Иман, отрицаемый у прелюбодея и вора.
Уже стало ясным, что Шариат отрицает «полный Иман» у обладателей грехов, подобных прелюбодеям, ворам, пьющим спиртное, но он не отрицает у них «основу Имана». Поэтому они являются мусульманами обладателями «тасдыка» и у них присутствуют дела сердца и органов, по причине которых становится достоверным их Иман. Также эти дела отталкивают от них куфр и лицемерие.
Достоверная Сунна указала на то, что Иман покидает прелюбодея, когда он совершает прелюбодеяние. Как сказал пророк ﷺ: «Когда человек совершает прелюбодеяние, то его покидает Иман, который был для него подобен укрытию, а когда он перестает делать это, то Иман возвращается к нему» (Абу Дауд № 4690; ат-Тирмизи № 2625. Удостоверил аль-Албани в «Сахих» Абу Дауд.). Под этим Иманом подразумевается страх, смиренность и свет, но не то, что его покидает «тасдык» и что дела его сердца полностью исчезают.
Когда прелюбодей совершает прелюбодеяние, он должен быть убежден в его запретности, ненавидеть его и бояться наказания за его совершение. Такое же положение у вора и пьяницы. Если они будут в таком состоянии, то у них останется основа Имана.
Сказал шейх аль-Ислам, да помилует его Аллах: «Тот, кто совершает большие грехи подобные прелюбодеянию, воровству, пьянству и т.д., то однозначно его сердце покидает страх, смиренность и свет даже, если в его сердце останется основа тасдыка. Вышеперечисленные качества являются качествами Имана, который покидает его при совершении греха. Как сказал пророк ﷺ: «Не является верующим прелюбодей, когда прелюбодействует, а также вор, когда он ворует». Воистину, богобоязненные – это те, кого Аллах описал своими словами: «Воистину, если богобоязненных людей коснется наваждение от сатаны, то они поминают назидание и прозревают» («Преграды», 201). Если их сердец коснется наваждение от шайтана, то они поминают назидание и прозревают. Сказал Са’ид бин Джубейр: «Это человек, который разгневался, но потом вспомнил об Аллахе и сдержал свой гнев». Сказал Лейс от Муджахида: «Это человек, совершающий грех, а потом вспомнивший об Аллахе и оставивший его».
Страсти и гнев – это источники прегрешений и, если человек прозреет, он оставляет грех. Затем сказал Всевышний: «А в своих братьях они (шайтаны) усиливают заблуждение, после чего они не останавливаются» («Преграды», 202). Сказал Ибн Аббас: «Люди не прекращают совершать грехи, и шайтаны не удерживают их от них». Если человек не прозреет, то его сердце продолжает оставаться в грехе и шайтан поддерживает его этом. Даже если в его сердце присутствует «тасдык» и он не считает ложью (истину). Эти свет и прозрение, а также страх и смиренность покидают его сердце. Наподобие того, когда у человека темнеет в глазах, и он ничего не видит, хоть он и не слепой. Также и сердце, когда его покрывает покрывало грехов, оно не видит Истину, хоть оно и не слепо, как сердце кафира. Так пришло в «Асарах».
Затем он привел асары от аль-Хасана, Ибн Аббаса и Абу Хурайры, а потом сказал: «Пришло в хадисе, поднимаемом до пророка ﷺ со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах: «Когда человек совершает прелюбодеяние, то его покидает Иман, который был для него подобен укрытию, а когда он перестает делать это, то Иман возвращается к нему». Более подробно это мы разъясним в другом месте, если пожелает Аллах» (маджму аль фатава 7/31).
Он, да помилует его Аллах, разъяснил, что, то, что покидает прелюбодея – это страх, смиренность и свет вместе с тем, что тасдык остается в его сердце. В другом же месте он разъяснил, что наличие дел сердца является условием для того, чтобы осталась основа Имана. Подобно ненависти и неприязни к грехам и страх перед Аллахом в момент их совершения. Он, да помилует его Аллах, сказал: «Человек совершает харам только из-за слабости своего Имана и любви к Аллаху. Поэтому, когда он совершает что-либо плохое, это по причине слабости любви в его сердце или по причине любви к этому плохому, которая стала преобладать над любовью к Истине. Человек совершает что-либо из запретных вещей, подобных явным и скрытым мерзостям, несправедливости и притеснению без права, приобщению к Аллаху равных, о ком Он не ниспосылал никакого довода, разговорах об Аллахе без знания, только по причине слабости своего Имана в его основе или полноте, или по причине слабости знания и тасдыка, или по причине слабости любви и ненависти. Однако, если у человека будет здоровой основа Имана, а это тасдык, то этот верующий будет совершать запреты, в то же время ненавидя их. Если он совершал их по причине того, что его одолела страсть, то неизбежно при их совершении у него должна возникнуть ненависть к ним, а также страх перед наказанием Аллаха за это и желание избавиться от этого наказания. Посредством покаяния или благих дел, или посредством прощения или при помощи чего-либо другого. Если же человек не ненавидит эти грехи, не боится Аллаха из-за них и не желает Его милости, то в таком случае он не является верующим, напротив, он кафир или лицемер» («Правило, касающееся любви», стр.104).
