V. Как эго использует вину
1. Возможно некоторые концепции прояснятся и обретут более личное значение, если мы поясним, как эго использует вину. Подобно Святому Духу, эго имеет цель. Цель эта — страх, ведь эгоизм присущ только объятым страхом. Логика эго в той же мере безупречна, что и логика Святого Духа, ибо твой разум имеет в своем распоряжении средства для выбора Небес или земли. Но помни, что и то, и другое — в тебе.
2. В Царстве Небесном нет вины, ибо оно достигнуто посредством Искупления, которое тебя освобождает, чтобы творить. Слово "творить" здесь вполне уместно, ибо, как только Дух Святой искореняет всё, тобою созданное, благой остаток восстановлен и продолжается в творении. То, что воистину благословенно, не порождает ощущения вины, но вызывает радость. Это делает его неуязвимым для эго, ибо его покой для эго недоступен, благословенное не поддается разрушению, благодаря своей полноте. Вина же разрушительна всегда. Всё, что рождает страх, разъединяет, ибо оно подвластно закону разделения. Если эго есть символ разделения, оно также и символ вины. Вина — не просто не от Бога. Она — символ атаки на Него. Она — концепция целиком бессмысленная, но не для эго, поэтому нельзя недооценивать силы, с которой эго верит в нее. Вот в этой вере, на самом деле, и укоренена любая вина.
3. Эго — часть разума, верующая в разделение. Как же часть Бога сумела отделиться от Него, не понимая, что нападает на Него? Мы уже говорили о проблеме, связанной с авторитетом, в основе которой — идея узурпации Божьей власти. Эго верит, что именно ты и узурпировал Господню власть, ибо отождествляет себя с тобою. Отождествляя себя с эго, ты должен ощущать себя виновным. Когда ты отвечаешь собственному эго, ты непременно чувствуешь вину и ожидаешь кары. Эго — и впрямь пугающая идея. Какой бы, в высшей степени несуразной, идея атаки на Бога ни представлялась здравомыслию, не забывай, что эго — неразумно. Оно отображает иллюзорную систему и говорит от ее имени. Внимать голосу эго — значит верить в возможность напасть на Бога и в то, что часть Его ты от Него отторг. 3а этим неминуемо последует страх наказания извне, поскольку ощущение вины настолько болезненно, что ее непременно нужно спроецировать во вне.
4. Всё, что ты принимаешь разумом, реально для тебя. Твое приятие и делает его реальным. Если ты позволяешь эго утвердиться в своем разуме, то именно подобное согласие и делает его твоей реальностью. Так происходит потому, что разум может либо творить реальность, либо создавать иллюзии. Я прежде говорил, что тебе нужно научиться мыслить с Богом. Мыслить с Ним, значит мыслить как Он. Подобное мышление рождает радость, а не вину, ибо оно — естественно. Вина же — явный признак неестественности твоего мышления. Подобному мышлению всегда сопутствует вина, ибо оно есть вера в грех. Эго воспринимает грех не как отсутствие любви, а как положительный акт нападения. Это существенно для его выживания, ибо как только ты признаешь грех отсутствием любви, ты попытаешься непроизвольно исправить ситуацию. И это тебе удастся. Такой исход эго считает своей погибелью, тебе же должно научиться считать его свободой.
5. Невинный разум не страдает. Будучи здравым, разум исцеляет тело, поскольку он был исцелен. 3доровый разум не помышляет о недуге, ибо в его намерения не входит нападение на кого-либо или на что-либо. Я прежде говорил, что недуг — это форма магии. Может быть даже лучше было бы сказать, что это форма магического решения. Эго убеждено, что, наказав себя, оно смягчает наказание Божье. Но даже в этом оно самонадеянно. Оно приписывает Богу намерение покарать тебя, затем использует его как собственное право. Эго стремится узурпировать все Божьи функции, какими оно видит их, поскольку понимает, что только полная преданность заслуживает доверия.
