Вопрос 131. Что может служить указанием на первую ступень, которой является вера в знание?
Ответ: Аллах Всевышний сказал: «Он - Аллах, помимо которого нет иного бога, Знающий сокрытое и явное». Собрание, 22. «... чтобы вы знали, ...что Аллах всё объял (Своим) знанием». Развод, 12.
«И сказали те, кто не уверовал: "Не настанет для нас Час (этот)!" Скажи: "Нет, клянусь Господом моим, Ведающим о сокровенном, обязательно настанет для вас Час (этот)! Не укрывается от Него ничто даже весом с пылинку ни в небесах, ни на земле. И нет ничего такого, что было бы меньше или больше этого, чего не было бы в Писании ясном..."»Саба, 3.
«И у него ключи к сокрытому*! Знает о них только Он». Скот, 59. *["Гайб" - имеется в виду всё то, что известно одному лишь Аллаху и что Он может открыть, кому пожелает].
«Аллах лучше всех знает, куда поместить Своё послание».Скот 124. «Поистине, Господь твой лучше всех знает о тех, кто сбился с пути Его, и Он лучше всех знает о следующих правильным путём». Калям, 7. «Разве Аллах не знает о том, что (скрыто) в сердцах (обитателей) миров, лучше всех?» Паук 10.
«И вот сказал Господь твой ангелам: "Я назначу на земле наместника." Они сказали: "Неужели сделаешь Ты (наместником) на земле того, кто станет на ней грешить* и проливать кровь, тогда как мы воздаём Тебе хвалу и чтим Тебя свято*?!" Он сказал: "Поистине, Я знаю то, что вам неведомо"». Корова, 30.
*[В частности здесь имеется в виду, что люди станут впадать в великий грех многобожия].
**[То есть: не допускаем но отношению к Тебе ничего такого, что не соответствовало бы высоте Твоего положения].
Аллах Всевышний также сказал: «Но, возможно будет вам ненавистно то, что является для вас благом, и, возможно, полюбите вы то, что является для вас злом: Аллах знает (об этом), а вы не знаете». Корова, 216.
Сообщается, что один человек спросил пророка, (Да благословит его Аллах и приветствует),: "О посланник Аллаха, можно ли отличить тех, кто окажется в раю, от тех, кто попадёт в ад?"
Он ответил: «Да». (Человек) спросил: "Так зачем же они (стараются) совершать (благие) дела?"
Пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Каждый будет делать то, ради чего он был создан (или: ...то, что для него было облегчено*)». Аль-Бухари, Муслим.
*[Иными словами, каждый будет находить для себя лёгкими такие дела, совершение которых в конце концов приведёт его к тому месту, что было предопределено ему Аллахом изначально].
Сообщается, что однажды пророка, (Да благословит его Аллах и приветствует), спросили о детях многобожников*, на что он ответил: «Аллах лучше знает о том, что бы они стали делать». Аль-Бухари, Муслим.
*[Имеется в виду вопрос о том, в рай или в ад попадут дети многобожников, которые умерли в раннем возрасте, не успев совершить ни хороших, ни плохих дел].
Сообщается также, что посланник Аллаха, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Поистине Аллах создал (одних) людей для рая, создав* их для него ещё в то время, когда они находились в чреслах своих отцов, и создал других для огня, создав их для него ещё в то время, когда они находились в чреслах своих отцов». Муслим, Абу Дауд, Ахмад. *[То есть: предопределив, что эти люди попадут в рай].
Сообщается также, что об этом посланник Аллаха, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Поистине, может человек совершать то, что людям покажется делами обитателей рая*, тогда как (на самом деле) будет он из тех, кто окажется в аду, и, поистине, может человек совершать то, что людям покажется делами обитателей ада, тогда как (на самом деле) будет он из тех, кто окажется в раю». Аль-Бухари, Муслим. *[То есть: такими делами, наградой за которые послужит для него рай].
Сообщается также, что об этом посланник Аллаха, (Да благословит его Аллах и приветствует), однажды сказал:
"Нет среди вас такого, о ком неизвестно было бы, какое место он займёте раю или в огне». (Люди) спросили: "О посланник Аллаха, так зачем же нам (стараться) делать (благие дела)? Не лучше ли положиться на это?" Он сказал: «Нет, действуйте, ибо каждому облегчается (совершение) того, ради чего он был создан», - после чего прочитал следующие аяты: «Что касается того, кто отдавал[1], и был богобоязненным и признавал наилучшее[2], то Мы облегчим ему (путь) к легчайшему[3]. А тому, кто скупился[4], и обходился[5] и считал ложью наилучшее, Мы облегчим путь к тягчайшему[6]». Ночь, 5-10. Аль-Бухари, Муслим. Указанием на это могут служить и другие хадисы.
_______________________
[1] [Имеется в виду "отдавал должное" в широком смысле слова, иначе говоря, выполнял веления Аллаха, как относительно материальных затрат (выплата закята, помощь неимущим и т.д.), так и относительно всех иных форм поклонения Ему].
[2] [То есть: верил в истинность свидетельства о том, что Нет бога (достойного поклонения), кроме Аллахаи в то, что он получит воздаяние, обещанное Аллахом тем, кто верил в это и совершал благие дела].
[3] [Речь идёт об облегчении положения человека в целом, а также об облегчении для него возможности совершения всего благого и отказа от всего дурного, что приведёт его в рай].
[4] [То есть: не расходовал во благо себе и другим того, чем наделил его Аллах, и не поклонялся Аллаху должным образом].
[5] [Иначе говоря, считал, что не нуждается в благодеяниях Аллаха и вполне обойдётся земными благами].
[6] [Имеется в виду, что Аллах затруднит для него совершение всего благого и облегчит для него путь ко всему дурному, что в конце концов приведёт такого человека в ад].
_______________________