Условия торговли и запрещенные сделки

768. Передают, что Рифа‘а ибн Рафи‘, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Пророка, мир ему и благословение Аллаха, спросили: «Какой заработок является наилучшим?» Он сказал: «Тот, что человек заработал своими руками или в результате добропорядочной сделки». Этот хадис передал аль-Баззар, и аль-Хаким назвал его достоверным.

769. Передают, что Джабир ибн ‘Абдуллах, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что в год покорения Мекки Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, находясь в Мекке, сказал: «Воистину, Аллах и Его Посланник запретили торговать вином, мертвячиной, свининой и идолами». Его спросили: «О Посланник Аллаха! А как же сало мертвых животных? Мы используем его при смолении кораблей, смазывании шкур и изготовлении масел для ламп». Он сказал: «Нет, это запрещено!» Затем Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, добавил: «Да проклянет Аллах иудеев! Когда Аллах запретил им сало мертвых животных, они стали топить его, а затем продавать и пожирать заработанные деньги». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

770. Передают, что Ибн Мас‘уд, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что слышал, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если лица, заключающие торговую сделку, не могут прийти к согласию, и у них нет доказательств своей правоты, то окончательное слово остается за хозяином товара. В противном же случае они могут расторгнуть сделку». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа, и аль-Хаким назвал его достоверным.

771. Передают, что Абу Мас‘уд аль-Ансари, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, запретил продавать собак, давать плату блудницам и вознаграждать предсказателей. Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

772. Передают, что Джабир ибн ‘Абдуллах, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал: «Я участвовал вместе с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, в одном из военных походов. Во время одного из переездов мой верблюд обессилел и начал отставать, и тогда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, подъехал ко мне и спросил: «Джабир?» Я ответил: «Да». Он спросил: «В чем дело?» Я ответил: «Мой верблюд идет медленно, потому что он обессилел. Вот я и отстал». Тогда он спешился и стал подгонять его своей тростью с изогнутой ручкой, а потом сказал: «Садись». Я снова сел верхом, и верблюд побежал так резво, что мне пришлось удерживать его, чтобы он не обходил Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Потом он спросил: «Ты женился?» Я ответил: «Да». Он спросил: «Она была девушкой или уже побывала замужем?» Джабир ответил: «Она уже была замужем». Он снова спросил: «Почему же не на девушке, с которой ты мог бы забавляться, и она забавлялась бы с тобой?» Я ответил: «Дело в том, что у меня есть сестры, и я хотел жениться на женщине, которая стала бы заботиться о них, причесывать их и присматривать за ними». Он сказал: «Когда вернешься домой, то будь настойчив». Затем он спросил: «Продашь ли ты своего верблюда?» Я ответил: «Да». Тогда он купил его у меня за одну окию. Случилось так, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, вернулся домой раньше меня. Я же приехал рано утром, и мы отправились в мечеть. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, в это время стоял у ворот. Он спросил: «Ты приехал только сейчас?» Я ответил: «Да». Тогда он велел: «Оставь своего верблюда, заходи внутрь и соверши два рак‘ата». Я зашел в мечеть и помолился, а потом Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, велел Билялю отвесить мне окию серебра. Биляль выполнил поручение, положив на чашу весов даже больше серебра, чем следовало. Затем я двинулся с места, намереваясь вернуться домой, но Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Позовите ко мне Джабира». Я подумал: «Сейчас он вернет мне верблюда», – а это было бы для меня самым неприятным. Но он сказал: «Возьми своего верблюда и оставь себе его стоимость». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

В одной из версий Муслима сообщается, что Джабир, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что в одной из поездок его верблюд обессилел от езды, из-за чего он даже собирался отпустить его. В это время к нему подъехал Пророк, мир ему и благословение Аллаха, который помолился за него и ударил по его верблюду. После этого верблюд побежал так резво, как не бегал никогда прежде. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Продай мне его за окию». Джабир ответил: «Нет». Он сказал: «Продай мне его». Тогда я продал ему верблюда с тем условием, что прежде доберусь на нем до дома. Вернувшись из поездки, я привел к нему верблюда, и он расплатился со мной. Когда я отправился домой, он послал за мной человека. Затем он сказал: «Может быть, ты думаешь, что я сбивал цену для того, чтобы завладеть твоим верблюдом? Возьми своего верблюда и оставь себе дирхемы. Они – твои».

