по девяти пунктам, порядок роста города».
Питер Стоунер следующим образом оценил вероятность случайного исполнения пророчества о росте Иерусалима:
«Нетрудно оценить число способов, которыми на первых девяти стадиях своего развития мог разрастаться Иерусалим. В старом городе можно выделить шесть четких углов. Естественно, что он мог расти в направлении любого из них, а то и вовсе разрастаться в стороны. Допустим, что первая стадия расширения города шла в направлении угла 1. Тогда на следующей стадии он мог начать развиваться либо в направлении любого из «старых» углов, либо на самих этих углах. Таким образом, существует восемь возможностей для второй стадии роста. Распространив такой подход на все девять стадий расширения Иерусалима, и перемножив результаты, мы обнаружим, что вероятность исполнения пророчества Иеремии, если оно было бы сделано на основании человеческого знания, составляет один шанс из 80 миллиардов».
Палестина
Писания и датировка
(1520-1400 гг. до Р. Х.)
Левит 26:
31. Города ваши сделаю пустынею, и опустошу святилища ваши. и не буду обонять приятного благоухания жертв ваших.
32. Опустошу землю вашу, так что изумятся о ней враги ваши. поселившиеся на ней.
33. А вас рассею между народами, и обнажу вслед вас меч, и будет земля ваша пуста и города ваши разрушены.
(592-570 гг. до Р. Х.)
Иезекииль 36:
33. Так говорит Господь Бог: в тот день, когда очищу вас от всех беззаконий ваших и населю города, и обстроены будут развалины,
34. И опустошенная земля будет возделываема, бывши пустынею в глазах всякого мимоходяще-го, -35. Тогда скажут: «эта опустелая земля сделалась — как сад Едемский, и эти развалившиеся и опустелые и разоренные города укреплены и населены».
Последнее пророчество имеет в виду Палестину. В этом случае документация практически не нужна, так. как исполнение этого пророчества происходит прямо перед нашими глазами. Однако, чем больше углубляешься в его изучение, тем интереснее оно становится. Что касается датирования, книга Левит, являющаяся частью Пятикнижия Моисеева, была написана — согласно «Библейскому словарю Унгера» — примерно между 1520 и 1400 гг. до Р. Х. (время жизни Моисея).
Иезекииль пророчествовал между 592 и 570 г. до Р. Х. Но в любом случае эти пророчества никак не могли быть сделаны «задним числом». Выделим из них конкретные предсказания:
Предсказания
1. Города Палестины превратятся в пустыню (Левит 26:31, 33).
2. Иудейские святилища будут опустошены (Левит 26:31).
3. Земля Палестины будет опустошена (Левит 26:32, 33).
4. На земле Палестины поселятся враги (Левит 26:32).
5. Народ Израиля рассеется (Левит 26:33).
6. Евреев будут, преследовать (Левит 26:33).
7. Евреи возвратятся в Палестину, ее города оживут, а землю снова будут возделывать (Иез. 36:33-35).
Исполнение предсказаний
Эти предсказания начали исполняться уже после прихода Христа. Замечательный разбор судьбы Палестины и израильтян приведен в книге Дж. Эр карта «Чудеса пророчеств».
Исследователь подчеркивает, что евреи получили предупреждение о своей грядущей судьбе с момента вступления в Землю Обетованную. В книге Левит 26:31-33 Моисей говорит об ужасной участи, которая постигнет народ Израиля, если он нарушит божественный замысел Яхве.
Это пророчество сбылось в 70 г. от Р. Х., когда римские легионы начали терзать самое сердце земли Израиля. Самоотверженное сопротивление жителей еще больше ожесточило римлян, и они разрушили все, что стояло на стороне иудаизма (Предсказание 2). Иерусалимский храм был разрушен и сожжен. На вифлеемских воротах была святотатственно изображена свинья. После этой катастрофы прекратились жертвоприношения Иудеев (Предсказание 2). Еврейское рассеяние — хорошо известный исторический факт. Евреев согнали с родных мест и вытеснили из их страны, хотя это произошло несколько позже первого разрушения Иерусалима римлянами, когда евреев разгромили и наказали, но не изгнали. Подлинное рассеяние наступило в 135 году, когда император Адриан конфисковал все палестинские земли и продал их неевреям. С тех пор Палестина, переходя из рук в руки, всегда находилась под властью врагов еврейского народа (Предсказания 4 и 5).
Евреи были рассеяны, но пророчество о запустении городов сбылось лишь позже. Новые землевладельцы заново отстроили города, и землю эту никак нельзя было ' назвать «опустошенной». При императоре Константине во многих местах, связанных с Библией, выросли новые церкви. Страна стала настолько сильной, что сумела приостановить (в седьмом веке) персидские войска под предводительством Хосрова. В дальнейшем Иерусалим четыре месяца сопротивлялся арабской осаде. Еще крестоносцы в 11 веке застали города Палестины довольно сильными. И тем не менее, пророчество о судьбе палестинских городов было не пустыми словами и с тех пор сбылось в полной мере (Предсказание 1).
Как подчеркивает В. Келлер, «археологи не обнаружили ни одного материального свидетельства о существовании Израиля в Палестине после 70 г., ни единой надгробной плиты с еврейской надписью. Синагоги были разрушены, даже в тихом Капернауме Дом Господень был превращен в развалины. Неотвратимая десница судьбы обозначила всю партию Израиля в хоре народов» (Предсказания 1,2,5).
