II. 3. Хвала и мольба об исполнении желаний, обращенная ко Льву Речи, Манджушри
Обладая сердцем великого героя, извечного защитника живых существ, ты объял вселенную своим несравненным поведением. Отец победоносных, ты являешь себя их сыном. О Лев Речи, даруй мне безупречный разум.
Сначала ты зародил в себе бодхичитту, превосходное семя [просветления]. Из трех путей [90]его обретения ты выбрал путь пастуха, бодхичитту [бодхисаттв] с высшими способностями. Благодаря такому отношению ты, отсрочив собственное просветление, защищаешь своим состраданием существ, покуда они живут. Когда ты пребываешь на этом пути, сила твоего ума, великая, как сила несравненного героя, наполняет вселенную океаном наилучшего поведения, такого как десять парамит [91], и никакой другой бодхисаттва [92] даже отчасти не может сравниться с тобой. В результате [этого пути] ты являешь себя отцом всех победоносных, потому что был полностью пробужден с самого начала. Тем не менее, ныне ты предстаешь как юный сын победоносных, который без устали и уныния трудится на благо других, пока не исчерпается круговорот бытия.
О Манджушри, Лев Речи, даруй мне и всем, кто слушает учение или учит ему, совершенную память и разум, незапятнанный привязанностью и препятствиями [93].
В этой хвале кратко упоминается суть парамит Махаяны.
II. 4. Поклонение своему учителю и линии преемственности
Ты взращиваешь семя — природу всех существ, — одаряя учениями, ведущими их к зрелости и освобождению. Ты побуждаешь других очищать привнесенные загрязнения, используя два пути, и даруешь плод — четыре каи, наделенные великим блаженством. Тебя, мой гуру, и учителей линии передачи почтительно приветствую.
Ты прозреваешь, что основа [для духовного развития] — возможность пробуждения и ясный свет природы ума — присутствует естественным образом, подобно семени, в каждом живом существе. А потому даруешь посвящения, которые приводят существ к духовной зрелости, и даешь наставления, которые их освобождают. Такими способами ты взращиваешь [семя] их освобождения.
Ты помогаешь другим обрести свершения пути благодаря [практике] двух стадий — зарождения и завершения. Вследствие этого они очищают все свои привнесенные загрязнения, воспринимаемые, но лишенные собственного бытия: омрачения клешами, омрачения познаваемым и [омрачения, препятствующие] переносу [94].
Ты даешь другим обрести в нынешней жизни плод — четыре каи [95], наделенные великим блаженством.
Тебя, ваджрный учитель, мой коренной гуру и духовный наставник, проявляющий доброту этими тремя способами, а также учителей линии передачи трех обетов я почтительно приветствую, исполнившись сердечной преданности.
В этом [почтительном приветствии] приведены все стадии пути Ваджраяны.
III. Решимость автора завершить этот труд
В этом разделе две части: 1) главное изложение и 2) дополнительное изложение четырех составляющих [необходимых для написания трактата]: задача и т. д.
III. 1. Главное изложение
Хоть я и скуден разумом, чтобы правильно изложить знание, напишу краткое, ясное, понятное сочинение, дабы те, у кого недостает интереса или знания, чтобы понять тексты, не упустили благой возможности, попав на этот остров сокровищ.
Мне недостает как природной, так и приобретенной мудрости, проистекающей от изучения, размышления и медитации; и у меня нет ни малейшей способности [требующейся для того, чтобы] правильно собрать необъятные знания. Поэтому я недостоин писать это сочинение. Однако люди, испорченные этими временами упадка, прибегают к порочным способам зарабатывать себе на жизнь, используя Три Драгоценности [96] в корыстных целях, и при том не обладают ни знаниями, ни усердием. При виде этого мною овладело благородное намерение принести пользу себе и другим, у которых, как и у меня самого, нет ни достаточно счастливой судьбы, ни силы разума, чтобы понимать даже малые тексты [97], не говоря уже об обширных сутрах Будды.
Вследствие того, что в прошлом мы развили в себе благие склонности, мы попали на этот остров сокровищ, полный драгоценных сутр и тантр. Дабы не упустить ни единую частицу этой счастливой возможности, позволяющей понимать, переживать и постигать, я решился составить краткий пояснительный текст, освещающий широкую тему. Он будет ясным, потому что слова и их значение будет легко понять. Всего в нескольких строфах я всесторонне рассмотрю все области знания.