773. Передают, что Джабир ибн ‘Абдуллах, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, также рассказывал, что один из сподвижников заявил, что после его смерти принадлежащий ему раб получит свободу, причем у него не было другого богатства. Тогда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, позвал его к себе и выкупил у него раба. Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

774. Передают, что жена Пророка Меймуна, да будет доволен ею всевышний Аллах, рассказывала, что однажды мышь попала в масло и умерла в нем. Когда об этом спросили Пророка, мир ему и благословение Аллаха, он сказал: «Выбросьте ее и то, что прилегает к ней, а все остальное можете есть». Этот хадис передал аль-Бухари, а в версии Ахмада и ан-Насаи сообщается, что масло было твердым.

775. Передают, что Абу хурейра, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если мышь попала в твердое масло, то выбросьте ее и все, что прилегает к ней. Если же она попала в жидкое масло, то не приближайтесь к нему». Этот хадис передали Ахмад и Абу Давуд, но аль-Бухари и Абу Хатим сообщили, что в хадисе есть ошибка.

776. Передают, что Абу аз-Зубейр, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что однажды он спросил Джабира, да будет доволен им всевышний Аллах, о торговле кошками и собаками. В ответ он сказал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не разрешал поступать таким образом. Этот хадис передали Муслим и ан-Насаи, и в версии последнего также говорится: «…кроме охотничьих собак».

777. Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею всевышний Аллах, рассказывала, что однажды к ней пришла Барира и сказала: «Я договорилась со своими господами, что они отпустят меня на свободу за девять окий. Теперь я должна каждый год выплачивать им по одной окии. Помоги же мне!» Она сказала: «Если твои господа согласятся, чтобы право на твое наследство перешло от них ко мне, то я выплачу им эту сумму». Барира отправилась к своим господам и поговорила с ними, но они отказались принять такое условие. Когда она вернулась к ‘Аиши, да будет доволен ею всевышний Аллах, около нее сидел Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Она сказала: «Я предложила им принять это условие, но они требуют, чтобы права на мое наследство оставались за ними». Пророк, мир ему и благословение Аллаха, услышал об этом, и тогда ‘Аиша, да будет доволен ею всевышний Аллах, рассказала ему о случившемся. Он сказал: «Выкупи ее и закрепи за собой право на ее наследство, ибо право на наследство закрепляется за тем, кто освобождает раба». ‘Аиша, да будет доволен ею всевышний Аллах, выполнила волю Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, после чего он обратился к людям с проповедью, возвеличил и восславил Аллаха, а затем сказал: «Итак… Почему некоторые люди ставят условия, которых нет в писании великого и могучего Аллаха? Любое условие, которого нет в писании Аллаха, является ложным и недействительным! Даже если таких условий будет сто, предписание Аллаха все равно будет более правильным, а условие Аллаха – более важным. Посему знайте, что права на наследство закрепляются за тем, кто освобождает раба». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, причем в версии последнего говорится: «Перекупи ее, а затем освободи и закрепи за собой право на ее наследство».

778. Передают, что Ибн ‘Умар, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что ‘Умар запретил продавать рабынь, у которых родились дети от их хозяев. Он сказал: «Их нельзя продавать, их нельзя дарить, их нельзя наследовать. Хозяева могут пользоваться ими, пока они живы, а после их смерти, они обретают свободу». Этот хадис передали аль-Бейхаки и Малик, причем последний сообщил, что некоторые рассказчики приписывали эти слова Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, что является заблуждением.

779. Передают, что Джабир, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал: «При жизни Пророка, мир ему и благословение Аллаха, мы продавали рабынь, у которых родились дети от их хозяев, и он не порицал нас за это». Этот хадис передали ан-Насаи, Ибн Маджа и ад-Даракутни, а Ибн Хиббан назвал его достоверным.

780. Передают, что Джабир ибн ‘Абдуллах, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, запретил продавать излишки воды. Этот хадис передал Муслим, и в одной из версий хадиса говорится, что также запрещается брать плату за покрытие верблюдицы самцом.

