Письмо к рясоф. монахине Тамбовской губ. Кадомского Милостиво-Богородицкого монастыря Софии Николаевой Булатовой
Милость Божия буди с вами!
По тому поводу, что я сказал вам - пишите, не слишком расширяйте свои загадки. Это не значит, что берусь вас руководить: ибо никому руководителем быть не берусь. А так поговорить о духовных вещах в виде совещаний, отчего не поговорить! - Руководитель у вас есть - ваш духовный отец. Его Бог вам дал; к нему и обращайтесь, и его во всем слушайтесь. Рад вашего ему послушания, Бог по вере вашей будет внушать ему, что для вас наиболее пригодно. И я не отказываюсь сказать вам слово другое; но мое слово не то, что его. Его слово - заповедь, а мое совет.
Вы сказали, что любите читать мои книжки, - и отец ваш разрешает ими пользоваться. И пользуйтесь. Вы одну только книжку облюбили, и пусть. Но она не главная. - Главная - Путь ко спасению. Тут представлена история всякого спасающегося христианина, от начала зарождения хр. жизни до конца. Извольте и ее прочитать со вниманием, чтоб увидеть, где вы стоите, что сделано, и что осталось сделать, и куда направляться. - Не дивно, что по прочтении ее, иные из порядков вашей жизни надо усилить, а иные поослабить, те изменить. Другая подходящая к сей книга есть - Что есть духовная жизнь. И тут картина жизни спасающегося изображена полно. - Письма к разным лицам только до 30 - таковы, а потом пошли все к одной особе, образованной, энергичной, мудрой и верующей от всего сердца. Может быть вы схожи с нею в характерах, - и от того письма к ней и к вам подходят.
Вы хорошо описали порядки вашей жизни, - и порядки сии хороши. - Помоги вам Господи продолжать не слабеть. Не нахожу ничего, что бы следовало поправить, разве после, либо сами о чем особо спросите. - Но вот чего не вижу, все, что вы делаете, сами вы для себя придумали, или наложил то отец ваш духовный? - Пункт этот по виду малозначителен, по делу же очень значителен. Если сами, то у вас - своя воля, - и живя по сим порядкам вы себе угождаете. Чрез это от дел ваших вероятно отдается не совсем приятный запах, ощутимый Ангелом вашим и святыми. Я не утверждаю, но это очень вероятно, и пишу о сем только для того, чтобы вы получше вникли в себя, и с помощью отца своего духовного определили себя точнее. Давайте пересмотрим, что вы говорите о себе хорошего и нехорошего.
- Признаюсь, что обидчива. - Обидчивость от самоцена, по коему признают и чувствуют себя стоющими не мало; почему когда кто дерзает не воздать нам должного, кипятимся и замышляем отмщение.
- Вы хорошо делаете, что не пропущаете этих чувств даром, но нехорошо что оставляете иногда долго им в себе замедлять. Несколько дней враг воздымает у вас бурю отмщений. Постарайтесь так делать, чтобы и минуты не пропуская взяться за себя и разорить свой самоцен. Не смотрите на обидчика и обиду; тут вы найдете больше опору обидчивости и мести; но выбросите это из головы и себя саму облеките во вретище ничтожности. Апостол говорит, что льстит себе, кто думает, что он есть что-нибудь. Вот это что-нибудь и надо разорить и выбросить за окно. Придет чувство ничтожества, считайте себя достойным всякого унижения и оскорбления, и тогда обидчивость и мщение сами собой испарятся. Над уничтожением самоцена надо только однажды потрудиться, а потом уж с ним легко будет справляться, да он скоро и совсем замрет. - Тогда и образуется в душе какая-то опора внутреннего мира! - Самоцен когда есть, то не отношение только к людям возмущает, но помучает и отношения к Богу, - и лукав он, как бесы, - и ловко прикрывается смиренными словами, заседая в сердце. Займитесь этим. - Вы хорошо делаете, что сокрушаетесь об этих чувствах и открываете их духовному отцу. Но кажется это вы делаете, когда сорвете на ком сердце чем-либо; но и одни чувства, если и не прорвутся наружу, открывать надо. Это в числе средств разорения самоцена. - А самоцен всю жизнь губит; потому стоит потрудиться над уничтожением его. Затем я так много и пишу о нем.
- Жалуетесь за сим на самомнение и самовозвышение. Это первородные деточки самоцена, розовые его дожди, или не розовые, а семицветные, радужные. Дивитесь, зачем такие мысли идут. Но как им не идти, когда есть самоцен? - Вы молите Господа избавить вас от них. Молитесь избавить от самоцена и сами трудитесь над уничтожением его. Тогда эта статья будет у вас решенною.
