Наследство, которое получают сестры не по матери 17 страница
Из общего смысла этого выражения следует, что мирное решение любых споров, возникших между людьми, которые имеют обязанности друг перед другом, лучше, чем отказ обеих сторон от выполнения всех обязанностей друг перед другом, потому что мирное решение позволяет сторонам примириться, сохранить отношения и проявить великодушие. Поступать так разрешается по любым вопросам, если только в результате заключенного соглашения стороны не разрешили запрещенное или не запретили дозволенное, поскольку подобное соглашение называется не мирным решением, а несправедливостью и произволом.
Следует знать, что любое предписание вступает в силу тогда, когда имеются соответствующие предпосылки и отсутствуют факторы, препятствующие этому. Это также распространяется на такое важное религиозное предписание, каким является заключение мира. Всевышний упомянул о предпосылках к заключению мира и поведал о том, что такое решение является хорошим, поскольку каждый человек желает поступать хорошо. Если же поступать так повелел сам Аллах, то у правоверного появляется еще большее желание выполнить это предписание.
Затем Аллах упомянул об обстоятельстве, которое может помешать заключению мирного соглашения. Этим обстоятельством является то, что человеческой душе свойственна скупость. Человек неохотно выполняет свои обязанности и страстно желает получить все, что ему полагается. Это природное качество заложено в каждом человеке, и люди должны постараться, чтобы избавиться от этого дурного нрава и заменить его на великодушие, поскольку великодушием является исправное выполнение обязанностей и удовлетворение даже частью того, что полагается человеку.
Если человек приобретает это прекрасное качество, то ему удается без труда прийти к миру и согласию с людьми, с которыми он препирается или общается, и достичь желанной цели. Однако это не удается тому, кто не пытается избавиться от скупости, потому что он испытывает большие трудности на пути к миру и согласию. А причина этого заключается в том, что он не может успокоиться, пока не получит все свое имущество, и не желает выполнять своих обязательств. Если же его оппонент обладает такими же качествами, то ситуация становится еще сложнее.
Затем Аллах сказал, что если люди будут добродетельны в поклонении своему Создателю, если они будут поклоняться своему Господу так, словно они видят его, понимая, что если даже они не видят Его, то Он все равно видит их, если они будут делать добро творениям, оказывая им поддержку благодаря своему богатству, своим знаниям, своему положению или другим возможностям, если они будут бояться Аллаха, выполняя все свои обязанности и избегая всех запрещенных поступков, одним словом, если они будут исправно совершать праведные деяния и сторониться грехов, то Аллах непременно узнает об их поступках. Он ведает обо всем, что люди совершают душой и телом и сохраняет их деяния для того, чтобы каждый из них получил заслуженное воздаяние сполна.
129. Вы не сможете относиться к женам одинаково справедливо даже при сильном желании. Не наклоняйтесь же полностью к одной, оставляя другую словно висящей (не уделяйте все внимание только одной жене, оставляя другую в таком положении, когда она, выйдя замуж, чувствует себя незамужней). Но если вы исправите положение и будете богобоязненны, то ведь Аллах – Прощающий, Милосердный. | وَلَن تَسْتَطِيعُواْ أَن تَعْدِلُواْ بَيْنَ النِّسَاء وَلَوْ حَرَصْتُمْ فَلاَ تَمِيلُواْ كُلَّ الْمَيْلِ فَتَذَرُوهَا كَالْمُعَلَّقَةِ وَإِن تُصْلِحُواْ وَتَتَّقُواْ فَإِنَّ اللّهَ كَانَ غَفُورًا رَّحِيمًا |
Всевышний сообщил о том, что мужья не способны одинаково справедливо и беспристрастно относиться к своим женам. Это объясняется тем, что справедливое отношение возможно только тогда, когда мужчина одинаково сильно любит всех своих жен, испытывает к ним одинаковое влечение, склоняется к каждой из них в душе в одинаковой степени и поступает в полном соответствии с этим. Однако подобное невозможно и невероятно, и поэтому Аллах простил Своим рабам то, на что они не способны, и запретил им только то, на что у них хватит сил.
