Исследование концентрации внимания
МЕТОДИКА МЮНСТЕРБЕРГА
Направлена на определение избирательности внимания. Рекомендуется для использования при профотборе на специальности, требующие хорошей избирательности и концентрации внимания, а также высокой помехоустойчивости.
Инструкция:среди буквенного текста имеются слова. Ваша задача как можно быстрее считывая текст, выделить эти слова. Время работы — 2 минуты.
Методика применяется как в группе, так и индивидуально. Оцениваются количество выделенных слов и количество ошибок (пропущенные и неправильно выделенные слова).
Стимульный материал
б с о л н ц е в т р г щ о ц э р а й о н з г у ч н о в о с т ь ъ х э ь г ч я ф а т ь у э к з а м е н т р о ч я г щ
ш г ц к п п р о к у р о р г у р с е а б е т е о р и я ж е б ь а м х о к к е й т р о и ц а ф ц у й г а х т
т с л е в и з о р б о л д ж щ з э г щ ь б п а м я т ь ш о г х е ю ж и п д р г щ х щ н з д в о с п р и я т и е
й ц у к е н д ш и з х ь в а ф ы п р о л д б л ю б о в ь а б ф ь т р п л о с л д с п е к т л ь я ч с и н т ь б ю н
б ю е р а д о с т ь в у ф ц и е ж ц д о р р п н а р о д ш а л д ь х э п п ц г и е р н к у ы ф й ш р е п о р т а ж э к
ж д о р л а ф ь в ю ф б ь к о н к у р с й ф н я ч ь г у з с к а п р л л и ч н о с т ь з ж э ь е ю д ш щ г л о д ж я н
э ц р п л а в а н и е д т л ж э з б ь т р д ш ж н п р к ы в к о м е д и я ш л д к у й ф о т ч а я н и е й ф р л н ь
я ч в т л д ж э х ь г ф т а с е н л а б о р а т о р и я г щ д щ н р у ц т р г щ ч т л р о с н о в а н и е з х ж ь б
щ д э р к е н т а о п р у к г в с м т р п с и х и а т р и я б п л м с т ч ь й ф я с щ з а й э ъ я г н т з х т м
Обработка и анализ результатов
Показателями избирательности внимания в этом исследовании являются время выполнения задания и количество ошибок и пропусков при отыскании и подчеркивании слов. Всего в данном тексте 25 слов: солнце, район, новость, факт, экзамен, прокурор, теория, хоккей, трон, телевизор, память, восприятие, любовь, спектакль, радость, народ, репортаж, конкурс, личность, плавание, комедия, отчаяние, лаборатория, основание, психиатрия.
Результаты оцениваются при помощи шкалы оценок, в которой баллы начисляют в зависимости от затраченного на поиск слов времени. За каждое пропущенное слово снимается по одному баллу.
Время (в с) | Балл | Уровень избирательности внимания |
250 и более 240-249 230-239 220-229 210-219 200-209 190-199 180-189 170-179 160-169 150-159 140-149 130-139 120-129 110-119 100-109 90-99 80-89 70-79 60-69 19 Менее 60 | I низкий I низкий I низкий I низкий I низкий I низкий I низкий II средний II средний II средний II средний II средний II средний II средний III высокий III высокий III высокий III высокий III высокий III высокий IV очень высокий |
Баллы в предложенной шкале оценок дают возможность установить абсолютные величины качественных оценок уровня избирательности внимания. В случае, когда у испытуемого от 0 до 3 баллов, важно по самоотчету и наблюдению за ходом опыта выяснить причину слабой избирательности. Ею могут быть: состояние ильного эмоционального переживания, внешние помехи, приведшие к фрустрации испытуемого, скрытое нежелание тестироваться и др.
В большинстве случаев имеется связь пропущенных и найденных слов с индивидуальным опытом и деятельностью тестируемого.
Избирательность внимания поддается тренировке. Можно предложить упражнения, подобные данному тесту, для ее улучшения.
Очень высокий уровень избирательности внимания – свидетельство феноменальной психической активности человека.
МЕТОДИКА «РАССТАНОВКА ЧИСЕЛ»
Методика предназначена для оценки произвольного внимания. Рекомендуется использовать при профотборе на специальности, требующие хорошего развития функции внимания.
Инструкция: в течение 2 минут вы должны расставить в свободных клетках нижнего квадрата бланка в возрастающем порядке числа, которые расположены в случайном порядке в 25 клетках верхнего квадрата бланка. Числа записываются построчно, никаких отметок в верхнем квадрате делать нельзя. Оценка производится по количеству правильно записанных чисел. Средняя норма — 22 числа и выше. Методика удобна при групповом обследовании.
Групповое обследование рекомендуется проводить в присутствии экспериментатора.
Стимульный материал
Бланк для заполнения
ИССЛЕДОВАНИЕ КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ
Цель: определить уровень концентрации внимания.
Материал и оборудование: бланк теста Пьерона-Рузера (рис.1), карандаш и секундомер.
Процедура исследования
Исследование можно проводить с одним испытуемым или с группой из 5–7 человек. Главные условия при работе с группой – удобно разместить испытуемых, обеспечить каждого бланками тестов, карандашами и следить за соблюдением тишины в процессе тестирования.
Инструкция испытуемому: «Вам предложен бланк с изображенными квадратом, треугольником, кругом и ромбом. По сигналу «Начали!» расставьте как можно быстрее и без ошибок следующие знаки в эти геометрические фигуры: в квадрат – плюс, в треугольник – минус, в кружок – ничего не ставьте и в ромб – точку. Знаки расставляйте подряд построчно. Время, отпущенное на работу, – 60 секунд. По сигналу «Стоп!» расставлять знаки прекратите».
Экспериментатор в ходе исследования контролирует время с помощью секундомера и подает команды «Начали!» и «Стоп!».
Надежность результатов исследования достигается повторными тестированиями, которые лучше проводить через значительные интервалы времени.