Были ли ветхозаветные пророки только предсказателями будущего?
Обычно пророками называют провозвестников и истолкователей воли богов, предвидящих и предсказывающих грядущее. Однако ветхозаветные пророки были не только предсказателями будущего, они обычно говорили о том, что люди видели вокруг себя и что волновало их. Многие пророки были выдающимися политическими деятелями, выражавшими интересы и мнения определенных кругов общества. Все еврейские пророки выступали непримиримыми противниками политеизма и органически связанного с ним идолопоклонства. Первым великим пророком еврейская традиция признает Моисея, величайшего деятеля еврейской истории, основателя еврейской религии, законодателя и политического вождя еврейских племен, приведшего их из Египта в Палестину. Второе место в ряду великих еврейских пророков занимает Самуил, объединивший израильтян в одно политическое целое. С течением времени пророчество становилось прерогативой особого класса людей, составлявших так называемые сонмы. Эти общины, состоявшие из учителей и учеников, имели все общее, жили в строжайшей религиозно-нравственной дисциплине и совершали торжественные процессии, сопровождая их пением и музыкой. Из этих общин вышли непреклонные хранители и ревнители Божьего Завета, бесстрашные обличители идолопоклонства – закаленные мужи, которые не боялись говорить правду в лицо царям. Временами они пользовались огромным влиянием и уважением народа, заставлявшим даже царей испрашивать у них совета в трудные дни, – хотя часто и заканчивали жизнь мученической смертью. Наивысшего расцвета пророчество как общественная сила достигло во времена знаменитых пророков Илии и Елисея. Сонмы (или школы) пророков тогда насчитывали сотни преданных учеников, в них осуществлялось религиозно-нравственное воспитание, к которому примыкали и образовательные предметы. Впоследствии из этих школ вышли пророки-писатели, которые оставили после себя литературу, поразительную по богатству фантазии, по силе и красоте восторженного слова. Из этой литературы составились пророческие книги ветхозаветного канона – четыре из них принадлежат великим пророкам (Исаие, Иеремии, Иезекиилю и Даниилу) и двенадцать «малым» (Осии, Иоилю, Амосу, Авдию, Ионе, Михею, Науму, Аввакуму, Софонии, Аггею, Захарии и Малахии). «Закон и пророки» сделалось типичным выражением для обозначения всей сущности Ветхого Завета. С наступлением эпохи Нового Завета пророчество потеряло свое первоначальное значение, и хотя есть известия о нескольких пророках, но это уже слабые отголоски минувшего величия. Среди двадцати семи книг новозаветного канона пророческий характер имеет только одна – Апокалипсис, или Откровение Иоанна.
Сколько крыльев у серафима?
Ветхозаветный пророк Исаия в своей книге утверждает, что серафимы явились ему в человеческом образе с шестью крыльями: двумя они закрывают свои лица, двумя – ноги, а с помощью остальных двух летают, непрерывно распевая славословия Богу. По свидетельству того же Исаии, серафимы составляют высшую (ближайшую к Богу) степень в небесной ангельской иерархии и окружают престол Всевышнего.
Как выглядят херувимы?
По свидетельству наиболее подробно описавшего херувимов пророка Иезекииля, у каждого из них по четыре лица, четыре крыла «и под крыльями их подобие рук человеческих». Из четырех лиц херувима первое – херувимово, второе – человеческое, третье – львиное и четвертое – орлиное. Возле херувимов, по свидетельству пророка, четыре колеса, по одному возле каждого. «И по виду все четыре сходны, как будто бы колесо находилось в колесе. Когда шли они, то шли на четыре свои стороны; во время шествия своего не оборачивались, но к тому месту, куда обращена была голова, и они туда шли; во время шествия своего не оборачивались. И все тело их, и спина их, и руки их, и крылья их, и колеса кругом были полны очей, все четыре колеса их. <…> И когда шли Херувимы, тогда шли подле них и колеса; и когда Херувимы поднимали крылья свои, чтобы подняться от земли, и колеса не отделялись, но были при них. Когда те стояли, стояли и они; когда те поднимались, поднимались и они; ибо в них был дух животных».