Я ведь создал джиннов и людей для того, чтобы они Мне поклонялись»
Всякое оспаривание этого лишает награды, сводит на нет старание, влечет позор и стыд в день воскресения.
И это совершенно естественно, ибо как уже отмечалось выше, люди и джинны были сотворены исключительно для того, чтобы поклоняться Всевышнему.
Но поклонение Аллах считает действительным только тогда, когда оно искреннее, устремлено на то, чтобы снискать Его благоволение:
«И им было повелено поклоняться только Аллаху, служа Ему искренно и верно». (98; 5)
Когда к поступкам мусульманки примешаны хвастовство и стремление к известности, восхвалению, вся ее деятельность пропадает зря. Награда ее вычеркивается, и вообще ей будет явный убыток. Подтверждением сказанному является ясное и решительное предупреждение, содержащееся в Священном Коране тем, кто, жертвуя из своего имущества, делает упреки и укоры, и тем самым задевает достоинство берущих из числа нуждающихся:
О те, которые уверовали! Не делайте ваши милостыни тщетными из-за упреков и укоров подобно тому, кто жертвует из своего имущества, лицемеря перед людьми, ибо сам не верует в Аллаха и в последний день. Он подобен голой скале, покрытой слегка слоем земли. Какой бы обильный дождь на
нее не пролился, она все равно останется гладким камнем. Так и те ничего не получают от того, что приобретают. Аллах не ведет верным путем людей неверных». (2; 264)
Грозное предостережение приводится в заключительной части айата - лицемеры не заслуживают ведения их по истинному пути, и они зачисляются в ряды неверных.
А все дело в том, что эти ханжи только делают вид перед людьми, что творят добрые дела. Их волнует отнюдь не благорасположение Аллаха, Всемогущ Он и Всеславен. На это указал Всевышний Аллах:
«Они делают лишь видимость перед людьми, а Аллаха упоминают очень редко».(4; 142)
Поэтому им и такая отдача. Они придали Аллаху сотоварищей. А Аллах засчитывает дела только тех, кто совершал их исключительно искренне ради Аллаха. Об этом говорится в хадисе, переданном Абу Хурайра. Он рассказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, говорил: «Всевышний Аллах сказал: «Того, кто придавал Мне сотоварищей, Я оставил с его многобожием»».
Совершая свои благотворительные дела, мусульманка, хорошо усвоившая вероучение об истинном пути, всегда остерегается, чтобы не оказаться в таком трудном положении. Речь идет о положении, в котором оказываются многие женщины, участвующие в благотворительности. Такие иногда не ведают, что их усилия в этом плане устремлены на то, чтобы лишний раз похвалили их усилия, лишний раз упоминали их имена. Если делать добро, исходя из этих соображений, то это - скользкий путь, ведущий к губительному падению.
Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, всесторонне, очень просто и ясно показал нам суть этого вопроса.
Вот что рассказал Абу Хурайра: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, говорил: «Первым в день воскресения мертвых был погублен человек, который погиб якобы за веру. Его привели. Он сообщил о своем благодеянии. Аллах спросил: «Что ты сделал?» Тот ответил: «Сражался на Твоем пути и погиб за веру». Аллах сказал: «Ты солгал. Воевал ты лишь для того, чтобы о тебе сказали: «Он храбрый». Так и вышло. Поступило повеление. Его увели и бросили в адский огонь». Далее в хадисе приведены еще два примера неискренности, гордыни и хвастовства и с таким же исходом. Один человек, оказалось, усердно учился, стал знающим и умел читать Коран наизусть. Но для чего? Только для того, чтобы о нем сказали: «Много знающий и чтец Корана!». Третий пример. Одного человека Аллах щедро наделил имуществом. Он утверждал, что много тратил ради дела Господа. Оказалось же, что он делал это только для того, чтобы о нем сказали: «Щедрый!».
Умная мусульманская женщина, впитавшая в себя божественный дух наставлений Книги ее Господа и сунны Его посланника, далека от того, чтобы скатиться к ханжеству и двуличию в любой их форме. Она всегда стремится к тому, чтобы во всех своих делах быть искренней, без двойной мерки, как сейчас говорят, без двойного стандарта, и снискать благоволение Аллаха. Когда перед ее взором маячит образ ханжества, она руководствуется сказанным посланником, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать: «Того, кто притворно показывает свои дела людям, Аллах разоблачит в день воскресения. С тем, кто поступает ханжески, Аллах так же поступит».