Также он, да помилует его Аллах, сказал: «Также пришло в «Сахихе», что пророк ﷺ сказал: «Тот из вас, кто увидит что-либо порицаемое, пусть изменит это своей рукой. Если он не сможет сделать этого, то пусть изменит это своим языком. А если он не сможет и этого, то пусть изменит это своим сердцем. И это самое слабое проявление Имана» (Муслим №49). В одной из версий говорится: «А за этим нет Имана даже на вес горчичного зернышка» (Муслим №50). Этот хадис разъясняет, что если в сердце человека не будет ненависти к тому из грехов, что ненавистно Аллаху, то в нем не будет Имана, так как любовь и ненависть из дел сердца. Является известным, что иблис и ему подобные знают, что Аллах Всевышний запретил эти дела, но они не ненавидят их, напротив они призывают к тому, что запретили Аллах и Его посланник» (маджму фатава 7/557).
Примечание:
Некоторые обладатели знания говорят, что под отрицанием Имана, которое пришло в некоторых текстах, имеется в виду отрицание полноты Имана. Тут необходимо сделать конкретизацию, что подразумевается обязательная полнота. Так как у оставившего желательную полноту Имана не отрицается Иман. Если же это не так, то станет обязательным отрицать Иман у большинства людей.
К первому мнению относятся слова ан-Навави, да помилует его Аллах: «Глава, разъясняющая, что Иман убывает по причине грехов и когда отрицается Иман у совершающего грехи, то имеется в виду отрицание его полноты» («Сахих» Муслима «Глава Имана».).
Также его слова относительно хадиса: «Не является верующим прелюбодей, когда прелюбодействует…» Этот хадис из тех, относительно смысла которого разногласят ученые. Достоверное мнение, которое высказали мухаккики относительно этого хадиса, что его смысл: «Когда он совершает эти грехи, у него отсутствует полнота Имана. Это также фразы, когда отрицается что-то, но под этим подразумевается отрицание полноты или чего-либо отборного от этой вещи. Как говорится: «Нет знаний, кроме тех, что принесли пользу» или «Нет имущества, кроме верблюдов», или «Нет жизни, кроме последней жизни» (шарх «Сахих» Муслим 2/41).
Сказал шейх аль-Ислам, да помилует его Аллах: «Воистину, Аллах или Его посланник отрицают названия чего-либо, что приказали Аллах и Его посланник только тогда, когда были оставлены некоторые ваджибы этого дела. Наподобие его, да благословит его Аллах и приветствует слов: «Нет молитвы без матери Корана» или «Нет Имана у того, кто не выполняет аману и нет Религии у того, кто не соблюдает договора» и т.д.
А если же оставляемое дело было желательным, то по причине него не отрицаются эти названия. Если бы это было допустимо, то тогда стало бы допустимым отрицать у большинства верующих Иман, молитву, закят и хадж. Так как человек превосходит другого в делах. И нет никого, кто совершал бы дела благочестия подобно пророку ﷺ этого не достигли даже Абу Бакр с Умаром. Поэтому, если бы можно было отрицать эти названия от того, кто не совершил их желательную полноту, то можно было бы отрицать их от большинства мусульман первых и последних поколений. Но подобного не скажет разумный человек.
Поэтому если кто-либо скажет, что отрицается полнота, подразумевающая обязательную полноту, оставляющий которую порицается и подвергается наказанию, то он правдив. Но если он подразумевает под этим желательную полноту, то это никогда не имелось в виду в словах Аллаха и Его посланника, и никогда не будет подразумеваться. Поэтому, если человек выполнил ваджиб так, как ему было приказано и ничего не упустил из этого, то не дозволяется говорить, что он ничего не сделал ни в прямом смысле и ни в переносном. Когда было сказано бедуину, плохо совершившему молитву: «Вернись и помолись снова, воистину, ты не помолился», а также было сказано человеку, который помолился позади ряда, чтобы он повторил молитву: «Нет молитвы у того, кто уединился позади ряда», то все это было сказано им из-за того, что они оставили ваджиб» (маджму аль фатава 7/14).
Польза, касающаяся степеней отрицаний.
Сказал шейх Ибн Усаймин, да помилует его Аллах: «У отрицания чего-либо существует три степени: первая степень – основная – это отрицание существования чего-либо, то есть полное отрицание. Наподобие: «Нет Имана у поклоняющегося идолу». Если есть какое-либо препятствие для полного отрицания, то это будет отрицание достоверности чего-либо. Например: «Нет молитвы без омовения». Если есть препятствие для отрицания достоверности, то это будет отрицание полноты. Пример: «Нет молитвы, когда подана еда». Поэтому его ﷺ: «Не уверует никто из вас», указывают на отрицание обязательной полноты, но не на отрицание желательной полноты. Сказал шейх аль-Ислам Ибн Теймия, да помилует его Аллах: «Отрицается что-либо только при отсутствии в этом деле ваджиба, если не возникнет для этого какое-либо препятствие»[172].
[1] Ифрат – чрезмерность, радикализм. Тафрит – упущение, нерадение.
[2] «Семейство Имрана», 102.
[3] «Женщины»,1.
[4] «Союзники»,70-71.
[5] То есть не оставили от него ничего «Сборник фатв» Ибн Теймии 7/394.
[6] Имеется в виду малый куфр. А что касается большого куфра, то он не совместим с Иманом.
[7] Такзиб – это когда человек считает ложью что-либо из Религии Аллаха.
[8] То есть независимо от того, что находится в сердце человека – прим. перев.
[9] Если Он захочет, простит его, а если пожелает, то накажет.
[10] Книга «Толкование высказываний саляфов касательно Имана», стр. 344. Постоянный комитет по изданию фатв под руководством достопочтимого шейха ‘Абд аль-‘Азиза бин База, да помилует его Аллах, сделал предостережение от книги этого автора, которая называется «Уточнение правил в вопросах Имана и того, что ему противоречит».
