О наставлении использовать слабительное
В сборниках Тирмизи, Ибн Маджи и Ахмада, хадисе Асмы бинт ‘Амис передается, что Пророк r как-то спросил: «Какими слабительными вы пользуетесь?». Ему ответили: «Сенной». Тогда он сказал: «Если было бы нечто, спасающее от смерти, то была бы сенна».
Также передается в сборнике Тирмизи, хадисе от Ибн ‘Аббаса, что Посланник Аллаха r сказал: «Лучшее, чем вы можете лечиться, – это курением (дымов лекарственных растений), настоями, хиджамой и слабительными».
В сборнике Ибн Маджи, хадисе ‘Абдаллы бин Умми Харама говорится, что Посланник Аллаха r сказал: «Вам следует использовать сенну, ибо в ней исцеление от всех недугов, кроме яда». «А что за яд?» - спросили у него. «Смерть» – ответил он им.
Слабительные средства – лекарственные вещества, вызывающие ускорение опорожнения кишечника и разжижения стула. Действие слабительного объясняется рефлексами, возникающими в слизистой оболочке кишечника и усиливающими его перистальтику и секрецию. Слабительные средства делятся на солевые, растительные масла и растительные слабительные. К солевым слабительным относятся глауберова соль, английская соль, сегнетова соль. Измасел известно касторовое масло, растительные слабительные (ревень, крушина, сенна, сабур). Действуя преимущественно на толстый кишечник, усиливая его перистальтику и не влияя на скорость прохождения пищевых масс по тонким кишкам, применяются главным образом при вялости толстых кишок («запорах»).
Чаще всего в медицинской практике используют комбинацию настоя сенны (александрийского листа) с сегнетовой солью, что дает возможность очистить весь кишечник, применяя малую дозу слабительной соли.
۞
{
О наставлении Пророка r относительно пищи,
В которую упало насекомое
В сборниках Бухари и Муслима, хадисе от Аби Хурайры передается, что Посланник Аллаха r сказал: «Если в чашу одного из вас упадет муха, следует обмакнуть ее (полностью), ибо одно из ее крыльев (несет) яд, другое – противоядие».
Говорится также в сборнике Ибн Маджи, что Посланник Аллаха r сказал: «Одно из крыльев мухи несет отраву, другое – противоядие. И если она попадет в пищу, то следует обмакнуть ее полностью, ибо отрава ее предшествует противоядию».
На это указывает и Коран, где сказано:
«О люди! Вот вам притча, прислушайтесь же к ней! Те (божества), кого они, опричь Аллаха, призывают, не смогут никогда и мухи сотворить, если бы даже собрались все вместе. А если муха что-нибудь у них похитит, они не смогут у нее похищенное взять, беспомощен и почитатель нерадивый, и тот, кого он нерадиво чтит. Они оценкой должной Господа не оценили, а Он, поистине, Силен, Велик и Славен!»Аль-Хадж, 73-74
۞
{
О сохранении здоровья
В сборнике Ибн Маджи, хадисе от Умм аль-Мунзир бин Кайс аль-Ансари говорится: «Как-то к нам пришел Пророк r, и с ним - ‘Али, который (тогда) шел на поправку (от недавно перенесенной болезни). Когда им предложили фиников, они оба стали есть. Тогда Пророк rстал повторять Али: «Ты ведь идешь на поправку», пока не отговорил того. Тогда я приготовила им солодовой похлебки и сахарной свеклы. Тогда он сказал (Али): «Ну, вот это тебе как раз поможет».
Здесь указывается на различные свойства продуктов, на своевременность и уместность лекарственных средств, о чем подробно идет речь в разделе о свойствах лекарственных средств.
В другом хадисе говорится, что Посланник Аллаха r сказал: «Если Аллах возлюбит слугу Своего, то оберегает его от мирского (земного) также, как вы оберегаете своих больных от питья и еды».
Также в сборнике Тирмизи, от ‘Укба бин ‘Амра передается, что Посланник Аллаха r сказал: «Не принуждайте больных к еде и питью, ведь Всевышний Аллах кормит их и поит».
Если больной не принимает пищу, то это либо из-за отсутствия аппетита, либо из-за его подавленности, что говорит о том, что организм занят (борется с) болезнью. Настаивать на приеме пищи в таких случаях не рекомендуется. Так как здоровая кровь питает организм, а желчь – это сырая кровь, которая постоянно воспроизводится. И если количество желчи в организме больного увеличивается, то при отсутствии пищи организм приступает к ее обработке и переработке в кровь, таким образом вновь питая тело и саморегулируясь. Существует сила, которой снабжено тело для поддержки здоровья и контроля над жизнедеятельностью. На это же указывает хадис, в котором говорится, что Пророк r часто прибегал к многодневным постам, но не позволял этого сподвижникам, что объяснял словами: «Я не как все вы, ведь (я под сенью), Всевышний кормит меня и поит».
۞
{