6. Эго не более чем ты способно противостоять законам Божьим, но, как и ты, оно способно их толковать, согласно своим желаниям. Вот почему так важно ответить на вопрос: "Чего ты хочешь?" Ты отвечаешь на него ежеминутно и ежесекундно, и каждый миг решения есть вовсе не бесплодное суждение. Плоды его невольно будут сказываться, покуда ты не изменишь своего решения. Помни, однако, что сами по себе альтернативы неизменны. Святой Дух, как и эго, есть решение. Вместе они определяют те возможности, которым разум может подчиниться, их приняв. Святой Дух или эго —вот весь твой выбор. Бог сотворил одно из них, и ты не властен его уничтожить.Другое ты создал сам — и потому сам можешь с ним покончить. Лишь Богом сотворенное — необратимо и неизменно. А созданное тобою можно менять, ибо, не мысля подобно Богу, ты вообще не мыслишь. Иллюзорные идеи — не подлинные мысли, пусть ты и веришь в них. Но ты неправ. Функция мысли идет от Бога, и она — в Боге. Как часть Его Мысли, ты неспособен мыслить порознь с Ним.
7. Мысль неразумная есть спутанная мысль. Господь Сам направляет твои мысли, ведь они Им сотворены. Чувство вины всегда показывает, что ты о том не знаешь. Такое чувство — также свидетель твоей веры в свою способность и желание мыслить раздельно с Богом. Каждая путанная мысль с момента ее появления сопровождается чувством вины и поддерживается им на всем своем протяжении. Чувство вины возникнет неминуемо у того, кто думает, будто он сам направляет свои мысли, а потому и должен повиноваться их приказам. Это заставляет чувствовать ответственность за собственные ошибки и не дает понять, что принимая на себя подобную ответственность, они поступают безответственно. Если единственная ответственность чудотворца — принять Искупление для самого себя, а я заверяю тебя, что так оно и есть, то ответственность за всё, что искупается, не может быть твоей. Дилемму не разрешить иначе, чем принять решение об отмене сделанного. Ты был бы в ответе за результат своего ложного мышления, будь он неискореним. Цель Искупления — сохранить прошлое, только в очищенной форме. Если ты принимаешь средство исцеления смятенной мысли, вне всякого сомнения, эффективное, могут ли не исчезнуть ее симптомы?
8. Продлевание решения оставаться отчужденным — единственно возможная причина не уходящего чувства вины. Мы говорили об этом ранее, не делая однако ударения на пагубном исходе подобного решения. Любое решение разума скажется и на поведении, и на опыте. Ты ожидаешь того, чего желаешь. И это не иллюзия. Твой разум действительно создает твое будущее, и он, приняв сначала Искупление, вернет его обратно всему творению в любой момент. Разум также вернется в целокупное творение в тот самый миг, как только примет Искупление. С отказом от беспорядочного мышления выявляется надлежащий порядок мыслей.
VI. Время и вечность
1. Бог в Своем знании не ждет, но Его Царство обездолено, покуда выжидаешь ты. Все Божьи Сыновья ждут твоего возвращения, как ждешь их возвращения ты. 3адержка не имеет значения в вечности, во времени, однако, она трагична. Ты выбрал пребывание во времени, а не в вечности, а потому и веришь, что ты — во времени. Однако, выбор твой свободен и изменяем. Ты времени не принадлежишь. Твое место только в вечности, куда Бог Самолично поместил тебя.
2. Ощущения вины — стражи времени. Они рождают страх возмездия или покинутости, тем самым гарантируя, что будущее будет подобным прошлому. В этом залог непрерывности эго. Отсюда — его ложное ощущение безопасности и уверенность, что ты не в силах от него избавиться. Однако ты не только можешь, но и должен от него избавиться. Взамен Бог предлагает тебе непрерывность вечности. $ыбрав этот обмен, ты одновременно сменишь вину — на радость, злобу — на любовь, боль — на покой. Моя же роль — высвободить твою волю из цепей, сделав ее свободной. Эго твое этой свободы не приемлет и будет ей противиться любым путем и при любой оказии. И как создатель эго, ты понимаешь, на что оно способно, поскольку ты и наделил его такой способностью.
3. Помни всегда о Царстве, не забывая, что, будучи Его частью, ты не способен потеряться. Разум, что был во мне, есть и в тебе, ведь справедливость Божия в творении совершенна. Пусть Дух Святой всегда тебе напоминает о Божьей справедливости, а мне позволь учить тебя как разделить ее с твоими братьями. Как еще дать тебе возможность востребовать ее для себя? Два голоса одновременно по-разному толкуют то же самое, или верней, почти одновременно, поскольку эго всегда выступает первым. В альтернативных толкованиях не было нужды до появления первого из них.
