Каким характером должны обладать христиане
Quot;Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, Ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего" (6:9-11).
Намерение Павла - не в том, чтобы перечислить грехи, указывающие на то, что человек теряет свое спасение. Скорее, здесь он перечисляет типы грешников, характерные для неспасенных. Те люди, чья жизнь полностью подчиняется таким грехам, не спасены, - а потому они неправедные, неоправданные. Они Царства Божия не наследуют, потому что они неправы перед Богом. Они вне Царства - вне сферы спасения.
Как эти стихи отнести к верующим, - догадаться нетрудно. "Так почему же, - спрашивает Павел коринфян, - вы продолжаете жить как неспасенные, как неоправданные? Почему же вы продолжаете сползать в колею вашей старой жизни - той жизни, от которой вас спас Христос? Почему вы поступаете согласно старым меркам и нормам поведения, почему вы следуете все тем же эгоистичным, неблагочестивым побуждениям? Вам следует отделиться от путей мира сего, а не следовать им. И, прежде всего, почему со своими бедами вы идете в мирские суды?"
Верующий - это новое творение (2 Кор. 5:17), существо, обладающее новой, сокровенной личностью, созданной по подобию Божьему (2 Пет. 1:4), которой не свойственна больше непробиваемая нечестивость. Но в душе непослушного христианина плоть может верховодить, причем до такой степени, что на вид он не будет отличаться от неверующего.
Список грехов, приведенный в стихах 9-10, - не исчерпывающий, но перечисленные здесь грехи представляют собой главные типы моральных грехов; грехи такого рода всегда являлись признаком благочестивого общества искупленных.
Слово блудники относится к половой безнравственности в целом и к половой безнравственности неженатых в особенности. Писание постоянно осуждает такое поведение. пот грех весьма характерен для нашего современного общества. Его изображают и превозносят в книгах, в журналах, и кинофильмах и по телевидению как норму человеческого поведения. Но блудодеяние в любой форме - это мерзость для Бога, и оно должно быть мерзостью для Его народа. Люди, постоянно предающиеся этому греху и защищающие его, не могут принадлежать Богу, поскольку наследники Царства не предаются блуду и не защищают его. Истинные верующие могут заниматься блудом, но, как бы глубоко они в этом ни погрязли и как бы слабы они ни были, в глубине души они сознают, что это - зло. (См. Рим. 7:15-25, где Павел рассуждает о конфликте между желанием греха и угрызениями совести).
Слово идолослужители относится ко всем, поклоняющимся любым ложным богам и приверженным любой ложной религиозной системе, а не только к тем, кто кланяется идолам. Наше общество никогда еще не было до такой степени завалено многочисленными воззваниями ложных религий и сект, никогда еще не было так влюблено в них, как в наши дни. Никакие верования, никакие проповеди или религиозные ритуалы не кажутся слишком эксцентричными, чтобы не найти себе последователей.
Слово прелюбодеи относится конкретно к женатым, вступающим в половые связи вне брачного союза. Поскольку брак свят, это особо гнусный грех в глазах Божьих. Ветхий Завет требует карать за него смертью. Этот грех не только развращает тех, кто в нем участвует, но и губит семью. Он пятнает уникальные, Богом установленные взаимоотношения между мужем и женой, и он неизбежно причиняет вред их детям. И это, только первые результаты этого греха.
Слова малакии и мужеложники относятся к тем, кто портит нормальные половые отношения между мужчинами и женщинами, подменивая половые роли. К этим грехам относятся трансвестизм, изменения пола, гомосексуализм и другие половые извращения. Человек - уникальное Божье творение, созданное по Его Собственному образу, был сотворен как мужчина и женщина (Быт. 1:27). Господь строго запрещает затушевывать различия между мужчинами и женщинами, а тем более менять половые роли: "На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье; ибо мерзок пред Господом, Богом твоим, всякий делающий сие" (Втор. 22:5). В оригинале этого стиха, по древнееврейски, здесь употреблены термины, указывающие на нечто большее, чем одежда: здесь имеется в виду более широкое понятие, включающее в себя любой инструмент, утварь или прибор.
Гомосексуализм осуждается на протяжении всего Писания. Этот грех был типичен для Содома, термин "содомия" стал синонимом гомосексуализма. Мужчины в Содоме пылали извращенными половыми желаниями, и однажды они окружили дом Лота, требуя, чтобы тот выдал им двух ангелов (пришедших в виде мужчин), - они хотели "познать их" (Быт. 18:4-5). Бог полностью истребил Содом и Гоморру, потому что их грех был "тяжел весьма" (18:20). С тех пор слово "содомия" означает половое извращение, а выражение "Содом и Гоморра" - моральную испорченность. Для верующих эти термины стали означать также и Божью ненависть к моральной испорченности и Божью кару за нее.
