Переживание момента смерти

Следующий подраздел десятой главы «Сокровищницы Драгоценных Слов и Смысла» посвящен описанию переживаний умирающего человека. Этот порядок переживаний характерен для всех людей, а не только для практикующих буддистов, поэтому любой читатель может почерпнуть для себя большую пользу из этой информации, узнав, что его ожидает в процессе умирания. Такое знание освободит вас в это время от многих тревог и страхов, которые являются условиями плохого перерождения. Именно то, как индивид относится к своим собственным переживаниям до, после и во время смерти, во многом предопределяет его или её следующее перерождение. Даже если вы не верите в перерождения и следующие жизни, это вовсе не является ни гарантией, ни доказательством, что их действительно нет. Один из краеугольных камней современной науки — закон сохранения энергии может служить прямым логическим обоснованием перерождений, не говоря о том, что в буддизме имеется комплекс логических и опытных доказательств наличия будущих жизней. Поэтому знание информации о своей смерти, а особенно, наставлений по освобождению в это время, не только не повредит, но, возможно, принесёт неоценимую пользу.

Большинство доказательств прошлых и будущих жизней построены в буддизме на формальной логике. Но не только. Если подвести краткое резюме обоснованиям других жизней, то можно насчитать десять доказательств:

1) Прошлые и будущие жизни существуют в силу того, что прямая и обратная взаимозависимость между причинами и следствиями неопровержима.
2) Прошлые и будущие жизни существуют в силу того, что они происходят на основе кармы и привычных кармических тенденций.
3) Прошлые и будущие жизни существуют потому, что они ведомы реализованным существам и йогинам в силу их различающей мудрости.
4) Прошлые и будущие жизни существуют в силу того, что они признаны логическим рассуждением.
5) Прошлые и будущие жизни существуют потому, что утверждения о несвязанности сознания прошлой и будущей жизней опровергнуто логически.
6) Связь между сознанием прошлой и будущей жизней существует в силу непрерывности сознания действующих кармических тенденций.
7) Связь между сознанием прошлой и будущей жизней существует в силу непрерывности сознания законсервированных кармических тенденций.
8) Прошлые и будущие жизни существуют в силу того, что существует настоящая жизнь.
9) Прошлые и будущие жизни существуют в силу причинно-следственной связи кармы.
10) Причинно-следственная кармическая связь в свою очередь существует потому, что есть прошлые и будущие жизни.

Чтобы объяснить все эти пункты подробно, потребуется отдельная книга, так как они опираются на различные виды логики, которыми знаменит буддизм. Будда сказал, что все тонкости кармы, прошлых и будущих жизней можно постичь либо при помощи истинного восприятия полной трансформации, либо с помощью истинного условного восприятия чистого видения Благородных Будд или Бодхисаттв. Ограниченное восприятие, основывающееся на интеллектуальных оценках, неспособно постичь все тонкости кармы и связь между сознанием прошлой и будущей жизней. С точки зрения формальной логики те люди, которые считают, что прошлых и будущих жизней не существует, являются нигилистами, так как они отрицают закон причинно-следственной связи. Согласно закону причинно-следственной связи все явления во вселенной происходят в силу соответствующих причин, и нет ни одной вещи, которая возникла бы сама по себе. Традиционным примером причинно-следственной связи является росток, произрастающий из зерна. Если бы не было зерна, то не появился бы и росток. То же самое относится ко всем явлениям, включая человеческое сознание и умы всех существ самсары. Утверждать, что сознание появляется без причины, будучи лишь функцией мозга, аналогично утверждению, что ростки возникают без зёрен. Наше сознание представляет из себя цепочку моментов восприятия, которые возникают один за другим, а точнее, один из другого, как цепная реакция. Говоря в общем, у этой цепочки нет ни начала, ни конца. До того, как у новорожденного появился первый момент сознания, ему должен предшествовать последний момент сознания его прошлой жизни (или бардо). Точно также, за последним моментом сознания умирающего существа должен следовать первый момент сознания новорожденного. Эта цепная реакция продолжается до тех пор, пока индивид не очистил омрачения кармы и эмоций посредством мудрости, постигающей отсутствие «Я». Каждый предыдущий момент сознания является причиной, а каждый последующий — следствием Ни смерть, ни рождение не могут прервать эту причинно-следственную связь. Поскольку сознание не является чем-то материальным, то говорить, что оно рождается или умирает, значит противоречить здравому смыслу и формальной логике. Великий Нагарджуна сказал в тексте «Вступление на Срединный Путь»:

«Не существует таких явлений,
Которые бы не возникали в силу взаимозависимости.
Поэтому нет таких явлений, которые не были бы пустыми.»