[11] Высказывание опубликовано сайтом «ас-Саха аль ‘Арабия» - 16.04.2006г. Его автором является человек, написавший книгу «Уточнение правил…», о котором мы уже писали выше. Потом он снова опубликовал высказывание на этом же сайте за датой 14.05.2006г., под названием «Разве устанавливается довод Аллаха над рабами только посредством шейха аль-Ислама, да смилуется над ним Аллах? Призыв к размышлению». В этой статье он заявил, что у шейха аль-Ислама, да смилуется над ним Аллах, по этому поводу противоречивые слова. Он приписал шейху, что якобы он сказал, что тот, кто обвиняет в неверии оставляющего молитву, придерживается мнения хавариджей, тогда как в другом месте шейх аль-Ислам говорит: «Тот из ученых, кто говорит, что оставляющего молитву не убивают или убивают, но он остается мусульманином, на него зашло сомнение мурджиитов». На это я скажу, если это состояние того, кто учился в шариатских университетах и жил среди обладателей знания, то, что же сказать о тех невеждах, которые не достигли ничего из этого. То первое выказывание, которое он приписал шейху аль-Исламу, является явной ошибкой, которая основана на плохом понимании. Разъяснение этого еще придет, с помощью Аллаха.
[12] Ат-Тасдык – признание, подтверждение.
[13] «Развитие языка» 15/513, смотри словари ар. яз. «Лисан аль-Араб», «Тадж аль-‘Арус», «Мухтар ас-Сыхах», «ан-Нихая».
[14] «Аль-Камус аль-Мухит с.1518, смотри «Тадж аль-‘Арус» раздел амана.
[15] «Иман Кабир» входит в «Сборник фатв» 7/290.
[16] То есть словом, близким по значению.
[17] «Обнаженный меч», 3/967.
[18] «Молитва и положение человека оставляющего ее», 45.
[19] «Акыда аль-Васитыя» с комментариями ибн ‘Усеймина», 2/636. Растолковал шейх ибн ‘Усеймин, да смилуется над ним Аллах, дела языка тем, что это движения языка, он сказал: «Слово языка – это то, что слышится, а дела языка – это его движения. Известно, что произношение слова состоит из движения языка, челюстей и губ, поэтому, движение этих частей тела входит в Иман, так как это является делом». Также был спрошен Мухаммад бин Ибрахим, да помилует его Аллах, о том, что пришло в некоторых издательствах «аль-Васитыи» касательно слов «дела языка». На что он ответил: «Это ошибка. В других копиях этой книги нет слов «дела языка». Также, мы слышали слова Ибн аль-Коййима и хотели приписать эти слова ему, но у нас это не вышло. Напротив, в других его высказываниях мы нашли то, что противоречит этому». «Фатвы и послания достопочтимого шейха Мухаммада бин Ибрахима», 1/245.
[20] Это единогласие опирается на несколько десятков текстов из Корана и Сунны, упоминание о которых придет в следующем исследовании, когда будет подробно разбираться мнение о сущности Имана.
[21] «Сборник фатв», 7/209, «Основы убеждений Ахлю Сунны ва аль-Джама’а», автор аль-Лялякаи, 5/956, № 1593.
[22] «Толкование основ убеждений Ахлю Сунны», автор аль-Лялякаи, 1/194, № 320.
[23] Там же, 5/959, №1597.
[24] Это передал Ибн Батта в «Сборнике фатв», 7/309.
[25] «ат-Тамхид», автор Ибн ‘Абд аль-Барр, 2/238.
[26] То есть дела органов.
[27] Из тех, от кого передали подобное – Абу Хатим ар-Рази. Передал от него аль-Лялякаи: «Наше мнение, что Иман – это слова и дела. Утверждение языком, признание сердцем и совершение столпов, таких как: молитва, закят, для тех, у кого есть имущество, хадж, для тех, у кого есть на это возможность, пост в месяц рамадан. Также из Имана – совершение всех фардов Аллаха, которыми Он обязал Своих рабов». Шарх ‘Усуль аль-И’тикод», 2/181, №323.
[28] При перепечатке было искажено в ‘Али бин Абу Муса. Абу ас-Сольт – это ‘Абд ас-Салям бин Солих аль-Харви слуга ‘Али бин Мусы ар-Ридо. Сказал Хатыб аль-Багдади: «Сообщил нам аль-Буркони: «Передал нам Ибрахим бин Я’куб аль-Джузджани: «Абу ас-Сольт аль-Харви был уклонившимся от истины. Мне передали от некоторых имамов, что о нем сказали: «Он лживей, чем помет осла даджаля и он уже давно испачкался в грязи»». Сообщил нам аль-Буркони: «Был упомянут Абу ас-Сольт ‘Абд ас-Салям бин Солих аль-Харви при Абу аль-Хасане ад-Даракутни. Сказал Абу аль-Хасан и я слышал это: «Он был поганым рафидитом»». Также сказал Абу аль-Хасан: «Он передавал хадисы от Джа’фара бин Мухаммада от его отцов от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что он сказал: « Иман – это подтверждение языком и дела органов…». Он обвинен в сочинении этого хадиса и никто не передавал этот хадис, кроме тех, кто украл его у него. Он первый, кто начал распространять это хадис». «Тарих Багдад», 11/51, а также это приводит аль-Мизи в «Тахзиб аль-Камаль», 18/80.
