Благодать, сохраняющая и возращающая духовную жизнь
· Помощь в борьбе с грехом через укрепление личной воли человека в ее направленности к добру;
· Усвоение человеку праведности и святости Христовых, полученных в крещении.
Особые дарования благодати (χαρίσματα)
· Особенные дарования благодати — это те дары, которые по Промыслу Божию даются некоторым людям для того, чтобы они употребили их на общую пользу, т. Е. На служение Церкви.
· Особые дарования благодати суть силы и способности, которые представляют собой либо усиленные и возведенные на особенную высоту естественные способности человека, либо совершенно новые, не имеющие оснований в природе и сообщаемые непосредственно Святым Духом не на личную пользу, а на общую — для служения всей Церкви.
Билет 36
Отношение благодати к свободе. Ложные учения об отношении благодати к свободе. Пелагианство. Учение блж. Августина. Православное учение об отношении благодати к свободе. Значение веры и добрых дел в устроении спасения.
Ложные учения об отношении благодати к свободе.
Пелагианство.
· Пелагий — британский монах, по другим сведениям, мирянин-аскет, прибыл в Рим в начале V в. Его поразила степень падения нравов в древней столице империи. Христиане, предававшиеся всевозможным порокам, оправдывали себя расслабленностью и немощью человеческого естества, его удобопреклонностью ко злу вследствие первородного греха.
· Учение:
1) отрицание реальности первородного греха и наследственного повреждения человеческой природы, т. К. Признание их реальности, по мнению Пелагия, убивает в людях стремление к борьбе с грехом;
2) учение о свободной воле как опоре нравственной энергии христианина. Это учение Пелагий излагал таким образом:
А) все люди рождаются невинными, непорочными, как и прародители до грехопадения;
Б) воля есть бескачественная способность, по природе она не имеет предрасположенности ни к добру, ни к злу и в любой момент может с одинаковой легкостью обратиться в ту и другую сторону;
В) смерть для человека — вполне естественное явление, все люди смертны не вследствие первородного греха, а по закону естества.
· Под благодатью Пелагий понимает:
1) естественные дары, данные человеку Богом при творении; среди них выделяются разум и свободная воля. Они могут, при должном их использовании, сообщить человеку возможность не грешить (liberum arbitrum). Всю совокупность даров, сообщаемую человеку при творении, Пелагий называл естественной благодатью (gratia naturalis), или законом природы (lex naturae);
2) ветхозаветный закон, научающий и побуждающий человека к добру посредством увещаний и обещаний будущих наград, так называемая благодать закона (gratia legis);
3) учение Иисуса Христа и пример Его высоконравственной жизни, которые внешним образом влияют на человека, просвещая разум и волю.
· В учении Пелагия благодать смешивается с общими и внешними дарами Божиими человеку и действием Его Промысла.
· Фактически здесь отрицается необходимость для спасения благодати в смысле особой действующей в человеке силы Божией.
· Это учение было осуждено на Карфагенском соборе 418 г.
Учение блж. Августина.
· Противник Пелагия.
· В грехопадении человеческая воля полностью утратила способность желать добра, а также идея предопределения. Блаж. Августин стал утверждать, что свободная воля человека в деле спасения не играет вообще никакой роли, т. К. После грехопадения свободной воли у человека в строгом смысле нет, поскольку через тяжесть первого греха мы совершенно потеряли свободу к добру, место которой заняла необходимость греха. Спасение совершается исключительно всемогущим действием Божественной благодати.
· Благодать, по учению блаж. Августина, есть внутренняя сила.
· Те, кто спасаются, спасаются единственно потому, что Бог хочет их спасения.
· Действие Божественной благодати подчиняет себе даже противоборствующую волю.
· Не был до конца последователен.