Сознание длится непрерывно как поток, и в силу того, что оно наделено беспокоящими эмоциями и кармой, существа непрерывно вращаются в шести мирах самсары, как мухи в закрытом сосуде Единственное, что способно остановить цепную реакцию двойственного сознания, основывающегося на причинно-следственной связи, — это реализация самосуществующей пробуждённости. Обретя такую реализацию, вы освободитесь от своего двойственного мышления, швыряющего вас из одной жизни в другую, и на самом деле выйдете за пределы рождения и смерти, достигнув вечного состояния абсолютного Будды Самантабхадры.

Лонгченпа описывает переживания умирания в два этапа: вначале даёт краткую цитату о растворении элементов земли, воды, огня и ветра, а в конце раздела даёт более детальное объяснение процесса растворения элементарных энергий. Чтобы не повторяться, я кратко обсужу оба подраздела вместе на основе более подробных учений Дзогчена.

В ходе умирания насчитывается несколько стадий растворения или дегенерации тонких и грубых функций организма и сознания. Они включают растворение пяти органов чувств, растворение четырёх физических элементов земли, воды, огня и ветра, растворение внешних, внутренних, сущностных и полностью совершенных элементарных энергий, а также стадии ясности, восхождения и достижения.

Растворение пяти органов чувств зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания начинается, когда умирающий перестаёт ясно различать объективную информацию органов чувств. Он или она не может ясно видеть окружающие формы и объекты, что знаменует дегенерацию сознания и органа зрения. Звуки собравшихся людей раздаются как-будто издалека, и слова уже становятся неразличимы, что говорит о дегенерации органа слуха и его сознания. Исчезновение болезненных ощущений тела означает дегенерацию органа физического осязания и связанного с ним сознания. Точно также пропадает обоняние и орган вкуса, в результате чего умирающий перестаёт ощущать запахи и различать вкусы.

Следом за этим происходит растворение пяти элементов земли, воды, огня и ветра, которые представлены в нашем теле следующим образом: элемент земли является основой плоти, костей, связок и кожи; элемент воды воплощён кровью, лимфой и всеми жидкостями и секрециями; элемент огня — это телесное тепло или температура; элемент ветра представлен дыханием и движущей силой обмена веществ, тогда как элемент пространства следует понимать в качестве полостей и отверстий тела. Не секрет, что буддийская физиология и медицина основаны на теории о взаимосвязи элементов, которые имеют как внешние аспекты в окружающей среде, так и внутренние аспекты в нашем теле. Здесь идёт речь о внутренних элементах, которые во время смерти утрачивают свои функции, потенцию и энергию. Растворение внутреннего элемента плоти во внешнем элементе земли сопровождается ощущением тяжести,аналогичным падению в яму. Растворение внутреннего элемента воды характеризуется вытеканием слёз, слюны, выделений носа и прочих жидкостей. Когда растворяется внутренний элемент огня, тело теряет температуру, рот и нос становятся чрезвычайно сухими, и умирающего знобит от холода. В некоторых случаях из макушки головы исходит небольшое количество пара Растворение элемента ветра сопровождается затруднением дыхания, которое постепенно ослабевает и прекращается после того, как большинство крови собирается в аорте, из которой попадают в сердце три последние порции крови.