Сказал Ибн Джаузи: «Его обвиняли в сочинении хадиса Джа’фара бин Мухаммада от его отцов от пророка, что он сказал: «Иман – это подтверждение языком и дела органов…». «аль-Мунтазым» 11/243. Также сказал аль-Мизи: «Сказал ‘Абд ар-Рахман бин Абу Хатим: «Я спросил своего отца о нем, и он сказал: « Он не является у меня правдивым, он слабый и у меня нет передач от него»». Что же касается Абу Зар’и, то он приказал выкинуть хадис Абу ас-Сольта и сказал: «Я не передаю от него и не доволен им». «Тахзиб аль-Камаль», 18/80.
Сказал аз-Захаби: «Увы, он шиит, обвиняется в сочинении, несмотря на его праведность, умер в 236г.». «аль-Кашиф»,3368. Сказал Ибн Хаджар: «Правдивый, но у него есть отвергаемые хадисы. Он исповедовал шиизм. Проявил чрезмерность аль-‘Укейли, сказав: «Он лжец»». «Такриб ат-Тахзиб», 4070. Был удивлен аль-Муаллими аль-Йамани словам Ибн Хаджара и сказал: «аль-‘Укейли не был единственным, кто порицал его, ведь сказал Абу Хатим: «Он не был правдивым». Также сказал Ибн ‘Идди: «У него есть отвергаемые хадисы о превосходстве «Ахлю аль-Бейт» и он обвиняется в их сочинении». Сказал ад-Даракутни: «Он передал хадис: «Иман – это утверждение сердца…» и он обвиняется в его сочинении». Сказал Мухаммад бин Тохир: «Он лжец». Комментарий к «аль-Фаваид аль-Маджму’а» с.293.
[29] «Фатх», 11.
[30] То есть слова сердца и языка и дела сердца и органов – авт.
[31] Известно, что большинство текстов приводятся как доказательство того, что слова сердца из Имана. Значит, они оба входят в «Иман сердца», более того ат-тасдык, не совмещенный с делами сердца не называется Иманом по единогласному мнению мусульман. Более подробное разъяснение этого вопроса придет ниже
[32] Поздних ученых.
[33] «Сборник фатв», 7/219. Принужденный человек, боящийся выявить свой Ислам, обязательно должен произносить слова двух свидетельств мысленно или произносить их секретно среди тех, кому он доверяет. Как это разъяснил шейх аль-Ислам в другом месте. (Смотри: «Сборник фатв», 14/121).
[34]. Поразмышляй над словами шейха, что «основа подчинения» должна обязательно присутствовать внешне. И что обязательно должны быть собраны все составные части одной сущности, что мы уже объясняли. Выражение «основа подчинения» является тем же, что и «род дел» (джинс аль-‘амаль). (Более подробно эта тема будет изучена, когда пойдет речь о неразлучности внутренних и внешних дел и о положении человека, оставившего дела).
[35] Ахмад, 18117, ан-Насаи, 4078, ат-Тирмизи, 2733, который сказал хороший, достоверный хадис со слов Сафвана бин Ассаля. В этом хадисе сообщается, что они спросили о девяти явных аятах (знамениях). Также его передал аль-Хаким в «Мустадраке» и сказал: «Этот хадис достоверный и я не знаю для него слабости ни с какой стороны, но два шейха не привели его». Сказал аз-Захаби в «ат-Талхисе»: «Хадис достоверный, я не знаю для него слабости». Шейх Альбани ослабил этот хадис, а также Шу’ейб аль-Арнаут, сказав: «Иснад этого хадиса слабый из-за слабости Абдуллы бин Саляма».
[36] Сказал шейх ‘Абдулла бин Хумейд, да помилует его Аллах: «Это также очень часто происходит с некоторыми востоковедами, пишущими исследования и научные работы о правильности этой Религии. Или с некоторыми научными работниками, которые видят чудеса Благородного Корана. Некоторые из них произносят слова Ислама, в то же время, оставаясь на религии своего народа. Такие люди не называются мусульманами, потому что они не подчинились этой Религии и не предались ей. Их исследования не принесут им пользы, а только добавят им горе и наказание на том свете. Прибегаем к Аллаху от этого.» Комментарий к «Отведению сомнений» стр.86.
[37] Смотри опровержение нововведения «Остановки и разведывания», а также разъяснение того, посредством чего утверждается «Ислам Хукми» в книге «Правила в разъяснении сущности Ислама у Ахлю Сунны и джама’ата», автор – шейх ‘Адиль бин Мухаммад аш-Шейхани, стр.297-323.
[38] Муслим, 23, со слов Тарика аль-Ашджа’и. Текст хадиса следующий: «Тот, кто скажет «Нет божества кроме Аллаха» и проявит куфр в то, чему поклоняются помимо Аллаха, кровь и имущество такого человека станут запретными. Расчет такого человека у Аллаха».
[39] То есть слова и дела тела и содержимое сердца.
[40]. Даже, если тасдык (признание, подтверждение) является основой для слов языка, то любовь сердца также обязывает к ним, также как она обязывает к совершению дел. Это шейх, да помилует его Аллах, разъяснил в своих словах (7/541): «Затем, полноценная любовь, при наличии возможности, обязывает к движениям тела, произношению языком и совершению дел внешними органами».
[41] «Сборник фатв», 2/382. Я добавлю, что заявляют некоторые, на которых подействовали сомнения мурджиитов, что оставление внешних дел полностью никак не влияет на достоверность Имана, так как дела являются ответвлениями, а не основой. Почему же они пропустили то, что слова языка также являются ответвлением. Придет ответ на это сомнение в опровержении логических сомнений, на которые опираются противоречащие.
