Лингвистический анализ проповеди
1 – Лексический уровень
1) Евангелие - в современном языке имеет два значения: христианское благовестие о наступлении Царства Божия и спасении человеческого рода от греха и смерти и книга, излагающая эту весть в форме повествования о воплощении, земной жизни, спасительных страданиях, крестной смерти и воскресения Иисуса Христа[10].
Тайная вечеря – пасхальный ужин Спасителя с учениками-апостолами накануне крестных страданий вВеликий Четверг, на котором Он установил Таинство Причащения (Евхаристии), как благодатного средства единения верующих с Богом, которое совершается ныне за богослужением, именуемомЛитургией[11].
Притча – это иносказательный рассказ с нравоучением[12].
Богоизбранный– избранный, предназначенный Богом[13].
Вера - глубокое, искреннее, пронизанное эмоциями принятие какого-то положения или представления, иногдапредполагающее определенные рациональные основания, но обычно обходящееся без них[14].
Царство Небесное- это словосочетание встречается только в Евангелии по Матфею. Другие евангелисты говорят о Царстве Божием (Бога). Евреи из благочестивых побуждений избегали употребления имени Бога и заменяли его разными описательными оборотами: Небо, Великий Царь, Имя и т.д[15].
Покров–одинизпраздников, отмечаемый1(14) октября (впамятьоявленииБогородицывКонстантинополе910г., котораяпростёрланадмолящимисяпокрывалоивознесламолитвуоспасениимираотбедистраданий).
Риза- верхнее облачение священника, надеваемого во время богослужения[16].
Христианство(от греч. - «помазанник», «мессия»)- это учение, основанное на вере в воскресение Иисуса Христа[17].
Крещение(от греч.«Погружение в воду») –первое и важнейшее христианское таинство[18].
2) Для основного текста проповеди характерна религиозная лексика. Стилистическое своеобразие современной проповеди создается посредством использования устаревших библейских словообразований и церковной терминологии. На уровне грамматики этот стиль обнаруживается в следующих архаичных формах:
-высказывание из Священного Писания-«Евангелия»;
-обращение проповедника к прихожанам «братия и сестры» (в данной проповеди не используется);
-устаревшее окончание родительного падежа «Во имя Отца и Сына и Святого Духа»;
-предлоги (Господь ведет ко спасению, погибаем во грехах, пали со страхом).
Проповедь «О брачном пире» не является архаичной формой, так как в ней используются не все выше перечисленные пункты.
3) В данной проповеди Алесей Уминский использует слова с возвышенной и сниженной стилистической окраской:
Слова с возвышенной лексикой: пир, богоизбранный, благодатное, прекрасное.
Слова со сниженной лексикой: вонючая одежда, заплюют.
Устаревшие слова: ветхая одежда
4) Синонимы - слова, принадлежащие, как правило, к одной и той же части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение[19]:
хромые, больные, пир, брак, Бог, Господь, старая, ветхая, не званные, чужие, храм, церковь, дом Божий.
Антонимы - это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения[20]:
злые, добрые, близкие, чужие, много, мало, богоизбранный, чужой, званные, не званные, чистые, грязные, образованные, некультурные, плохие, прекрасные.
Омонимы - разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию слова, морфемы и другие единицы языка[21]:
в проповеди не обнаружены.
5) Лексические единицы, чаще всего используемые проповеди
Группы лексических единиц | Область терминологического применения |
Библеистика | Господь, Бог, Христос |
Богословие | Богоизбранный, Царство Небесное, тайная вечеря. |
Церковная история | Евангелия |
Богослужение | Храм, церковь, крещение, причастие Святых Христовых Таин, «Аминь», «Во имя Отца и Сына и Святого Духа!». |
Церковное искусство | |
Аскетика | Распутье, брак, молиться, пороки, греховное состояние, крещение, причастие Святых Христовых Таин, муки, христианство, храм Божий, Господь, Царство Небесное, риза, покров, вера, пророчество, благодать, помогает, законы |
Бытовая сфера | Интересы, богатый человек, праздничные, законы, заслуги, дурные привычки, пища, дом, одежда, жить, питаться, поем, пользоваться, тело, страна, волнуемся, суетимся, тратим деньги, покупаем продукты, покупаем земли, победа, брак, друзья, женился, радость. |
Современные священнослужители в проповедях опираются в основном на нормы книжности, изредка нарушая их из соображений целесообразности: вкрапления в религиозную лексику элементов экспрессивно окрашенной простонародной лексики облегчает восприятие проповеди и достоверно передают живую речь персонажей.
Экспрессия речи достигается тем, что владеющий церковно-славянским и русским языком священник смешивает в проповеди оба варианта, используя архаизмы и историзмы.
