Жизнь имама Абуль-Хасана аль-Аш’ари

Имам аль-Аш’ари родился в 260-м году по хиджре в семье исламского ученого Абу Бишра ибн Исмаила. Имам Абуль-Хасан был ещё ребёнком, когда умер его отец Исмаил. Сам Исмаил тоже был учёным, придерживающимся пути Ахлю-с-Сунна. Перед смертью Исмаил завещал известному учёному, имаму в науках фикха и хадисов Закарийе ас-Саджи присмотреть за сыном и воспитать его. Закарийя ас-Саджи придерживался шафиитского мазхаба и впоследствии передал имаму Абуль-Хасану большое количество хадисов, которые тот использовал в своем толковании к Корану в 50-ти томах.

Имам Абуль-Хасан Али рос во второй половине 3-го века по хиджре. Это было время расцвета противоречий в политике и идеях. В течение его жизни сменилось шесть халифов:

1. Аль-Му’тамид ‘ала-ллах (256–279 гг. х.), 2. Аль-Му’тазид (279–288), 3. Аль-Муктафи би-ллах (288–295), 4. Аль-Муктадир би-ллах (295–320), 5. Аль-Кахир (320–322), 6. Ар-Рази (322–332).

При жизни имама персидские правители – бану Бувейх – отобрали власть в исламском халифате у Аббасидов, но Аббасиды оставались духовными предводителями мусульман. При его жизни африканцы устроили политический переворот на территории между Шамом и Бахрейном, а также бесчинствовали курмути (ортодоксальная группа шиитов).

Известные учителя имама:

1. Закарийя ибн Яхья ас-Саджи, 2. Абу Исхак аль-Марвази (известный мухаддис и факих), 3. Абу Халифа аль-Джумахи, 4. Сахл ибн Сарх, 5. Абдур-Рахман ибн Халяф аль-Басри, 6. Мухаммад ибн Якуб аль-Мукри.

Известные ученики имама:

1. Абуль-Хасан аль-Бахили, 2. Абуль-Хасан аль-Кирмани, 3. Абу Зейд аль-Марвази, 4. Абу Абдуллах ибн Муджахид ат-Таи аль-Басри, 5. Бундар ибн аль-Хусейн аш-Ширази, 6. Абу Мухаммад ат-Табари аль-Ираки, 7. Захир ибн Ахмад ас-Сарахси, 8. Абу Сахль ас-Са’люки, 9. Абу Наср аль-Кавваз аш-Ширази, 10. Абу Бакр аль-Джурджани аль-Исмаили, 11. Абу Абдуллах ас-Сайрафи, 12. Абу Абдуллах ибн Хафиф аш-Ширази, 13. Мухаммад ибн Али аль-Каффаль, 14. Ад-Димьяни

Имам Таджуддин ас-Субки сказал:

وإذا عرفت ذلك فمن الآخذين عن الشيخ : الأستاذ أَبُو سهل الصعلوكي ، والأستاذ أَبُو إسحاق الإسفراييني ، والشيخ أَبُو بَكْر القفال ، والشيخ أَبُو زيد المروزي ، والأستاذ أَبُو عَبْد اللَّه بْن خفيف ، وزاهر بْن أَحْمَد السرخسي ، والحافظ أَبُو بَكْر الجرجاني الإسماعيلي ، والشيخ أَبُو بَكْر الأودني ، والشيخ أَبُو مُحَمَّد الطبري العراقي ، وأبو الْحَسَن عَبْد العزيز بْن مُحَمَّد بْن إسحاق الطبري ، المعروف بالدمل ، وأبو جعفر السلمي النقاش ، وأبو عَبْد اللَّه الأصبهاني الشافعي ، وأبو مُحَمَّد القرشي الزهري ، وأبو منصور بْن حمشاد ، وربما كان فِي هؤلاء من لم يثبت عندنا أنه جالس الشيخ ، ولكن كلهم عاصروه وتمذهبوا بمذهبه ، وقرءوا كتبه ، وأكثرهم جالسه ، وأخذ عنه شفاها