4 Эго выносит приговор, а Дух Святой его отменяет, подобно высшему суду, который в этом мире властен отменить решение низшего суда. Решения эго неверны всегда, ибо в основе их лежит ошибка, поддерживать которую они и призваны. Всё, что воспринимает эго, трактуется неверно. Оно не только цитирует Писание себе во благо, но и толкует его как свидетеля в свою пользу. В суждении эго Писание — вещь устрашающая, воспринимая его со страхом, эго толкует его как устрашающее. Объятый страхом, ты не станешь аппелировать к высшему суду, боясь решения не в свою пользу.
5. Есть множество примеров тому, как вводят в заблуждение толкования эго, однако даже нескольких вполне достаточно, чтоб показать, как Дух Святой толкует их по-новому в Своем Свете.
6. "Что посеешь, то и пожнешь" — интерпретируется Им в том смысле, что ты будешь развивать в себе то, что посчитаешь достойным развития. Твое суждение о ценности его и сделает его ценным для тебя.
7. Фраза "Мне отмщение Я воздам — говорит Господь" легко толкуется, если вспомнить, что разделяемая идея разрастается. Фраза эта подчеркивает, что месть разделить нельзя. Отдай, поэтому, ее Святому Духу, Который искоренит ее в тебе, ибо ей вовсе не место в твоем разуме, который есть часть Божьего Разума.
8. Слова о "наказывающем вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода" — в толковании эго звучат особенно зловеще. Для эго они становятся просто попыткой обеспечить собственное выживание. Для Святого Духа это выражение означает, что следующим поколениям Он может дать иное толкование тому, что предыдущие неверно поняли, и так освободить их мысли от способности порождать страх.
9. "А нечестивые погибнут" — становится утверждением Искупления, если согласиться, что слово "погибнут" следует понимать: "будут упразднены". Любая мысль, лишенная любви, должна быть отменена — концепция, недоступная для понимания эго. Для эго "упразднить" означает "уничтожить". Эго не будет уничтожено, ибо оно — часть твоего мышления, но поскольку оно лишено способности творить, а значит и соучаствовать, оно будет истолковано по-новому, чтобы освободить тебя от страха. Часть разума, которую ты отдал эго, просто вернется в Царство, которому принадлежит весь разум целиком. Ты можешь медлить с завершением Царства, но не способен внести в него идею страха.
10. Не следует бояться, что Высший Суд тебя осудит. Он просто прекратит дело против тебя. Тяжба с Господним чадом невозможна, и все свидетели вины против творений Божьих лжесвидетельствуют против Самого Бога. С радостью предоставь всё, во что веришь, Божьему Высшему Суду, ибо он вершится от Его Имени и, следовательно, провозглашает истину. Он прекратит тяжбу с тобою, как бы ты тщательно ее ни подготовил. Свидетельства против тебя неоспоримы для тебя, но не для Бога. Святой Дух не услышит их, свидетельствуя истине и ей одной. А приговор его останется навечно: "Твое есть Царство Небесное", ибо Он дан тебе затем, чтобы напоминать тебе о том, кто ты такой.
11. Сказав "Я свет пришел в мир", я имел в виду, что я пришел разделить с тобою свет. Вспомни мои слова о тусклом стекле эго, припомни, что я сказал: "Не гляди туда". Всё еще правда:
от тебя зависит, где станешь ты себя искать. Твое терпение в отношении к брату — это твое терпение по отношению к самому себе. Разве же Божье чадо не заслуживает терпения? Я проявлял к тебе бесконечное терпение, ведь моя воля — воля нашего Отца, у Кого я научился безбрежному терпению. Голос Его был во мне, как Он есть в тебе, вещая о терпении по отношению к Сыновству во Имя Его Творца. 12. Теперь нужно постичь, что только безграничное терпение дает мгновенный результат. Таким путем время обменивается на вечность. Безбрежное терпение обращается к безбрежной любви и, вызывая результат сейчас, делает время ненужным. Уже неоднократно повторялось, что время — это средство обучения, которое упраздняется, как только в нем отпадет нужда. Святой Дух, глаголющий за Бога во времени, тоже знает, что время бессмысленно. Он напоминает тебе об этом в каждый момент истекающего времени, ибо Его особая функция — вернуть тебя вечности и там с тобой остаться, чтобы благословлять твои творенья. Святой Дух — единственное подлинное благословение, которое ты можешь дать, ибо Он истинно благословлен. И потому что Он был дан тебе свободно Богом, ты должен так же отдавать Его, как получил.
