Посвящение – третий шаг покаяния

Все мы склонны повторять ошибки Боба. Мы часто начинаем вести разговор, не приготовив должным образом своего сердца. Иаков пишет о том, что человек должен быть «медлен на слова» (Иак. 1:19-21). В Книге Притч говорится, что «сердце праведного обдумывает ответ» (Прит. 15:28). Однако мы склонны обсуждать грехи других людей и не склонны проверять собственное сердце. Проявляя слабость в этом вопросе, мы становимся частью проблемы, вместо того чтобы быть орудиями, при помощи которых Бог производит перемену в окружающих нас людях.

Вы нигде не найдете такого пламенного призыва готовить свое сердце к общению, как в словах Павла, обращенных к церкви в Колоссах:

Итак облекитесь, как избранные Божий, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто [187] на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства; и да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле; и будьте дружелюбны. Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу. И все, что вы делаете словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря чрез Него Бога и Отца.

Послание к Колоссянам 3:12-17

Данный библейский отрывок содержит один из самых ясных призывов к личному служению. Павел призывает нас делать то, что обычно считается прерогативой церковных служителей. Он говорит, что мы должны научать и вразумлять друг друга. Он призывает нас возвещать друг другу истину в песнопеньях. Мы все должны пользоваться уникальными возможностями, посылаемыми нам Господом, чтобы участвовать в деле, которое Искупитель совершает в жизни людей. Но каким бы ярким и убедительным ни был этот призыв к личному служению, рассматриваемые стихи говорят в основном не о том, что мы должны делать. Они описывают подготовку к служению и указывают на состояние сердца, которое должно быть у нас, если мы хотим, чтобы это служение стало возможным.

Все мы обладаем определенным влиянием. Все мы стараемся понять смысл жизни и делимся своим мнением с другими людьми. Таким образом мы неизбежно влияем на окружающих и в некотором роде «служим» им. Суть отношений между людьми заключается в том, чтобы давать и получать советы. Вопрос состоит в следующем: «Посвятили ли мы себя этому служению и совершаем ли мы его no-Божьему? Желаем ли мы выступать в роли Господних посланников? Готовим ли мы себя к тому, чтобы Бог мог говорить через нас?»

В стихе 12 Павел, описывая, каким должно быть наше сердце, чтобы мы могли служить ближним, использует распространенную метафору, заслуживающую особого внимания. Павел говорит, что мы должны «облечься» в определенные качества. По сути, он говорит следующее: «Если вы хотите служить друг другу, то вам лучше одеться в надлежащую одежду, в которой вы сможете выполнить данную работу. Бог предлагает вам одежду для вашего сердца, чтобы вы могли использовать свою речь для воплощения Его искупительных замыслов».

[188] 1. Милосердие [Сострадание – в английском переводе Библии]. Оно представляет собой не только глубокое осознание нужды другого человека, но и желание оказать помощь. Мы дети Того, Кто является Отцом милосердия и Богом всякого утешения, «утешающим нас во всякой скорби нашей, чтоб и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих!» (2 Кор. 1:3, 4). Разве можно получить утешение от Бога и не поделиться им с ближним, испытать на себе милосердие Божье и относиться к окружающим сурово и немилосердно?

2. Благость [Доброта, доброжелательность – в английском переводе Библии]. Проявлять благость – значит быть щедрым, заботливым, чутким и добрым. Это значит проявлять в словах и делах отзывчивость и внимательность к людям. Однако не случается ли так, что у супругов, родителей, а также братьев и сестер в церкви слишком часто не хватает деликатности и такта, когда дело доходит до обличения? Спросите себя, с добротой и тактичностью ли вы обличаете, увещеваете, предостерегаете и научаете своих ближних?

3. Смиренномудрие. Часто в минуты личных бесед нам не хватает понимания ситуации, в которой оказался человек, и способности прочувствовать то же, что чувствует он. Тем не менее по своей сути мы очень похожи на тех, кому хотим оказать помощь. Например, если я отец, то мой ребенок не может совершить такого греха, который не присутствовал бы в той или иной мере в моей жизни. Мы стоим на одном уровне с теми, кому служим, и сами ежеминутно нуждаемся в благодати Господней, дающей прощение, избавление и силу. Смиренномудрие означает, что, выполняя Божью работу, мы с библейских позиций правильно оцениваем самих себя. Это подводит нас к тому, что мы начинаем вести разговор, смиренно осознавая нашу общую нужду во Христе (прочитайте Евр. 2:10-18 и обратите внимание на пример Иисуса Христа).