[42] Такзиб - считание ложью. Такзиб – антоним тасдыка, тогда как антонимом Имана является куфр. Прим.перев.
[43] Джахм и те, кто за ним последовал, заявляют, что все, о чьем куфре пришли тексты Корана и Сунны и единогласное мнение, то это по причине исчезновения тасдыка из его сердца. Они заявляют, что иблис, фараон, Абу Джахль и им подобные не были знающими и признающими (тасдык), что является противоречием и оспариванием ясных текстов Корана и Сунны, которые указывают на то, что все вышеперечисленные являлись знающими и признающими (тасдык), даже, если их тасдык не принес им пользы. Их тасдык не принес им пользы, потому что за ним не последовало то, чего он требует, а это предание и подчинение Аллаху и любовь к Нему. Смотри то, что придет в разъяснении смысла Имана и Куфра у джахмитов.
[44]. В своих словах: «Поэтому из условий Имана наличие полноценного знания», под условием (имеется в виду условие достоверности) он, да помилует его Аллах, имел в виду знание и тасдык, а под «полноценным» имел в виду достоверный, достаточный. Шейх в большинстве случаев использует подобные выражения, подтверждение чего придет, когда будут объясняться его слова «полноценный Иман». В другом месте шейх аль-Ислам, да помилует его Аллах, назвал слова языка условием достоверности Имана. Он сказал: «Второе: то, чего придерживаются Ахлю Сунна ва аль-Джама’а – это, если человек не произносит слова веры без шариатского оправдания, то знание, находящееся у него в сердце не принесет ему пользу. Произнесение этих слов является условием в достоверности Имана, для того, кто в состоянии их произнести». Конец цитаты, «Обнаженный меч», 3/974. Всем известно, что знание сердца и слова языка являются частями Имана, которые входят в него, по мнению шейха аль-Ислама и других. Это разъясняет, что шейх проявил снисходительность, назвав слова условием, хотя они являются частью сущности Имана. Некоторые факихи, например, считали намерение условием достоверности молитвы, а некоторые считали его столпом («аль-Инсаф», 2/19). Также намерение в посте. Ханафиты и ханбалиты считали его условием достоверности, тогда как маликиты и шафи’иты считали его столпом поста. («Кувейтская энциклопедия фикха», 23/113). Они разошлись в терминологии по причине того, что и условие, и столп являются тем, без чего любая вещь не будет действительной. А что касается противоречия в том, что условие находится вне дела, а столп внутри его, то это просто терминология, на которую особо не обращают внимания.
[45] Придет объяснение неразлучности между внешними проявлениями Имана и внутренними, доказательства на это и позиция мурджиитов в этом вопросе в отдельной главе.
[46] Возможно, имам, да помилует его Аллах, под словами «во многих местах» имел в виду не именно эти два аята, а аяты, сообщающие о возрастании Имана. Так как слова «Однако, это лишь приумножило их веру» встречаются только в одном месте Корана, а это сура «Семейство Имрана». Также как Его слова: «Мы увеличили их приверженность прямому пути», - встречаются только в суре «Пещера».
[47] «Преграды», 202. «аль-Ибана», автор Ибн Батта, 2/832.
[48] Привел Ибн Абу Шейба в «аль-Иман», 105-107, также Абу ‘Убейд в «аль-Иман», 20, ‘Абдулла бин Ахмад в «Сунне» 1/368 № 796. Также привел аль-Бухари в «Сахихе», глава: «Ислам основывается на пяти столпах», аль-Лялякаи в «Шарх усуль И’тикод Ахлю Сунны», 5/1014 №1707. Удостоверил его Хафиз Ибн Хаджар в «Фатх аль-Бари» и Альбани в комментариях к «аль-Иман» Ибн Аби Шейбы.
[49] Привел имам Ахмад в «аль-Иман» через ‘Абдуллу бин Укейма от ибн Мас’уда, что он говорил: «О, Аллах, добавь нам…». Сказал Хафиз Ибн Хаджар: «Его иснад достоверный», также его привел ‘Абдулла бин Ахмад в «Сунне» 1/368 №797, аль-Аджури в «аш-Шари’а» 2/585 № 218, Ибн Батта в «аль-Ибане» 2/846 № 1132.
[50] Привел Ибн Маджа, 61, аль-Лялякаи 5/1017 №1715. Сказал Бусейри в «Мисбах аз-Зуджаджа»: «Этот иснад достоверный». Также его удостоверил Альбани.
[51] Это предание (асар) привел имам Ахмад в «аль-Иман»; Ибн Абу Шейба в «аль-Иман» 14; ‘Абдулла бин Ахмад в «Сунне» 1/315 № 624; аль-Аджури в «аш-Шари’а» 2/583 № 215; Ибн Батта в «аль-Ибана» 2/745 № 1131; аль-Лялякаи 5/1019 № 1780. Слова Ибн аль-Коййима смотри в его комментарии на «Сунан» Абу Дауда.
[52] Привел ‘Абдулла бин Ахмад в «Сунне», 1/342 № 726, аль Аджури в «аш-Шари’а 2/606 № 243. Сказали мухаккики: «Его иснад сахих».
[53] Привел Хумейди в «Усуль Сунна», стр. 41; Ибн Абу ‘Умар аль-Адни в «аль-Иман», 28; ас-Сабуни в «Убеждения саляфов асхаб аль-Хадис», стр. 270; аль-Аджури в «аш-Шари’а», 2/607 № 244; Ибн Батта в «аль-Ибана» 2/854 № 1155.