К тому времени, когда жил Павел, гомосексуализм был повсеместно распространен - и в Греции, и в Риме. В своем комментарии к этому отрывку Уильям Беркли сообщает, что Сократ был гомосексуалистом, и Платон, вероятно, тоже. Диалог Платона "Пир" - это трактат, прославляющий гомосексуализм. Нерон, который правил примерно в то же время, когда Павел писал это послание к коринфянам, имел мальчика по имени Спорис, которого кастрировали для того, чтобы он мог стать "женой" императора, в добавление к его естественной жене. После того, как Нерон умер, мальчика передали одному из наследников императора, Ото, для употребления с той же самой целью.
Смешение половых ролей, как и прелюбодеяние, - особое зло, потому что оно губительно сказывается на семейных отношениях. Оно портит библейский замысел о семье, библейские нормы авторитета и подчинения внутри семьи, и тем самым тормозит передачу благочестия от одного поколения к другому Самые нечестивые общества в человеческой истории были поражены этим недугом - извращением половых ролей, несомненно, потому, что сатана так упорно старается погубить семью. Церкви, которые во имя любви защищают гомосексуализм и смотрят сквозь пальцы на служителей-гомосексуалистов, на их "браки" и общины, не только извращают Божьи нормы морали, но и подбивают ко греху других членов своих общин. Поощрение греха никакого отношения к любви не имеет. Воистину любить их - не значит делать то, что им угодно, а значит делать то, что угодно Богу. "Что мы любим детей Божиих, узнаем из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его" (1 Иоан. 5:2-3). Примирение с грехом никогда не может быть делом любви - ни любви к Богу, ни любви к тем, с чьими грехами мы примиряемся.
Слова воры и лихоимцы описывают один и тот же, лежащий в основе, грех - грех жадности. Жадный желает того, что принадлежит другим, а вор действительно берет Жадность - это проявление эгоизма, и, как всякий эгоизм, она никогда не может насытиться. Жадному надо все больше и больше. В наши дни трудно найти человека, - даже среди христиан, - который удовлетворялся бы своими доходами и владениями. Но жадность - не то, чем отличаются наследники Царства. В христианской жизни жадности места нет.
Слово пьяница в дополнительных объяснениях не нуждается. Подобно другим грехам, перечисленным здесь, почти всегда этот грех ведет к серьезным бедам, когда Божье имя и Слово подвергаются презрению и насмешкам. В наши дни алкоголизм распространился даже среди школьников. Становится все больше алкоголиков среди детей в возрасте до десяти лет и подростков, как и среди старших. Тот вред, который алкоголь наносит и отдельным людям, и их семьям, измерить невозможно.
Злоречивые - это те, кто губят людей длинными языками. Эти люди ранят словами. Бог не считает их грех второстепенным, потому что он исходит из сердец, полных ненависти, и причиняет боль тем, на кого злоречивые нападают, губит их и доводит до отчаяния.
Хищники - это те, которые воруют окольными путями. Они нечестивыми уловками отбирают у других преимущества ради собственной выгоды. Вымогатели, растратчики, мошенники, получающие деньги обманным путем, внушая доверие своим жертвам, посредники, продающие испорченные товары или предлагающие несуществующие службы, лица, помещающие фальшивые объявления, как и хищники других родов и оттенков в наши дни распространены так же, как и во времена Павла.
И такими были некоторые из вас, - продолжает Павел. В коринфской церкви, как и в сегодняшних церквах, были бывшие блудники, бывшие прелюбодеи, бывшие воры и так далее. Хотя многие христиане и не грешили теми конкретными грехами, которые перечислены в этом отрывке, каждый христианин до спасения грешил. Каждый христианин -бывший грешник. Христос и пришел для того, чтобы спасти грешников (Матф. 9:13). В этом - великая истина христианства: нет грешника слишком закоренелого, слишком долго предающегося греху, чтобы он не мог быть спасен. "А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать" (Рим. 5:20). Но некоторые, прекратив быть грешниками на некоторое время, вновь вернулись к своим прежним привычкам.
