На пути Аллаха, мучительными страданиями
يَوْمَ يُحْمَى عَلَيْهَا فِي نَارِ جَهَنَّمَ فَتُكْوَى بِهَا جِبَاهُهُمْ وَجُنُوبُهُمْ وَظُهُورُهُمْ هَذَا مَا كَنَزْتُمْ لِأَنْفُسِكُمْ فَذُوقُوا مَا كُنْتُمْ تَكْنِزُونَ
(35) В тот день они (накопленные ими сокровища) будут раскалены в огне Геенны,
и ими будут заклеймены их лбы, бока и спины. Им будет сказано:
«Вот то, что вы копили для себя. Вкусите же то, что вы копили!»
Ас-Судди сказал, что первосвященники из иудеев, а монахи из христиан. Также есть его мнение, что первосвященники это ученые иудеев.
Как сказал Всевышний:﴿ لَوْلَا يَنْهَاهُمُ الرَّبَّانِيُّونَ وَالْأَحْبَارُ عَنْ قَوْلِهِمُ الْإِثْمَ وَأَكْلِهِمُ السُّحْتَ لَبِئْسَ مَا كَانُوا يَصْنَعُونَ ﴾
«Почему же раввины и первосвященники не удерживают их от греховных речей и пожирания запретного? Воистину, скверно то, что они творят». (5:63)
Ученые христиан - это قسيسين или монахи. Как об этом сказал Аллах: ﴿ذلِكَ بِأَنَّ مِنْهُمْ قِسِّيسِينَ وَرُهْبَاناً﴾
«Это — потому, что среди них есть священники и монахи». (5:82)
Смысл этого аята – предостережение от ученых зла и поклоняющихся в заблуждении. Как сказал Суфьян ибн Уейна: «Испорченные из числа наших ученых, подобны иудеям, а испорченные из числа поклоняющихся из нас, подобны христианам».
В достоверном хадисе говорится: «لَتَرْكَبُنَّ سُنَنَ مَنْ كَانَ قَبْلَكُمْ حَذْوَ القُذَّةِ بِالْقُذَّة» «Вы обязательно будете следовать путями тех, кто был до вас, шаг за шагом». Его спросили: «За иудеями и христианами?» Он(да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «فَمَن »«А за кем же еще?» В другом варианте они спросили: «За персами и римлянами?», он(да благословит его Аллах и приветствует) ответил:«فَمَنِ النَّاسِ إِلَّا هَؤُلَاءِ؟» «А разве есть еще люди кроме них?»
Это предостережение уподобления и следования им в словах и действиях. Ибо Аллах сказал: ﴿لَيَأْكُلُونَ أَمْوَالَ النَّاسِ بِالْبَـطِلِ وَيَصُدُّونَ عَن سَبِيلِ اللَّهِ﴾ «Незаконно пожирают имущество людей и сбивают их с пути Аллаха» – тем, что зарабатывают на мирские блага, должностии лидерство среди людей за счет религии. Тем самым они пожирают имущество людейнезаконно. Также раввины иудеев в Медине во времена джахилии были почетными людьми.Им возносились подати, подарки и почести. Когда Аллах послал пророка (да благословит его Аллах и приветствует), они продолжили упрямствовать на своих заблуждениях, в надежде сохранить свои статусы. Однако Аллах потушил их светом пророчества, снял с них все эти почести, заменил их на унижение, бедность, и на них пал гнев Аллаха.
﴿وَيَصُدُّونَ عَن سَبِيلِ اللَّهِ﴾ «И сбивают их с пути Аллаха» –они своим пожиранием имущества людей сбивают людей от следования истине. Они показывают невеждам, которые им следуют, что они призывают к добру, на самом деле они не те, за кого себя выдают, они призывают в ад, а в Судный день у них не будет помощников.
