Пророческая деятельность Мухаммада
Рождение и молодость Мухаммада
точный год рождения Мухаммада неизвестен, но вполне вероятно, что он родился около 570 г. н.э. Первые годы жизни не предвещали ему ничего хорошего: отец умер еще до его рождения, а мать — когда ему было шесть лет; он воспитывался у своего любящего деда, который умер, когда мальчику было восемь лет. С этого времени о Мухаммаде заботился его дядя, продолжавший обеспечивать ему незаменимую поддержку клана даже тогда, когда Мухаммаду было более сорока лет и он стал вызывающим острые споры религиозным реформатором.
Внутри племени Курайш Мухаммад принадлежал к роду бану Хашим, пользовавшемуся доброй репутацией, но менее влиятельному или богатому, чем род бану Умайя, возглавлявший мекканскую олигархию. (Позднейшая династия Омейядов будет происходить из этого рода и править молодой исламской империей из Дамаска.) Мухаммад рос бедным сиротой и пас скот в окрестностях Мекки. Он извлек пользу из своего пребывания среди бедуинов пустыни, которое позволило ему познакомиться с чистым арабским языком и овладеть основными навыками передвижения, выживания и самозащиты в пустыне. Даже в эпоху, когда арабы стали оседать в малых и больших городах, они продолжали посылать сыновей к своим родственникам-кочевникам, у которых те могли научиться знаниям и умениям традиционного арабского образа жизни, который считался более благородным, чем оседлая жизнь на земле.
О молодости Мухаммада мы знаем немного, за исключением того, что он добился славы заслуживающего доверия человека, необыкновенно хорошо чувствующего тонкости человеческих взаимоотношений. На третьем десятке жизни Мухаммад нанялся на работу к Хадидже, вдове, занимавшейся караванной торговлей. Благодаря тому что Мухаммад преуспел, помогая своей работодательнице извлекать прибыль, а также в силу его личной привлекательности, Хадиджа предложила ему вступить с ней в брак, и они поженились, когда Мухаммаду было около двадцати пяти, а Хадидже — на пятнадцать лет больше. Этот брак доставил Мухаммаду надежные средства к существованию, так как Хадиджа была состоятельна и счастлива стать для Мухаммада источником благосостояния. От этого брака родилось несколько детей, в том числе Фатима; она и ее муж Али войдут в число самых выдающихся персонажей раннего ислама. В годы долгого и счастливого брака Мухаммада с Хадиджой (он продолжался с 595 по 619 г. н.э.) она оставалась его единственной женой. По-видимому, этот брак был очень крепким и удовлетворял обоих. Мухаммад очень любил и уважал Хадиджу, которая так много сделала, чтобы поддержать его в трудные годины жизни, особенно когда около 610 г. начались его пророческие откровения; к этому времени ему было уже сорок, а ей пятьдесят пять.
Пророческая деятельность Мухаммада
Нам немного известно о жизни Мухаммада в промежутке между его женитьбой на Хадидже и началом его пророческой деятельности, промежутке в пятнадцать лет. Мы знаем, что Мухаммад все глубже погружался в одинокие религиозные размышления, надолго удаляясь в горную пещеру за пределами Мекки. Представляется, что религиозная практика Мухаммада имела много общего с широким духовным движением, развившимся внутри аравийского общества. Во время жизни Мухаммада были и другие сосредоточенные и чуткие мыслители, устремленные к углублению своего духовного опыта. Встречающееся в Коране слово ханиф обозначает людей с монотеистическими убеждениями, не принадлежавших ни к иудеям, ни к христианам. Авраам называется в Коране ханифом, а также «мусульманином», то есть человеком, предавшимся Богу (3:67). Коран провозглашает, что Авраам является основателем первоначального этического монотеизма в Аравии, который, однако, затем постепенно выродился в политеистическое идолопоклонство, преобладавшее во времена Мухаммада. И все же оставались еще немногие ханифы, «правильно склоняющиеся» (таково буквальное значение термина) к верному пути. Мухаммад был одним из таких ханифов.
