II. 3. Хвала и мольба об исполнении желаний, обращенная ко Льву Речи, Манджушри

Обладая сердцем великого героя, извечного защитника живых су­ществ, ты объял вселенную своим несравненным поведением. Отец победоносных, ты являешь себя их сыном. О Лев Речи, даруй мне безупречный разум.

Сначала ты зародил в себе бодхичитту, превосходное семя [просветле­ния]. Из трех путей [90]его обретения ты выбрал путь пастуха, бодхичитту [бодхисаттв] с высшими способностями. Благодаря такому отношению ты, отсрочив собственное просветление, защищаешь своим состраданием существ, покуда они живут. Когда ты пребываешь на этом пути, сила твоего ума, великая, как сила несравненного героя, наполняет вселенную океаном наилучшего поведения, такого как десять парамит [91], и никакой другой бодхисаттва [92] даже отчасти не может сравниться с тобой. В ре­зультате [этого пути] ты являешь себя отцом всех победоносных, потому что был полностью пробужден с самого начала. Тем не менее, ныне ты предстаешь как юный сын победоносных, который без устали и уныния трудится на благо других, пока не исчерпается круговорот бытия.

О Манджушри, Лев Речи, даруй мне и всем, кто слушает учение или учит ему, совершенную память и разум, незапятнанный привязанно­стью и препятствиями [93].

В этой хвале кратко упоминается суть парамит Махаяны.

II. 4. Поклонение своему учителю и линии преемственности

Ты взращиваешь семя — природу всех существ, — одаряя учения­ми, ведущими их к зрелости и освобождению. Ты побуждаешь дру­гих очищать привнесенные загрязнения, используя два пути, и да­руешь плод — четыре каи, наделенные великим блаженством. Тебя, мой гуру, и учителей линии передачи почтительно приветствую.

Ты прозреваешь, что основа [для духовного развития] — возможность пробуждения и ясный свет природы ума — присутствует естественным образом, подобно семени, в каждом живом существе. А потому даруешь посвящения, которые приводят существ к духовной зрелости, и даешь наставления, которые их освобождают. Такими способами ты взращива­ешь [семя] их освобождения.

Ты помогаешь другим обрести свершения пути благодаря [практи­ке] двух стадий — зарождения и завершения. Вследствие этого они очищают все свои привнесенные загрязнения, воспринимаемые, но ли­шенные собственного бытия: омрачения клешами, омрачения познавае­мым и [омрачения, препятствующие] переносу [94].

Ты даешь другим обрести в нынешней жизни плод — четыре каи [95], наделенные великим блаженством.

Тебя, ваджрный учитель, мой коренной гуру и духовный наставник, проявляющий доброту этими тремя способами, а также учителей линии передачи трех обетов я почтительно приветствую, исполнившись сердеч­ной преданности.

В этом [почтительном приветствии] приведены все стадии пути Ва­джраяны.

III. Решимость автора завершить этот труд

В этом разделе две части: 1) главное изложение и 2) дополнительное изложение четырех составляющих [необходимых для написания трак­тата]: задача и т. д.

III. 1. Главное изложение

Хоть я и скуден разумом, чтобы правильно изложить знание, напи­шу краткое, ясное, понятное сочинение, дабы те, у кого недостает интереса или знания, чтобы понять тексты, не упустили благой воз­можности, попав на этот остров сокровищ.

Мне недостает как природной, так и приобретенной мудрости, происте­кающей от изучения, размышления и медитации; и у меня нет ни малей­шей способности [требующейся для того, чтобы] правильно собрать необъятные знания. Поэтому я недостоин писать это сочинение. Однако люди, испорченные этими временами упадка, прибегают к порочным способам зарабатывать себе на жизнь, используя Три Драгоценности [96] в корыстных целях, и при том не обладают ни знаниями, ни усердием. При виде этого мною овладело благородное намерение принести пользу себе и другим, у которых, как и у меня самого, нет ни достаточно счаст­ливой судьбы, ни силы разума, чтобы понимать даже малые тексты [97], не говоря уже об обширных сутрах Будды.

Вследствие того, что в прошлом мы развили в себе благие склонно­сти, мы попали на этот остров сокровищ, полный драгоценных сутр и тантр. Дабы не упустить ни единую частицу этой счастливой возмож­ности, позволяющей понимать, переживать и постигать, я решился со­ставить краткий пояснительный текст, освещающий широкую тему. Он будет ясным, потому что слова и их значение будет легко понять. Всего в нескольких строфах я всесторонне рассмотрю все области знания.

Наши рекомендации