781. Передают, что Ибн ‘Умар, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, запретил продавать семя самца. Этот хадис передал аль-Бухари.

782. Передают, что Ибн ‘Умар, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, также рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, запретил продавать плод, находящийся в утробе самки. Таким образом поступали язычники в доисламские времена невежества. Мужчина покупал верблюда на условиях, что одна верблюдица родит другую верблюдицу, которая в свою очередь также родит верблюженка. Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, и текст хадиса принадлежит аль-Бухари.

783. Передают, что Ибн ‘Умар, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, запретил продавать или дарить права на наследство освобожденных рабов. Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

784. Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, запретил торговые сделки, заключаемые посредством бросания камешков, а также неопределенные сделки. Этот хадис передал Муслим.

785. Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им всевышний Аллах, также рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто купил продукты питания, тот не должен продавать их до тех пор, пока не взвесит». Этот хадис передал Муслим.

786. Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им всевышний Аллах, также рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, запретил заключать две сделки в одной. Этот хадис передали Ахмад и ан-Насаи, а ат-Тирмизи и Ибн Хиббан назвали его достоверным.

А в версии Абу Давуда говорится: «Кто заключил две сделки в одной, тот должен довольствоваться низкой ценой, дабы не совершить лихоимство».

787. Передают, что ‘Амр ибн Шу‘ейб рассказывал со слов своего отца и деда, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Запрещается связывать долговое обязательство с торговой сделкой, ставить два условия в одной сделке, получать прибыль с того, чем ты не владеешь, и продавать то, чего у тебя нет». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа, причем ат-Тирмизи, Ибн Хузейма и аль-Хаким назвали его достоверным.

Последний также передал хадис о том, что Абу Ханифа слышал от ‘Амра ибн Шу‘ейба, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, запретил торговую сделку с условием. Этот хадис приводится в книге «‘Улум аль-Хадис». Его же передал ат-Табарани в сборнике «аль-Аусат», однако мусульманские богословы назвали хадис малоизвестным.

788. Передают, что ‘Амр ибн Шу‘ейб рассказывал со слов своего отца и деда, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, запретил вносить задаток при заключении торговых сделок. Этот хадис передал Малик.

789. Передают, что Ибн ‘Умар, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал: «Однажды я купил на базаре масло. Стоило нам окончательно договориться о сделке, как ко мне подошел мужчина и предложил продать ему масло на очень выгодных условиях. Я уже собирался пожать ему руку, и в это время кто-то схватил меня сзади за руку. Я повернулся и увидел Зейда ибн Сабита, да будет доволен им всевышний Аллах. Он сказал: “Не продавай его там, где ты только что купил его, пока не донесешь до своего дома, потому что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, запретил торговцам продавать товар там, где он был куплен, до тех пор, пока они не донесут его до своих владений”». Этот хадис передали Ахмад и Абу Давуд, и текст хадиса принадлежит последнему. Ибн Хиббан и аль-Хаким назвали его достоверным.

790. Передают, что Ибн ‘Умар, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, также рассказывал о том. что однажды он сказал: «О Посланник Аллаха, я продаю верблюдов в местечке аль-Баки‘. Иногда я продаю их за динары, но с покупателей беру дирхемы, а иногда я продаю их за дирхемы, но с покупателей беру динары. Я беру одни монеты вместо других и отдаю одни монеты вместо других». Тогда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Нет ничего страшного в том, что ты обмениваешь монеты по текущему курсу при условии, что вы не расстаетесь до тех пор, пока окончательно не расплатитесь». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа, и аль-Хаким назвал хадис достоверным.

791. Передают, что Ибн ‘Умар, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, также рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, запретил мошенничество с целью набить цену. Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

792. Передают, что Джабир ибн ‘Абдуллах, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, запретил обменивать несобранный урожай зерна и фруктов на уже собранный, нанимать крестьян за часть урожая с определенного участка поля и заключать сделки с неопределенными оговорками, потому что любые оговорки должны быть предельно ясны. Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи и ан-Насаи, причем ат-Тирмизи назвал его достоверным.