Однажды, когда Мухаммад размышлял в пещере на горе Хира, он услышал голос, возвестивший ему, что он посланник Бога. Мухаммад был напуган этим видением, за которым последовал приказ: «Читай!» Мухаммад ответил, что он не может (т.е. не умеет) читать. Приказ был повторен, и таинственный незнакомец тяжело навалился на его тело, и Мухаммад вновь услышал: «Читай! Во имя Господа твоего, которыйсотворил, сотворил человека из сгустка. Читай! И Господь твой щедрейший, который научил каламом, научил человека тому, чего он не знал» (96.1—5) (пер. И. Ю. Крачковского). Мухаммад верил, что приказ читать исходил от гигантской фигуры на горизонте. Согласно мусульманской традиции, этим гигантом был архангел Гавриил, ангел ниспослания Корана.
Мухаммад поспешил к жене Хадидже, чтобы поведать ей о случившемся. Она отнеслась к его рассказу серьезно и с доверием и стала первым человеком, который поверил и покорился новому откровению как мусульманин. Вскоре ее примеру последовали и другие, — как члены семьи Мухаммада, так и посторонние. После некоторой паузы откровения возобновились и продолжались до самой смерти Мухаммада. Иногда Мухаммад испытывал беспокойство в моменты прихода очередного откровения, но с годами он привык к посещениям Гавриила. И тем не менее принятие им божественного послания посредством вахи — некоего рода словесного озарения — никогда не было утомительной рутиной. Накапливающиеся откровения получили название коранов, «чтений», как потому, что они открывались Мухаммаду как нечто прочитываемое, так и потому, что затем они читались вслух Мухаммедом и его сподвижниками мусульманами. Нарождающееся Писание ислама получило название Корана, «Чтения вслух» собрания отдельных проповедей, ниспосланных посредством вахи.
Призвание Мухаммада к пророчествованию свершилось в 610 г., когда ему было около сорока. В последующие годы Мухаммад создал преданную ему общину последователей, состоявшую главным образом из незнатных граждан. Ядром новой веры, проповедовавшейся Мухаммадом, был призыв к покорности единственному истинному Богу, который в прежние дни говорил к Аврааму, Моисею, Иисусу и другим пророкам, известным по библейской летописи иудаизма и христианства. Новая религия получила название ислам, обозначающее «покорность», а тот, кто «покорился», назывался «мусульманином».
Первые годы были относительно спокойными, что позволило мусульманам разработать свою специфическую обрядовую практику, центром которой была молитвенная служба, сопровождаемая падением ниц. Верующие изучали нарождающийся Коран, многие из них заучивали его наизусть и использовали в собственных молитвах и размышлениях. Центром культа мусульман являлась Кааба, которая, по их представлениям, первоначально была посвящена Аллаху Авраамом. Со временем новое движение приобрело более энергичный характер, выступив, в частности, против идолопоклонства главного культа Каабы, и тут возникло множество трудностей.
Первые годы мекканской проповеди Мухаммада были периодом постепенного роста мусульманской общины, но одновременно Мухаммад столкнулся с растущим недоброжелательством многих лидеров курайшитов, видевших в нем потенциальную угрозу своей экономической и религиозной системе. Проповедь Мухаммада была направлена против идолопоклонства культа Каабы, который был основным источником прибыли от системы паломничества. Кроме того, часть мекканской олигархии опасалась, что Мухаммад является угрозой сложившемуся социальному строю, издревле сплачивавшему народ в единое целое. Со стороны Мухаммада было опасной для него самого непочтительностью ставить под сомнение обычаи предков, память о величии которых была достоянием генеалогических преданий. Когда гонения на Мухаммада и его последователей стали более жестокими, Мухаммад отправил часть мусульман в христианское царство Эфиопию, расположенное на другом берегу Красного моря. Мухаммад и некоторые из его последователей пользовались покровительством своих могущественных мекканских сородичей, но прочие мусульмане были лишены этой защиты. Они стали участниками первой в истории ислама хиджры, или «эмиграции». Мекканская верхушка послала к этим мусульманским эмигрантам делегацию, потребовавшую от них вернуться в Аравию и «покориться», но не Богу, а мекканским правящим кругам. Однако эфиопский царь отказался выдать религиозных беженцев, гостеприимно встретив и защитив их в своем царстве. Но эмиграция в Эфиопию не являлась выходом из тупика для целой общины, да и Мухаммад не желал покидать родину.