Павел трижды использует слово но - ("алла" - самый сильный в греческом языке противительный союз), чтобы подчеркнуть контраст между христианской жизнью и жизнью мирской, которую он только что описывал. Но омылись, но освятились, но оправдались. Безразлично, на какой ступени они находились до того, как были спасены. Бог может спасти грешника от любого греха и от всех греков, вместе взятых. Но совсем не безразлично, каким стал верующий после спасения. Он должен жить жизнью, соответствующей его очищению, его освящению и оправданию. Его христианская жизнь должна быть чиста, свята и праведна. Новая жизнь во Христе приводит к новому образу жизни и требует нового образа жизни.
Слово омылись говорит о новой жизни, о возрождении. Иисус "спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом" (Тит. 3:5). "Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое" (2 Кор. 5:17). "Ибо мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе" (Еф. 2:10). Когда человек омыт Христом, он рождается заново (Иоан. 3:3-8).
Освятились - это слово говорит о новом поведении. Быть освященным - значит, что тебя внутренне сделали святым и ты способен силою Святого Духа, жить и внешне праведной жизнью. Пока человек не спасен, он не имеет святой природы и не имеет способности вести святую жизнь. Но во Христе нам дана новая природа, и мы теперь можем вести новый образ жизни. Абсолютное преобладание греха разбито и замещено жизнью святости. Своими плотскими склонностями и грехами коринфяне мешали этой Божьей работе.
Оправдались - это слово говорит о новом положении верующих перед Богом. Во Христе мы одеты в Его праведность, и теперь Бог видит в нас праведность Своего Сына, -вместо наших грехов. Христова праведность теперь зачисляется на наш счет (Рим. 4: 22-25). Мы объявлены и мы сделаны праведными, святыми, невинными, не имеющими вины, потому что Бог оправдывает "верующего в Иисуса" (Рим. 3:26).
Коринфские верующие пережили преображение именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего. Божье имя символизирует Его волю, Его силу и Его преображающее воздействие. Готовность Христа покориться воле Отца, Его смерть на кресте ради нас и Его воскресение из мертвых, - все но обеспечило наше омовение, освящение и оправдание.
Плодом жизни, преображенной изнутри, должен быть преображенный образ жизни. Павел очень строго говорит о неприемлемости для верующих такого поведения, которое свойственно неспасенным и находящимся вне царства. Некоторые из коринфских верующих вели себя, как вели они себя в прошлом, до искупления. Не для этого спас их Христос! Он спас их от этого.
Глава 15. Христианская свобода и вольность половой жизни (6:12-20)
Quot;Все мне позволительно, но не все полезно, все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною. Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и. Господь для тела Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею. Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: "два будут одна плоть". А соединяющийся с Господом есть один дух (с Господом). Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии" (6:12-20).
Свобода во Христе - это истина, которую Павел никогда не уставал подчеркивать. "Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства... К свободе призваны вы, братия" (Гал. 5:1, 13). Он постоянно радовался освобождению "в свободу славы детей Божиих" (Рим. 8:21). Верующие находятся "не под законом, но под благодатью" (Рим. 6:14). Мы спасены не своими делами, и продолжаем оставаться спасенными не благодаря делам: "Ибо благодатью вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: Не от дел". Умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить (Богу) в обновлении духа, а не по ветхой букве" (Рим. 2:6).
Одна только Божья благодать спасает, и только благодаря ей одной мы остаемся спасенными. Христиане оправданы, они остаются праведными и святыми в глазах Божиих (Рим. 4:22-25). Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их (Тим. 8:33). Христианин не может совершить ни одного такого греха, который не был бы уже покрыт Божьей благодатью. Ни одно обвинение, выдвинутое против верующего, не устоят. Бог - это высший Судия, и Он объявил, что верующие праведны. Выше аппелировать некуда. Это решает дело.
Коринфской церкви много раз приходилось слышать эту истину, пока среди них находился Павел, и они использовали ее как теологическое оправдание греха. Они пренебрегли предостережением: "только бы свобода (ваша) не была поводом к угождению плоти" (Гал. 5:13), которое, конечно, слышали от Павла. Когда Павел говорил о христианской свободе, речь всегда шла о свободе от дел праведности - то есть от необходимости заслужить себе спасение самому, добрыми делами, - будь то по закону Моисея, по фарисейским традициям или по любым иным установлениям. Коринфяне извратили эту истину, чтобы оправдать свои грехи. При этом они, возможно, прибегали к тому же аргументу, который предвидел Павел, объясняя учение о благодати римским верующим: "Что же скажем? оставаться ли нам во грехе, чтобы умножилась благодать?" (Рим. 6:1). Они притворялись, что у них есть теологическое оправдание, для того, чтобы жить, как им было угодно.