4. Кротость. Когда моему сыну Дарни было около трех лет, он решил нарвать цветов для мамы. Но к тому времени, когда сын принес домой этот «букет», стебли были согнуты и поломаны, а лепестки смяты или оборваны. Луэлла решила, что единственный способ употребить с пользой этот подарок состоял в том, чтобы положить лепестки, которые не сильно пострадали, в хрустальную чашу с водой. В старании Дарни сделать маме подарок не было ничего плохого. Однако он был недостаточно нежным и [189] осторожным при обращении с цветами. К счастью, доброта и кротость Луэллы восполнили этот недостаток.

Кроткий человек относится к окружающим с нежностью и ведет разговор спокойно и по-доброму. В Книге Притч говорится, что грубые, оскорбительные слова создают проблемы, а не решают их (Прит. 15:1). Кротость означает, что я не нанесу вреда человеку, которому хочу помочь. При этом я не должен идти на компромисс и искажать истину. Наоборот, кротость сохранит истину от грубого, нечувствительного отношения, компрометирующего ее.

5. Долготерпение. Одно из самых труднодостижимых качеств, которое Бог хочет развить в нас и которое необходимо нам как в общении с Ним, так и в отношениях с окружающими, – это умение ждать. Мы не любим долго ждать жатвы. Нам бы хотелось посадить семена утром и собрать богатый урожай после полудня. Однако труд, совершаемый Богом в нас и в других людях, – это длительный процесс.

Мы же хотим, чтобы изменения происходили как можно скорее. Поэтому мы торопимся в разговоре и оказываем давление на собеседника, обвиняя его и предъявляя ему ультиматум. Все это лишь осложняет ситуацию, и какого бы решения проблемы мы ни добились, оно будет временным и поверхностным. Терпение – это готовность ждать даже тогда, когда приходится испытывать трудности. Оно означает не просто ожидание, а спокойствие и невозмутимость. Нетерпение проявляется в виде гнева, растущего с каждой минутой. Терпеливый же человек умеет ждать, не прибегая к резким словам и поспешным действиям.

6. Снисхождение [Переводится также как выдержка]. Это терпение, проявляемое в трудных обстоятельствах, в стрессовых ситуациях. Труднее всего быть терпеливым, когда вас раздражают и хотят вывести из себя. Снисхождение или выдержка означает отказ от мести, умение держать себя в руках, даже когда нас провоцируют на гнев. Говоря об этом, Петр ставит в пример Христа: « Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному» (1 Пет. 2:23). Какой замечательный пример! Заметьте, что Христос мог быть снисходительным и умел проявлять выдержку, потому что верил, что Отец вершит праведный суд.

7. Прощение. Если кто-то согрешил против меня, мне необходимо победить чувство обиды и гнева и отказаться от желания отомстить. Это послужит для меня подготовкой, чтобы я мог простить обидчика, когда он исповедуется в своем грехе и попросит проще-[190]-ния. Таким образом при личной встрече я смогу снять с человека вину и избавить его от необходимости искупать ее каким-либо образом. Как грешники, мы не можем рассчитывать на прощение со стороны других людей, если сами не умеем прощать ближних. (Прочитайте притчу о немилосердном рабе в Мф. 18:21-35)

8. Любовь. Это самое важное качество. Это добродетель, связывающая воедино все остальные добродетели. Любовь – основной элемент искупления, и она должна быть главной характеристикой нашего служения друг другу. Любовь означает готовность пожертвовать положением в обществе, личным имуществом, удовлетворением своих желаний и потребностей во благо другого человека. Это готовность ждать, трудиться, страдать и отдавать все ради пользы ближнего. Любовь означает, что я готов отдать жизнь за другого.

