Наиглавнейшее из обетовании
Слово Божье состоит из сотен обещаний, данных Его народу, но все они сконцентрированы в одном, которое названо главным из всего обетованного. Перед тем, как вознестись, Иисус инструктировал Своих учеников: «И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечётесь силой свыше».5 Это обетованное — Святой Дух.
«И, собрав их. Он повелел им-, не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чём вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым... Но вы примете силу, когда сойдёт на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли»6
Пришествие Святого Духа было давно предсказано еврейскими пророками, находящимися под помазанием I Божьим.
«Ибо Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее; излию дух Мой на племя твоё и благословение Моё на потомков твоих. И будут расти между травою, как ивы при потоках вод».7 «Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять. И будете жить на земле, которую Я дал отцам вашим, и будете Моим народом, и Я буду вашим богом»,8
«И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши,- старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и рабынь в те дни излию от Духа Моего,.9
Прошли века, прежде чем на Божьем календаре наступил день исполнения этих обещаний. Отец выполнил Свою часть дела. Он приготовил путь и послал Своего Сына. Иисус тоже выполнил Свою часть; Он умер за наши грехи, воскрес из мёртвых, чтобы сделать спасение возможным для нас, после чего вознесся на Небеса, чтобы быть нашим Ходатаем перед Отцом. И тогда наступило время, чтобы Святой Дух сделал Свою часть: донести Божью природу до верующих, снаряжая их, давая дары и силу Церкви, чтобы выполнять волю Божью и осуществлять порученное Христом. Когда указанный день наступил, Дух явился, не опоздал.
В полном согласии
В послушании финальному повелению Иисуса Его последователи — всего числом 120 человек — оставались в Иерусалиме, вместе молясь, ожидая и бодрствуя.
«При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил, весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки. Как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как дух давал им провещеватъ».10
Когда пришёл День Пятидесятницы (десять дней после вознесения Иисуса), верующие были собраны вместе в одном помещении. Десять дней поклонения, молитв, бодрствования и ожидания привели их в полное согласие друг с другом, как в разуме, так и в духе. Хотя те сто двадцать человек почти все были евреями4, они принадлежали к разным коленам. Некоторые богаты, большинство же — бедны. Они были торговцами, сборщиками податей, рыбаками, словом, самыми простыми тружениками. Некоторые были даже рабами. Они имели разные характеры. Это была очень разношёрстная группа, однако Бог привёл их в единство через общие голод и жажду по Божьему присутствию.
Не имеет никакого значения, белые мы или чёрные, американцы, индусы, азиаты или представители восточных народов. Не имеет значения, богаты мы или бедны, безграмотны или образованы. Не имеет никакого значения, ярлык какой церкви мы носим — католической епископальной, пресвитерианской, баптистской, методистской или пятидесятнической. Значение имеет только то, насколько мы голодны по Богу, насколько жаждем Его присутствия и Его помазания. Голод и жажда по Святому Духу, Который может привести нас в единый дух независимо от того, насколько мы разные. Единство в Духе является ключевым условием для сошествия на нас славы Божьей.
Ветер и огонь с Небес
Сутью произошедшего в ту Пятидесятницу было переживание рождения свыше, с Небес, которое можно было видеть и слышать. «...Шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом... Разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них». Источником всего пережитого в ту Пятидесятницу было само Небо. Это было абсолютно сверхъестественное событие, не имеющее прецедента во всей истории. Дул Небесный ветер, плясали языки пламени Небесного огня, которые воспламенили каждого в той комнате. Обетование исполнилось.
Святой Дух, который пришёл в тот день, был Личностью, имеющей в Себе силу, способную совершенно изменить человека изнутри. «И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать». Возможно, никто из той группы верующих не был изменён столь основательно, как апостол Пётр.