793. Передают, что Анас, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, запретил обменивать несобранный урожай зерна на уже собранный, продавать неспелый урожай, покупать товар вслепую после первого прикосновения, обмениваться товаром вслепую и обменивать несобранный урожай фруктов на уже собранный. Этот хадис передал аль-Бухари.

794. Передают, что Тавус рассказывал со слов Ибн ‘Аббаса, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не встречайте караваны за городом, и пусть горожанин не продает за бедуина». Тавус спросил у Ибн ‘Аббаса, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом: «Что означает, что горожанин не должен продавать за бедуина?» Он ответил: «Он не должен выступать в качестве комиссионера». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, и текст хадиса принадлежит аль-Бухари.

795. Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не встречайте караваны за городом. Если же хозяина товара встретят за городом, и он продаст часть товара, то по приезду на рынок он имеет право расторгнуть сделку». Этот хадис передал Муслим.

796. Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им всевышний Аллах, также рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, запретил горожанину продавать товар за бедуина, мошенничать для того, чтобы набить цену, перебивать сделку своего брата и свататься к невесте своего брата, а также запретил женщине просить мужчину развестись с ее сестрой для того, чтобы лишить ее того, что она имеет. Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, причем в версии последнего также говорится, что мусульманин не должен назначать высокую цену для того, чтобы перебить сделку своего брата.

797. Передают, что Абу Айуб аль-Ансари, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что слышал, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто разлучит мать с ее ребенком, того Аллах разлучит с его возлюбленными в день воскресения». Этот хадис передал Ахмад, а ат-Тирмизи и аль-Хаким назвали его достоверным. И хотя у цепочки рассказчиков хадиса есть недостатки, он усиливается другим похожим хадисом.

798. Передают, что ‘Али ибн Абу Талиб, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, велел мне продать двух юных рабов, которые были братьями. Я продал их двум разным хозяевам и рассказал об этом Пророку, мир ему и благословение Аллаха, но он сказал: “Разыщи их и верни, и не продавай их по одному”». Этот хадис передал Ахмад, и рассказчики хадиса заслуживают доверия. Ибн Хузейма, Ибн аль-Джаруд, Ибн Хиббан, аль-Хаким, ат-Табарани и Ибн Каттан назвали его достоверным.

799. Передают, что Анас ибн Малик, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что во времена Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, цены на товары в Медине повысились, и тогда люди сказали: «О Посланник Аллаха, цены на товары повысились. Установи же для нас твердые цены». Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Воистину, цены на товары устанавливает Аллах. Он дарует одним скудный удел, а другим – несметные богатства. Он дарует своим рабам пропитание. Я хочу, чтобы в тот день, когда я предстану перед всевышним Аллахом, ни один из вас не мог упрекнуть меня в том, что я несправедливо посягнул на его кровь или имущество». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи и Ибн Маджа, а Ибн Хиббан назвал его достоверным.

800. Передают, что Ма‘мар ибн ‘Абдуллах, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Только грешник придерживает товар до подорожания». Этот хадис передал Муслим.

801. Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не подвязывайте вымя верблюдицам и овцам, а если кто-нибудь купит их после этого, то он вправе принять любое из двух решений. Если захочет, он может оставить их себе, а если нет, то может вернуть их, отдав один са‘ сухих фиников в придачу». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, причем в версии последнего также говорится: «…то он имеет право расторгнуть сделку в течение трех дней». В одной из его версий также говорится: «…отдав в придачу один са‘ любого зерна, кроме пшеницы». Аль-Бухари передал эту же версию без цепочки рассказчиков и сообщил, что в большинстве версий упоминаются сухие финики.

802. Передают, что Ибн Мас‘уд, да будет доволен им всевышний Аллах, сказал: «Кто купил овцу, у которой было перевязано вымя, а затем решил ее вернуть, то пусть отдаст в придачу один са‘». Этот хадис передал аль-Бухари, а в версии аль-Исма‘или говорится: «…один са‘ сухих фиников».

803. Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что однажды Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, проходил мимо горки зерна. Когда он засунул руку внутрь нее, то почувствовал сырость и сказал: «Эй, хозяин этого зерна! Что это такое?» Он ответил: «Оно попало под дождь, о Посланник Аллаха». Он ответил: «Почему же ты не насыпал сырое зерно сверху, чтобы люди могли сразу увидеть это? Тот, кто мошенничает, не имеет ко мне никакого отношения». Этот хадис передал Муслим.

804. Передают, что ‘Абдуллах ибн Бурейда, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал со слов своего отца, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто придерживает виноград во время сбора урожая для того, чтобы потом продать его виноделам, тот сознательно стремглав бросается в ад». Этот хадис передал ат-Табарани в сборнике «аль-Аусат» с хорошей цепочкой рассказчиков.

805. Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею всевышний Аллах, рассказывала, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Прибыль достается тому, кто несет ответственность». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа, но аль-Бухари и Абу Давуд назвали его слабым.Тем не менее ат-Тирмизи, Ибн Хузейма, Ибн аль-Джаруд, Ибн Хиббан, аль-Хаким и Ибн Каттан назвали его достоверным.

806-807. Передают, что ‘Урва аль-Барики, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал о том, что однажды Пророк, мир ему и благословение Аллаха, дал ему динар для того, чтобы он купил жертвенное животное или козу. Он купил две козы, после чего продал одну из них за динар. Затем он привел к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, козу и вернул ему динар. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, попросил Аллаха благословить его, после чего ‘Урва говорил, что даже если бы он торговал земляным грунтом, то все равно имел бы на этом прибыль. Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи и Ибн Маджа. Аль-Бухари не передал этот хадис, но передал его суть в другом длинном хадисе. Ат-Тирмизи также передал похожий хадис со слов Хакима ибн Хизама, да будет доволен им всевышний Аллах.

808. Передают, что Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, запретил покупать детенышей скотины, которые находятся в утробах своих матерей и еще не появились на свет; покупать молоко, которое еще находится в вымени; покупать рабов, которые находятся в бегах; покупать военные трофеи, которые еще не поделены между воинами; покупать пожертвованное имущество, которое еще не перешло в руки того, кому оно предназначается; и покупать будущую находку ныряльщика. Этот хадис передали Ибн Маджа, аль-Баззар и ад-Даракутни со слабой цепочкой рассказчиков.

809. Передают, что Абу Мас‘уд, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не покупайте рыбу в море, потому что в такой сделке есть неопределенность». Этот хадис передал Ахмад, и он же сообщил, что эти слова принадлежат самому Абу Мас‘уду, да будет доволен им всевышний Аллах.

810. Передают, что Ибн ‘Аббас, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, запретил продавать фрукты, которые еще не поспели, шерсть, которая еще находится на спине скотины, и молоко, которое еще находится в вымени. Этот хадис передали ад-Даракутни и ат-Табарани в сборнике «аль-Аусат». Абу Давуд передал этот хадис со слов ‘Икримы, да будет доволен им всевышний Аллах, в сборнике «аль-Марасиль». Он же передал его с сильной цепочкой рассказчиков со слов Ибн ‘Аббаса, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, и назвал хадис прерванным. С этим же согласился аль-Бейхаки.

811. Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, запретил продавать детенышей скотины, которые еще находятся в утробах своих матерей, и сперму, которая еще находится в теле самцов. Этот хадис передал аль-Баззар со слабой цепочкой рассказчиков.

812. Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им всевышний Аллах, также рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто примет обратно товар, который он продал мусульманину, тому Аллах простит его прегрешение». Этот хадис передали Абу Давуд и Ибн Маджа, а Ибн Хиббан и аль-Хаким назвали его достоверным.

Глава 2

Право на разрыв сделки

813. Передают, что Ибн ‘Умар, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если двое людей заключают торговую сделку, то каждый из них имеет право расторгнуть ее до тех пор, пока они не разошлись и находятся вместе. Если один из них предлагает другому условия, и он соглашается на них, после чего они заключают сделку на этих условиях, то сделка считается заключенной. Если они расходятся после заключения сделки, и ни один из них не пытается ее расторгнуть, то сделка также считается заключенной». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, и текст хадиса принадлежит последнему.

