IV. Множество истин, связанных как бы в пучок, достигает уровня веры и доводит ее до совершенства.
349. Взглянув на современную веру, невозможно согласиться, что вера, принятая повсюду является собранием истин. Тем более по ней не подумаешь, что человек может внести какой-либо вклад в приобретение себе веры. Однако же вера в своей сущности - это истина, причем истина в своем собственном свете, и поэтому, точно так же, как можно приобрести истину, можно приобрести и веру. Разве есть кто-нибудь, кто не может обратиться к Господу, если хочет? Или не может, если хочет, собрать истины из Слова? Каждая истина в Слове, или взятая из Слова, светится, а истина в свете есть вера. Господь, будучи самим светом, наитствует на каждого; и если человек обладает истинами из Слова, Он делает их светящимися изнутри, чтобы они стали частями веры. Об этом-то и говорит Господь у Иоанна, веля, чтобы пребывали в Нем, и Его слова пребывали в них (Ин 15:7). Господни слова - истины. Однако чтобы было правильно воспринято понятие о том, что множество истин, связанных как бы в пучок, достигает уровня веры и доводит ее до совершенства, необходимо разделить объяснение этого понятия на следующие части:
(i) Истины веры можно умножать до бесконечности.
(ii) Они распределяются в группы, таким образом, как бы в пучки.
(iii) Вера совершенствуется соразмерно их общему объему и взаимосвязанности.
(iv) Как бы ни были многочисленны истины, и какими бы разнообразными они ни представлялись, они сведены в одно Господом, который есть Слово, Бог небес и земли, Бог всякой плоти, Бог виноградника, или церкви, Бог веры, а также сам свет, истина и жизнь вечная.
350. (i) То, что истины веры можно умножать до бесконечности, видно по мудрости ангелов, вечно возрастающей. Ангелы говорят, что не бывает предела мудрости, и единственный источник мудрости - это Божественные истины, упорядоченные аналитически посредством падающего на них света, который исходит от Господа. И у человеческого ума нет иного источника, если это на самом деле ум. Божественная истина может умножаться бесконечно, по той причине, что Господь - сама Божественная истина, то есть, истина в бесконечной степени, и она привлекает всех людей к себе. Но ангелы и люди, будучи конечными, могут ответить этой привлекающей силе только в предписанных им размерах, хотя привлекающая сила постоянно устремлена к бесконечности. Слово Господа - бездонный кладезь истин, источник всей ангельской мудрости. Однако тому, кто ничего не знает о духовном и небесном смыслах Слова, это видно не более, чем вода, налитая в банку.
Каким образом истины веры умножаются до бесконечности, можно видеть в сравнении с семенем человека; в нём каждое семя отдельно может плодить целые семьи из века в век. То, каким образом размножаются истины веры, можно также сравнить с тем, как размножаются семена в полях и садах; они могут расплодиться так, что их будет вечно сотни миллионов. Семя в Слове означает просто истину, поле означает учение, сад - мудрость. Человеческий ум напоминает почву, в которую духовные и природные истины сажаются, как семена, и могут там размножаться беспредельно. Люди приобретают эту способность от бесконечности Бога, который беспрестанно присутствует, даруя Свой свет и Своё тепло, и способность порождать.
351. (ii) Истины веры распределяются в группы, таким образом, как бы в пучки, что доныне было неизвестно. Причина этому неведению та, что духовные истины, из которых соткано всё Слово, сделались невидимыми из-за мистической и таинственной веры, играющей в современном богословии ведущую роль. В результате они ушли в землю, подобно силосу.
Необходимо объяснить, что подразумевается под группами и пучками. Первая глава этой книги, рассматривающая Бога Создателя, разделена на сгруппированные темы, из которых первая - о единственности Бога; вторая - о бытии Бога, то есть, Иегове; третья - о бесконечности Бога; четвертая - о сущности Бога, то есть, Божественной любви и Божественной мудрости; пятая - о всемогуществе Бога; и шестая - о сотворении. Отдельные пункты каждой темы составляют группы, которые собирают воедино содержание, как будто в горсти. Такие группы, и в общем, и в частности, то есть, как взятые вместе, так и по отдельности, содержат истины, которые, пропорционально их количеству и взаимосвязанности, достигают уровня веры и доводят ее до совершенства.
Если кто-то не знает, что человеческий ум организован, то есть представляет собой духовный организм, оканчивающийся природным организмом, и что в нем и под его управлением ум приводит в действие свои понятия, иначе говоря, думает, то он не может не держаться того мнения, что восприятия, мысли и понятия - это только лучи и видоизменения света, падающего на голову, и являющего образы, видимые и сознаваемые им как доводы рассудка. Но это бессмыслица, так как всем известно, что голова заполнена мозгами, мозги организованы, и в них обитает ум, а его понятия постоянны, и, принятые и испытанные, остаются в нем. Так вот, вопрос в том, какого рода эта организация? Ответ: всё распределено по группам, как бы в пучки, и таким же образом истины, составляющие веру, распределяются в человеческом уме. Этот факт можно проиллюстрировать следующими соображениями.