Аллах запретил выказывать доброе отношение к одной жене, выполняя все свои обязанности перед ней, и оставлять другую жену без внимания вообще. Мужья обязаны делать все возможное для того, чтобы относиться к ним одинаково справедливо. Они должны одинаково обеспечивать их, одинаково хорошо одевать их, поочередно навещать их и соблюдать справедливость во всех подобных делах, но не обязаны относиться к ним одинаково в том, что связано с любовью, половой близостью и тому подобным. Если же муж не выполняет своих обязанностей перед женой, то она остается словно висеть в воздухе, поскольку она уже не является незамужней женщиной, которая может отдохнуть и приготовиться к замужеству, но еще не приобрела мужа, который бы заботился о ней.
Затем Аллах сказал, что если мужья приведут в порядок свои взаимоотношения с женами, заставят себя поступать вопреки своим низменным желаниям и станут выполнять свои обязанности перед женами в надежде заслужить вознаграждение Аллаха, если они исправят свои взаимоотношения с людьми и будут помогать людям разрешать споры мирным путем, если они будут использовать любую возможность установить между людьми мир и согласие, о чем мы уже говорили ранее, и будут исповедовать богобоязненность, выполняя повеления Аллаха, избегая грехов и стойко перенося тяготы судьбы, то Аллах непременно простит им прегрешения и упущения, сделанные ими при выполнении своих обязанностей. А наряду с этим Аллах смилостивится над ними за то, что они проявили милость к своим супругам и были снисходительны к ним.
130. Если они расстанутся, то Аллах обогатит каждого из них из Своей милости. Аллах – Объемлющий, Мудрый. | وَإِن يَتَفَرَّقَا يُغْنِ اللّهُ كُلاًّ مِّن سَعَتِهِ وَكَانَ اللّهُ وَاسِعًا حَكِيمًا |
Это – третья ситуация, которая может возникнуть между супругами. Если они не смогут договориться между собой, то им позволяется расстаться друг с другом. Это может быть развод, расторжение брака, развод по требованию жены с выплатой материальной компенсации мужу или возвращением ему приданого и т.д.
Если супруги поступят так, то каждого из них Аллах обогатит по своей милости, которая объемлет все сущее. Он одарит мужчину женой, которая будет лучше для него, и щедро одарит женщину. И хотя она лишилась мужа, который обеспечивал ее всем необходимым, ответственность за ее пропитание взял на себя Аллах, Который обеспечивает пропитанием все творения и заботится об их интересах. И может случиться, что Аллах одарит ее мужем, который будет лучше предыдущего.
Аллах является всеобъемлющим Господом. Его милость велика и объемлет все сущее, а Его добродетель достигает тех же пределов, которых достигает Его божественное знание. Но вместе с тем Аллах является мудрым. Руководствуясь своей мудростью, Он одаряет одних и лишает других. И если божественная мудрость требует от Него лишить некоторых рабов милости, которой они не заслуживают, то Он лишает их этой милости, поступая при этом мудро и справедливо.
131. Аллаху принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Мы заповедали тем, кому было даровано Писание до вас, а также вам, чтобы вы боялись Аллаха. Если вы не уверуете, то ведь Аллаху принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Аллах – Богатый, Достохвальный. | وَللّهِ مَا فِي السَّمَاوَاتِ وَمَا فِي الأَرْضِ وَلَقَدْ وَصَّيْنَا الَّذِينَ أُوتُواْ الْكِتَابَ مِن قَبْلِكُمْ وَإِيَّاكُمْ أَنِ اتَّقُواْ اللّهَ وَإِن تَكْفُرُواْ فَإِنَّ لِلّهِ مَا فِي السَّمَاوَاتِ وَمَا فِي الأَرْضِ وَكَانَ اللّهُ غَنِيًّا حَمِيدًا |
Всевышний сообщил о том, что Его власть распространяется на все сущее и что Он управляет всем происходящим во Вселенной по законам своего предопределения и своей религии. По законам своей религии Аллах заповедал первым и последним поколениям людей, всем приверженцам предыдущих писаний и последнего откровения, исповедовать богобоязненность. Аллах ниспослал им повеления и запреты, установил для них законы и обещал вознаградить каждого, кто будет соблюдать эту заповедь, и подвергнуть мучительному наказанию каждого, кто пренебрежет ею и предаст ее забвению.
Если люди откажутся уверовать, не будут богобоязненны и станут поклоняться тем, о ком Аллах не ниспосылал никакого довода, то они не причинят вреда никому, кроме себя. Они нисколько не навредят Аллаху и не поколеблют Его власти, потому что у Него есть более достойные, более могущественные и более многочисленные рабы, которые покорны Ему и выполняют Его повеления. Вот почему Аллах сказал, что если люди откажутся уверовать, то Ему все равно принадлежит то, что в небесах, и то, что на земле.