Марк Твен, побывавший в Палестине в 1869 году, писал, что там, «в какую сторону ни пойдешь, на тридцать миль вокруг не встретишь даже одинокой деревушки. В двух-трех местах жмутся друг к другу шатры бедуинов, но оседлых жителей тут нет. Здесь можно проехать десять миль, не встретив и десяти человек» (Предсказание 3).
Далее Марк Твен цитирует «два обычных средних образца» путевых впечатлений о Палестине, в которых авторы восхищаются красотой этого края. Такие записи, продолжает он, «выходят из-под пера большинства писателей, побывавших в этих местах. Один говорит: «окружающий пейзаж столь прекрасен, что я не в силах описать его», и затем принимается накидывать покрывало пышных слов на нечто такое, что без покровов оказывается всего-навсего незначительным водоемом, гористой пустыней и одним-единственным деревом. Другой, после добросовестной попытки построить «земной рай» из тех же материалов, с «важным и величавым аистом» впридачу, портит все дело, выболтав под конец унылую правду… Благоговение и любовь, которые испытывают к этим местам иные из авторов, разжигают их воображение и мешают им правильно судить; но, во всяком случае, эту милую ложь они пишут совершенно искренне».
Со свойственной ему иронией Марк Твен пишет и о тогдашних обитателях Палестины: «Мы отдохнули, позавтракали, и вот приехали сюда, в Айн-Мелах… Дневной переход был на сей раз очень короткий, но драгоман не желал ехать дальше и изобрел вполне правдоподобную ложь о свирепых арабах, которыми кишмя кишат все окрестности, и поэтому ночлег за пределами Айн-Мелаха слишком опасное времяпрепровождение. Что ж, эти арабы, видимо, и в самом деле опасны. Они вооружены ржавыми, много на своем веку повидавшими кремневыми ружьями с длинным, в человеческий рост, стволом без мушки, и пуля из него летит не дальше брошенного рукой камня и разит куда менее точно. За пояс — а поясом им служит обернутый несколько раз вокруг талии широкий шарф — у них заткнуты два-три огромных пистолета, никогда не бывших в употреблении и заржавевших; такое оружие будет давать осечку до тех пор, пока вы не окажетесь вне пределов досягаемости, а потом взорвется, и тогда прощайся, араб, с головой. Они очень, очень опасны, эти сыны пустыни».
Что бы ни писал великий юморист, арабское население Палестины было всегда враждебно настроено к евреям. Неумелые вояки, арабы все же разъезжали вооруженными, готовыми в любую минуту поразить врага (Предсказание 4). Переходя на более серьезный тон, Марк Твен через несколько страниц приводит цитату из Книги Левит (26:32-34), и признает, что в 1869 году, когда писались его заметки, «стоя здесь, у опустевшего Айн Мелаха, никто не осмелится сказать, что пророчество не исполнилось».
В 1882 году в Палестину отправился раввин Новиц, чтобы исследовать возможность возвращения евреев — «бродячего племени с усталостью в груди» — на свою древнюю землю. «Он пришел к выводу, что такое возвращение невозможно, — пишет Эркарт, — из-за бедности почвы и жестокой политики турецкого правительства».
Еще в 1927 году Палестина оставалась «страной развалин».
«Согласно этому пророчеству, — отмечает Флойд Гамильтон, — города этой страны будут разрушены, а земля превратится в пустыню. Сегодняшняя Палестина — это страна развалин. Ни в какой другой стране нет такого огромного количества руин, как сегодня в Палестине. Земля, на которой некогда кормилось столь многочисленное население, ныне пуста, и плодов ее хватает лишь для горстки ее сегодняшних обитателей».
И, наконец, как указывает Дейвис. произошло «возвращение более миллиона евреев на землю Израиля после двухтысячелетнего отсутствия — одно из самых поразительных чудес в истории человечества. И самое удивительное в этом возвращении современных евреев на их родину — то, что оно было подробно предсказано пророком Иеремией 2500 лет тому назад» (Предсказание 7).
Земля Израиля вновь возделывается. «На протяжении жизни многих поколений пустыня Негев на юге Израиля была диким и запущенным местом, где стояло несколько городов и деревушек, но основное население составляли кочующие бедуины. Сегодня многие участки многолетней пустыни возделываются, и вся пустыня постепенно преображается в плодородный сад».
Отстраиваются города Израиля. «Беер-Шеба, — отмечает Дэйвис, — много лет была сонным арабским городом, состоявшим из грубых строений. Однако вскоре после того, как в результате арабо-израильской войны Нагеб отошел к евреям, в Беер-Шебе наступили перемены. Поначалу они шли медленно, и в 1950 году, когда я впервые посетил город, признаков развития было немного. Но уже через три года преображение шло полным ходом. Вместо запущенных хибар появлялись современные дома, в которых ^поселялись приезжавшие в Беер-Шебу евреи. Они показали мне район на окраине старого города, который должен был превратиться в деловой центр Беер-Шебы, а также район. предназначенный для строительства фабрик и заводов. Население Беер-Шебы выросло уже до 20 с лишним тысяч человек, причем город продолжает развиваться и процветать».