[54] Привел имам Абу Дауд в «Масаиль имама Ахмада», стр. 272; аль-Аджури в «аш-Шари’а» 2/608 № 246. Также ты найдешь еще высказывания саляфов на эту тему в «Шарх усуль И’тикод Ахлю Сунна» аль-Лялякаи 5/1012-1036.
[55] Привел аль-Бухари, 21; Муслим, 43 со слов Анаса, да будет доволен им Аллах.
[56] Привел аль-Бухари, 5063, в его версии сказано: «Клянусь Аллахом! Воистину, я больше чем вы страшусь Аллаха и более богобоязнен». Муслим, в его версии: «Воистину, я более богобоязнен, чем вы и больше, чем вы, страшусь Аллаха», а также: «Клянусь Аллахом! Воистину, я надеюсь, что я больше, чем вы, боюсь Аллаха и более знающий в этом»; Также привел Малик в «аль-Муввата» в его версии: «Клянусь Аллахом! Воистину, я более богобоязнен по отношению к Аллаху и более знающий о Его границах». Это пришло в истории делегации, которая спросила пророка ﷺ о его поклонении.
[57] Привел аль-Бухари, 15; Муслим 44. Здесь приводится версия Муслима со слов Анаса, да будет доволен им Аллах.
[58] Привел аль-Бухари 6632 со слов ‘Абдуллы бин Хишама, да будет доволен им Аллах.
[59] «Сборник фатв» 7/562, 7/232-237.
[60] «Сборник фатв», 7/259.
[61] Смотри «Сборник фатв», 7/446.
[62] «Сборник фатв», 7/439.
[63] «Масаиль», автор Ибн Хани, 2/162, «ас-Сунна», автор аль-Халляль 3/600 № 1065.
[64] Привел ‘Абдулла Ибн Ахмад в «ас-Сунна» 1/338-341 № 711, 721; аль-Лялякаи 5/1048 № 1779.
[65] «Покаяние», 106.
[66] «ас-Сунна», автор аль-Халляль 3 /597 № 1056, также это передал шейх аль-Ислам 7/446.
[67] Привел Муслим 249, со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах.
[68] То есть он ﷺ сделал оговорку, хотя он был убежден в смерти.
[69] Привел Ибн Маджа 4268 со слов Абу Хурайры. Его версия: «Когда покойник окажется в могиле, то если он был праведным, его усадят в могиле без всякого страха…. Ему скажут: «Ты жил с убежденностью, с ней умер и с ней будешь воскрешен, если пожелает Аллах». Также передал Ахмад со слов ‘Аиши и Асмы, да будет доволен ими Аллах, и его удостоверил аль-Бусайри в «Масобих аз-Зуджаджа».
[70] Привел Муслим 199 со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах. Его версия: «У каждого пророка есть мольба, на которую будет отвечено, но все они поспешили использовать ее. Я же приберег свою мольбу для заступничества за свою Умму в Судный день. Она достигнет каждого, кто умер из моей Уммы, и ничего не приобщал Ему в сотоварищи, если того пожелает Аллах». Также его вкратце привел аль-Бухари 7474.
[71] Привел Муслим 1110 со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах.
[72] «ас-Сунна», автор аль-Халляль 3/595 № 1054. Это привел шейх аль-Ислам 7/451.
[73] «Победа»,27.
[74] «Сборник фатв», 17/278. Сказал Мухаммад бин Наср аль-Марвази, да помилует его Аллах: «Я спросил Ахмада о том, кто говорит: «Я считаю себя верующим со стороны положений фикха и наследства, но не знаю, кто я у Аллаха». Он ответил: «Такой человек не является мурджиитом. Сказал Абу Аййюб: « Оговорка допустима». Он сказал: «Я верующий», но не сказал «у Аллаха» и не сделал оговорки. Это, по моему мнению, допустимо и говорящий подобное не является мурджиитом». Подобное сказали Абу Хайсама и Ибн Абу Шейба». «Возвеличивание важности молитвы» 2/529.
[75] Именно это значение подразумевала основная группа саляфов, когда они делали оговорку. «Сборник фатв», 7/446 и 7/417.
[76] «Сборник фатв», 7/496. Сказал шейх аль-Ислам: «Это самая очевидная из причин «оговорки» в Имане».
[77] «Сборник фатв», 7/446, «аль-Ибана», автор Ибн Батта 2/865.
[78] «Сборник фатв», 7/450-452, а также 3/289 и 13/42.
[79] «Пещера», 23-24. «аль-Ибана», 2/865.
[80] «Сборник фатв», 7/448.
[81] Под двумя группами подразумеваются те, кто обязывает делать оговорку и те, кто запрещает её. Разъяснение их позиций придет, когда будет разъясняться понимание Имана у различных групп.
[82] «Трофеи», 2-4.
[83] «Комнаты», 15.
[84] Комментарий к «аль-‘Акида ат-Тахавия», стр. 353 или 2/538 в другом издании.
[85] Привел аль-Аджури в «аш-Шари’а», 2/670 № 291, Ибн Батта в «аль-Ибана» 2/880 № 1212.
[86] Привел ‘Абдулла бин Ахмад в «ас-Сунна» 1/338 № 712, аль-Аджури в «аш-Шари’а», 2/667 № 288, Ибн Батта в «аль-Ибана», 2/881 № 1213, аль-Лялякаи 5/1054 № 1796.
[87] «аш-Шари’а», автор аль-Аджури, 2/667.
