Послание к Титу святого апостола Павла
Как сообщает Толковая Библия, после Апостольского собора в Иерусалиме в течение нескольких лет Тит постоянно находился при Павле, как его помощник в деле проповеди. Титу было поручено отнести первое и второе послание к Коринфянам. Своими речами, несомненно, Тит содействовал успокоению Коринфян. Также церковное предание сообщает, что позже Тит был епископом на о.Крите. (Т.Б., том 11, с.380).
Послание к Титу написано после освобождения Павла из первых римских уз. Оно содержит предписание о том, каковы должны быть качества епископа. Апостол перечисляет качества такие, как и в первом послании к Тимофею, добавляя, что епископ должен быть любящий добро, не дерзок, не гневлив, воздержен, благочестив, должен иметь детей “верных, не укоряемых в распутстве или непокорности”.(Тит. I, 6).
По отношению ко всем верующим, по апостолу, необходимы такие требования: “Никого не злословить, быть не сварливым, но тихим, и оказывать всякую кротость ко всем человекам” (Тит. III, 2).
Таким образом, и епископы, и все верующие должны быть сдержанными и терпеливыми. Как указывается в пояснениях Толковой Библии, безмерное человеколюбие Бога должно служить примером, чтобы быть снисходительным к неверующим. Апостол напоминает, что христиане по собственному опыту могут знать, как тяжело живётся в язычестве и как трудно язычникам отстать от своих пороков. (Т.Б., том 11, с.425).
В то же время, непокорных, пустословов и обманщиков из христиан необходимо обличать строго, “дабы они были здравы в вере”. (Тит.I, 13).
Словесные состязания, споры и распри о законе, по Павлу,
бесполезны и суетны, необходимо удаляться от них. Если еретик (уклоняющийся от христианского учения) после первого и второго вразумления не исправился, то тогда, согласно словам апостола, необходимо удаляться и от него. Таков минимум “техники безопасности” для жизни в обществе. Этот минимум приводится к концу послания. В середине же послания апостол приводит пример здорового устройства общественной жизни: “Ты же говори то, что сообразно с здравым учением: чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении; чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учились добру, чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей, быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие. Юношей также увещевай быть целомудренными. Во всём показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность, слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлён, не имея ничего сказать о нас худого. Рабов увещевай повиноваться своим господам, угождать им во всём, не прекословить, не красть, но оказывать всю добрую верность, дабы они во всём были украшением учению Спасителя нашего Бога”. (Тит.II, 1-10).
Таким образом, старшие должны заботиться о воспитании
младших, в том числе и личным примером. В учительстве должно быть “слово здравое, неукоризненное” – апостол ставит очень высокое требование для учительства, то есть каждое слово проповеди должно быть продуманно и необходимо.
О рабах апостол пишет, что они могут быть украшением христианскому учению, так как именно им понятно необходимое праведное послушание перед Богом, именно они своим послушанием являют собой “рабов Божиих”, достойны этого звания. Таким образом, апостол очень хорошо отзывается о рабах и, наверняка, сумел в жизни завоевать их доверие. Забота о рабе отразится и в послании к Филимону. В общем, можно сделать вывод, что апостол считал, что рабы могут оказаться ближе к Богу, чем другие верующие, не наученные сдержанности. Для времени жизни апостола это было не просто гуманистическим подходом, но и перенесением внимания с общественного деления общества на внутренний мир человека.
Заканчивается послание с Титу пожеланием учиться упражнению в добрых делах, помогающих удовлетворению необходимых нужд, “дабы не были бесплодны”. (Тит.III, 14). Таким образом, апостол Павел настаивает не только на вере, как утверждали западные комментаторы, но и на исполнении добрых дел, которые он считает плодами деятельности человека, помятую фразу: “По плодам узнаете их”.