814. Передают, что ‘Амр ибн Шу‘ейб рассказывал со слов своего отца и деда, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Продавец и покупатель имеют право расторгнуть сделку до тех пор, пока они не разошлись, если только право на расторжение сделки не оговорено при ее заключении. При этом ни одна сторона не имеет права уйти поскорее, опасаясь расторжения сделки». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи, ад-Даракутни, Ибн Хузейма и Ибн аль-Джаруд, причем в одной из версий хадиса говорится: «…пока они не сдвинулись со своих мест».

815. Передают, что Ибн ‘Умар, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что однажды какой-то мужчина поведал Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, о том, что его часто обманывают во время торговых сделок. Тогда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда заключаешь сделку, то говори: “В нашей сделке не должно быть мошенничества”». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

Глава 3

Лихоимство

816-817. Передают, что Джабир, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, проклял тех, кто пожирает лихву, выплачивает лихву, записывает договор о выплате лихвы и присутствует при этом в качестве свидетеля. При этом он сказал: «Все они суть одно!» Этот хадис передал Муслим, а аль-Бухари передал похожий хадис со слов Абу Джухейфы.

818. Передают, что ‘Абдуллах ибн Мас‘уд, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «У лихоимства есть семьдесят три формы, самая легкая из которых подобна кровосмешению человека с собственной матерью. А самым тяжким лихоимством является покушение на честь мусульманина». Этот хадис передал аль-Хаким, и он же назвал его достоверным. Ибн Маджа передал этот хадис в сокращенной форме.

819. Передают, что Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Обменивайте один вес золота только на такой же вес золота и не обменивайте меньший вес на больший. И обменивайте один вес серебра только на такой же вес серебра и не обменивайте меньший вес на больший. А также не обменивайте отсутствующий товар на имеющийся в наличии». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

820. Передают, что ‘Убада ибн ас-Самит, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Обменивайте золото на золото, серебро на серебро, пшеницу на пшеницу, ячмень на ячмень, финики на финики, соль на соль и все подобные друг другу товары в равном количестве из рук в руки. Если же ваши товары различаются, то обменивайте их, как вам угодно, но только из рук в руки». Этот хадис передал Муслим.

821. Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Обменивайте золото на золото только в равном количестве и серебро на серебро только в равном количество. Если же кто-нибудь набавит или потребует надбавки, то это будет лихвой». Этот хадис передал Муслим.

822-823. Передают, что Абу Са‘ид аль-Худри и Абу Хурейра, да будет доволен ими всевышний Аллах, рассказывали, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, назначил одного из сподвижников наместником Хейбара. Однажды он привез ему лучший из сортов сухих фиников, и Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. спросил: «Все ли финики Хейбара такого качества?» Он ответил: «Нет, о Посланник Аллаха! Клянусь Аллахом, мы меняем один са‘ этих фиников на два и даже на три са‘ фиников других сортов». Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не поступай таким образом! Продай остальные сорта фиников за дирхемы, а затем купи на эти дирхемы финики наивысшего сорта». А затем он сказал, что то же самое относится к товарам, которые продаются на вес. Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

824. Передают, что Джабир ибн ‘Абдуллах, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, запретил обменивать горку сухих фиников, вес которых не определен, на определенное количество сухих фиников. Этот хадис передал Муслим.

825. Передают, что Ма‘мар ибн ‘Абдуллах, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал: «Я слышал, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Обменивайте одинаковые продукты питания только в равном количестве”. А в то время наша еда состояла из ячменя». Этот хадис передал Муслим.

826. Передают, что Фадала ибн ‘Убейд, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал: «В день битвы за Хейбар я купил за двенадцать динаров золотое ожерелье с драгоценным камнем. Когда я оценил его составляющие в отдельности, то увидел, что оно стоит дороже двенадцати динаров. Когда же я сообщил об этом Пророку, мир ему и благословение Аллаха, он сказал: “Его нельзя продавать, не оценив все составляющие в отдельности”». Этот хадис передал Муслим.

827. Передают, что Самура ибн Джундуб, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, запретил обменивать одно животное на другое в кредит. Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа, причем ат-Тирмизи и Ибн аль-Джаруд назвали его достоверным.

