Мир душевный зависит не от места, а от нас самих

Описываешь продолжение, по твоим словам, неопределившегося твоего положения. Не определяется же оно от нашего душевного расположения. Дело спасения нашего требует на всяком месте, где бы человек ни жил, исполнения заповедей Божиих и покорности воле Божией. Этим только приобретается мир душевный, а не иным чем, как сказано в псалмах (Пс. 118: 165): Мир мног любящим закон Твой, и несть им соблазна. А ты ищешь мира внутреннего, и успокоения душевного от внешних обстоятельств. Все кажется тебе, что ты не на том месте живешь, не с теми людьми водворилась, что сама не так распорядилась, и что другие будто бы не так действовали. В Священном Писании сказано (Пс. 102: 22): на всяком месте владычествие Его, то есть Божие; и что для Бога дороже всех вещей целого мира спасение одной христианской души. Как бы вещи употреблены ни были, лишь бы с благим намерением, Бог приемлет в благое; и часто из ошибок человеческих устраивает полезное. Преподобный Антоний Великий сказал: "О мимошедшей вещи не раскайся", то есть понапрасну не жалей о том, что сделано так или иначе, только вперед старайся употреблять вещи должным образом. Пишешь, что ты начала выдавать деньги на потребности по твоему соображению. Например, на покупку... половинную часть; и вперед можешь действовать, соображаясь с твоей возможностью, только старайся не безпокоиться — откроются или не откроются источники сокровенных средств.

Испытания скудостью потребных посылаются и для обителей, равно как и для частных христианских подвижников, как это видно из жития многих святых отцов. Из твоих суждений и рассуждений ясно показывается, что ты желаешь видеть, как на ладоне своей, свое спасение. Но такое ясное видение может приводить человека или к гордости, или к разленению; а неполезное и не дается людям, равно как и безвременное, то есть преждевременное ведение о смерти своей. Преподобный Петр Дамаскин пишет, что спасение человека находится между страхом и надеждой, чтобы он не отчаивался и паче меры не обнадеживался. Ежели святым людям повелевает преподобный Давид, глаголя (Пс. 33: 10): Бойтеся Господа, вcu святии Его, то кольми паче людям грешным и неисправным потребно и полезно иметь всегда страх Божий, страшась нарушать заповеди Божии, и прежде всего относительно суждения и осуждения, которое жизнь христианина обращает в лицемерие, по сказанному в Евангелии (Мф. 7: 5): Лицемере, изми первее бервно из очесе твоего. Хотя и кажется нам, что мы делаем это по ревности, но такая ревность называется ревностью не по разуму, и ревностью буиею. Не без причины апостол возражает, глаголя (Рим. 14: 4): Ты кто ecu судяй чуждему рабу? Своему бо Господеви стоит или падает... силен бо есть Бог поставити его. Кольми паче суждение неуместно относительно предметов средних, как, например, относительно построек, малы ли они, или велики. Впоследствии видно будет, что они окажутся очень пригодными, хотя теперь и кажутся нам неблаговременными. Взгляды разные бывают и у родных братьев святых. Помнится мне, что Преподобного Сергия упрекал брат его за более пространную ограду, говоря: "Что ты расширяешься?" Оставим и мы подобное дело на суд Божий, и таким образом можем не тревожиться безполезно. Посылаю тебе один ответный пункт, продиктованный отцом А., который перед праздником Покрова Божией Матери выехал в Д. монастырь на настоятельство; а другие пункты от постоянной молвы с народом вышли из головы моей, а остался в памяти один только главный пункт Священного Писания (1 Кор. 4: 20), что Царство Божие... не в словеси... но в силе, то есть во исполнении повелеваемого, с сим прибавлением: егда сотворите вся повеленная вам, глаголите, яко раби неключими есмы: яко, еже должни бехом сотворити, сотворихом (Лк. 17: 10).

Ответные пункты на некоторые религиозные недоумения, которыми враг рода человеческого, ненавистник всякого добра и мира, под благовидными предлогами смущает некоторых.

1) Сам Господь во Святом Евангелии (Мф. 11: 29-30) прямо и ясно говорит: Возмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашым. Слова эти показывают, во-первых, что несение ига Христова, прежде всго, заключается в кротости и смирении. Во-вторых, наставление и назидание для собственной жизни должно брать более с примера Христа Спасителя, нежели с примера людей, в которых невозможно обретать полного совершенства, по немощи человеческой. И потому, под благовидным предлогом, не должно смущаться тем, что некоторые не подают нам назидательного примера так, как бы мы желали. При этом может быть ошибка и в том, что мнение и намерения людей различны, — один думает и рассуждает так, а другой иначе. Потому и религиозные взгляды на вещи неодинаковы. Сердца же человеческие знает только один Бог. Поэтому и говорится: ин суд Божий, и ин человеческий. Не без причины Господь ключи Царствия Небесного вручил апостолу Петру, а ключи ада и смерти удержал у Себя. Святитель Димитрий Ростовский объясняет эту причину так: "Чтобы и великие святые, по несовершенству человеческому, не посылали во ад таких людей, которые по сокровенному добру, ведомому одному Богу, достойны наследия Царствия Небесного". В-третьих, слова Спасителя показывают, что безпокойство наше и смущение происходят не от других, а от нас самих, по недостатку в нас кротости и смирения.

Наши рекомендации