В последнем подразделе объяснений о бардо смерти Лонгченпа разъясняет процесс растворения элементов более детально, рассматривая дегенерацию каждого элемента с точки зрения растворения его тонких энергий. Он разделяет этот процесс на четыре этапа растворения внешних, внутренних, сущностных и полностью совершенных элементов, предлагая читателю очень серьёзный анализ тонких энергий человека В этом подразделе автор говорит:

«Ранее, [во второй главе этого текста] я произвёл классификацию пяти элементов тела на двадцать пять их аспектов, а также подразделил элемент ветра на двадцать пять присущих ему энергий. Все они растворяются на этой стадии...»

Чтобы вы получили представление об этом сложном комплексе энергий, растворяющихся в момент смерти, в частности об их функциях, я представлю их классификацию, данную автором в конце второй главы «Сокровищницы Драгоценных Слов и Смысла»:

{

«В нашем теле присутствуют двадцать пять аспектов пятикратной энергии элемента ветра, которые всецело побуждают излучение изначальной мудрости. В нашем теле присутствуют пять энергий элемента огня, которые побуждают динамику изначальной мудрости. В нашем теле совершенно присутствуют пять энергий элемента земли, которые проецируют сущность изначальной мудрости. В нашем теле полноценно присутствуют пять энергий элемента воды, которые предоставляют объективное измерение изначальной мудрости. Пять энергий элемента пространства полноценно присутствуют в нашем теле, предоставляя место дислокации изначальной мудрости.

Среди этих элементов пять энергий элемента земли присутствуют следующим образом:

1) «всепроявляющаяся» энергия земли присутствует в соединении с осознаванием.
2) «неизменная ваджрная» энергия земли присутствует в соединении с лампами [изначальной мудрости].
3) «драгоценная всепроизводящая» энергия земли присутствует в соединении с бинду.
4) «безграничная всепроецирующая явления» энергия земли присутствует в соединении с пространством и изначальной мудростью.
5) «энергия окончательного достижения» земли присутствует в соединении с наивысшей мудростью [праджни].

Пять энергий элемента воды:

1) «неизменная» энергия воды содержится во всех [энергетических] каналах.
2) «чистая, ясная, спокойная» энергия воды содержится во всех костях.
3) «расширяющая качества» энергия воды содержится во всей крови.
4) «беспристрастная» энергия воды содержится во всей лимфе.
5) «лишённая фиксаций, совершенная» энергия воды содержится внутри глаз.

Пять энергий элемента огня:

1) «всеохватывающая внешнее и внутреннее» энергия огня находится в лёгких.
2) «всеосвещающая» внешнее и внутреннее» энергия огня находится в двух глазах и суставах.
3) «всебалансирующая внешнее и внутреннее» энергия огня находится между плотью и кожей.
4) «реализующая внешние и внутренние активности» энергия огня находится в обеих ступнях ног.
5) «осуществляющая внешние и внутренние активности» энергия огня находится в обеих ладонях рук.

Пять энергий элемента ветра:

1) «поддерживающая жизнеспособность» энергия ветра пребывает в жизненном канале [аорте].
2) «производящая блеск и сияние» энергия ветра находится в месте между бровями.
3) «балансирующая огонь» энергия ветра находится в желудке.
4) «всеохватывающая» энергия ветра распространяется на всё тело.
5) активная энергия ветра «безжалостно вверяющая новую эпоху» находится между сердцем и его мембраной [то есть в околосердечной сумке].

Пять энергий элемента пространства:

1) «всеобъемлющая» энергия пространства пребывает в неделимости с реальным осознаванием.
2) «беспредметная, светоносная, яркая» энергия пространства пребывает в неделимости с пятью аспектами света.
3) «неподдельная чистая» энергия пространства пребывает в неделимости с полностью чистым пространством.
4) «символизирующая реальность» энергия пространства пребывает в неделимости с аналогичной мудростью.
5) энергия пространства, «освобождающая в чистые земли», пребывает в неделимости со всеми проявлениями Кай и мудрости.

Классификация пяти энергий элемента ветра в пятикратных сериях:

1) «поддерживающая жизнеспособность» энергия ветра:

— жизненный ветер «коренной поддержки» производит излучение осознавания.
— «предохраняющий жизненный» ветер производит сияние бинду.
— жизненный ветер «тонких аспектов» производит сияние света.
— «нечистый жизненный» ветер производит излучение [обычного] ума и неведения.
— «вибрирующий жизненный» ветер производит излучение эгоцентричного сознания.