Помните Петра? Петра импульсивного, Петра упрямого, Петра хвастливого, Петра горячего, Петра малодушного. Пётр три года был с Иисусом. Он слышал учение, видел чудеса, провозглашал свою веру в Иисуса, как в обетованного Мессию. Однако, несмотря на свой сильный, мужественный вид и, грубоватые манеры рыбака-галилеянина, несмотря на все свои уверения в преданности, когда пришли испытания, Пётр отрёкся от своего Господа. Трижды он сказал об Иисусе: «Я не знаю Его». Он испугался простой девочки-служанки во дворе первосвященнического дома. Её слова вызвали у Петра дрожь в коленках. Позднее, после того, как Иисус был приговорён к смерти, Пётр убежал и спрятался точно так же, как и остальные ученики.
Пятидесятница изменила Петра. За несколько мгновений Святой Дух — «несущийся сильный ветер» — наполнил его и превратил из испуганного, обуреваемого чувством вины отступника в бесстрашного евангелиста. Когда большая толпа собралась поглазеть на верующих, говорящих «на иных языках, как Дух давал им провещевать», Пётр в силе Святого Духа смело провозгласил Евангелие Христа. Реки воды живой потекли из сердца Петра и увлекли за собой всякого, кто слушал его слова. И вот результат — три тысячи верующих были прибавлены к Церкви в тот день. Жизнь развивается там, где течёт река!
Когда Святой Дух пришёл в День Пятидесятницы, Он навсегда остался на земле. Его «адрес» — сердце каждого верующего-христианина повсюду в мире. Пятидесятница возвестила о новой эре в истории человечества. Никогда прежде Дух Божий по-настоящему не обитал в сердцах людей.
Необходимый для нашего спасения приход Иисуса означал Его временное пребывание на земле. В Своём воплощении Иисус был ограничен человеческим телом, особым местом и особым временем Своего пребывания. Он не мог быть одновременно со всеми Своими последователями, не мог быть также с ними постоянно. Однажды умерши на кресте и воскреснув из мёртвых, Иисус должен был вознестись на Небеса, чтобы завершить замысел Отца об искуплении. Он не мог оставаться здесь. Последователи, которых Он покинул, нуждались в Том, Кто мог бы быть с ними всё время, чего не в состоянии был сделать Иисус.
Вот почему настало время Святого Духа. Как третье лицо Троицы, Святой Дух не связан временем или местом, напротив, Он может быстро и всегда приходить к каждому верующему. Однако Он не мог прийти, пока Иисус не вознёсся. Иисус Сам говорил Своим ученикам: «Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошёл; ибо если Я не пойду, Утешитель не придёт к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам».12 Слово «Утешитель» на греческом будет рагак1е1оз, оно означает «адвокат», «помощник», «ходатай». Оно относится к тому, кто призван помогать другим. Это есть совершенное описание того, что Святой Дух делает в наших жизнях.
Святой Дух пришёл в День Пятидесятницы и остался с нами вплоть до сегодняшнего дня, две тысячи лет после того, как Господь благословил Своих людей новым пришествием святого ветра и огня. Мы живём в начале нового тысячелетия, и я верю — Бог говорит Своей Церкви, что пришло наше время воссиять. В эпоху движения Святого Духа последних времён мы хотим воссиять в мире для славы Божьей как никакое другое поколение из числа бывших до нас, начиная с самого первого века. Пророк Исайя говорил: «Восстань, светись, Иерусалим, ибо пришёл свет твой, и слава Господня взошла над тобою».3 В наши дни пламя Святого Духа будет гореть в нас ярче, чем когда-либо прежде, так что мы воистину будем «светом миру», сияющим во тьме.
Прошло для Церкви время жить вполсердца или игнорировать проявления Духа. Нам нечего стыдиться, не за что просить прощения. Нам не следует пугаться или стесняться Святого Духа. Напротив, мы должны пригласить Его и решением своей воли разрешить Ему совершить в нас ту работу, для которой Он был послан: вооружить Церковь, чтобы она могла достичь мир Евангелием, а также приготовить Церковь как чистую, без пятна и порока Невесту, готовую к приходу Христа и ожидающую Его в своей брачной комнате.