Вполне возможно, что волей судьбы женщина окажется в такой ситуации, когда надо высказаться по существу вопроса или вынести приговор. И здесь проявляется вера мусульманки в Аллаха, ее благоразумие и благочестие. Идущая по правильному пути мусульманка при любых обстоятельствах не допустит несправедливости. Она соблюдает объективность и беспристрастность, не поддастся увлечению в ущерб истине. Она хорошо знает, что справедливость - это стержень, сердцевина религии, которую она исповедует. Это четко, ясно и убедительно подчеркивается предписаниями Книги Аллаха и сунны Его посланника, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать. Эти предписания содержат в себе четкое и ясное повеление:
«Поистине, Аллах повелевает порученные вам для хранения вещи возвращать их владельцам. А если бываете судьями между людьми, то судите по справедливости».(4; 58)
Что такое справедливость, как явление и понятие, мусульманка уяснила из своего вероучения. Это совершенно точный, искренний, абстрагированный от влияния посторонних факторов подход к оценке. Чашу весов при этом не склоняют такие явления как любовь и ненависть. На беспристрастность и объективность не должны влиять любовь, дружба, родство, симпатия:
«О те, которые уверовали! Будьте стойкими перед Аллахом. Будьте правдивыми свидетелями. Ненависть кого-либо из людей не должна доводить вас до того, чтобы вам быть несправедливыми. Будьте справедливы: это самое близкое к благочестию. Бойтесь Аллаха: поистине, Аллах ведает, что делаете вы». (5; 8)
«Когда будете говорить, будьте справедливыми, если даже дело касается и родственников».(6; 152)
Высший пример справедливости показал посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, когда к нему пришел Исама ибн Язид, чтоб заступиться за женщину из рода аль-Махзум, которая совершила кражу. Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, решил отсечь ей руку и сказал; «Ты заступаешься за нарушившую одну из заповедей Аллаха? Клянусь Аллахом, если бы Фатыма, дочь Мухаммеда, совершила кражу, я бы отсек ей руку».
Речь идет, таким образом, о всеобщей, абсолютной справедливости, которая соблюдается и в большом, и в
малом. И никто не должен выскользнуть из-под ее власти - будь то эмир или простолюдин. В этом принципиальная разница в понимании справедливости в исламском обществе, с одной стороны, и в немусульманских обществах - с другой.
История хранит в памяти пример справедливости, вызывающий уважение во всем мире. Мы имеем в виду повелителя правоверных Али ибн Абу Талиба, да ниспошлет Аллах ему Свое благоволение, который стал на сторону своего противника еврея, укравшего у него кольчугу. Уважение и почитание повелителя верующих не помешало судье потребовать от Али доказательства о том, что этот еврей действительно украл у него кольчугу. Когда повелитель правоверных не смог представить такого доказательства, судья вынес приговор в пользу еврея. В исламской истории очень много примеров, свидетельствующих о верховенстве в исламском обществе права и справедливости. Поэтому мусульманская женщина, строго следующая своему вероучению, словом и делом придерживается принципа справедливости. Ее такая позиция подкрепляется тем обстоятельством, что право имеет глубокие корни в духовном наследии, на основе которых она воспитывалась. А справедливость укоренилась в мусульманской общине с самого начала ее образования. И отход от права и справедливости данный Аллахом закон рассматривает как запрещенное и наказуемое действие»
Всячески стремясь утвердить словом и делом справедливость, благочестивая мусульманка старается избежать каких бы то не было проявлений несправедливости.
Аллах категорически запретил допускать несправедливость. И тут нет места каким-либо попыткам толкования смысла Корана или самостоятельно интерпретировать положения шариата, как об этом напоминают слова Всевышнего из священного достоверного хадиса: «О рабы Мои! Я сам не допускаю несправедливости, и сделал ее запретной для вас. Не допускайте несправедливость по отношению друг к другу». Если Сам Аллах не допускает несправедливость и сделал ее запретной в отношениях между Его рабами, то разве может себе позволить Его раб, существо слабое и бренное, допускать ее против своего брата - человека?