Осознав, что мусульманское движение не может более развиваться в пределах Мекки, Мухаммад приступил к поискам нового оплота для своей деятельности. Он предпринял попытку вступить в переговоры с лидерами расположенного в горах неподалеку от Мекки города Таиф, но его жители изгнали Мухаммада с бранью, едва не побив Пророка камнями. Это случилось почти в самом конце первого десятилетия ислама, около 620 г. н.э. В течение этого критического периода умерли любимая жена Мухаммада Хадиджа и его дядя и защитник Абу Талиб. Делегация из земледельческого оазиса Йасриб, расположенного почти на триста миль севернее Мекки, встретилась с Мухаммадом и попросила его переехать в Иасриб, чтобы выступить там в роли арбитра и советчика, который возглавил бы эту раздираемую жестокими распрями общину. Два арабских племени — аус и хазрадж — враждовали друг с другом, в то время как древняя иудейская община Йасриба находилась словно между молотом и наковальней. Мухаммад ухватился за эту возможность перебраться со своими сторонниками в Йасриб. Он заключил договор с йасрибской делегацией, в котором было оговорено, что мусульмане смогут эмигрировать вместе с ним, а население города покорится Богу, став Мусульманами, и будет почитать Мухаммада не только как вождя, но и как Пророка, или Божьего посланника и провозвестника новой религии. Хотя коренные жители Йасриба и не стали истыми мусульманами немедленно, они признали, что в их интересах предоставить шанс на достижение политических, экономических и социальных успехов новому плану, подразумевавшему привлечение третейского судьи. Чужак, пусть не являвшийся желанным гостем для всех соперничающих группировок, мог, по крайней мере, претендовать на нейтральность.
Мухаммад не настаивал на переезде своих друзей мусульман в Йасриб, хотя почти все они поступили именно так. Эмиграция проходила тихо, без фанфар, небольшими группами, отправлявшимися в разное время на север, отчасти для того, чтобы не вызвать переполоха в Мекке. Мухаммад, его близкий сподвижник Абу Бакр и его зять Али покинули родной город последними. Перед самым отъездом Мухаммада мекканцы попытались убить его, пока он спал. Однако осторожный вождь предвидел такой поворот событий и устроил так, что в ту ночь на его ложе спал Али. Али не причинили никакого вреда, Мухаммад и Абу Бакр прятались в пещере. Мекканские лидеры, выступившие в дозор, прошли мимо самого входа в пещеру, обманутые уловкой Али. Легенда гласит, что паутина, которой был затянут вход, заставила их искать Мухаммада в другом месте.Мухаммад и Абу Бакр двигались в Йасриб кружным путем. На окраине оазиса, чтобы приветствовать своего вождя, собрались эмигранты и любопытные йасрибцы. Таким образом, Мухаммаду был уготован надлежащий прием, который предвещал будущие успехи ислама и самого Пророка. Йасриб стал называться ал-Медина, «Город», после переезда туда Мухаммада. (Его полное название — Мединат ал-Наби, «Город Пророка».) Хиджра, или эмиграция, произошла в сентябре 622 г. н.э. 1 июля этого года стало началом мусульманского календаря3, так как именно Хиджра положила начало Умме мусульман.
В результате Хиджры появилось несколько различных групп, как вне, так и внутри ислама. Совершившие Хиджру получили прозвание мухаджиров, в исламе они заняли особое почетное место. Мединские сторонники Мухаммада стали известны под именем ансаров, или «помощников». Мединцы, занимавшие двусмысленную позицию или упорствовавшие в неподчинении Мухаммаду, получили прозвание мунафикун — «лицемеры». Вне этих трех групп стояли мекканцы, ставшие теперь врагами, и иудеи, положение которых было довольно трудным: они были монотеистами, скептически относившимися к религиозному авторитету Мухаммада, однако до времени сотрудничавшими с мусульманами и даже отправлявшими вместе с ними культ. В конце концов иудеи были изгнаны из Медины вследствие разрыва с Пророком, так как они не оказали помощи Мухаммаду против напавших на город мекканских отрядов. Мужчины были казнены, а женщины и дети депортированы. В Мекке Мухаммад организовал религиозный культ, в Медине же он стал политическим и военным лидером, а также духовным вождем значительно расширившегося движения. Итогом Хиджры стало основание Уммы, мусульманской «общины», которая начиная с этого времени в идеале была союзом «церкви» и государства, без четкого водораздела между религиозной и светской жизнью. Коранические откровения мекканского периода прежде всего подчеркивали абсолютное единство Бога, суверенность его воли, справедливости и сострадания; в них содержались пространные призывы к покаянию и покорности, пока не настал день Страшного Суда, который поделит человечество на тех, кому уготованы небеса, и тех, кто своими злодеяниями будет обречен гореть в аду. В мекканские годы было ниспослано множество рассказов о древних пророках и их народах. В Медине, однако, помимо мотивов суда и предостережения, коранические откровения стали уделять все большее внимание вопросам общинной жизни, обрядности и права. Становящаяся теократия Уммы нуждалась в указаниях более приземленного, практического характера.
