Новозаветные свидетельства.
1. В беседе с Никодимом Спаситель приписывает Себе вездеприсутствие, называет Себя Единородным Сыном Божиим, говорит, что без веры в Него нельзя спастись: Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах. И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия (Ин. 3, 13-18).
2. Когда Спаситель исцелил расслабленного стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие [дела] в субботу. Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю. Иудеи поняли Его ответ. И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу. Христос не сказал, что они не правильно Его поняли, но, наоборот, подтвердил: На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также. Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам; и покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь. Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет. Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его. Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь. Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе (Ин. 5, 16-26).
3. На праздник обновления Спаситель проповедует в Иерусалиме. Тут Иудеи обступили Его и говорили Ему: долго ли Тебе держать нас в недоумении? если Ты Христос, скажи нам прямо. Иисус отвечал им: Я сказал вам, и не верите; дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне. Но вы не верите, ибо вы не из овец Моих, как Я сказал вам. Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей. Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего. Я и Отец - одно. Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его. Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями? Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом. Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги? Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание, - Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий? Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем (Ин. 10, 24-37).
4. Иоанн Креститель, отвечая ученикам об Иисусе: Приходящий свыше и есть выше всех; а сущий от земли земной и есть и говорит, как сущий от земли; Приходящий с небес есть выше всех, и что Он видел и слышал, о том и свидетельствует; и никто не принимает свидетельства Его. Принявший Его свидетельство сим запечатлел, что Бог истинен, ибо Тот, Которого послал Бог, говорит слова Божии; ибо не мерою дает Бог Духа. Отец любит Сына и все дал в руку Его. Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем (Ин. 3, 31-36). Христос подтверждает свидетельство Иоанна Крестителя: Есть другой, свидетельствующий о Мне; и Я знаю, что истинно то свидетельство, которым он свидетельствует о Мне. Вы посылали к Иоанну, и он засвидетельствовал об истине (Ин. 5, 32-33).
5. Ссылаясь на Свои чудеса: Я же имею свидетельство больше Иоаннова: ибо дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня (Ин. 5, 36).
6. Свидетельство Отца Небесного во время крещения: се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 3, 17). Христос ссылается на это свидетельство: И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне. А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели; и не имеете слова Его пребывающего в вас, потому что вы не веруете Тому, Которого Он послал (Ин. 5, 37-38).
7. Здесь же ссылается на ветхозаветные писания: Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне (Ин. 5, 39).
8. На суде у первосвященника Каиафы: Опять первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного? Иисус сказал: Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. Тогда первосвященник, разодрав одежды свои, сказал: на что еще нам свидетелей? Вы слышали богохульство; как вам кажется? Они же все признали Его повинным смерти (Мк. 14, 61-64). Иудеи объявили Пилату в чем преступление Иисуса: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим (Ин. 19, 7).
9. Приписывает Себе вечность: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь (Ин. 8, 58).
О божественности Христа учили и апостолы:
10. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его (Ин. 20, 31).
11. Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная (1 Ин. 5, 20).
12. Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе (1 Тим. 3, 16).
13. Господь славы (1 Кор. 2, 8).
14. От них (израильтян) Христос по плоти, сущий над всем Бог (Рим. 9, 5).
15. Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу (Флп. 2, 6).
16. В Нем обитает вся полнота Божества телесно (Кол. 2, 9).
17. Тот, Который Сына Своего ( i¹di/ou от iãdioj - собственный) не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? (Рим. 8, 32).
18. Апостол Павел усвояет Христу Божественные свойства: вечность и неизменяемость – Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13, 8), всемогущество – Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, [которою] Он действует и покоряет Себе все (Флп. 3, 21), Божественные действия творения и промышления – Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит (Кол. 1, 16-17).
19. Особо стоит отметить учение о воплощении Бога Слова апостола Иоанна. В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин. 1, 1-3). И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца… И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа (Ин. 1, 14-17).
Сам термин воплощение восходит к словам апостола: Слово стало плотию – ΚαὶὁΛόγοςσὰρξἐγένετο (Ин. 1, 14). В этом стихе слово Логос было применено по отношению ко Христу впервые и с этих пор стало одной из главных характеристик Христа. Апостол Иоанн писал свое Евангелие в том числе и против заблуждения иудея Керинфа, утверждающего, что Христос был простым человеком (более подробно ниже).
Для ап. Иоанна Слово – прежде всего сказанное слово, а не просто ум. Оно означает Откровение, в котором Бог обнаруживает Себя. Откровением являются не только слова и поступки Христа, но прежде всего Он Сам. Логос, таким образом, становится синонимом Божества Христа.
Что касается слова плоть (σάρξ), то ап. Иоанн также использовал его не в буквальном, а в метафорическом смысле, обозначая полноту человечества (и тело и душу). (см. проявления человеческой психики Христа в Ин. 11, 33: Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился; 12, 27: Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел; 13, 21: Сказав это, Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня). То, что Логос стал плотью, для ап. Иоанна также означает, что Он стал видимым (О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни – 1 Ин. 1, 1), явился в конкретное время и в конкретном месте. То есть слово плоть призвано подчеркнуть реальность воплощения и реальность Христа как человека.