Среди Его прекрасных имен – Богатый и Самодостаточный. Он обладает совершенным великодушием и всеобъемлющей добродетелью, источником которой является кладезь Божьей милости, которая не скудеет от богатых и щедрых даров, не прекращающихся ни днем, ни ночью. Если бы все обитатели небес и земли, от первого до последнего, собрались вместе и попросили бы Аллаха удовлетворить все их желания, то это ничуть не уменьшило бы богатства Аллаха, потому что Он является щедрым, богатым и славным Господом. Ему достаточно одного слова для того, чтобы одарить Своего раба или подвергнуть его наказанию. Когда Он желает чего-нибудь, Ему стоит лишь сказать: "Будь!" – как желаемое сбывается.
Совершенство Его богатства и самодостаточности проявляется в Его безупречных качествах. Если бы Аллах обладал хотя бы малейшим недостатком, то Ему не доставало бы отсутствующего совершенства. Однако этого не происходит, поскольку все божественные качества являются абсолютно безупречными. Совершенство Его богатства и самодостаточности также проявляется в том, что у Него нет ни супруги, ни ребенка, ни сотоварища, ни помощника, которые бы помогали Ему управлять вселенной. Еще одним проявлением совершенства Его богатства и самодостаточности является острая нужда в Нем, которую все обитатели высшего и низшего миров испытывают при любых обстоятельствах и во всех делах. Они молят Его удовлетворить все их нужды, от мала до велика, и Всевышний Аллах удовлетворяет их просьбы, одаряет их богатством, оказывает им милость и наставляет их на путь.
Еще одним из славных имен Всевышнего Аллаха является Достохвальный. Это имя указывает на то, что Аллах заслуживает похвалы, любви, славы и почитания, потому что Он обладает достойными похвалы качествами, качествами красоты и величия, и потому что Он одаряет свои творения щедрыми дарами. А это значит, что Он заслуживает похвалы при любых обстоятельствах.
Как же прекрасно сочетание двух замечательных имен Аллаха Богатый и Достохвальный!! Он самодостаточен и заслуживает всякой похвалы. Он обладает совершенным богатством и заслуживает похвалы самым совершенным образом, а сочетание этих качеств придает Ему еще одно совершенство.
132. Аллаху принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Довольно того, что Аллах является Попечителем и Хранителем! | وَلِلّهِ مَا فِي السَّمَاوَاتِ وَمَا فِي الأَرْضِ وَكَفَى بِاللّهِ وَكِيلاً |
Аллах упомянул о том, что Его власть распространяется на небеса и землю, и о том, что Он является распорядителем всего сущего. Это значит, что Аллах ведает обо всем сущем и управляет всем происходящим, руководствуясь при этом собственной мудростью, потому что эти качества дополняют совершенство любого распорядителя. Распорядитель должен обладать знаниями о том, чем ему доверено распоряжаться, силой и способностью принять необходимые решения и претворить их в жизнь, причем принятые им решения должны быть мудрыми и полезными. Если распорядитель не обладает перечисленными качествами в полной мере, то это свидетельствует о его недостатках. Но Всевышний Аллах далек от любых недостатков, потому что Он Самодостаточен и Достохвален. Он обладает совершенным могуществом, безупречными способностями и может претворить в жизнь любое желание.
133. О люди! Если Он пожелает, то уведет вас и приведет других. Аллах способен на это. | إِن يَشَأْ يُذْهِبْكُمْ أَيُّهَا النَّاسُ وَيَأْتِ بِآخَرِينَ وَكَانَ اللّهُ عَلَى ذَلِكَ قَدِيرًا |
Если Аллаху будет угодно, то Он умертвит одних людей и приведет вместо них других, которые будут повиноваться Ему лучше их предшественников. Этими словами Аллах сурово пригрозил каждому, кто исповедует неверие и отворачивается от своего Господа. Аллах не считается с людьми, которые отказываются повиноваться Ему. Он не торопится и предоставляет им отсрочку, но никогда не предает их забвению.