Мозг состоит из двух субстанций, из которых одна - железистая, называемая серым веществом коры; другая - волокнистая, называемая мозговым веществом. Первая субстанция, железистая, образует грозди, как виноград на лозе; эти грозди и есть ее группы. Вторая субстанция, называемая волокнистой, собрана в длинные непрерывные пучки волокон, идущих от железок первой субстанции. Эти пучки - ее группы. Все нервы, которые тянутся от них в тело для выполнения различных функций, представляют собой связки и пучки волокон; то же самое и мышцы и вообще все внутренности и органы тела. И те и другие имеют такую природу из-за соответствия их тем группам, в которые организован ум. Более того, во всей Природе нет ничего, что бы не состояло из связок, образующих группы. Каждое дерево, каждый куст, каждое садовое и огородное растение, да что там, каждый початок кукурузы или травинка устроены таким образом и в целом и в составных частях. Общая первопричина всего этого в том, что так устроены Божественные истины; ибо мы читаем, что всё через Слово сотворено, то есть через Божественную истину, и что мир тоже был создан через Слово (Иоанн 1:1 сл.). Эти факты позволяют нам видеть, что если бы в человеческом мозгу не было подобного организованного расположения субстанций, то люди не обладали бы ни малейшей способностью к аналитическому мышлению. Каждый имеет такие способности соразмерно организованной обустроенности его ума, а значит, соразмерно общему объему истин, собранных как бы в пучок; а эта обустроенность зависит от свободного использования его рассудка.
352. (iii) Из того, что было сказано выше, следует, что вера доводится до совершенства соразмерно общему объему и взаимосвязанности истин. Это обнаружит каждый, кто соберет разумные соображения и осознает действенность многочисленных групп, когда они связаны в одно целое. Ведь тогда одно усиливает и укрепляет другое, и вместе они составляют нечто, действующее сообща. Так вот, из того, что вера по своей сущности является истиной, следует, что соразмерно объему и взаимосвязанности истин вера становится всё более и более духовно совершенной, а значит, всё менее и менее природно-чувственной. Потому что она возносится в более высокие области ума, откуда она видит под собой в природном мире, ряды за рядами, доказательства в свою пользу. Большой объем истин, объединенных как бы в пучок, делает истинную веру более просвещенной, легче воспринимаемой, более рельефной и ясной. Кроме того, она уже легче соединяется с различными видами добра, принадлежащего милосердию, и, следовательно, легче освобождается от зла, постепенно всё меньше подчиняясь обольщениям глаз и вожделениям плоти, становясь, по существу, более счастливой. В частности, возрастает ее сопротивление злу и лжи, потому она всё более и более оживает и способствует спасению.
353. Я говорил выше, что каждая истина на небесах сияет, и вследствие этого, по существу, сияющая истина - это вера. Красоту и привлекательность, которые получает вера при этом освещении, когда ее истины умножаются числом, можно сравнить с различными образами, предметами и картинами, выполненными разными гармонично положенными красками; также и с разноцветными драгоценными камнями на нагруднике Аарона, которые называются вместе урим и туммим. Равно можно сравнить их с драгоценными камнями, которые должны были лечь в основание стен Нового Иерусалима (как описано в Откровении, глава 21); или с разноцветными драгоценными камнями в царской короне. К тому же, драгоценные камни и означают истины веры. Еще возможно сравнение с красотой радуги, или луга, полного цветов, и сада, буйно расцветающего по весне.
Свет и восхитительный вид веры, которые она получает от всего объема истин, образующих ее строение, можно сравнить с освещением церквей огромным числом светильников, домов лампами и улиц фонарями. Вознесение веры в высшие области благодаря количеству истин можно проиллюстрировать сравнением с увеличением громкости звучания мелодии и сопровождения при гармоничном исполнении их на многих музыкальных инструментах; а также с гораздо большим ароматом, исходящим от собранных вместе благоухающих цветов, и так далее.
Устойчивость веры, образованной из большого количества истин, против лжи и зла можно сравнить с прочностью церкви, построенной из плотно пригнанных каменных блоков, с колоннами для устойчивости стен и поддержки потолка. Еще ее можно сравнить с построением солдат в боевой порядок, плечом к плечу, который представляет собой одно целое и действует как единая боевая сила. Еще ее можно сравнить с образованием структуры всего тела из мышц, которые, несмотря на их многочисленность и удаленность друг от друга, тем не менее, в действии проявляют единую силу; и так далее, и тому подобное.
