Божие присутствие в духовности
Без сомнения, стремление к совершенству заложено в человеке Богом. Именно Всевышний призывает нас, зовет нас пребывать в святом общении с Ним. Никто не может похвастаться высокими стремлениями к святости и совершенству, не признавая, что это - дар Творца. Без Его призыва, без Божественной благодати мы бы никогда не захотели святого и сладостного общения с Богом. Пророк Иеремия четко говорит об этом: "Я Господь, Который сотворил Землю, устроил и утвердил ее, - Господь имя Ему: воззови ко Мне - и Я отвечу тебе, покажу тебе великое и недоступное, чего ты не знаешь" (Иер 33,3).
Господь открывает нам величие Своей любви. И тот, кто однажды ощутил Божественную любовь, не станет искать утешения в людях и материальных благах этого мира. Таков опыт святых. Путь истинной духовности - это путь совершенного единения с Богом. И Его всемогущая любовь облегчает нам странствие по этому пути.
Наконец, Господь делится с нами Своей преображающей благодатью, не обделяя никого из тех, кто встал на путь духовного совершенства. Конечно, мы часто сталкиваемся с трудностями, человеческая слабость и ограниченность мешают нам продолжать этот путь. Но благодать Божия дарована нам в преизбытке. Об этом пишет апостол Павел: "Господь сказал мне: "довольно для тебя благодати Моей; ибо сила Моя совершается в немощи". И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, что бы обитала во мне сила Христова" (2 Кор 12,9). Пусть эти слова дарят нам радость и утешение в нашем стремлении достичь высот совершенства, к которым Господь призывает нас.
Зачем нужна духовность
Господь играет большую роль в духовном развитии человека, но не менее велика роль самого человека. Но что же мы должны делать? Во-первых, мы должны откликнуться, когда Господь, по своей великой благодати, приглашает нас к личному общению. Наше участие в мессах, причащение, молитвы Розария и другие благочестивые практики не будут значить ровным счетом ничего для нашего духовного роста, если они не приближают нас к Богу. Некоторые люди постоянно осознают свою греховность и ничтожность. Они даже не смеют и подумать о дружеских отношениях с Богом. Как они заблуждаются! С великим смирением мы должны осознать великодушие Небесного Отца. Он вовсе не страшный Бог, который свысока следит за Своими грешными творениями, чтобы в любой момент обрушить на них возмездие. Нет, наш Господь подобен отцу из притчи о блудном сыне. Он готов принять нас, идущих домой, с распростертыми объятьями, несмотря на наши грехи.
Во-вторых, мы должны быть открыты для Божественной благодати, которой Господь укрепляет нас во Святом Духе. Духовная борьба никогда не дается легко, и в одиночку нам не справиться. Но Спаситель - наш первый помощник. Его благодать всегда с нами.
В-третьих, мы должны основывать свою жизнь на принципах, которые Христос заповедал в Евангелии. Св. апостол Павел призывает в первой главе Послания к Филиппийцам "защищать Евангелие". Наши стремления, потребности, ценности должны всегда быть основаны на Евангелии.
Сильная привязанность к людям и вещам может оказаться препятствием на нашем духовном пути, помешать нам расти и стремиться к совершенству. Чем больше мы привязаны к этому миру, тем дальше мы от Господа. И чем больше мы будем избавляться от этой привязанности, тем легче и быстрее мы сможем приблизиться к Богу. Апостол Павел советует нам помышлять лишь о том, "что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала."
Во Христе и со Христом
Духовная борьба, которую мы ведем совместно с Богом, следует вести во Христе и со Христом. Роль Спасителя в нашем духовном возрастании весьма велика. Цель воплощения Божиего Сына состояла не только в том, чтобы совершить искупление человечества, но также и в том, чтобы показать пример христианской жизни Его последователям. В конституции II Ватиканского Собора "Gaudium et spes" замечательно сказано: "Сын Божий, через Свое воплощение некоторым образом соединился с каждым человеком. Человеческими Своими руками Он трудился, человеческим разумом Он мыслил, человеческой волей действовал, человеческим сердцем любил".