9. Мир. Это не просто отсутствие конфликта, борьбы или спора. Это состояние сердца, формирующее наше служение. Мир, к которому мы призваны, – это мир Христов. Именно он должен управлять нашим сердцем, а не страх и всякие «а что если», связанные с различными ситуациями и отношениями с людьми.

Нередко родители, узнав, что их ребенок солгал им или сходил туда, куда ему было запрещено ходить, или прогулял уроки, начинают мысленно представлять самые нелепые сцены и воображать, что события развивались по самому худшему сценарию. (Что еще он мог совершить, о чем мы не догадываемся? Может, он «подсел» на наркотики? В чем еще он обманывает нас? Как часто он прогуливает занятия в школе?) Вместо того чтобы признать, что грех их сына или дочери открылся благодаря близости и любви Господа, родители произносят слова, порожденные страхом, которые звучат как обвинения и не приводят к необходимой перемене. Ошибка состоит в том, что их общение с ребенком мотивируется страхом перед обстоятельствами, а не миром, который дает Христос.

Мир – это внутренний покой, удовлетворенность, ощущение безопасности и надежда, проистекающие из живой веры в близость, силу, власть и благодать Христа. Это умение ежедневно находить покой во Христе. Мы обретаем его, когда, смотря на жизнь, помним о том, каков наш Бог и что Он совершает как Господь и Искупитель.

10. Благодарность. Мы живем в эпоху, когда много говорится о правах человека, когда люди постоянно твердят о том, что они достойны лучшего. В народе это называется надлежащим признанием того, что каждый чего-то «заслуживает». Но если мы будем постоянно помнить, что Евангелие говорит о нас и о том, [191] чего мы на самом деле заслуживаем, то чувство благодарности наверняка будет переполнять наше сердце и влиять на наши слова и дела. Благодарность – это выражение признательности за дары и благодеяния, которых мы никогда не смогли бы достичь или заслужить сами. Она отражает осознание невероятной милости, постоянно получаемой нами из Господних рук. Бог призывает нас, общаясь с людьми, быть благодарными.

Все перечисленные качества представляют собой «одежду», в которую нам надлежит облечься как Божьим слугам, через которых Господь совершает искупление. Здесь следует сделать два важных замечания. Во-первых, мы должны смиренно признать, что весьма далеки от Божьих стандартов, упомянутых в Библии. Люди просто неспособны во всем соответствовать им! Нам следует взывать о милости и силе к Богу, Который действует в нас даже тогда, когда мы молимся.

Во-вторых, необходимо понимать, во что именно Павел призывает нас облечься. Он призывает нас облечься во Христа! Все перечисленные качества – это качества Христа. Павел, по сути, говорит следующее: «Разговаривая друг с другом, облекитесь в характер Христа. Воплотите Его в вашем служении таким же образом, каким Он воплотил Отца, когда был на земле. Являйте славу Христа, когда служите людям. Он ваша единственная надежда на перемену. Обличайте друг друга не только при помощи человеческих слов, человеческой мудрости и человеческих доводов. Обличая друг друга, являйте Христа и Его славу. Напоминайте о том, что Он рядом и активно производит Свою работу. Будьте проводником Его славы!»

Это подводит нас к тому, чтобы мы оставили всякую надежду на самих себя. Мы с вами не можем произвести перемену в людях. Они изменяются только благодаря действию Божьей силы и благодати. Поэтому мы не должны следовать человеческим стандартам. Не надо пытаться произвести впечатление на окружающих, демонстрируя знания или богатый опыт. Не надо форсировать события, манипулируя людьми. Не надо воздействовать на чувства громким голосом и проникновенными словами. Не надо торговаться и заключать сделки. Не надо вызывать в человеке чувство вины, осуждать его и выносить приговор. Не надейтесь своими доводами сразить человека наповал. Если бы такими методами можно было изменить человеческое сердце, то Христу не пришлось бы приходить на землю, страдать и умирать за нас. Главное – приводить людей не к себе, а к Богу. Наша задача – организовать встречу человека с Богом.

[192] Итак, облекаясь во Христа и вооружаясь библейскими истинами, мы готовимся к служению. Приобретя все это, мы будем готовы общаться так, чтобы содействовать искуплению.

Наши рекомендации