Слово Аллаха:﴿وَالَّذِينَ يَكْنِزُونَ الذَّهَبَ وَالْفِضَّةَ وَلاَ يُنفِقُونَهَا فِي سَبِيلِ اللَّهِ فَبَشِّرْهُمْ بِعَذَابٍ أَلِيمٍ﴾ «Обрадуй же тех, которые накапливают золото и серебро и не расходуют ихна пути Аллаха, мучительными страданиями» – это третья категория лидеровсреди людей после ученых и священников – а именно обладатели богатств, ибо людиследуют за учеными, священниками и богачами. Если все эти три категории испорчены,то испорчены все слои людского общества. Как сказал Абдулла ибн Мубарак:«Кто же испортил религию, как не цари, ученые зла и священники?»
Слово كنز (клад) как передает Малик со слов Абдуллы ибн Динара, со слов ибн Умара, что это имущество, с которого не выплачен закят. Аль-Бухари передает хадис от аз-Зухри со слов Халида ибн Аслама: «Это было до того, как был ниспослан аят о закяте, а потом закят стал очищением для имущества». Умар ибн Абдуль-Азиз и Ирак ибн Малик сказали, что этот аят был отменен аятом:﴿خُذْ مِنْ أَمْوَلِهِمْ صَدَقَةً﴾ «Возьми из их имущества подаяние».(9:103)
Саид ибн Мухаммад ибн Зияд передает, что Абу Умама (да будет доволен им Аллах) сказал: «Украшение мечей это клад (излишество), и я говорю вам то, что слышал (от посланника Аллаха)».
Приводится много хадисов с похвалой уменьшения количества золота и серебра и с порицанием их накопления. Мы приведем некоторые из них.
Абдур-Раззак передает со слов Али (да будет доволен им Аллах) по поводу слов Аллаха:
Те, которые накапливают золото и серебро»,посланник Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует)сказал:« تَبًّا لِلذَّهَبٍ تَبًّا لِلْفِضَّة» «Будет проклято золото, будет проклято серебро» - трижды.И это стало затруднительно для сподвижников посланника Аллаха, они тогда спросили:«А в чем нам хранить свое имущество?» Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я узнаюэто для вас». Он спросил у посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует):«О, посланник Аллаха, твоим сподвижникам это стало затруднительным, они спрашивают,в чем же хранить свое имущество?» он (да благословит его Аллах и приветствует):ответил:«لِسَانًا ذَاكِرًا وَقَلْبًا شَاكِرًا وَزَوْجَةً تُعِينُ أَحَدَكُمْ عَلَى دِينِه»«Поминающий (Аллаха)язык, благодарное(перед Аллахом)сердце, и супруга,которая помогла кому-нибудь из вас практиковать его религию».
Слова Аллаха:
﴿يَوْمَ يُحْمَى عَلَيْهَا فِى نَارِ جَهَنَّمَ فَتُكْوَى بِهَا جِبَاهُهُمْ وَجُنوبُهُمْ وَظُهُورُهُمْ هَـذَا مَا كَنَزْتُمْ لأَنفُسِكُمْ فَذُوقُواْ مَا كُنتُمْ تَكْنِزُونَ ﴾
«В тот день они (накопленные ими сокровища) будут раскалены в огне Геенны, и ими будут заклеймены их лбы, бока и спины. Им будет сказано: “Вот то, что вы копили для себя. Вкусите же то, что вы копили!”»Это слова порицания, иронии и издевки. Подобно этому Аллах говорит также:﴿ثُمَّ صُبُّواْ فَوْقَ رَأْسِهِ مِنْ عَذَابِ الْحَمِيمِ - ذُقْ إِنَّكَ أَنتَ الْعَزِيزُ الْكَرِيمُ ﴾«Затем налейте ему на голову кипяток, причиняющий страдания. Вкушай, ведь ты — могущественный, благородный!»
Также говорится, что если человек любит и предпочитает что-то больше поклонения Аллаху, то будет наказан именно этим. Те, люди, которые предпочли накопительство богатства довольству Аллаха, будут наказаны богатством в Судный день, как и Абу Лахаб (да проклянет его Аллах), направлял все свои старания на вражду с посланником Аллаха, а его жена помогала ему в этом. Поэтому она разделит с ним страдания в Судный День, и на ее шее будет веревка из пальмовых волокон. Она будет собирать дрова, и скидывать их в огонь, в котором он будет гореть. Такое наказание еще мучительнее, когда человек, который должен сжалиться над ним при жизни, помогает мучать его. Также и богатство, было самым дорогим для своих обладателей, но будет самым вредным в жизни вечной. Сокровища будут раскалены в огне Геенны, и ими будут заклеймены их лбы, бока и спины, и это уже при адской жаре, в которой будут находиться эти люди.