- Поминаете, что во время молитвы мысли от Бога уходят и бывает холод, и что вы тогда начинаете просить Господа возвратить теплоту, и возвращается. Се - добре. Всегда так делайте. Прибавьте к сему - всякий раз, как предстоит молитвословие дома, или стояние на молитве во храме, немного поготовиться к сему действию - 1) живейшим представлением того, Кто Тот, к кому обратиться имеете в молитве, и кто вы, и что предлежит вам изречь Ему в молитве. 2) - Начинайте молитвословие, высказывая своим словом, что вам потребно, в духовном и житейском отношении. 3) Сие же высказывание предваряйте славословием Богу. Затем совершайте свое молитвословие, как положено, соединяя с вашим словом молитвенные мысли и чувства. - Чтобы это последнее удобнее исполнялось, потрудитесь передумать и перечувствовать молитвы вами читаемые, в свободное время, и затвердить их. Тогда они на правиле сами собою приходить будут. Труд навыкновения молитве считайте первым трудом, важнейшим всякого другого.
Потому восприимите труд сей и не жалея себя трудитесь, пока молитва станет неотступною.
- Борьба со страстями - обща всем, и длится всю жизнь. Самая жаркая борьба занимает средину жизни духовной. Начинается вместе с обращением души к Богу и разгорается. Потом стихает. Порядок, как всякий раз подходит искушение и как противостоять сему - вы найдете в полюбившейся вам моей книге писем к разным лицам. Извольте смекнуть, и действовать по указанному там.
- Что у вас тишина такая, что вы целый день можете быть с Господом - это великая милость Божия. - Вы целый день с Господом. Это ведь и есть главное, что искать должно, чтобы можно было говорить - живу не ктому аз, по живет во мне Христос. Сего разные есть степени; но хоть и не в силе есть, все слава Богу! Любите сей дар и возгревайте его.
- Вы себя трудите. Утруждайте, послабляйте паче плоть, и ничего не делайте потому только, что то доставляет покой и удовлетворение плоти. - Вы это хорошо сделали, что у вас порядок дел дня не самоугодливый. Все сами, - добре.
- Потерею дорогих лиц Господь хотел отрезать вас от всех. Вы поняли сие не ложно. Со многими так делал и делает Господь.
- И держитесь отрешенно. Отрешившись от всего, вы питаете душу священными книгами, богомыслием и молитвою. Добре! - Назначьте время всему.
Отеческих книг соберите побольше. Ефрема Сир., Исаака Сир, Авву Дорофея, - св. Варсонуфия и Иоанна, Лествицу, Макария Егип. - Лавсаик, Лимонарь, историю Боголюбцев, Достопамятные сказания, - Патерик - из "Душеполезного Чтения", и Добротолюбие, Симеона Нового Богослова, Кассиана Рим., Иноческие древние уставы, Василия Великого аскетические писания, Марка подвижника, Исаии подвижника, не все вдруг, а понемногу.
- Порядок дел дня идет. - В церкви плакать не ловко! Блюдите там дух сокрушен, а дома и слезам давайте свободу. Дух сокрушен - надлежащий дух. Чем постояннее он держится, тем лучше.
- Благодарение Богу, что вам открылись сокровища псалтири. Есть толкование псалтири Пр. Палладия. Имейте его под руками для просмотра в случае нужды получше уразуметь какой-либо стих.
- Болячка в сердце - не то, что вы сказали. Что вы сказали, то приходит и проходит, а болячка непрерывна. Это чувство к Господу, приковывающее внимание к Нему. - Когда оно придет - рай растворенный! - Когда будете трудиться, себя озлоблять, смирение стяжете глубокое, тогда оно придет и вселится в сердце.
- Как вы читали псалмы, когда в первый раз открылись они вам, так старайтесь читать их и всегда и молите о том Господа.
- Заменять вечерние и утренние молитвы чем-либо не надо. Вникните в них и доведите до чувства все, что там говорится. Лучше прибавить к ним из псалтири или по кафизме, или по 3-4 псалма. Акафистов поменьше. - Собирайте побольше коротких молитовок и ими молитесь.
- Кажется мы с вами пересмотрели все. Добре! - Но самоцен. Сего врага преследуйте.
Благослови вас Господи! Спасайтесь!
Е. Феофан. 21 октября 92 г.