о. Ежи Ягодзиньски, SVD
МЕСЯЦ РОЗАРИЯ
...Если бы мы могли видеть тот блеск в глазах Терезы, когда, со своего ложа в помещении для больных сестер, она говорила эти слова матери Агнессе, то тогда мы бы с легкостью восприняли это, по-детски наивное, ее высказывание. В нем она хотела выразить свою радость от того, что у нее есть мать.
В наше время мы видим все более активное нежелание называть Бога Отцом. Мы говорим, что Он – также и Мать. Разумеется! Но мы не должны оставлять без внимания тот факт, что Иисус последовательно называет Бога своим «Отцом», а слово «Imma» Он всегда относит к Марии. Когда с креста Он, обращаясь к апостолу Иоанну, говорит: «Се, Матерь твоя», то эти слова относятся не только к Иоанну, но и ко всем Его ученикам, которых Иоанн представляет. Он дает нам Марию как Мать. Она воплощает в себе материнство Бога. Так, как все мы, чтобы родиться и развиваться, нуждаемся в отце и матери, так нам необходимы отец и мать, чтобы мы родились и развивались, как христиане. Бог хочет, чтобы семья была полной также и в небе.
Для Терезы это имеет особенное значение. Будучи ребенком, она потеряла свою мать, и ее воспитывали Паулина и Мария, «изменив» ей, вступив впоследствии в монастырь. Тереза очень легко смогла найти компенсацию утраты в своей настоятельнице, вначале – в матери Марии Гонзага, которая очень ей симпатизировала, а затем – в своей родной сестре, матери Агнессе. Однако Тереза была слишком прозорлива, чтобы поддаться подобного рода психологическим механизмам. Поэтому она предпочла обратиться в сторону Девы Марии и в Ней она обрела мать, в которой нуждалась Дева Мария сама вышла ей навстречу, исцелив ее таинственную болезнь. Тереза, которой в то время было десять лет, именно к Ней обратилась в величайшей своей нужде. Она писала:
Внезапно Пресвятая Богородица показалась мне прекрасной, такой прекрасной, что ничего подобного я никогда не видела. Ее лицо дышало неизъяснимой нежностью и добротой, а пленительная улыбка пронзила мою душу, доставая до самых глубин. Сразу же все горести куда-то исчезли, и две крупные слезы, выкатившись из-под ресниц, тихо текли по щекам, но это уже были слезы безоблачной радости.
о. Вилфрид Стиниссен. Из: Den enkla vägen till helighet. En bok om Therese av Lisieux (1999 Libris)
Розарий во «Властелине колец» Толкина
В романе английского писателя Дж. Р. Р. Толкина «Властелин Колец» Галадриэль дарит Фродо, покидающему Лотлориен, особенный подарок: Фиал – свет Эарендила, звезды, которая была для эльфов чем-то вроде Полярной или Утренней звезды, указывающей им путь к берегам Бессмертных земель.
Даря Фиал, Галадриэль объясняет смысл подарка
Даря Фиал, Галадриэль объясняет смысл подарка – Тебя, Хранитель, я одариваю последним, – посмотрев на Фродо, сказала Галадриэль, – именно потому, что давно уже решила, как хоть немного облегчить твой путь. – Владычица поднялась и протянула хоббиту хрустальный, светящийся изнутри сосуд. – В этом фиале, – объяснила она, – капля воды из Зеркальной Заводи, пронизанная лучами Вечерней Звезды. Чем чернее Тьма, тем ярче он светит-ся. Надеюсь, что если на твоем пути померкнут иные источники света, то тебе поможет Эльфийский Светильник, – вспомни тогда Галадриэль с ее Зеркалом!
Впервые Фродо использовал Фиал как светильник в пещере Шелоб, где зло чувствовалось настолько явственно, что ноги Фродо подкосились. Воздев руку с Фиалом, он прокричал: “Aiya Eärendil Elenion Ancalima!” (Радуйся, Эарендил, светлейшая из звезд!)
