Всего самоподобнов – 169. Из них сохранились распевы 68-ми самоподобнов

Энциклопедия подобнов

Устав и богослужебные книги определяют, на какую мелодию, по образцу чего следует петь тот или иной изменяемый богослужебный текст (стихира, тропарь, седален и т.п.).

Стихиры и иные тексты распеваются на тот глас, который указан перед текстом. И это неукоснительно исполняется.

При этом у каждого из восьми церковных гласов есть еще и особые дополнительные мелодии – это тоже гласовые мелодии, так называемые самоподобны. По их образцу в определенных Уставом случаях необходимо распевать стихиру. Для этого в Типиконе или в книгах рядом с указанием на глас, стоит также указание «подобен + наименование самоподобна».

пример из Типикона:

1 сент.: «На Господи воззвах, поставим стихов 10: И поем стихиры индикта, 3: Глас 1. Подобен: небесных чинов: Самословнаго и божественнаго: И преподобнаго 3: Глас 5. Подобен: преподобне отче: Ины стихиры самогласны 4, глас 2: от корене благаго: Слава, глас 6: божественная благодать: И ныне, индикта, глас тойже: Иже со духом святым:».

пример из Минеи:

Это уставное правило однако в большинстве случаев не соблюдается в церковно-приходской практике. Отчасти причина лежит в том, что певчие не умеют петь на подобны, да и сами регенты их тоже не знают.

Выполнять это правило и петь абсолютно на все подобны является практически невозможным в наше время, поскольку мелодии большинства подобнов просто не дошли до наших времен. При этом сохранились ноты около 50 самоподобнов, пение на которые должно осуществляться на богослужении.

Еще одной причиной является то, что некоторые богослужебные тексты, которые должны быть распеты на подобны, в настоящий момент читаются, а не поются (седальны, светильны, ексапостиларии).

Для целей возрождения церковного пения «на подобен» была составлена данная энциклопедия.

В ней систематизированы все самоподобны (включая некоторые самогласны), указания о пении на которые присутствуют в Уставе и богослужебных книгах, а также все иные самоподобны, в том числе те, напевы которых не сохранились. Последнее сделано с целью понимания того, насколько богат церковно-певческий обиход.

Не для всех самоподобнов удалось установить их нахождение в рамках годового богослужебного цикла. Так же как не для всех из них есть Уставное указание о том, что таковые являются самоподобнами. (Последние были включены в энциклопедию, поскольку в иных богослужебных книгах присутствовало указание о пении на подобен таких песнопений либо согласно иным источникам, использованным при составлении энциклопедии).

Если Вам известно нахождение таких подобнов в богослужебных книгах или Вы обладаете информацией, что некоторые из представленных не являются самоподобнами (самогласнами), присылайте информацию, в энциклопедию будут внесены соответствующие изменения. Самоподобны, место нахождение которых не определено, выделены синим цветом.

Пояснения:

* самоподобны структуированы согласно 8-ми церковным гласам, в каждом гласе в алфавитном порядке. Отдельно выделены внегласовые подобны.

* в колонке «название» указаны все возможные наименования самподобна.

* после названия самоподобна указывается его гимнографический тип (стихира, тропарь, седален и т.п.), в какой службе/богослужбеной книге он находится, его вид, книги, в которых встречается указание о пении на такой подобен, а также приводится текст самоподобна и структура распева на него.

Самоподобны можно разделить на стихирные, которые используется для распева стихир, и кондакарные (тропарные), на которые распеваются тропари, кондаки. Также можно отдельно отметить самоподобны, являющиеся седальнами и соответственно указания о пении на них встречаются для седальнов (например, «Гроб Твой, Спасе»). Поскольку на практие седальны читаются, а не поются, певческое значение таких подобнов утеряно. Кондакарные подобны согласно богослужебным книгам указываются также для пения седальнов.

Наряду с ними встречаются внегласовые самоподобны-ексапостиларии, самоподобны-светильны, которые также читаются, а не поются в настоящий момент.

* в колонке «ноты» даны ссылки на ноты подобнов, которые распространены в свободном доступе. Ссылка «см. Толковое осмогласие» означает, что ноты данного распева находятся в сборнике А.Абрамовой «Толковое осмогласие», который не доступен в бесплатной онлайн-версии.

* синим цветом выделены самоподобны, местонахождение которых в богослужебных книгах не найдено.

* знак «|» в структуре распева означает, что мелодии строк до знака не повторяются.

Наши рекомендации