«Из тех, кто брал знания от шейха (аль-Ашари) были устаз Абу Сахл ас-Са’люки, устаз Абу Исхак аль-Исфарайини, шейх Абу Бакр аль-Каффаль, шейх Абу Зейд аль-Марвази, устаз Абдуллах ибн Хафиф, Захир ибн Ахмад ас-Сарахси, хафиз Абу Бакр аль-Джурджани аль-Исмаили аш-Шафии, шейх Абу Бакр аль-Авдани, шейх Абу Мухаммад ат-Табари аль-Ираки, Абуль-Хасан Абдул-Азиз ибн Мухаммад ибн Исхак ат-Табари известный как ад-Дамль, Абу Джа’фар ас-Сулями ан-Никаш, Абу Абдуллах аль-Асбахани аш-Шафии, Абу Мухаммад аль-Кураши аз-Захри, Абу Мансур ибн Хамшад. И возможно были среди этих те, по кому не установлено, что они были из тех, кто сидел с шейхом. Однако, все они его современники и придерживались его пути, читали его книги и большинство из них сидели с ним и брали от него прямо с уст»4.

Отречение от му’тазилизма

Абуль-Хасан Али до сорока лет придерживался взглядов му’тазилитов и был их имамом. В этом он следовал за Абу Али аль-Джубаи – большим ученым среди му’тазилитов. Абу Али был женат на матери будущего имама. Абуль-Хасан всегда отличался высоким мастерством в ведении диспутов. Если кто-либо приходил к аль-Джубаи на диспут, он назначал вместо себя Абуль-Хасана. Но Всевышнему Аллаху было угодно направить Абуль-Хасана аль-Аш’ари на путь истины. Сам имам аль-Аш’ари так рассказывал об этом:

«Однажды во время урока я задал аль-Джубаи вопросы, и он не дал ответов, которые бы меня удовлетворили. Ночью в душе у меня возникло нечто вроде неприязни к моим убеждениям. Я встал, помолился и попросил Аллаха направить меня на путь истинный. Затем лёг спать. Это было начало месяца Рамазан. И я увидел во сне Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и он сказал мне: «О Али, следуй тем убеждениям, которые переданы от меня, – они правильные». Я проснулся. Увиденное сильно меня озадачило, и я долго размышлял над ним. Где-то в середине Рамазана я вновь увидел Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) во сне, он спросил: «Что ты сделал с моим велением?» Я ответил: «Я не знаю, что делать: люди, которые передавали от тебя убеждения и на которых можно полагаться, умерли». Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Помогай тем убеждениям, которые переданы от меня, – они правильные». Я проснулся, и меня охватила печаль. Затем появилась стойкая решимость отвернуться от науки калам и заниматься только лишь Кораном и хадисами. А когда наступила 27-я ночь Рамазана, я находился в мечети. Обычаем нашего города (Багдада) было собираться в мечети на 27 ночь Рамазана и до утра заниматься богослужением – читать Коран, совершать намазы. Я боролся со сном, понял, что не смогу бодрствовать и пришлось пойти домой. Сокрушаясь о невозможности провести ночь в мечети, я лёг спать и вновь увидел во сне Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Он спросил: «Что ты сделал с моим велением?» Я ответил ему: «Я отвернулся от науки калам и придерживаюсь только речи Всевышнего и твоей Сунны». Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Я не приказывал тебе отвернуться от науки калам, а велел помочь убеждениям, которые передают от меня люди, эти убеждения правильные». Я спросил Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Как же я оставлю путь, убеждения и доказательства которого я изучал в течение тридцати лет, только лишь из-за увиденного сна?» Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Если бы я не знал, что Сам Всевышний тебе поможет, то не встал бы с этого места, пока не разъяснил бы тебе их основы. Ты словно считаешь мой приход сном5. Неужели ты думаешь, что и посещение меня ангелом Джабраилом (мир ему) было сном?! Отныне ты не увидишь меня, призывающим к этому же. Поэтому старайся выполнить то, что я велел, – тебе поможет Сам Аллах!».

Я проснулся и понял, что всё увиденное мною – истина, и начал искать доказательства убеждений, которые передают от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), таких как совершения шафаата (заступничества) Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) в ахирате, возможности увидеть Всевышнего глазами в будущем мире и других».