Благородный посланник категорически отвергал несправедливость и считал недопустимым, когда мусульмане и мусульманки поступают несправедливо против своих братьев и сестер каковы бы ни были мотивы, причины или обстоятельства. Он не мог себе представить, что человек, исповедующий ислам и строго придерживающийся его вероучения, может поступить несправедливо: «Мусульманин мусульманину - брат. Он не обижает его и не оставляет без помощи. Тот, в чьей помощи нуждается .брат по вере, сам нуждается в помощи со стороны Аллаха. Тому, кто разделил печаль мусульманина, Аллах рассеет печаль в день воскресения. Того, кто защитил мусульманина, Аллах защитит в день воскресения».
Итак, из вышеизложенного видно, какое большое значение ислам придает справедливости, взаимовыручке. И хочется подчеркнуть, что это требование касается не только отношений с мусульманами, но и с немусульманами. Именно так повелевает Всевышний Аллах:
«Не дает вам Аллах запрета к тем, которые не воевали с вами из-за веры, не выгоняли вас из ваших же жилищ, быть добрыми, справедливыми, потому что Аллах любит справедливых». (60; 8)
В жизни случается и так, что мусульманской женщине приходится общаться с такими женщинами, которые ей не милы. Так, она может жить под одной крышей в доме свекра с женщиной, к которой не лежит душа, не раскрывается сердце. Так случается во многих домах. И никуда от этого не денешься.
Как поступает мусульманка в таких случаях? Она соблюдает справедливость, благоразумна и тактична. Той, которую не любит, не показывает, что у нее на самом деле в душе. Она не допускает действий или поступков, которые бы отражали ее чувства к той, которая ей, мягко говоря, не нравится. Более того, старается держаться приветливо, разговаривает вежливо. Такая черта характера была свойственна посланнику, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, и его благородным сподвижникам. Абу ад-Дардаа, да будет доволен им Аллах, передал его высказывание: «Поистине, мы не смотрим сердито на людей. Поистине, наши сердца не ожесточены против них».
Урва ибн аз-Зубейр рассказал, что Аиша сообщила ему, как один человек попросил у пророка, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, разрешения войти. Он сказал: «Разрешите ему войти. Ему очень нужно».
Уметь найти подход к людям, вежливо обойтись с ними, добиться их расположения - черта характера правоверных мужчин и женщин. Мягкость речи, отказ от грубости с людьми -важнейшие предпосылки для достижения симпатии, согласия, дружественных отношений, взаимного сближения, к чему всегда побуждает ислам и рекомендует правоверным придерживаться во взаимоотношениях между людьми.
Мусульманка, сформировавшаяся как личность благодаря исламу, не поддается эмоциям в том смысле, что не спешит рьяно демонстрировать свою любовь или неприязнь. Если женщина ей не мила, она ведет себя по отношению к ней умеренно, справедливо, занимая беспристрастную позицию и вынося объективные суждения. Она руководствуется своим вероучением и исходит из принципа порядочности и благородства. Поэтому дает правдивые показания, выносит справедливое решение. В этом она берет пример с духовных матерей мусульман, которые в свое время достигли высшей степени беспристрастности и справедливости, благочестия, когда разговор или действие касались их.
Госпожа Аиша была самой милой женой пророка, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать. В этом с ней соперничала духовная мать мусульман Зайнаб бинт Джахш. И естественно, они испытывали чувство ревности друг к другу. Но, несмотря на это, они обе всегда говорили друг о друге
правду, характеризовали друг друга объективно, не умаляли достоинств и не отрицали наличие свойственных им положительных качеств.
В Сборнике хадисов Муслима «Достоверный» приводится высказывание Аиши о Зайнаб: «В глазах посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, она имела такое высокое положение, как и я. И я не знала другой такой женщины, которая бы так же хорошо, как и Зайнаб, выполняла свои религиозные обязанности, была бы такой же благочестивой, искренней почитающей родственников, щедрой в даче милостыни, не щадящей себя в делах, которыми она подтверждает внутреннее восприятие веры и старается снискать расположение Всевышнего Аллаха. Исключение составляет такая черта характера как вспыльчивость, но после вспышки она быстро остывает. У нас с Зайнаб было много схожего. Аллах предохранил ее от всего запрещенного».
В соответствующих источниках можно встретить много высказываний духовных матерей мусульман, показывающих, что они были объективны по отношению к другим женам благородного посланника и отзывались о них с похвалой.