Эмигранты с трудом нашли свою нишу в экономической жизни Медины. В Мекке они были торговцами, но Медина была поселением земледельческим. Мухаммад организовал из своих товарищей-эмигрантов рейдовые отряды, и атаки на мекканские караваны принесли ему большую добычу. В 624 г. (на втором году Хиджры) крупный отряд выступил из Мекки в поход на север, чтобы защитить от мусульманского набега возвращающийся на родину караван. Два войска, приблизительно 950 мекканцев и 300 мусульман из Медины, сошлись в кровопролитном бою у колодцев Бадр неподалеку от Медины. Численно уступавшие противнику мусульмане обратили мекканцев в бегство и навсегда запомнили этот день, поверив в то, что Бог послал своих ангелов сражаться на стороне Мухаммада. Этот «День Различения» остался в памяти и самосознании мусульман провиденциальным знаком особого благоволения Бога.Несмотря на то что в двух последующих схватках с мекканскими карательными экспедициями мусульмане потерпели серьезные поражения, Умма продолжала расти и процветать. Мухаммад как наделенный харизмой пророк преуспел в заключении пактов и соглашений со многими вождями племен, населявших различные части Аравии, так что к 628 г. он и его сторонники располагали достаточными силами, чтобы организовать нападение на Мекку. Однако вместо завоевания было решено довольствоваться паломничеством, и Мухаммад заключил с мекканцами десятилетнее перемирие, которое через два года было нарушено Меккой. Мухаммад сформировал новое экспедиционное войско в 630 г., но в конце концов смягчился и довольствовался требованием эвакуации Мекки и ее обращением из идолопоклонства в ислам. Мухаммад вошел в город как победитель, но без кровопролития. Он повелел уничтожить языческих идолов Каабы и заново освятил этот древний культовый центр как святилище ислама.
Главные черты исламских верований и практики были развиты в основном в мединский период. Ко времени смерти Мухаммада в 632 г. обрядовое и символическое измерения новой религии вобрали в себя многие элементы мифического прошлого Аравии, а также характерные для полуострова ритуальные обычаи и установления. Некоторые черты преемственности с прошлым рассматривались как часть предпринятого Мухаммадом восстановления первоначального монотеизма Авраама; так, корнями в прошлое уходит позднейшая практика мусульманского паломничества в Мекку, известная под названием Хаджж.
Личная жизнь Мухаммада была драматична и протекала в близости к народу. Самым удачным из всех браков Мухаммада после смерти Хадиджи оказался брак с юной, жизнерадостной Аишей (дочерью Абу Бакра). Мухаммад никогда не обладал личным богатством, но постоянно одаривал других. Его дом в Медине был также главной мечетью мусульманской общины. Мухаммаду часто приходилось принимать в своем доме просителей и проводить в нем судебные разбирательства, в точности так же, как обращался с иудеями Моисей в Синайской пустыне. В Коране проводится параллель между обоими пророками.