После случившегося имам аль-Аш’ари не выходил из дому 15 дней. На 16-й день он пришёл в большую мечеть города и, встав на возвышение, воскликнул: «Тем, кто меня знает и узнали, и тем, кто меня не знает, говорю: я Али Абуль-Хасан – сын Исмаила. До сих пор я говорил, что Коран является сотворённым, что Всевышнего невозможно увидеть и, что я сам совершаю плохие деяния. Сейчас я каюсь во всём сказанном и отказываюсь от убеждений му’тазилитов так же, как я отказываюсь сейчас от этой одежды». И, сняв с себя халат, он продолжил: «Раньше, когда я не мог отличить истину от лжи, я попросил Аллаха направить меня на истинный путь, и Он направил меня к истине, которой придерживались сподвижники, и я изложил её в этих книгах». Сказав так, имам отдал людям книги «аль-Люма» и «Кашфуль асрар ва хаткуль асрар».

Имам Абу Сахл ас-Са’люки (ум. 367 х/977 м) сказал: «Мы вместе с имамом аль-Аш’ари посетили маджлис6 учёного в Басре, и имам дискутировал там с му’тазилитами. Их там было много. Когда имам побеждал в споре одного, приходил другой. В конце концов, уже никто не мог противостоять имаму. Когда мы во второй раз пришли на маджлис, из му’тазилитов никого не было. И, оставшись наедине с Аляви, имам сказал мне: «Напиши на двери: му’тазилиты убежали».

Имам Абу Бакр ас-Сайрафи (ум. 330 х/942 м) говорил: «Му’тазилиты ходили с высоко поднятой головой, пока Всевышний не направил на истину имама аль-Аш’ари, он же их загнал в чашечку сезама»7.

Хафиэ Ибн Асакир (499-571 х/1105-1176 м) в книге «Табйинуль казб аль-муфтари» пишет: «Если кто-либо спросит, может ли человек отвернуться от ошибочного нововведения, которого придерживался большую часть жизни, и примет ли Аллах его покаяние, и, если даже его покаяние примется, не будет ли он презираем Всевышним, мы ему ответим: «Эти слова не имеют под собой основы и бездоказательны. Ведь грех ошибочного нововведения не больше, чем грех многобожия. Кто так говорит, тот лжец. Всевышний принимает и христианина, и иудея, принявших Ислам. И, если мусульманин отвернулся от Ислама, а затем вернулся к нему, его тоже принимает Аллах. И если кто-либо вырос и жил в неверии, а затем пришел к истинной вере, то и его принимает Создатель.

И разве после этого невозможно принятие Всевышним покаяния у приверженца ложных нововведений, который не вышел за рамки Ислама?!

Всевышний в Коране говорит (смысл): «Поистине, Аллах не прощает приравнивание к Нему кого-либо (ширк), пока (человек) от этого не отвернётся и не покается, и прощает меньше этого тому, кому Он пожелает». (Сура ан-Ниса, аят 48) Всевышний, который принимает покаяние того, кто совершил непростительный грех, отвергнет ли покаяние приверженца нововведений, который не отрицал Создателя и не приравнивал Ему никого?! Большая часть исламских ученых говорит, что Всевышний принимает покаяние даже у еретика, целью которого было разрушение Ислама, который отрицает Создателя, Судный день и придерживается грязных убеждений. А приверженец нововведений не отрицает величия Аллаха, но из-за недальновидности, самолюбия и невежества попирает обязанности. Мы знаем множество великих учёных, которые вначале ошибались, а затем пришли к истине.

Поистине, большая часть сподвижников была в вере многобожия, затем они стали выдающимися личностями в Исламе, имамами истинной веры. Были подобные случаи и среди тех, кто пришёл после сподвижников.

Например, Абу Савр говорит: «Я, Исхак ибн Рахавейх и Хусейн аль-Карабиси (он перечислил, помимо этих трёх, еще многих иракских учёных) придерживались ложных нововведений, пока не увидели имама аш-Шафии (да будет доволен им Аллах)».

Абдулла Фасави передавал от Абу Савра: «Когда имам аш-Шафии приехал в Ирак, ко мне пришел Хусейн аль-Карабиси. Мы тогда, если находили противоречия между разумом, Кораном и хадисами, то считали разум более правильным, и аль-Карабиси сказал мне: «Сюда пришёл человек, который опирается только лишь на хадисы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), пойдём, подшутим над ним». Мы пришли к аш-Шафии (да будет доволен им Аллах), и Хусейн задал ему вопрос. Отвечая на него, имам аш-Шафии не переставал говорить: «Аллах сказал…», «Посланник Аллаха сказал…», «Аллах сказал…», «Посланник сказал…», – пока не потемнел белый свет. И мы отказались от заблуждений и последовали за имамом аш-Шафии».

Наши рекомендации