Приведем еще один пример. Вот что рассказала Умм Саля-ма: «Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, был восхищен Зайнаб и неоднократно давал знать об этом. Она была благочестивой, проводила ночь в молитве, усердно соблюдала пост, совершала благодеяния, щедро давала милостыню бедным и неимущим». А вот что сказала Аиша, когда узнала о ее смерти: «Она ушла, будучи достойной хвалы, посвятившей себя делам благочестия, покровительницей сирот, нуждающихся и бедных». О Маймуне она сказала так: «Ушла в иной мир Маймуна ... Клянусь Аллахом, она была самой богобоязненной среди нас, самой почитающей родственников».
Еще раз подчеркнем, что такая приверженность к соблюдению справедливости, беспристрастности у духовных матерей мусульман, да будет доволен ими Аллах, по отношению друг к другу, была при всем том, что между ними были ревность и соперничество. Мы можем себе представить, какие высокие нравственные качества были им свойственны в отношение других женщин. На своем жизненном примере они показали всем мусульманкам образцы высококультурного уровня человеческого общежития, которые по мере расширения горизонтов интеллекта исключают неприязнь, ограничивают необузданную ревность при помощи беспристрастности, благодеяния и совершенствования в искренности веры. В результате мусульманская женщина соблюдает справедливость и по отношению к тем женщинам, которые ей не милы. Независимо от степени родства или уровня отношений, она справедлива по отношению к ним в своих суждениях и доброжелательна во взаимоотношениях с ними.
Богобоязненная мусульманка, впитавшая предписания веры, никогда не злорадствует и не радуется чужому несчастью.
Злорадство - черта характера очень низкая. И она чужда мусульманке. Пророк, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать предупреждал: «Не злорадствуй над братом по вере. Аллах сжалится над ним, а тебя поразит несчастьем».
Конечно же, истинная мусульманка всегда будет сочувствовать тем, кого постигло несчастье, выскажет им сострадание, поспешит тем или иным образом облегчить их участь. Злорадство может проявиться только в душах черствых и жестоких. Такие души по природе своей имеют влечение к раздражению, радости чужому горю, мщению и злословию. Для благочестивой мусульманки это абсолютно чуждо.
Среди нравственных качеств праведной мусульманки отметим следующее - не думает о ком-либо заранее плохо, не строит всякого рода предположения и подозрения, не имея на это веские доводы и доказательства. Она всячески избегает таких действий, как повелел Аллах в ясном изложении в Своей Книге:
«О те, которые уверовали! Чаще удерживайте себя от подозрительности. Некоторые подозрения - грех». (49; 12)
Истинная мусульманка отдает себе отчет в том, что недоверие к людям может навлечь на не доверяющего грех, особенно тогда, когда любитель подозревать дает волю своему воображению и предположениям. Для такого следующий шаг - клеймить людей за недостатки, приклеивать им незаслуженно ярлыки и обвинения. Такую предвзятость и недоверие ислам классифицирует как запрещенное и наказуемое действие.
Поэтому посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, строго предупредил тех, кто, не имея на то никаких оснований, не опираясь на истину высказывает против людей домыслы и подозрения: «Остерегайтесь подозрительности. Поистине, она ведет ко лжи».
Высокие наставления благородного пророка нацеливают мусульман и мусульманок на то, чтобы учитывать реальные действия людей, и не осыпать их подозрениями и домыслами. Мусульманину не пристало копаться в чужой душе и лезть в частную жизнь других, злословить об их чести. Сокровенные тайны души знает и требует отчета только Аллах. Что же касается человека, то он знает о своем брате только то, что видно из его поступков. Так считали благочестивые сподвижники и их последователи. Последователями мы называем поколение мусульман, хранителей и передатчиков хадисов, которые были учениками сподвижников или просто современниками пророка.
Абд ар-Раззак ссылаясь на Абдаллу ибн Атаба ибн Масуу-да, передал такой хадис: «Я слышал, как Омар ибн аль-Хаттаб, да ниспошлет Аллах ему Свое благоволение, говорил: «Во времена посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, люди получали откровения сверху. Затем откровения перестали ниспосылаться. И теперь мы судим о вас по вашим делам. Того, кто покажет нам добрые дела, мы почитаем. И мы совершенно не можем судить о его помыслах. За