828. Передают, что Ибн ‘Умар, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что слышал, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если вы станете продавать товар в кредит и выкупать его обратно за меньшую плату, держаться за коровьи хвосты, довольствоваться земледелием и перестанете сражаться на пути Аллаха, то Аллах обречет вас на унижения до тех пор, пока вы не вернетесь к своей религии». Этот хадис передал Абу Давуд со слов Нафи‘а ибн Сирджиса, однако цепочка его рассказчиков слабая. Ахмад передал похожий хадис Ибн ‘Умара, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, со слов ‘Ата ибн Абу Муслима, и рассказчики хадиса заслуживают доверия, а Ибн Каттан даже назвал его достоверным.

829. Передают, что Абу Умама, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если человек заступился за своего брата и принял подарок, который тот преподнес ему в знак благодарности, то он вошел в одну из величайших дверей лихоимства». Этот хадис передали Ахмад и Абу Давуд, однако у цепочки его рассказчиков есть недостатки.

830. Передают, что ‘Абдуллах ибн ‘Амр ибн аль-‘Ас, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, проклял того, кто предлагает взятку, и того, кто берет взятку. Этот хадис передали Абу Давуд и ат-Тирмизи, и последний назвал его достоверным.

831. Передают, что ‘Абдуллах ибн ‘Амр ибн аль-‘Ас, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал: «Пророк, мир ему и благословение Аллаха, приказал мне снарядить армию, но верблюдов оказалось недостаточно, и тогда он велел приобрести верблюдов в кредит при условии, что расплатится за них молодыми верблюдами, которых пригонят в качестве закята. Я приобретал каждого верблюда за двух верблюдов из закята в кредит». Этот хадис передали аль-Хаким и аль-Бейхаки, и рассказчики хадиса заслуживают доверия.

832. Передают, что Ибн ‘Умар, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, запретил обменивать несобранный урожай фиников в саду на определенную меру сухих фиников, несобранный урожай винограда – на определенную меру изюма, и несобранный урожай зерна на определенную меру зерна. Он запретил все подобные торговые сделки. Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

833. Передают, что Са‘д ибн Абу Ваккас, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что слышал, как Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спросили, можно ли обменивать свежие финики на сухие. Он спросил: «Сморщиваются ли финики, когда высыхают?» Люди сказали: «Конечно». Тогда он запретил поступать таким образом. Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа, причем ат-Тирмизи, Ибн аль-Мадини, Ибн Хиббан и аль-Хаким назвали его достоверным.

834. Передают, что Ибн ‘Умар, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, запретил продавать отсроченные долговые обязательства за новые долговые обязательства. Этот хадис передали Исхак и аль-Баззар со слабой цепочкой рассказчиков.

Глава 4

Разрешение на торговлю несобранным урожаем свежих фиников в обмен на сухие, если они выплачиваются в количестве, соответствующем урожаю сухих фиников, а также на торговлю деревьями и фруктами

835. Передают, что Зейд ибн Сабит, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, разрешил обменивать несобранный урожай свежих фиников на сухие в количестве, соответствующем урожаю сухих фиников. Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, причем в версии последнего говорится, что хозяева сада должны брать взамен только сухие финики, даже если они употребляют финики в свежем виде.

836. Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, разрешил обменивать несобранный урожай свежих фиников на сухие в количестве, соответствующем урожаю сухих фиников, но только если их вес не превышает пять васков. Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

837. Передают, что Ибн ‘Умар, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, запретил продавать и покупать неспелые фрукты. Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

В одной из версий хадиса сообщается, что его спросили о том, когда фрукты считаются спелыми, и он сказал: «Когда им уже не страшна порча».

838. Передают, что Анас ибн Малик, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, запретил продавать фрукты до тех пор, пока они не нальются красками. Люди спросили его, когда же они наливаются красками. В ответ он сазал: «Они становятся красными или желтыми». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, и текст хадиса принадлежит аль-Бухари.

839. Передают, что Анас ибн Малик, да будет доволен им всевышний Аллах, также рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, запретил продавать финики до тех пор, пока они не потемнеют, и другие фрукты, пока они не окрепнут. Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи и Ибн Маджа, а Ибн Хиббан и аль-Хаким назвали его достоверным.