VII. Выбор в пользу Бога
1. Ужели ты и вправду веришь, будто ты в силах создать голос, способный заглушить Глас Божий? Неужто ты и впрямь считаешь себя способным изобрести систему мышления, разъединяющую тебя с Отцом? Неужто ты и вправду веришь, что твой план обеспечения безопасностью и радостью лучше Его плана? Тебе не нужно быть ни осторожным, ни беспечным, а просто возложить заботы на Него, поскольку Он печется о тебе. Ты — Его забота в силу того, что Он любит тебя. Голос Его всегда напоминает тебе о том, что все твои надежды осуществимы, благодаря Его заботе. Тебе не выбрать избавление от Его заботы, ибо на то нет Его Воли, но ты можешь решить ее принять и пользоваться беспредельной силой Его заботы обо всех, что были ею сотворены.
2. Много было целителей, не исцеливших самих себя. Они не "переставляли" гор своею верой, ибо вера их не была полной. Кому-то из них временами удавалось исцелить больных, но они не воскрешали мертвых. Покуда целитель не исцелит себя, он не поверит в отсутствие степеней трудности в чудесах. Он еще не постиг, что каждый сотворенный Богом разум, равно достоин исцеления по той причине, что Бог сотворил его цело-купным. От тебя требуется просто вернуть тот разум Богу таким, каким он сотворен. Он просит лишь того, что даровал тебе, зная, что подобная отдача исцелит тебя. 3дравомыслие есть полнота, а здравомыслие твоих братьев есть твое собственное здравомыслие.
3. Зачем тебе прислушиваться к нескончаемым безумным призывам, обращенным, как тебе кажется, к тебе, когда ты знаешь, что Голос, Глашатай Божий — внутри тебя? В руки твои Господь предал Свой Дух и просит тебя предать Ему твой дух. Желает Он хранить его в покое совершенном, ибо ты с Ним един и разумом, и духом. Исключение тебя из Искупления — последний рубеж в самозащите эго. В нем отразились и потребность эго в разделении, и твое желание быть в этом разделении на его стороне. Подобная готовность означает, что ты не ищешь исцеления.
4. Время однако же пришло. Тебе не нужно было строить планы собственного спасения, ибо, как я уже сказал, средство спасения — не твоего изготовления. Сам Господь Бог снабдил тебя совершенной Коррекцией всего, что ты содеял без согласия с Его святою Волей. Я сделаю Его план полностью понятным для тебя и объясню в нем твою роль, и то, насколько срочно его осуществление. Господь оплакивает "жертву" Своих чад, считающих себя потерянными для Него.
5. Когда ты не переполнен радостью, то это значит, что к какому-то творенью Божьему ты отнесся без любви. И посчитав это "грехом", изготовился к защите в ожидании атаки. Решение реагировать подобным образом принадлежит тебе, а потому его возможно отменить. Его не отменить раскаянием в обычном смысле слова, ибо раскаяние подразумевает вину. Позволив себе почувствовать вину, ты скорее усугубишь ошибку, нежели разрешишь ее исправить для тебя.
6. Решение не бывает трудным. Это становится очевидным, когда ты понимаешь, что если у тебя нет ощущения полной радости, должно быть, ты уже решил быть безрадостным. По-этому, первым шагом в искоренении ошибки будет признание, что ты весьма активно принял ложное решение, и столь же деятельно можешь решить иначе. Будь в этом тверд и постоянно помни, что процесс отмены содеянного, исходящий не от тебя, тем не менее идет внутри тебя, ибо Бог поместил его туда. Твоя роль — просто вернуть мышление к тому моменту, где была сделана ошибка и мирно предоставить ее Искуплению. Скажи себе так искренне, как можешь, памятуя, что Дух Святой с готовностью ответит на твое самое робкое приглашение:
Я неспокоен, должно быть, я принял неверное решение.
Я принял его сам, но я могу решить иначе.
Желаю я решить иначе, ибо ищу покоя.
Я за собой не чувствую вины, поскольку Дух Святой, с согласия моего, отменит все последствия неверного решения.
И я даю Ему на то свое согласие и разрешаю выбрать в пользу Бога за меня.