Медленнее, чем ему хотелось бы, его рука поднялась к груди и достала фиал Галадриэли. В первый момент он едва мерцал, как звезда сквозь густой туман, а потом свет усилился и засиял, как серебряное пламя, словно сам Эарендил с последним Сильмариллом во лбу спустился с небесных троп. Мрак отпрянул, воздух вокруг превратился в светящийся хрусталь, и рука, держащая фиал, засветилась белым огнем. Пораженный Фродо смотрел на этот чудесный светоч. Он и не подозревал, какая сила скрыта в нем. После отплытия из Лориена он ни разу не доставал подарок Галадриэли, боясь обнаружить себя. – Айа Эарендил Эленион Анкалима! – прозвучало в тишине, и Фродо сам удивился непонятным, но, несомненно, им произнесенным словам. Казалось, кто–то другой говорил через него, говорил ясным голосом, совершенно не ощущая зловония этой ямы.
При этих словах свет стал еще ярче. Позже, когда Фиал использовал Сэм, он прокричал:
А Элберет Гилтониэль
о менель–палан дириэль,
ле нэллон си ди’нгурутос!
А тиро нин, Фануилос!
О Элберет, с небес
О! королева, зажегшая звезду за звездой,
облаченная в белое и взирающая с небес;
здесь, охваченный ужасом Смерти, взываю я:
О, охрани меня, Элберет!
Для тех, кто не силен в Толкине: Элберет (или Варда) – это Царица Звезд в толкиновской мифологии. По словам Сэма, этот свет “возгорается подобно звезде, которая с высоты небосвода освещает непроглядную тьму”.
Дар Галадриэли и источник света – Фиал – для нас является образом Розария. Пресвятая Дева Мария, прекраснейшая из женщин, даровала нам Розарий как свет во тьме. Молясь с Розарием в руках мы взываем к Марии как Звезде Утренней, что ведет нас к небесам Ее Сына. Шепча “Радуйся” мы просим Царицу Небесную, Жену облеченную в звезды, о помощи в самые темные времена нашей жизни. Даже упомянутая молитва Сэма так удивительно похожа на слова, которые мы произносим в Розарии: “Радуйся, Царица… охваченный ужасом Смерти, взываю… охрани меня”
Можно выделить три действия, который производит Фиал, и которые уподобляют его Розарию. Во-первых, Фиал дает свет, освещающий хоббитам путь, чтобы они не споткнулись. Молясь Розарием, мы возрастаем в благодати и начинаем лучше понимать, как именно нам следовать по нашему пути. Мы верим, что если обращаемся к Богу по заступничеству Богородицы, Он привлечет нас к Себе, в ком вся наша радость.
Во-вторых, Фиал дает хоббитам надежду. Несмотря на испытания, которые встают на их пути, свет Эарендиля напоминает им великие истории о том, как другие одерживали победу над злом и над мраком Мородора, о том, что в мире еще есть красота и добро и истина . Розарий Марии – источник надежды для нас. Размышляя о жизни Христа и ходя с Ним , мы начинаем понимать, что смерть – это не конец жизни, что Христос победил смерть, и что Он пообещал Свое Царство тем, кто следует за Ним.
В-третьих, Фиал приводит в ужас паучиху Шелоб – древнее зло обращается в бегство при виде эльфийского света. Точно так же, Святой Розарий – ужас для бесов, наше верное оружие в борьбе против и наших грехов, и зла в мире. Доказательств этому не требуется – попросто посмотрите на жития святых.
Однако сам по себе Розарий намного сильнее Фиала. Это молитва, которая может быть мольбой, размышлением, благодарением, славословием, даже умилостивлением за грехи. Одного лишь Розарий не может: мгновенно решить все наши проблемы. В завершение Розария мы молимся, чтобы мы могли подражать тому, о чем говорят Тайны, и обрести то, что ими обетовано. Мы должны подражать тому, о чем говорят Тайны: от Благовещения через Распятие к Воскресению. Розарий не удалит от нас боль, которую причиняет жизнь, но помогает увидеть наши страдания в свете Креста Христова. Так возрадуемся, имея надежду на то, что Пресвятая Дева Мария поведет нас через все, что встретится на нашем пути, к Сыну своему и Господу нашему Иисусу Христу.
Брат Джозеф Бернард Мария Грациано. Источник: Братство святой Биргитты.