Морфологоческий уровень
Части речи | Количество словоупотреблений в тексте (в порядке убывания) | Примеры из текста |
Имя существительное | Человек, пир, вечеря, брак, друзья, вол, поле, радость, господин, люди, притча, слова, распутье, толкование, Господь, народ, Бог, вера, пророчество, Христос, жизнь, Царство, дом, одежды, храм, место, мир, жизнь, заслуги, труды, дверь, места, церковь, пороки, риза, покров, пища, свет, грязь, источники, состояние, христианство, мозг, кости, причастие, христиане, крещение, улица, мука, кровь, страна, деньги, продукты, земли, праздники, раб, слово, правда, победа, силы, птицы. | |
Имя прилагательное | Небесное, близких, другой, важное, званный, богатый, чужой, хромые, больные, добрые, злые, всякие, избранный, богоизбранный, еврейский, недостойные, подготовленные, земное, праздничные, приглашенные, общей, особенные, каждого, не званные, чистые, грязные, образованные, некультурные, одинаковые, плохие, прекрасная, чудная, благодатный, ветхая, грязная, светлая, вонючая, современного, брачной, белой, крещальной, языческий, кипящий, земные, страшные. | |
Глагол | Говорится, позвал, не пришли, отказались, посмотреть, пропахать, принадлежать, женился, призвал, заканчивается, говорит, призывал, оказались, создать, мешает, приходит, не нужен, есть, отворачивается, зове, досаждает, ограждает, придя, ждет, изменился, стал, похожи, происходит, существовал, звал, позвал, одевал, получал, придти, идти, приходим, слушают, ждут, видим, пытаются, молятся, начинают, помогают, принимает, хватает, подает, украсить, сокрывает, могли, сохранить, походить, исправиться, не сдернули, является, хранит, бывает, дается, возьми, сбрось, поем, носить, оставлю, возьму, жить, питаться, пользоваться, забрать, не отвечаешь, очистить, сделали, пойти, шли, изменились, ходили, выходили, боимся, видеть, надеваем, волнуемся, происходит, забываем, суетимся, сеяться, испытываем, находиться, быть, возвещает, питает, звучит, заплюют, можем, любит, знали, пребывали, сказал, услышать, одевает, заглушить. | |
Числительное | Первые, одного, много, мало, больше. | |
Местоимения | Он, мы, вас, нас, они, ему, свой. | |
Причастие, деепричастие | И господин отверг людей, которые были званными, и призвал на свой богатый пир совсем чужих,-хромых, больных, добрых, злых, всяких,- которые нашли на распутье. И заканчивается притча словами: много званных, по пророчествам, подготовленные к пришествию Христа всем строем жизни, они оказались недостойными, потому что земное устроение, вкоренение в жизнь мира сего оказалось гораздо важнее, чем Царствие Небесное. Существовал такой обычай: когда богатый человек звал к себе на брак, он сам одевал приглашенных в праздничные одежды. Здесь люди, встретившись с Богом и друг с другом, начинают жить общей жизнью. Для Него и званные, и избранные, и не званные - они все званные. А Твое, Господи, мне нужно постольку, поскольку я это хочу себе забрать, не отдавая ничего обратно. А за это они могли сразу пойти на муку, потому что в светлой крещальной ризе выходили в языческий мир, в мир, кипящий злобой по отношению к христианству. и тут же в этой брачной одежде они шли ко Христу, обагряя кровью. Мы постоянно пытаемся скрыть себя, скрыть брачные одежды, врученные Господом, а грязную одежду этого мира на себя надеть. эта притча для нас, чтобы нам не услышать эти страшные слова, которые сказал Господь людям, возлюбившим этот мир более, чем мир Царства Небесного,- много званных, но мало избранных. |
Анализируя текст, можно сделать вывод, что в нем преобладают имена существительные. Большое количество существительных- придает информативную насыщенность.
Синтаксический уровень
В проповеди "О Брачном пире" преобладают повествовательные предложения-80, также в тексте присутствуют вопросительные-3 и восклицательные-2. неполных предложений в проповеди больше, чем полных.
Водные слова автор почти не использует. Что свидетельствует о том, что проповедник четко и коротко высказывает свою мысль четко и просто, донося ее до слушателей. Причастные и деепричастные обороты мало встречаются в тексте, также как и сложные предложения, в основном сложно подчиненные с союзом "и".
Прямая речь в тексте отсутствует. Но много использований особого порядка слов. Наличие трех вопросительных предложений, доминируют повторы в тексте.
Для синтаксиса современной православной проповеди характерно соответствие нормам современного русского языка.
Самым распространенным приемом современной церковной проповеди является замена прямой речи на косвенную- в данной проповеди не имеется. Чаще всего это происходит при цитировании и пересказе во время толкования библейских текстов. В силу общности богослужебной практики цитаты из священных текстов знакомы и проповедующим священникам, и слушателям - прихожанам, так что в большинстве случаев батюшки цитирует Евангелие на церковно славянском языке, а пересказывают на русском- в данном случаем Алексей Уминский в начале проповеди цитирует слова из Евангелия: "много званных, но мало избранных."
В стремлении разнообразить свое выступление проповедник использует особый порядок слов. Изменение привычного порядка слов в предложениях выражено в перемещении темы с конечной позиции в начальную, а также в инверсии частей речи предложения ( обратный порядок подлежащего и сказуемого)-практически вся проповедь Алексея Уминского построена на лексическом повторе.
Повторы слов и фраз усиливают эмоциональность речи и акцентирует внимание слушателей на необходимых нюансах. К синтаксическим особенностям языка проповеди относятся также чередование различных видов предложений могут использоваться в качестве риторических вопросов, т.е. не для получения ответа, а для выражения чувств: "Посмотреть на нас, - кто мы такие? Откуда мы пришли? С чем мы пришли в этот дом Божий?"