Может быть, у них и был философский аргумент, которым они оправдывали свой грех; и, скорее всего тот, что подразумевается в 6:13: "Пища для чрева, и чрево для пищи". Большая часть греческой философии рассматривала все физическое, в том числе и человеческое тело, как нечто, в основе своей плохое, а потому и не имеющее никакой ценности. Что было сделано с телом или что было причинено телу - это не имело значения. Пища была пищей, живот -животом, а секс - сексом. Половая жизнь для них была такой же физиологической функцией, как и еда, и должна была употребляться, как употреблялась пища: для утоления аппетита.
Как и многие в наши дни, коринфские христиане рационально объясняли, почему у них такой грешный образ мыс-лей и такие грешные привычки. На это у них ума хватало: подыскивать аргументы, кажущиеся хорошими, для плохих дел. Кроме того, общество, в котором они жили, было отъявленно безнравственным: в этом обществе царили такие обычаи, вроде храмовой проституции, которые фактически прославляли внебрачные половые отношения. Иметь сексуальные отношения с проституткой в Коринфе было столь обычным делом, что для такого поведения было даже особое название: "коринфничать". Многие верующие прежде вели такой безнравственный образ жизни, и для них порвать с их прежними привычками было трудно, а скатиться к ним снова - легко. Так же, как им было трудно отказаться от своей любви к человеческой мудрости, от своей секулярности, гордости, духа разъединения и от привычки подавать друг на друга в суд, им было трудно отказаться и от безнравственности в половой жизни.
В 6:12-20 Павел показывает три негативные стороны греха в половой жизни: во-первых, такой грех вреден для любого, участвующего в нем; во-вторых, он приобретает власть над теми, кто позволяет себе удовольствие заниматься таким грехом, и в-третьих, он извращает намерения, которые имеет Бог относительно тела.
Грех половой жизни вреден
"Все мне позволительно, но не все полезно" (6:12а)
Утверждение "все мне позволительно" было, может быть, распространенной в коринфском либеральном обществе поговоркой. Павел позаимствовал ее - и, заставляя ее показать себя с невыгодной стороны, говорит: "И мне все позволительно, тоже. Каждый грех, который я совершу, мне простится". Но это не значит, что какой-либо грех мог бы быть правильным или хорошим или мог бы привести к чему-либо правильному или хорошему. Грех никогда не может быть ценным или приносящим пользу. Слово "полезно" ("сумферо") означает - приносить благо. В том смысле, что верующие свободны и больше не находятся под властью закона - никоим образом - все им позволительно. Но расплата за совершение некоторых поступков ужасно высока, последствия некоторых поступков чрезвычайно неполезны. Грех никогда не приносит выигрыша, а проигрыш он приносит всегда.
Тот конкретный вид греха, который имеет в виду здесь Павел, это - грех в половой жизни. Ни один другой грех не имеет в себе столько хитро спрятанных ловушек, не обладает такой разрушительной силой. Этот грех разбил больше браков, погубил больше семей, вызвал больше болезней и сердечной боли и испортил больше жизней как алкоголь и наркотики, вместе взятые. Этот грех ведет к тому, что люди начинают лгать, воровать, мошенничать, убивать, клеветать, сплетничать, становятся ожесточенными, полными ненависти и непрощения.
Нигде не говорится об опасностях этого греха ярче и убедительнее, чем в Притчах. "Мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее" (Прит. 5:3). Истина, лежащая в основе этих стихов, относится к блуднице или к любой женщине, которая пытается соблазнить мужчину. Она относится также и к мужчине, который пытается соблазнить женщину. Суть в том, что половое обольщение крайне соблазнительно и обладает могучей силой. Кажется, что это - что-то милое, приятное и хорошее. Оно не обещает ничего, кроме наслаждения и удовлетворения. Но его последствия "горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый. Ноги ее (чужой жены) нисходят к смерти, стопы ее достигают преисподней. Если бы ты захотел постигнуть стезю жизни ее, то пути ее непостижимы, и ты не узнаешь их" (ст. 4-6). Первый признак греха в половой жизни - это обман. Этот грех никогда не дает того, что обещает. Предлагает он большое удовлетворение, но приносит большое разочарование. Он претендует на то, что он-то и дает чувство настоящей жизни, но на самом деле он - путь к смерти. Незаконные половые отношения всегда - "непостижимы". Участвующих и этих отношениях не связывает ничто, кроме временного и безличного удовлетворения физических импульсов. Это -непрочный цемент. Другая трагедия, которую приносит этот грех, в том, что часто люди, состоящие в незаконных половых отношениях, "не знают", что эти отношения не-стабильны, не сознают, - и, возможно, в течение долгого времени, что их отношения не могут не угаснуть однажды.