134. Если кто желает вознаграждения в этом мире, то ведь у Аллаха есть награда как в этом мире, так и в Последней жизни. Аллах – Слышащий, Видящий. | مَّن كَانَ يُرِيدُ ثَوَابَ الدُّنْيَا فَعِندَ اللّهِ ثَوَابُ الدُّنْيَا وَالآخِرَةِ وَكَانَ اللّهُ سَمِيعًا بَصِيرًا |
Аллах сообщил, что если намерения и помыслы человека настолько низки, что связаны только с мирской жизнью, если он не помышляет о Последней жизни, то он является человеком с недалекими взглядами и ограниченными устремлениями. Несмотря на все свои усилия, он не приобретет мирских благ больше, чем ему было предписано Аллахом, потому что Аллах является единственным Владыкой всего сущего и распоряжается вознаграждением в мирской и будущей жизнях. Пусть же люди просят Его одарить их вознаграждением в обоих мирах и помочь им в этом, ведь они не смогут приобрести Божьи блага, пока не будут повиноваться Ему. И они не добьются благополучия при жизни на земле и после смерти, пока не будут испрашивать у Него помощи и не осознают свою постоянную нужду в Нем.
Аллах наставляет на прямой путь и оставляет без своей поддержки, одаряет благами и лишает милости, руководствуясь божественной мудростью. Именно поэтому Аллах завершил аят своими прекрасными именами Слышащий и Видящий.
135. О те, которые уверовали! Свидетельствуя перед Аллахом, отстаивайте справедливость, если даже свидетельство будет против вас самих, или против родителей, или против близких родственников. Будет ли он богатым или бедным, Аллах ближе к ним обоим. Не потакайте желаниям, чтобы не отступить от справедливости. Если же вы скривите или уклонитесь, то ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете. | يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ كُونُواْ قَوَّامِينَ بِالْقِسْطِ شُهَدَاء لِلّهِ وَلَوْ عَلَى أَنفُسِكُمْ أَوِ الْوَالِدَيْنِ وَالأَقْرَبِينَ إِن يَكُنْ غَنِيًّا أَوْ فَقَيرًا فَاللّهُ أَوْلَى بِهِمَا فَلاَ تَتَّبِعُواْ الْهَوَى أَن تَعْدِلُواْ وَإِن تَلْوُواْ أَوْ تُعْرِضُواْ فَإِنَّ اللّهَ كَانَ بِمَا تَعْمَلُونَ خَبِيرًا |
Арабское слово "каввам" ("стойкий") является формой преувеличения. Это означает, что Всевышний Аллах повелел своим верующим рабам быть стойкими в справедливости при любых обстоятельствах. Под справедливостью подразумевается выполнение своих обязанностей перед Аллахом и перед Его рабами. Для того, чтобы соблюдать справедливость в отношениях с Аллахом, человек не должен использовать Божьи щедроты для совершения грехов и должен пользоваться ими для совершения богоугодных поступков. А для того, чтобы соблюдать справедливость в отношениях с людьми, он должен выполнять все свои обязанности перед ними так, как он требует от них выполнения обязанностей перед ним. Он должен материально обеспечивать тех, кто находится на его попечении, выплачивать обязательные пожертвования и долги, обращаться с людьми так, как ему хочется, чтобы они обращались с ним, проявлять высокую нравственность, быть признательным за оказанные услуги и т.п.
Одним из величайших проявлений справедливости является беспристрастное отношение к высказываниям и людям, которым они принадлежат. Человек не должен отдавать предпочтение одной из двух тяжущихся сторон по причине родства или личной симпатии. Напротив, он должен рассматривать позиции обеих сторон через призму справедливости.
Еще одним проявлением справедливости является принесение правдивого свидетельства, каким бы оно ни было, даже если оно обратится против любимых людей или против самого свидетеля. Вот почему Аллах повелел свидетельствовать по справедливости, даже если такое свидетельство будет против самого человека, его родителей или его ближайших родственников. Будет ли обвиняемый богатым или бедным, только Аллах сможет защитить его самым лучшим образом. Посему люди не должны склоняться на сторону богачей ради их богатства или на сторону бедняков, полагая, что тем самым они проявляют к ним сострадание. Напротив, они обязаны приносить правдивое свидетельство, против кого бы оно ни было обращено.
Твердая приверженность справедливости является одним из величайших свидетельств набожности, богобоязненности и религиозности человека, и если раб желает себе добра и хочет обрести спасение, то он обязан уделять этому обстоятельству особое внимание, всегда иметь его в виду, сделать его объектом собственных устремлений и избавиться от всего, что мешает ему стремиться к справедливости или соблюдать ее. А поскольку величайшим препятствием на пути к справедливости является потакание низменным страстям, далее Аллах запретил людям потакать своим желаниям, дабы они никогда не отступали от справедливости.