354. (vi) Как бы многочисленны ни были истины веры, и какими бы разнообразными они ни казались, они сведены в одно Господом, Который есть Слово, Бог небес и земли, Бог всякой плоти, Бог виноградника, или церкви, Бог веры и сам свет, сама истина и жизнь вечная. Истины, составляющие веру, разнообразны и с точки зрения человека кажутся различными. Например, одни имеют отношение к Богу Создателю, другие - к Господу Искупителю, третьи - к Духу Святому и тому, каким образом действует Бог, еще какие-то - к вере, к милосердию, какие-то - к свободе выбора, покаянию, преобразованию и возрождению, вменению и так далее. Однако же в Господе они составляют одно, и объединяются Господом в людях, как множество ветвей одной лозы (Иоанн 15:1 сл.). Ибо Господь соединяет между собой рассеянные и разделенные истины, так сказать, в единое образование, чтобы с виду представлялись одним и действовали, как одно.
Это можно пояснить сравнением с членами, внутренностями и органами единого тела: несмотря на их многообразие и кажущееся на наш взгляд различие, всё равно тот, чью целостную форму они составляют, сознает их только как единое целое, и пользуясь ими, действует как будто единым целым. Подобное тому и с небесами: хотя они и разделены на бесчисленные общества, однако выглядят одним в глазах Господа. Выше я показывал, что они выглядят, как один человек. То же самое и с царством, хоть и разделенным на множество административных районов, областей и городов, но действующим как одно целое под властью царя, которому даны правда и суд. Причина, по которой Господними стараниями подобное происходит с истинами, составляющими веру и делающими церковь истинно церковью, в том, что Господь есть Слово, Бог небес и земли, Бог всякой плоти, Бог виноградника, или церкви, Бог веры и сам свет, сама истина и жизнь вечная.
Из Евангелия от Иоанна явствует, что Господь есть Слово, и потому вся истина небес и церкви.
Слово было у Бога, и Слово было Бог. И Слово стало плотью. Иоанн 1:1,14
У Матфея явно видно, что Господь - бог небес и земли.
Иисус сказал: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Матф. 28:18.
Господь - Бог всякой плоти, у Иоанна:
Отец дал Сыну власть над всякой плотью. Иоанн 17:2.
Господь - Бог виноградника, или церкви, и у Исаии:
У Возлюбленного моего был виноградник. Исаия 5:1,2.
У Иоанна:
Я - лоза, а вы - ветви. Иоанн 15:5.
Господь - Бог веры, у Павла:
С праведностью, которая через веру в Христа, через веру в Бога. Филиппийцам 3:9.
Господь - сам свет, у Иоанна:
Он был Свет истинный, который просвещает каждого человека, приходящего в мир. Иоанн 1:9.
И в другом месте:
Иисус сказал: Я в мир пришёл, как свет, чтобы из верующих в Меня ни один не остался во тьме. Иоанн 12:46.
Господь - сама истина, у Иоанна:
Иисус сказал: Я - путь, истина и жизнь. Иоанн 14:6.
Господь - жизнь вечная, у Иоанна:
Но мы знаем, что Сын Божий пришёл, чтобы мы познали Истинного, и мы - в Истинном, в Сыне Его, Иисусе Христе. Он есть истинный Бог и жизнь вечная. 1 Иоанн 5:20.
Необходимо добавить, что мирские занятия не позволяют людям приобрести более нескольких истин для составления веры. Но всё равно, если кто-то обращается к Господу и поклоняется Ему одному, то ему дано знать все истины. Поэтому, как только истинный поклоняющийся Господу слышит некую истину веры, прежде ему неизвестную, он тут же видит, признаёт и принимает её. Причина этого в том, что Господь в нём, и он в Господе. Следовательно, свет истины в нём, и он в свете истины, ведь, как было сказано выше, Господь - сам свет и сама истина.
Следующее воспоминание может быть тому подтверждением. Я видел духа, который выглядел в обществе других простым, поскольку признавал одного Господа как Бога небес и земли, и обосновывал свою веру немногими истинами, взятыми из Слова. Его вознесли в небеса, чтобы он присоединился к мудрейшим ангелам, и мне сказали, что там он оказался таким же мудрым, как они; и действительно, он произносил множество истин, как будто совершенно самостоятельно, о которых прежде совсем ничего не знал.
Такое же состояние будет у тех, кто войдёт в новую церковь Господа. Это то состояние, которое описано Иеремией:
Вот завет, который Я заключу с домом Израиля после тех дней. Вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его. И уже не будут учить друг друга, и брат брата, и говорить: "познайте Иегову"; ибо все сами будут знать Меня, от самого малого до самого большого из них. Иерем. 31:33,34.
Еще это состояние будет таким, как описано Исаией:
И произойдёт отрасль от рода Иессеева. Истина будет поясом вокруг бёдер Его. Тогда волк будет жить вместе с ягнёнком, и леопард ляжет с козлёнком. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Ибо земля будет полна знания Иеговы, как воды наполняют море. В тот день народы будут искать корня Иессеева, и мир будет ему славой. Исаия 11:1,5-10.