Араратская мифология. землерожденный титан
Одинок был Вишап и в Небе, и на Земле. Кругом была Тьма, и Он - единственный Властелин этой Тьмы. Вначале ему было приятно, ведь он был абсолютным владыкой Царства Тьмы. Но затем он стал тяготиться своим положением. Да, Он был абсолютным правителем тьмы, но кем Он правил, кто поклонялся Ему, кто приносил Ему жертвы?
И загрустил Вишап. Он часто спускался на Землю и издали наблюдал за Араратом, где летали птицы, бегали животные, где росли деревья и травы. Он завидовал другим Богам, развлекавшихся на лоне природы и игравшими с Арием (первый человек). А Он был один: не было никого, с кем он мог бы поиграть, побеседовать, кому мог бы покровительствовать. Именно по этой причине Вишап еще более злился на Ария, ведь тот своим существованием доставлял удовольствие Богам и подчеркивал несчастье Вишапа. Хоть бы Ария не было, или Вишап тоже имел бы подобного ему.
И Вишап обратился к Богу Ара:
О, Отец мой, Я одинок, и грустно течет моя жизнь. В Арарате есть жизнь, и там есть человек Арий, который радует Богов. Даруй мне подобного Арию, чтобы я опекал его Ведь даже Владыка Тьмы имеет потребность радости.
- Я выполню твое желание, - сказал Ара, - вокруг распространи свое зловонное дыхание, и пустыня оживет. Затем замеси степную глину водой из реки Иордох и слепи из глины похожую на Ария фигуру.
- Дунь на нее, и она оживет. Но знай, что это сотворенное из земли создание будет лишь внешне походить на Ария. Оно не будет земным Богом, поскольку не сотворено Творцом . Оно будет Титаном. И ему имя будет – Чарий.
Довольным вернулся Вишап на Землю. Распространил вокруг свое зловонное дыхание, и на степных песках выросли колючие кусты и травы, и множество скорпионов, змей и ящериц обрели дыхание и оживили прежде пустынную степь. Затем Вишап замесил степную глину водой из реки Иордох и слепил фигуру Титана Чария, дунул на неё, и она ожила.
Обрадовался Вишап - царство тьмы обрело свою жизнь и своего человека. Вишап полюбил Титана, заботился о нем и неустанно наставлял:
- Ты вырастишь, возмужаешь, будешь иметь потомство и распространишь Мое владычество на всю Землю, и опираясь на Мое могущество, уничтожишь род Ария в Арарате, и покроешь тьмой Арарат, чтобы и там я был владыкой.
И Чарий Титан копил в себе могучую злобу и ненависть к живущему в Арарате Арию. Он всегда мечтал завоевать Арарат и сделать его подвластным Вишапу.
Золотая книга славян.
(Стефан И. Веркович. Белград 1874г. пролог)
Разговор с Помаком Хасимом из села Чавдерли.
- Бог за нас друг, за всех и за тебя. А знаешь ли, или слышал, вы Помаки, как дошли и осели в горах Доспод.
- Когда дед меня учил и рассказывал песни, то плакал и говорил, что когда-то наши деды слыли самими знаменитыми богатырями на земле, и населяли Край землю ( утонувший материк, бывший на северном полюсе, его ещё называют Даария, Сиверия, Гиперборея), их Воевода Помак, удальцом и волхвом* называемый, летал как птица (в те древние времена по утверждениям наших ученых, плотность воздуха была в 8 раз больше чем сейчас и приближалась к плотности воды, поэтому воздухоплавание было обычным явлением), и ходил даже по небу, да служил Богу, который дал ему приказ пойти в Юдскую землю, чтобы научили его Юды всяким занятиям, особенно битве, когда будет ходить на орды. Тогда, когда ходил, то полюбил дочь Юдского короля и женился на ней, и забрал её во дворец. Раз пришла к нему во дворец толпа, плача, не хватает на всех места для пахоты и пастбищ для скота. Тот задумался, что делать? Госпожа заходит к нему и говорит, что хватит сидеть на этой земле, а пора взять сабли и стрелы, собрать молодцов и искать другой земли. Тот послушал госпожу, и тогда собрал самых молодых удальцов и девушек и господарок. Над удальцами он был воеводой, а девушкам и господаркам головой была его госпожа. Ходил он по земле, и где пройдёт и захватит землю, там ставил своих воевод управлять теми местами. Какими городами овладевал, то давал им другие названия, подобные именам городов в Край- земле (Даария, Гиперборея), так поступал и с реками и с морями, чтобы дружине было привычно как на Край земле (согласно иследования Печенева С.С. около половины названий рек Сибири совпадает с назавниями рек Индии и Европы). Когда захватил много земли и ему надоело уже ходить, то спрашивает он госпожу, годится ли ему собрать воевод и тогда поделить землю, которую захватил с девятью большими городами, чтобы бросить жребий и каждому управлять той землёй на кого падет жребий, а ему быть над ними первым воеводой и решать всё, что до него дойдёт. Госпожа на то не согласилась и сказала ему, что нужно ещё ходить по земле, пока не встретят такие горы, как Юдские, и захватив их, там осядут, и поставят города и сёла, а другие воеводы сядут по полям, а он в горах. Ведь в Край земле воеводы жили в горах при Юдскам короле, да искали у него суда и учились каким-либо занятиям, так и теперь воеводы пусть являются к нему в горы и учатся чему бы та ни было у него. Тогда он послушался госпожи и искал такие горы, пока не дошел в Даспод, которые тогда были пусты, но он поставил города и сёла и заселил их. В память о священной горе в Край земле, он назвал одну из гор -- Белая гора…. И начали приходить с Края земли Юды, которые учили народ всяким занятиям…. А от того воеводы Помаша стали мы и ведёмся от помашского рода….Но как говорил мне дед, что когда-то ещё вернутся к нам те золотые годы, в которые наши сыновья покажут удаль, которой все устрашатся.
- Когда шли наши деды по той земле, не было ли у них письма или книг?
- Дружище, барин, о чем еще ты меня спрашиваешь, ведь я говорил уже тебе, что они были самыми учеными в то время. Дед мне рассказывал, что у них были учителя, которые им (Богам) воздавали жертву…да говорили что настанет в будущем. Той веры было много книг, но в самом высшем почете были песни, которые они пели, когда выходили на рать и когда на них нападало какое-нибудь зло. Учитель пел и воздавал жертву для Богов, а девушки свистели в свирели …Как хочешь, барин, а уж поверь, что наши деды того времени были самыми учеными на земле, и все другие приходили, чтоб спросить у учителей как и что делать.