[88] Подобны этим слова некоторых из них: «Эти дела, которые требуется совершать для достоверности Имана, каковы их пределы, какова их сущность? Когда человек, оставляющий их, становится кафиром, через день или два, или час или мгновение?!» Как еще придет в разъяснении их логических сомнений, которыми они сеют сомнения в том, в чем единогласно сошлись саляфы, а это то, что Иман неотделим от дел. Имеется в виду то, что мурджииты отклонились от того, на что указали Книга, Сунна и единогласие к шатким сомнениям и слабым доводам. Как сказал Всевышний: «Тот, кому Аллах не дал свет, нет для него света».
[89] «Сборник фатв», 7/448.
[90] «Сборник фатв», 7/414, а также 7/259.
[91] «Сборник фатв», 7/415.
[92] Однако оно передается через Аййюба бин Сувейда ар-Ромли, в котором есть слабость. Смотри «Сборник знаний и мудрости», автор Ибн Раджаб 1/107.
[93] Это приписывает Хафиз ибн Хаджар к аль-Бухари в нескольких местах «Фат аль-Бари» 1/71; 1/100; 1/88; 1/125; 1/140.
[94] «Фатх аль-Бари» 1/14.
[95] «Величие положения молитвы» 2/529; «ат-Тамхид» Ибн ‘Абд аль-Барр, 9/250.
[96] «Рассеивающие», 35-36.
[97] То есть последователи его мазхаба.
[98] «ат-Тамхид», 9/247-250.
[99] «Ясное знамение», 5.
[100] «Семейство Имрана», 19.
[101] Тафсир ибн Касира 4/237.
[102] «Сборник фатв» 7/473-474.
[103] Поздних ученых.
[104] То есть обязательный Иман.
[105] Под «Иман Тамм» подразумевается основа Имана или обязательный Иман, как уже было упомянуто ранее. Шейх ль-Ислам в своих словах чаще всего использует подобные выражения, разъяснение чего еще придет.
[106] «Сборник фатв» 7/365.
[107] Шейх говорит о словах Мухаммада бин Насра аль-Марвази, да помилует его Аллах: «Те, кто заявляют, что Ислам это только подтверждение и что дела не входят в него, они противоречат Корану и Сунне. И нет разницы между ним и мурджиитами, так как они заявляли, что Иман – это только подтверждение без дел». «Величие степени молитвы» 2/533.
[108] То есть познания сердца, его тасдыка, «слова» сердца и дел.
[109] «Комнаты», 15.
[110] «Трофеи», 2.
[111] «Семейство Имрана», 85.
[112] «Трапеза», 3.
[113] «Сборник фатв», 7/377.
[114] «Сборник фатв «, 7/375.
[115] «Фатх аль-Бари», автор Ибн Раджаб 1/130. Также «Джами’ аль-‘Улюм ва аль-Хикам», 1/107.
[116] «Комнаты», 14.
[117] Смотри «Сборник фатв», 7/305.
[118] «Комнаты», 17.
[119] «Сборник фатв», 7/344. Первое мнение – это мнение тех, кто говорит, что эти бедуины были мунафиками. Второе мнение – Иман отрицается от человека за то, что он оставил желательные дела и потому, что есть те, кто лучше него. Как это говорит Абу Толиб аль-Макки и другие. Подобного неизвестно из шариатских текстов, как это разъяснил шейх аль-Ислам, да помилует его Аллах.
[120] «Сборник фатв», 7/238.
[121] «Тафсир» ибн Касира, 4/220.
[122] Смотри «Сборник фатв», 7/242-253; 7/276-278.
[123] аль-Бухари, 27; Муслим, 150.
[124] «Сборник фатв», 7/474.
[125] Муслим, № 9 со слов Умара, да будет доволен им Аллах.
[126] Смотри «Сборник фатв», 7/14.
[127] «Ангелы», 32.
[128] «Сборник фатв», 7/357.
[129] «Сборник фатв», 7/10.
[130] аль-Бухари, 2475; Муслим, 57, со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах.
[131] «Сборник фатв», 7/273; также передал аль-Халляль в «ас-Сунна», 4/10.
[132] аль-Бухари, 4368, Муслим, 17 со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен им Аллах.
[133] аль-Бухари, 9; Муслим, 35 со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах.
[134] «Ма’алим ас-Сунан», 4/295, также это передал шейх аль-Ислам 7/358, там пришло: «А это то, что мусульманин в некоторых ситуациях бывает верующим, а в некоторых не бывает. Верующий же является мусульманином во всех ситуациях. Поэтому каждый верующий является мусульманином, но не каждый мусульманин является верующим. Если ты подойдешь к этому вопросу таким образом, то исправятся для тебя толкования аятов, все станет на свои места и не будет никаких противоречий».
[135] «Сборник знаний и мудростей», 1/105.
[136] «Сборник знаний и мудростей», 1/107.
[137] «Сборник фатв», 7/259.
[138] Привел Ахмад, 12404, со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, его посчитали слабым шейхи Шу’ейб аль Арнаут и аль-Альбани.
[139] «Сборник фатв», 7/553.
[140] «Сборник фатв», 7/555.
[141] «Сборник фатв», 7/359. Слова аль-Багави пришли в «Шарх ас-Сунна 1/10 и в его тафсире к словам Всевышнего: «Которые веруют в сокровенное». «Бакара», 3.
[142] «Пророки», 94.
[143] «То ха», 75.
[144] «Сборник фатв», 7/333. Слова Абу Толиба пришли в «Кут аль-Кулюб», 2/250.
[145] «Сборник фатв», 7/334.
[146] То есть основы Имана.
[147] Смотри стр. … из этого исследования.