Понятия логос и плоть как таковые представляют собой два смысловых полюса и две противоположные друг другу реальности. В этом состояла одна из причин, почему ап. Иоанн употребил именно их в качестве метафор Божества и человечества во Христе. Употребив эти слова, он подчеркнул, насколько далеко отстоит друг от друга то, что соединил в Себе Христос. Несмотря на непреодолимую дистанцию между Божеством и человечеством, они оказались соединенными в едином Христе, что нашло выражение в употребленном им глаголе стало (ἐγένετο).
Таким образом, уже в приведенном отрывке из Евангелия от Иоанна намечены основные христологические темы, которые заняли церковное богословие на несколько последующих веков, а именно, соединение Бога и человека во Христе и способ этого соединения. Уже в данном отрывке проявился полемический характер церковного богословия, которое, как правило, вырабатывало те или иные формулировки не самопроизвольно, но в противовес возникавшим лжеучениям.
Учение о божественности Христа проповедовали и мужи апостольские.
Св. Климент Римский в Первом послании к Коринфянам, восхваляя их прежнее поведение, напоминает им, что тогда «страдания Бога» они имели постоянно перед очами своими.
В Послании к Римлянам св. Игнатий Богоносец он просит не пытаться освободить его от мученичества. Приведем только Гл. 6: «Никакой пользы не принесут мне удовольствия мира, ни царства века сего. Лучше мне умереть за Иисуса Христа, нежели царствовать над всею землею. Его ищу, за нас умершего, Его желаю, за нас воскресшего. Я имею в виду выгоду: простите мне, братья! Не препятствуйте мне жить, не желайте мне умереть. Хочу быть Божиим: не отдавайте меня миру. Пустите меня к чистому свету: явившись туда, буду человеком Божиим. Дайте мне быть подражателем страданий Бога моего. Кто сам имеет Его в себе, тот пусть поймет, чего желаю, и окажет сочувствие мне, видя, что занимает меня». В Послании к Ефесянам: «Посему будем все делать так, как Он (Христос) Сам был в нас, чтоб мы были Его храмами, а Он был в нас Богом нашим, - как Он и действительно есть, и некогда явится пред лицом нашим, потому мы справедливо и любим Его» (Гл. 15). «Един есть Бог, явивший Себя через Иисуса Христа, Сына Своего, Который есть Слово Его вечное» (Магн. 8). В Послании к Траллийцам: Берегитесь еретиков, для этого не надо «надмеваться и отделяться от Бога Иисуса Христа и епископа и апостольских заповедей» (Гл. 7). Послание к Римлянам: «Игнатий Богоносец церкви, помилованной величием Всевышнего Отца и единого Сына Его Иисуса Христа, возлюбленной и просвещенной по воле Того, Которому благоугодно все, совершившееся по любви Иисуса Христа, Бога нашего…» (Введение), «Бог наш Иисус Христос» (Гл. 3). Послание к Смирнянам: «Славлю Иисуса Христа Бога» (Гл. 1).
Особо остановимся на тех местах посланий св. Игнатия Богоносца, где говорится о Христе одновлеменно как о Боге и как о человеке. Св. Игнатий, следуя логике ап. Иоанна Богослова, делает акцент на реальности божества и человечества во Христе. С этой целью он использовал Иоаннов язык, в котором эти две реальности были обозначены как слово и плоть. Он рисует следующую картину Христа, поражающую своей симметричностью: «Есть только Один Врач, плотский и духовный, рожденный и нерожденный, Бог во плоти, в смерти истинная жизнь, от Марии и от Бога, сперва подверженный, а потом не подверженный страданию, Господь наш Иисус Христос» (Еф. 7), «Бог наш Иисус Христос по устроению Божию зачат был Мариею из семени Давидова, но от Духа Святого» (Еф. 18), «Бог явился по-человечески для обновления вечной жизни» (Еф. 19). В Послании к Поликарпу: «Ожидай Того (Христа), Кто выше времени, - безвременного, невидимого, но для нас сделавшегося видимым, - неосязаемого, бесстрастного, но для нас подвергшегося страданию, все ради нас претерпевшего» (Гл. 3). «… служение Иисуса Христа, Который был прежде век у Отца, и наконец, явился видимо» (Магн. 6). Эта картина начинается и заканчивается утверждением единства Христа, на котором Игнатий делает смысловой акцент. В этом единстве совмещены не просто разные, но противоположные начала: божественное и человеческое, выраженное антонимическими парами: плотский-духовный, рожденный-нерожденный, страждущий – бесстрастный и неосязаемый, видимый-невидимый. Обозначено даже общение свойств, обусловленное соединением в одном Христе исключающих друг друга начал: Бог во плоти, в смерти истинная жизнь. Игнатий делает особый акцент на единстве Христа. Так, у Игнатия нашли отражение те темы, которые стали фокусом христологических дискуссий в последующие столетия.
Св. Поликарп Смирнский в Послании к Филиппийцам приветствует их словами: «Поликарп и с ним пресвитеры Церкви Божией, находящейся в Филиппах: милость и мир от Иисуса Христа – Бога Вседержителя, Господа и Спасителя нашего да умножится в вас».