Имам Абу Джафар ибн Джарир передает со слов Саубана (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)сказал:
«مَنْ تَركَ بَعْدَهُ كَنْزًا مُثِّلَ لَهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ شُجَاعًا أَقَرَعَ لَهُ زَبِيبَتَانِ يَتْبَعُهُ وَيَقُولُ: وَيْلَكَ مَا أَنْتَ؟ فَيَقُولُ:
أَنَا كَنْزُكَ الَّذِي تَرَكْتَهُ بَعْدكَ وَلَا يَزَالُ يَتْبَعُهُ حَتَّى يُلْقِمَهُ يَدَهُ فَيَقْضِمَهَا ثُمَّ يَتْبَعُهَا سَائِرَ جَسَدِه»
«В День воскресения богатство, дарованное Аллахом тому, кто не выплачивал с него закят, предстанет перед ним в образе плешивого ядовитого змея с двумя чёрными пятнами на глазах, который обовьётся вокруг него, вопьётся ему в щёки и скажет: “Я — твоё богатство, я — твоё сокровище”», так она будет преследовать его, он даст ей руку, она поглотит его руку, а потом и все тело». Ибн Хиббан передает этот хадис в Сахихе. Часть этого хадиса приводится в двух Сахихах от Абу Хурайры. В СахихеМуслима Абу Хурайра передает,
что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«مَا مِنْ رَجُلٍ لَا يُؤَدِّي زَكَاةَ مَالِهِ إِلَّا جُعِلَ لَهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ صَفَائِحُ مِنْ نَارٍ، فَيُكْوَى بِهَا جَنْبُهُ وَجَبْهَتُهُ وَظَهْرُهُ
فِي يَوْمٍ كَانَ مِقْدَارُهُ خَمْسِينَ أَلْفَ سَنَةٍ، حَتَّى يُقْضَى بَيْنَ الْعِبَادِ ثُمَّ يُرَى سَبِيلُهُ إِمَّا إِلَى الْجَنَّةِ وَإِمَّا إِلَى النَّار»
Любому человеку, не выплачивавшему закят, в Судный день будут сделаны пластины из огня, и будут прижигать ему ими его бок, лоб и спину. И это день величиной в пятьдесят тысяч лет, пока не рассудят между людьми, а потом ему покажут его путь в рай или в ад».
Аль-Бухари передает, что Зайд ибн Вахб проходил мимо Абу Зарра в местечке ар-Рабада, и спросил у него: «Что привело тебя на эту землю?» тот ответил: «Мы были в Шаме, и я читал аят:﴿وَالَّذِينَ يَكْنِزُونَ الذَّهَبَ وَالْفِضَّةَ وَلاَ يُنفِقُونَهَا فِي سَبِيلِ اللَّهِ فَبَشِّرْهُمْ بِعَذَابٍ أَلِيمٍ﴾ «Обрадуй же тех, которые накапливают золото и серебро и не расходуют их на пути Аллаха, мучительными страданиями» – Муавия сказал, что этот аят был ниспослан не насчет нас,а насчет людей Писания, я же сказал: «Этот аят и насчет них, и насчет нас».
Далее Аллах сказал:
إِنَّ عِدَّةَ الشُّهُورِ عِندَ اللَّهِ اثْنَا عَشَرَ شَهْراً فِي كِتَـبِ اللَّهِ يَوْمَ خَلَقَ السَّمَوَت وَالاٌّرْضَ مِنْهَآ أَرْبَعَةٌ حُرُمٌ
ذلِكَ الدِّينُ الْقَيِّمُ فَلاَ تَظْلِمُواْ فِيهِنَّ أَنفُسَكُمْ وَقَاتِلُواْ الْمُشْرِكِينَ كَآفَّةً كَمَا يُقَـتِلُونَكُمْ كَآفَّةً وَاعْلَمُواْ أَنَّ اللَّهَ مَعَ الْمُتَّقِينَ