Величайшая политическая проницательность Мухаммада позволила ему ко времени смерти поднять престиж Уммы в глазах всех аравийцев. Не все племена, заключавшие с ним соглашения или подчинявшиеся его власти, действительно становились мусульманами, но Му-хаммад требовал от всех, вступавших с ним в договор, вносить Закат, или «милостыню». Согласно древнеарабскому обычаю, все пакты автоматически теряли силу по смерти великого вождя. В противоположность этому Умма представляла собой, по сути, договор между различными группировками и Богом, который вечен, а значит, и договор должен был стать постоянным. После смерти Мухаммада немалые усилия пришлось потратить для того, чтобы убедить отдаленные племена в непреложности тех соглашений, которые они благоразумно, пусть даже иногда и поспешно, заключили с арабским Пророком Война с отступниками, известная под названием ридда, которая вспыхнула в Аравии по смерти Пророка, восстановила и укрепила пошатнувшееся арабское единство, впервые достигнутое Мухаммадом, который опирался на представление о единстве веры и власти. Иными словами, преемники Мухаммада заставили непокорных вернуться в ислам и Умму. Немалая часть древних племенных обычаев сохранилась — и продолжает сохраняться — и в исламскую эпоху, но объединяющим Умму принципом стало не кровное родство, а скорее вера, остающаяся таковой в глобальном масштабе и поныне.
В.3 Халифат
Праведные халифы: Абу Бакр, Умар, Усман и Али
ближайшие и самые стойкие сподвижники Мухаммада вскоре после его смерти обеспечили ровную и устойчивую преемственность. Абу Бакр, один из главных обращенных в мекканские дни, был избран на собрании небольшой группы мусульман халифом, или «заместителем», Пророка. Роль халифа была политической и военной, но не религиозной — по крайней мере в том смысле, что религиозным авторитетом оставался Мухаммад. Кораническое откровение объявило Мухаммада «печатью» пророков, подразумевая, что он является последним пророком, а также подтверждая авторитет более ранних пророков — от Адама до Иисуса.
Абу Бакр правил в течение короткого, но решающего периода с 632 по 634 г., когда от Уммы отпали многие группы населения. Он возглавил борьбу, вернувшую арабов в лоно ислама. Его преемником был грозный Умар, одно из величайших приобретений для мусульманского дела позднемекканского периода, который, будучи халифом, стоял во главе великих арабо-исламских завоевательных походов в Сирию, Палестину, Египет, Северную Африку, Ирак, на Иранское нагорье и за его пределы. Умар был первым халифом, носившим титул «Предводитель Правоверных». Его уважали и боялись. Его личная честность была легендарной, а умеренность крайней. Умар правил все расширяющейся державой до 644 г., когда он был убит рабом.
Абу Бакр, Умар и другие, бывшие на стороне Пророка еще с мекканских времен, составили нечто вроде исламской аристократии, отличной от курайшитской элиты, в которую входили такие богатые и влиятельные люди, как бану Умайя. После безвременной смерти Умара мусульманские лидеры остановились на компромиссной кандидатуреУсмана. Усман был представителем бану Умайя и единственным членом мекканской олигархии, обратившимся в ислам в трудные мекканские годы. Он был благочестивым и лично неплохим человеком, но заслужил упреки и неуважение многих своей слабостью и непотизмом. Главным его свершением явилось собирание всех известных списков и вариантов Корана, порученное группе экспертов, и установление стандартного текста, которым будут пользоваться все мусульмане. Усман нашел свой трагический конец, когда оппозиционеры ворвались в его мединскую резиденцию и убили его, несмотря на то что он стоял на кафедре и держал Коран, молясь в своей мечети. Убийство Усмана отзовется впоследствии во многих событиях исламской истории, разделяя мусульман духовно и политически.
Преемником Усмана и последним из так называемых праведных халифов был Али ибн Аби Талиб, бывший одновременно двоюродным братом и зятем Мухаммада и таким образом членом «Народа Дома», как называли занимавшую высокое положение в общине семью Пророка. Али стал во главе крупной группировки, получившей название Шиа, буквально означающее «партия». Али и его сторонники (звавшиеся шиитами) утверждали, что перед смертью Мухаммад сделал Али своим законным преемником. Как оказалось, большинство мусульман (которые позже будут называться суннитами) отвергли его притязания. Однако Али, всякий раз когда вместо него избирали халифом другого, чувствовал себя обманутым в своих ожиданиях. В 656 г., после смерти Усмана, он наконец получил желаемое и стал халифом. К этому времени исламская держава и обращенные в ислам народы простирались до далекого Хорсана в Восточном Иране и Афганистане. Весь Плодородный Полумесяц («колыбель цивилизации», включающая в себя Палестину, Сирию и Месопотамию) и ближайшие области Северной Африки стали частью Дар ал-Ислама. Али перевел столицу из Медины в Куфу, новое гарнизонное поселение на краю пустыни, неподалеку от реки Евфрат в Ираке. Куфа занимала срединное положение, позволяя быстро сообщаться с новыми мусульманскими провинциями на востоке и западе.