Так они все глубже и глубже увязают в болоте этих обреченных взаимоотношений, и, чем дольше они остаются в этой западне, тем губительнее и мучительнее оказывается конец этих отношений.
Однако те, кто считает всякий секс в основе своей явлением негативным, так же далеки, от истины, как и те, кто считает, что всякий секс в основе своей явление положительное и позволительное. Бог не против секса. Он Сам создал его и благословил. Когда половая жизнь протекает исключительно в рамках брака, как и задумал Господь, она прекрасна, она обладает утоляющим и стабилизирующим воздействием. "Источник твой да будет благословен - говорит Писание, - и утешайся женою юности твоей... любовью ее услаждающейся постоянно" (5:18-19).
Как же избегнуть половых связей вне брака? Совет Библии прост: не приближайся к тем лицам и к тем местам, которые могли бы вовлечь тебя в беду. "Держи дальше от нее путь. твой, и не подходи близко к двери дома ее" (Прит. 5:8). Когда жена Потифара ежедневно соблазняла Иосифа, он отказался не только "спать с нею", но и "быть с нею" (Быт. 39:10). Когда она попыталась принудить его к прелюбодеянию и сорвала с него одежду, он "оставив одежду свою в руках ее, побежал, и выбежал вон" (ст. 12). Для объяснений и споров было не время - пора было бежать. Когда мы невольно. оказываемся в подобной ситуации, единственное разумное, что мы можем сделать - это выбраться из нее как можно скорее. В страсти нет ничего рационального или разумного, и ситуаций, опасных в половом отношении, надо избегать, а не рассуждать о них.
Незаконные половые отношения приводят к потере здоровья, к потере владений, к потере чести и уважения. Это не значит, что каждый, замешанный в такие отношения, непременно терпит все эти убытки, но это лишения, ожидающие тех, кто упорствует в этом грехе. Злоупотребляющему сексом придется обнаружить, что он здоровье свое отдал "другим", и лета свои - "мучителю", что "насыщались силою" его "чужие", и что он будет "стонать" "после, когда плоть (его) и тело (его) будут истощены" (Прит. 5:9-11). "Краденые воды" половых отношений вне брака "сладки, и утаенный хлеб приятен", но "мертвецы там" (Прит. 9:17-18). Грех в половой жизни - это ситуация, в которой не может быть выигрыша. Он никогда не приносит пользы и всегда приносит вред.
Бог смотрит на половую безнравственность чрезвычайно серьезно. Из-за этого греха в Израиле "в один день погибло... двадцать три тысячи" (1 Кор. 10:8). Давид был человеком по сердцу Бога, через него Бог руководил Израилем и даже писал Писание. Но, согрешив, Давид не был освобожден от последствий своего греха. Он совершил прелюбодеяние с Вирсавией, и она забеременела. Тогда Давид подстроил, чтобы ее муж был убит в бою, и взял Вирсавию себе в жены. "И было это дело, которое сделал Давид, зло в очах Господа" (2 Цар. 11:27). Устами Своего пророка Нафана Бог сказал Давиду: "Итак, не отступит меч от дома твоего вовеки, ... вот, Я воздвигну на тебя зло из дома твоего", и "умрет родившийся у тебя сын" (12:10-11, 14). Давид платил за этот грех почти каждый день своей жизни. Несколько его сыновей были мятежниками,, мстили и завидовали, и в основном его семейная жизнь была трагической бойней.
Давид покаялся и был прощен. "Господь снял с тебя грех твой", - сказал ему пророк (2 Цар. 12:13), но Господь не снял с него последствий греха. После этого события царь Давид написал Псалом 50, полный благодарности, но также и глубокого раскаяния, мучительных угрызений совести. Он испытал чудесное и великодушное прощение Божье, но он также и сумел разглядеть ужас своего греха. "Тебе единому согрешил я, и лукавое пред очами Твоими сделал" (ст. 6). Божья благодать свободна изливаться на любого, но цена греха велика.