Исследование концентрации внимания

МЕТОДИКА МЮНСТЕРБЕРГА

Направлена на определение избирательности внимания. Рекомендуется для использования при профотборе на специальности, требующие хорошей избирательности и концентрации внимания, а также высокой помехоустойчивости.

Инструкция:среди буквенного текста имеются слова. Ваша задача как можно быстрее считывая текст, выделить эти слова. Время работы — 2 минуты.

Методика применяется как в группе, так и индивидуально. Оцениваются количество выделенных слов и количество ошибок (пропущенные и неправильно выделенные слова).

Стимульный материал

б с о л н ц е в т р г щ о ц э р а й о н з г у ч н о в о с т ь ъ х э ь г ч я ф а т ь у э к з а м е н т р о ч я г щ

ш г ц к п п р о к у р о р г у р с е а б е т е о р и я ж е б ь а м х о к к е й т р о и ц а ф ц у й г а х т

т с л е в и з о р б о л д ж щ з э г щ ь б п а м я т ь ш о г х е ю ж и п д р г щ х щ н з д в о с п р и я т и е

й ц у к е н д ш и з х ь в а ф ы п р о л д б л ю б о в ь а б ф ь т р п л о с л д с п е к т л ь я ч с и н т ь б ю н

б ю е р а д о с т ь в у ф ц и е ж ц д о р р п н а р о д ш а л д ь х э п п ц г и е р н к у ы ф й ш р е п о р т а ж э к

ж д о р л а ф ь в ю ф б ь к о н к у р с й ф н я ч ь г у з с к а п р л л и ч н о с т ь з ж э ь е ю д ш щ г л о д ж я н

э ц р п л а в а н и е д т л ж э з б ь т р д ш ж н п р к ы в к о м е д и я ш л д к у й ф о т ч а я н и е й ф р л н ь

я ч в т л д ж э х ь г ф т а с е н л а б о р а т о р и я г щ д щ н р у ц т р г щ ч т л р о с н о в а н и е з х ж ь б

щ д э р к е н т а о п р у к г в с м т р п с и х и а т р и я б п л м с т ч ь й ф я с щ з а й э ъ я г н т з х т м

Обработка и анализ результатов

Показателями избирательности внимания в этом исследовании являются время выполнения задания и количество ошибок и пропусков при отыскании и подчеркивании слов. Всего в данном тексте 25 слов: солнце, район, новость, факт, экзамен, прокурор, теория, хоккей, трон, телевизор, память, восприятие, любовь, спектакль, радость, народ, репортаж, конкурс, личность, плавание, комедия, отчаяние, лаборатория, основание, психиатрия.

Результаты оцениваются при помощи шкалы оценок, в которой баллы начисляют в зависимости от затраченного на поиск слов времени. За каждое пропущенное слово снимается по одному баллу.

Время (в с)   Балл   Уровень избирательности внимания  
250 и более 240-249 230-239 220-229 210-219 200-209 190-199 180-189 170-179 160-169 150-159 140-149 130-139 120-129 110-119 100-109 90-99 80-89 70-79 60-69 19 Менее 60     I низкий I низкий I низкий I низкий I низкий I низкий I низкий II средний II средний II средний II средний II средний II средний II средний III высокий III высокий III высокий III высокий III высокий III высокий IV очень высокий

Баллы в предложенной шкале оценок дают возможность установить абсолютные величины качественных оценок уровня избирательности внимания. В случае, когда у испытуемого от 0 до 3 баллов, важно по самоотчету и наблюдению за ходом опыта выяснить причину слабой избирательности. Ею могут быть: состояние ильного эмоционального переживания, внешние помехи, приведшие к фрустрации испытуемого, скрытое нежелание тестироваться и др.

В большинстве случаев имеется связь пропущенных и найденных слов с индивидуальным опытом и деятельностью тестируемого.

Избирательность внимания поддается тренировке. Можно предложить упражнения, подобные данному тесту, для ее улучшения.

Очень высокий уровень избирательности внимания – свидетельство феноменальной психической активности человека.

МЕТОДИКА «РАССТАНОВКА ЧИСЕЛ»

Методика предназначена для оценки произвольного внимания. Рекомендуется использовать при профотборе на специальности, требующие хорошего развития функции внимания.

Инструкция: в течение 2 минут вы должны расставить в свободных клетках нижнего квадрата бланка в возрастающем порядке числа, которые расположены в случайном порядке в 25 клетках верхнего квадрата бланка. Числа записываются построчно, никаких отметок в верхнем квадрате делать нельзя. Оценка производится по количеству правильно записанных чисел. Средняя норма — 22 числа и выше. Методика удобна при групповом обследовании.

Групповое обследование рекомендуется проводить в присутствии экспериментатора.

Стимульный материал

Бланк для заполнения

         
         
         
         
         

ИССЛЕДОВАНИЕ КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ

Цель: определить уровень концентрации внимания.

Материал и оборудование: бланк теста Пьерона-Рузера (рис.1), карандаш и секундомер.

Процедура исследования

Исследование можно проводить с одним испытуемым или с группой из 5–7 человек. Главные условия при работе с группой – удобно разместить испытуемых, обеспечить каждого бланками тестов, карандашами и следить за соблюдением тишины в процессе тестирования.

Инструкция испытуемому: «Вам предложен бланк с изображенными квадратом, треугольником, кругом и ромбом. По сигналу «Начали!» расставьте как можно быстрее и без ошибок следующие знаки в эти геометрические фигуры: в квадрат – плюс, в треугольник – минус, в кружок – ничего не ставьте и в ромб – точку. Знаки расставляйте подряд построчно. Время, отпущенное на работу, – 60 секунд. По сигналу «Стоп!» расставлять знаки прекратите».

Экспериментатор в ходе исследования контролирует время с помощью секундомера и подает команды «Начали!» и «Стоп!».

Надежность результатов исследования достигается повторными тестированиями, которые лучше проводить через значительные интервалы времени.

Наши рекомендации