Однако, придя к власти, Али столкнулся со множеством проблем. Хотя, по-видимому, он не был зачинщиком или пассивным соучастником убийства Усмана, став халифом, он не наказал виновную партию. По-прежнему могущественный и неувядаемо гордый род Омейядов (представителем которого был Усман) стал в оппозицию к власти Али и в конечном счете привел к ее падению. Муавия, племянник Усмана, которого поставил в Дамаске наместником Сирии великий Умар, оспорил права Али на халифат. Армии Али и Муавии сошлись при Сиффине на Верхнем Евфрате в 657 г. После затянувшихся стычек и бесплодных переговоров омейядская сторона, по наущению завоевателя Египта Амра ибн ал-Аса, подняла на копья страницы Корана и призвала собрать совещание, на котором Бог объявит о том, кто должен править. Вопреки желаниям самых верных своих сторонников Али согласился. Совещание, в котором приняли участие уважаемые эксперты с' обеих сторон — Амр неожиданно выступил на стороне Муавии, — приняло решение не в пользу Али. Али отказался признать неблагоприятный для него приговор, однако, согласившись на третейский суд, он совершил непоправимую ошибку. Еще через три года, которые прошли в попытках удержать власть над Уммой, пережившей раскол на партии Омейядов и шиитов, в 661 г., Али был убит мятежником, членом новой секты хариджитов.
В.4 Омейяды и Аббасиды
Муавия стал первым халифом династии Омейядов, которая правила около девяноста лет из своей столицы Дамаска. Старинная курайшитская аристократия взяла отныне политическую судьбу Уммы под свой контроль. Горечь унижения, испытанного ею после убийства Усмана, несколько ослабла, однако память о злодеянии оставалась незаживающей раной еще многие поколения. Оппоненты и преемники омейядской династии называли ее в насмешку «арабским царством», подразумевая под «арабским» этнический партикуляризм и старые дахилийские черты той эпохи, а под «царством» — ее надменность и обмирщенность (ибо единственный истинный царь Уммы — это Бог).
Несмотря на эту критику, Омейяды преуспели в создании мощного государственного аппарата. Они были в большинстве своем ответственными мусульманами, серьезно относившимися к своему долгу объявить священную войну христианской Византийской империи с ее столицей Константинополем (позднее Истанбул). Кроме того, Омейяды значительно расширили пределы исламского мира, покорив Северную Африку и Испанию и выйдя к границам Франции, на западе достигнув Инда, а на севере — Яксарта в Южной и Центральной Азии.
Как оказалось, Дамаск был не лучшим центром для исламской империи эпохи экспансии, хотя он занимал действительно срединное положение, если учесть протяженность владений на востоке и западе. Как уже упоминалось, Али перевел свое правительство в Ирак, и его сторонники были по-прежнему активны здесь, на Иранском нагорье и в Хорасане. В 680 г. по смерти омейядского халифа Муавии на трон взошел его сын Йазид. Но в Ираке набрало силу движение сторонников Хусайна, сына Али. Иракские арабы были недовольны сирийским правлением и убедили других жителей своего региона поддержать внука Пророка. Хусайн, его семья и несколько преданных ему шиитов (лояльных по отношению к Али и его потомкам как к истинным халифам) отправились в Ирак, чтобы присоединиться к развернувшемуся там движению, однако были перехвачены более сильным отрядом халифа, и Хусайн со своими людьми был убит у Карбалы к северо-западу от Куфы. Трагедия произошла десятого числа мусульманского месяца Мухаррам, в традиционный день поста, который с тех пор стал для шиитов днем скорби по блаженным мученикам шиизма. Шиитское движение, оказывающее предпочтение халифам, происходящим из семьи пророка от потомков Али и Фатимы, со дня катастрофы при Карбале несло отпечаток трагизма в своем мировоззрении, главным мотивом которого является искупительное страдание. Шиитская агиография последующих эпох возвела Хусайна в ранг восстановителя первоначального ислама своего деда, праведного заступника за свой народ и непогрешимого предводителя (имама).