2) энергия ветра «балансирующая огонь»:

— ветер, «распределяющий тонкие и грубые [энергии]», неотделим от жизнеспособности.
— ветер, «производящий тепло», неотделим от осознавания.
— «проясняющий» ветер неотделим от ламп [мудрости].
— ветер, «синтезирующий формы», неотделим от бинду.
— «вдохновляющий» ветер неотделим от высшей мудрости [праджни].

3) «производящая блеск и сияние» энергия ветра:

— ветер, «производящий воспринимающее сознание», предоставляет объективную сферу высшей мудрости.
— ветер, «проецирующий ум к наблюдаемым формам», предоставляет объективные проявления.
— ветер, «обладающий различимым сиянием», предоставляет объективные измерения ламп [изначальной мудрости].
— ветер, «сжигающий наблюдаемые формы», предоставляет объективные условия неведения.
— ветер, «беспокоящий наблюдаемые формы», предоставляет объективную сферу эгоцентричного сознания.

4) «всеохватывающая» энергия ветра:

— ветер, «охватывающий Основу бытия», обеспечивает проявление изначальной мудрости.
— ветер, «охватывающий настоящее», обеспечивает проявление ламп [мудрости].
— ветер, «охватывающий паникой и испугом», обеспечивает переживания воспринимающего сознания.
— ветер, «охватывающий память», обеспечивает проявление мысленной активности.
— ветер, «охватывающий постижением все объекты», обеспечивает их проявление в [обычном] уме.

5) активная энергия ветра, «безжалостно вверяющая новую эпоху»:

— «побуждающий ветер» охватывает скандхи [то есть психо-физические компоненты].
— «освобождающий» ветер охватывает мгновение.
— «разворачивающий» ветер охватывает посмертное состояние бардо.
— «ускоряющий» ветер охватывает мысли.
— «моментальный» ветер охватывает три мгновения.»

}

Процесс растворения всех этих энергий описан в последнем подразделе бардо умирания.

В этот момент происходят три последовательных переживания стадий ясности, восхождения и достижения. Согласно тантрической физиологии, яйцеклетка и оплодотворивший её сперматозоид, из которых произошло зачатие тела, остаются в нём на протяжении всей жизни. Яйцеклетка, которая в тибетской медицине и тантрах именуется «красным элементом», «рактой» или «материнской кровью», располагается в пупочной чакре, тогда как «белый элемент отца» находится в чакре на макушке головы. Поскольку такие утверждения строятся на основе теории тонкого тела, то эти элементы матери и отца правильнее понимать как тонкие бинду, или энергетические матрицы, а не как реальную кровь со спермой. Согласно учениям, в начале стадии «ясности» белый отцовский элемент нисходит с чакры на макушке головы по центральному энергетическому каналу вниз. Это сопровождается внешним переживанием белого света, аналогичного безоблачному небу, залитому лунным светом, а также внутренним переживанием ясности сознания, в котором угасают тридцать три типа враждебных эмоций. Затем красный материнский элемент восходит вверх из пупочной чакры. Это сопровождается внешним переживанием красноты, подобным ясному небу, озарённому солнцем. Внутренне, умирающий переживает короткое блаженство в своём сознании, которое в тот момент освобождается от сорока типов страстных эмоций, и это именуется стадией «восхождения». Вслед за ним белый и красный элементы объединяются в районе сердца, как бы зажимая между собой сущность сознания, вследствие чего внешне умирающий переживает черноту, аналогичную частому небу в кромешной тьме, а внутренне лишается всех мыслей и впадает в обморочное состояние. Это называется стадией «достижения». После этого на короткое времявозникает переживание «ясного света Основы», которое аналогично чистому ясному небу и является обнажённой природой ума. Если она не осознана в этот момент, то вслед за этим пограничным переживанием наступает бардо природы явлений.

Наши рекомендации