[148] «Сборник фатв», 7/367.
[149] Имеется в виду принуждение.
[150] То есть, он не будет заботиться о том, запретно ли это или дозволено.
[151] Это привел Ибн Исхак в «Сире». Он сказал: «Сообщил мне Язид бин Абу Зияд от Мухаммада бин Ка’ба аль-Корзи, сказавшего…». И он упомянул то, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отправился в Таиф и обратился с призывом к трем братьям из господ Сакифа, а это ‘Абд Йя Лейль, Мас’уд и Хубейб – сыновья ‘Амра бин ‘Умейра. Один из них сказал: «Клянусь Аллахом! Я никогда не заговорю с тобой. Если ты являешься послнником Аллаха, как ты говоришь, то ты очень опасен, чтобы я разговаривал с тобой. А если же ты лжешь на Аллаха, то не подобает мне с тобой разговаривать». После этого посланник Аллаха ﷺ покинул их, разочаровавшись в благе Сакифа». «Сира» Ибн Хишама 2/28. «Аль-Бидая ва ан-Нихая» Ибн Касир 3/135.
[152] «Слова и дела, нарушающие Иман» доктор Абд аль-‘Азиз бин Мухаммад ‘Абд аль-Лятыф, стр. 52-84; «Манхадж Ибн Теймии в вопросах такфира», доктор ‘Абд аль-Маджид бин Салим аль- Машаби 1/193-273; «Правила такфира определенной личности у двух шейхов Ислама – Ибн Теймии и Ибн Абд аль-Уаххаба», автор Абу аль-Аля бин Рошид бин Абу аль-Аля ар-Рошид, стр.39-176.
[153] далее шейх ответил на это сомнение с десяти сторон.
[154] Упомянутых в суре «Комнаты», аят 14.
[155] Вторая категория людей, упомянутых в аятах суры «Покаяние», 64-66.
[156] Первая категория людей, упомянутых в аятах суры «Покаяние», 73-74.
[157] Вторая категория людей, упомянутых в аятах суры «Покаяние», 64-66.
[158] Сказал коды Абу Бакр Ибн аль-Араби, да помилует его Аллах: «То, что они сказали, было сказано или всерьез, или в шутку, но как бы там ни было – это куфр. Потому что шутки с куфром являются куфром, и нет в этом разногласия среди Уммы». «Ахкам Коран», 2/543, также передал аль-Куртуби 8/181.
[159] То есть смысл Имана или куфра.
[160] Арабский поэт.
[161] Смотри разъяснение «Понятие куфра у джахмитов и тех, кто согласился с ними», которое еще придет.
[162] «аль-Фатава аль-Кубра», 6/75, а также он сказал в 4/204 «Я констатировал, что каждое выражение говорящего без желания (не осознанно) сказать его по причине ошибки, оговорки и потери разума, не влечет за собой никакого хукма.
[163] То есть совершённые не осознано.
[164] «аль-Мувафакат», 1/149. Он сказал о достоверности договоров пьяных: «Когда человек ввел в себя что-либо опьяняющее, он стал как говорящий осознанно». Сказал шейх аль-Ислам: «Затем, большинство сделали достоверными договоры пьяных, когда те неосознанно произносили слова. Они сказали: «По причине того, что человеку было запрещено лишать себя рассудка, его хукм подобен хукму того, кто не потерял рассудок». «аль-Фатава аль-Кубра» 6/75.
[165] Смотри шарх Ибн Усаймина на «Акиду аль-Васытыю», 2/644, а также шарх на «ат-Тахавию», стр. 321-329.
[166] Шарх Ибн Абу аль-Изза аль-Ханафи на «ат-Тахавию», стр. 316.
[167] Имеется в виду мнение о такфире грешников – прим.перев.
[168] «Сахих» аль-Бухари, 2449 с текстом близким тому, что привел толкователь «ат-Тахавии», но этого хадиса нет в «Сахихе» Муслима в такой форме. Сказал Хафиз в «Фатх»: «Смысл этого хадиса привел Муслим, но только в другой форме. И он более разъясняющий положение подобных людей. А затем он привел хадис о банкроте.
[169] Шарх «ат-Тахавии», стр. 320. Также «Сборник фатв», 7/482.
[170] Привел Ахмад 13245; ат-Тирмизи 2435; Абу Дауд 4739 со слов Анаса, да будет доволен им Аллах. Удостоверили аль-Альбани и Шу’ейб аль-Арнаут.
[171] «Комментарий к «аль-Васытыя» шейха Ибн Усаймина, 2/651. Сказал Ибн аль-Коййим, да помилует его Аллах: «Название «полный Иман» употребляется только в отношении совершенного Имана, исповедовать который было приказано. Название же «основа Имана» может употребляться в отношении неполноценного Имана, а также совершенного. Поэтому пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отрицал наличие полного Имана у прелюбодея, вора и пьющего спиртное, но не отрицал у них основу Имана». Также он сказал: «Имеется в виду различие между «полным Иманом» и «основой Имана». Полный Иман препятствует вхождению в Огонь, а основа Имана препятствует вечному пребыванию там». «Бадаи аль-Фаваид», 4/227.
[172] «аль-Коуль аль-Муфид ‘аля китаб ат-Таухид», 2/161; также «ат-Та’лик ‘аля Сахих Муслим», 1/248. Там пришло: «Если кто-либо скажет: «Каково положение дела, если от него отрицается полноценность в, то время, когда само дело существует?» Мы ответим: «Правило у ученых «То, по причине чего отрицается Иман – это является большим грехом»».