840. Передают, что Джабир ибн ‘Абдуллах, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если ты продал своему брату фрукты, после чего они испортились, то ты не имеешь права брать у него что-либо. Почему ты должен несправедливо присваивать имущество своего брата?» Этот хадис передал Муслим, и в одной из версий хадиса сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, приказал возмещать убытки, нанесенные стихийными бедствиями.

841. Передают, что Ибн ‘Умар, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если человек продал пальмовое дерево после опыления, то его плоды принадлежат продавцу, если только покупатель не оговорит это при покупке». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

Глава 5

Аванс, долг и залог

842. Передают, что Ибн ‘Аббас, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал: «Когда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, прибыл в Медину, ее жители оплачивали покупку фруктов за год и даже за два года вперед, и тогда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Кто выплачивает аванс за покупку фруктов, тот должен платить за определенную меру или определенный вес, которые он получит в установленный срок”». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, причем в версии аль-Бухари говорится: «Кто оплачивает покупку товара авансом…»

843-844. Передают, что ‘Абд ар-Рахман ибн Абза и ‘Абдуллах ибн Абу Ауфа, да будет доволен ими всевышний Аллах, рассказывали: «Во времена Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, мы собирали богатую военную добычу, и когда к нам приходили набатеи из Шама, мы выплачивали им аванс за пшеницу, ячмень и изюм, которые они обязались доставить в установленный срок». Люди спросили: «Был ли их урожай уже собран?» Они ответили: «Мы не спрашивали их об этом». Этот хадис передал аль-Бухари, а в одной из версий хадиса также упоминается масло.

845. Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если человек берет чужое имущество, намереваясь вернуть его, то Аллах расплатится за него. Если же он берет чужое имущество, намереваясь погубить его, то всевышний Аллах погубит его самого». Этот хадис передал аль-Бухари.

846. Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею всевышний Аллах, рассказывала о том, что однажды она спросила: «О Посланник Аллаха! Такой-то привез одежды из Шама. Почему бы тебе не послать к нему человека и не купить у него две рубахи в кредит, а когда у тебя будет возможность, ты расплатишься с ним». Он отправил к нему человека, но тот купец отказался. Этот хадис передали аль-Хаким и аль-Бейхаки, и рассказчики хадиса заслуживают доверия.

847. Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если верховое животное отдано в залог, то на нем разрешается ездить верхом, пока оно находится на твоем содержании, и если молочная скотина отдана в залог, то ее молоко можно пить, пока она находится на твоем содержании. Кто ездит верхом и пьет молоко, тот несет ответственность за содержание скота». Этот хадис передал аль-Бухари.

848. Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им всевышний Аллах, также рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Тот, кто внес залог, не теряет его, если не может вернуть долг вовремя. Он может пользоваться им, и он же несет за него ответственность». Этот хадис передали ад-Даракутни и аль-Хаким, и хотя рассказчики хадиса заслуживают доверия, Абу Давуд и некоторые другие богословы назвали его отосланным.

849. Передают, что Абу Рафи‘, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал: «Однажды Пророк, мир ему и благословение Аллаха, позаимствовал у одного человека молодого верблюда. Когда же к нему пригнали верблюдов из закята, он повелел мне вернуть долг тому человеку. Спустя некоторое время я вернулся к нему и сказал: “Я нашел только одного прекрасного верблюда, находящегося на седьмом году жизни”. Тогда он сказал: “Отдай его ему, потому что лучшим из людей является тот, кто возвращает долг самым лучшим образом”». Этот хадис передал Муслим.

850-852. Передают, что ‘Али ибн Абу Талиб, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Любой долг, который приносит выгоду, является лихвой». Этот хадис передал аль-Харис ибн Абу Усама, но в цепочке его рассказчиков есть отсутствующее звено.

Похожий хадис передал аль-Бейхаки со слов Фадалы ибн ‘Убейда, да будет доволен им всевышний Аллах, но цепочка его рассказчиков также слабая. Похожие слова, принадлежащие ‘Абдуллаху ибн Саламу, также передал аль-Бухари, и эти два сообщения усиливают хадис ‘Али ибн Абу Талиба, да будет доволен им всевышний Аллах.

Глава 6

Наши рекомендации