Люди не должны уступать страстям, которые противоречат истине, ибо если они станут поступать так, то они непременно уклонятся от истины и не смогут быть беспристрастными. А причина этого заключается в том, что человеческие желания либо лишают человека проницательности так, что он начинает считать истину ложью, а ложь – истиной, либо заставляют человека сознательно отказываться от истины. Но если человек убережет себя от собственных страстей, то Аллах поможет ему поступать правильно и поведет его прямым путем.
После разъяснения того, что соблюдение справедливости является обязанностью мусульман, Всевышний Аллах запретил искажать истину устами во время принесения свидетельств и при любых других обстоятельствах. Аллах запретил искажать истину целиком или частично, и этот запрет распространяется на ложные свидетельства, неполные показание или искаженное представление событий. Именно это называется кривить языком и уклоняться от истины. Аллах также запретил уклоняться от справедливости, если она вменена в обязанность человеку. Это значит, что свидетель не может отказаться от дачи показаний, а судья не может отказаться от вынесения приговора, который он обязан вынести.
Аллах объемлет своим знанием все, что совершают люди, и ведает об их явных и скрытых деяниях. Упоминание об этом является грозным предупреждением тем, кто кривит душой и уклоняется от своих обязанностей. А это значит, что в еще большей степени оно распространяется на тех, кто сознательно выносит неправильный приговор или приносит лжесвидетельство. Эти преступления являются более тяжкими, чем два предыдущих, потому что предыдущие поступки являются просто уклонением от истины, а эти дополняются утверждением лжи.
136. О те, которые уверовали! Веруйте в Аллаха, Его посланника и Писание, которое Он ниспослал Своему посланнику, и Писание, которое Он ниспослал прежде. А кто не уверовал в Аллаха, Его ангелов, Его Писания, Его посланников и Последний день, тот впал в глубокое заблуждение. | يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ آمِنُواْ بِاللّهِ وَرَسُولِهِ وَالْكِتَابِ الَّذِي نَزَّلَ عَلَى رَسُولِهِ وَالْكِتَابِ الَّذِيَ أَنزَلَ مِن قَبْلُ وَمَن يَكْفُرْ بِاللّهِ وَمَلاَئِكَتِهِ وَكُتُبِهِ وَرُسُلِهِ وَالْيَوْمِ الآخِرِ فَقَدْ ضَلَّ ضَلاَلاً بَعِيدًا |
Следует знать, что религиозные повеления бывают двух видов. Одни повеления бывают обращены к людям, которые не выполняют определенных предписаний или не обладают соответствующими качествами. В этом случае им повелевают выполнить это предписание. К таким повелениям относится повеление уверовать, обращенное к неверующим. Всевышний сказал:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ أُوتُواْ الْكِتَابَ آمِنُواْ بِمَا نَزَّلْنَا مُصَدِّقًا لِّمَا مَعَكُم مِّن قَبْلِ أَن نَّطْمِسَ وُجُوهًا فَنَرُدَّهَا عَلَى أَدْبَارِهَا أَوْ نَلْعَنَهُمْ كَمَا لَعَنَّا أَصْحَابَ السَّبْتِ وَكَانَ أَمْرُ اللّهِ مَفْعُولاً
«О те, кому было дано Писание! Уверуйте в то, что Мы ниспослали в подтверждение того, что есть у вас» (4:47).
Другие повеления бывают обращены к людям, которые выполняют определенные предписания и уже обладают соответствующими качествами. Эти повеления предназначаются для того, чтобы они исправили то, что они уже приобрели, и достигли того, чего они еще не приобрели. Примером этого является упомянутое в этом откровении повеление уверовать в Аллаха, обращенное к правоверным.
Это повеление означает, что они должны совершенствовать свою веру, приумножая свою искренность и правдивость, избегая порочных поступков и раскаиваясь в совершенных грехах. Оно также означает, что правоверный обязан приобретать новые религиозные знания и совершать праведные деяния, которых он не совершал раньше, ибо если он услышал священный текст, понял его смысл и уверовал в него, он обязан выполнять его. Это относится ко всем деяниям души и тела, поскольку каждое из них является составляющей веры, что подтверждается многочисленными священными текстами и единым мнением ранних мусульманских богословов. Это повеление также означает, что верующий должен неустанно следовать этим путем и быть стойким, пока его не настигнет смерть. Всевышний сказал: