Антихрист и время его пришествия
Непосредственно перед пришествием Христовым диавол воздвигнет особое орудие лжи и зла – антихриста, при котором отступления и различные бедствия достигнут полной силы.
Сама приставка aãnti в греческом языке может иметь два значения: «против» и «вместо». По отношению к антихристу оба эти значения правомочны, потому что антихрист, согласно церковному учению, есть, с одной стороны, противник Христа, а с другой – тот, кто пытается поставить себя на место Христа. В Священном Писании само это наименование употребляется двояким образом. В широком смысле слова, «антихрист» – это всякий, отвергающий Отца и Сына (1 Ин. 2, 22), а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста (1 Ин. 4, 3), т.е. всякий, кто отрицает Богочеловечество и Богосыновство Иисуса Христа, может быть назван антихристом. В этом смысле появилось много антихристов (1 Ин. 2, 18). Но в строгом смысле это наименование употребляется в отношении к определенному лицу, о котором также говорит апостол Иоанн Богослов: Вы слышали, что придет антихрист (1 Ин. 2, 18).
В истории имели место мнения, что антихрист не есть личность, а просто некая боговраждебная сила. Такое мнение высказывал, например, Мартин Лютер. Точнее он называл антихристом целый список римских пап, начиная с VII в. Этоисповедание было внесено в символические книги лютеран. Ныне под антихристом понимается богопротивное начало вообще. На русской почве подобное мнение воспроизводили раскольники беспоповцы. Преп. Иоанн Дамаскин пишет: «Надобно знать, что должно придти антихристу, хотя антихрист есть и всякий, не исповедающий, что Сын Божий пришел во плоти, но в собственном смысле и преимущественно, антихристом называется тот, который придет к кончине мира» (Точное изложение… Кн. 4, 26).
Священное Писание учит об антихристе как о конкретной личности. Господь говорит иудеям: Иной придет во имя свое, его примете (Ин. 5, 43). Апостол Павел называет антихриста человеком греха, сыном погибели (2 Фес. 2, 3).
По преданию, антихрист произойдет из народа иудейского и будет являться потомком Дана, одного из 12-ти сыновей Иакова. Пророчество патриарха Иакова о Дане и его потомках звучит следующим образом: Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад. На помощь Твою, надеюсь Господи! (Быт. 49, 17-18). Не менее страшные слова о Дане содержатся у пророка Иеремии: От Дана слышен храп коней его, от громкого ржанья жеребцов его дрожит вся земля; и придут и истребят землю и все, что на ней, город и живущих в нем (Иер. 8, 16-17).
В Откр. (гл. 7) перечисляются запечетленные от всех колен Израилевых, и среди перечисляемых колен не упомянуто колено Даново, что тоже рассматривается как прикровенное указание на то, что из колена Данова будет антихрист.
Существует ложное мнение, что антихрист будет воплощением сатаны, подобно тому, как Господь воплотился от Девы, и сатана в последние времена тоже воплотится в человеке. Это мнение Православной Церковью не разделяется. Преп. Иоанн Дамаскин пишет: «Не сам диавол сделается человеком, подобно тому, как вочеловечился Господь, да не будет! Но родится человек от блудодеяния и примет на себя все действования сатаны, ибо Бог, предвидя будущее развращение его воли, попустит диаволу поселиться в нем» (Точное изложение… Кн. 4, 26).
Слова святого Иоанна Дамаскина согласны с учением Священного Писания об антихристе: которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными (2 Фес. 2, 9).
Имя антихриста неизвестно, известно только его число, или число имени его: Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть (Откр. 13, 18). По объяснению священномученика Иринея Лионского, «имя его неизвестно потому, что оно недостойно быть возвещенньш от Духа Святого» (Против ересей. Кн. 5, 30).
Событием, непосредственно предваряющим пришествие антихриста, будет взятие удерживающего теперь: И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время. Ибо тайна беззакония уже в действии, только [не совершится] до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь (2 Фес 2, 6-7). Эти слова требуют обращения к греческому тексту. В ст. 6 говорится: «ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время». Слову «что» в синодальном переводе соответствует греческое to\ kate/xon, что буквально значит держащее или удерживающее, в среднем роде. Очевидно, здесь имеется в виду не человеческое лицо, а некая сила. В ст. 7 говорится: не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий (o¸ kate/xwn). Здесь употреблен мужской род, что, скорее всего, указывает на лицо мужского рода. Однозначного толкования на эти слова апостола нет, поэтому под «удерживающим» и «держащим» можно понимать и некоторую силу, политическую или религиозно-политическую, и некоего представителя этой силы.