Глава 6 УРОКИ ЛОБВИ
Введение
1. Связь между гневом и атакой очевидна, но между гневом и страхом — различима не всегда. Гнев неразрывно связан с проекцией разделения, которое в конечном счете нужно принять на свою личную ответственность, не обвиняя в том других. Гнев не возникнет, покуда ты не посчитал, что на тебя напали, и что ответная атака вполне оправдана, что ты, ни в коей мере, не в ответе за нее. 3а этими тремя полностью безрассудными предпосылками должен последовать равно абсурдный вывод, что брат заслуживает нападения, а не любви. Можно ли ожидать разумных выводов, основываясь на безумных предпосылках? Искоренить безумный вывод можно лишь оценив разумность предпосылок, которыми он обусловлен. На тебя нельзя напасть, атака не имеет оправдания, и ты несешь ответственность за всё, во что веришь.
2. Тебе было предложено взять меня за пример в учебе, поскольку крайний случай — особенно нагляден в обучении. Ведь учат все и учат постоянно. Эту ответственность ты неизбежно принимаешь на себя в момент приятия любой посылки, ведь без какой-либо системы мышления нельзя организовать свою жизнь. Как только принята любого рода система мышления, ты и живешь согласно ей, и обучаешь ей. Твою способность оставаться преданным своей системе можно адресовать неверно, но она всё еще форма веры, и ее можно переадресовать.
I. Весть распятия
1. Давай в учебных целях вернемся вновь к распятию. Я ранее не задерживался на нем из-за побочных ассоциаций, которые, возникнув, могли тебя напугать. Лишь одна мысль подчеркивалась до сих пор: распятие не было формой наказания. Одна-ко нельзя что-либо объяснить исключительно в негативных терминах. Есть позитивное толкование распятия, полностью свободное от страха и, следовательно, полностью милосердное во всем, чему оно учит, если его правильно понимать.
2. Распятие — не более, чем чрезвычайный случай. Ценность его, как и любого обучающего средства, — в том, какому роду обучения оно служит. Оно может быть, и было, неверно понято. Так получилось потому, что движимые страхом воспринимают всё со страхом. Я уже говорил, что ты всегда можешь позвать меня и, разделив мое решение, его упрочить. Я также называл распятие последним бесполезным странствием, которое предстоит Сыновству, и говорил, что само распятие представляет освобождение от страха для каждого, кто его верно понимает. Поскольку ранее я уделял больше внимания воскресению, цель распятия и то, как в сущности оно вело к воскресению, не пояснялась. Однако распятие способно послужить полезным вкладом в твою жизнь и, если ты отнесешься к нему без страха, оно поможет тебе понять свою собственную роль учителя.
3. Годами, вероятно, ты видел себя распинаемым. Эта тенденция характерна для разделенных, всегда отказывающихся видеть то, что они причинили сами себе. Проекция означает гнев, гнев поощряет нападение, а нападение вызывает страх. Реальный смысл распятия лежит в явной чрезмерности агрессии одних Божьих Сынов против других. Это, на самом деле, невозможно и должно быть понято как абсолютно невозможное. Иначе я не могу служить примером в обучении.
4. Напасть, в конечном счете, можно лишь на тело. Одно тело, вне всякого сомнения, способно напасть на другое и даже уничтожить его. Но, если уничтожение само по себе и возможно, то всё, что уничтожимо — нереально. Тогда уничтожение не-реального не оправдывает гнева. В той мере, в какой ты веришь в обратное, ты принимаешь ложные посылки и учишь им других. Весть, которой должно было учить распятие, состояла в том, что нет нужды усматривать какую-либо форму нападения в наказании, поскольку ты не можешь быть наказан. Если ты отвечаешь с гневом, ты, видимо, отождествляешь себя с уничтожимым и, следовательно, твое самовосприятие безумно.
5. Я показал с предельной ясностью мое подобие тебе, а твое — мне, но наше исходное равенство способно проявиться лишь через совместное решение. Ты волен воспринимать себя гонимым, если таким окажется твой выбор. Однако, выбирая такой ответ, не забывай: только в суждении мира я был гоним, сам же я не разделял этой оценки. Не разделяя ее, я и не укреплял ее. Поэтому, я предложил иное толкование атаки, которым и хочу с тобою поделиться. Поверив в это толкование, ты мне поможешь учить ему.
6. Я уже говорил, что "обучая, ты учишься сам". Увидев себя гонимым, ты станешь учить гонениям. Не этому уроку должен учить Господень Сын, желая осознать свое спасение. Луч-ше учи своей абсолютной неприкосновенности, которая и есть истина в тебе, понимая, что на нее нельзя напасть. Не пытайся сам защищать ее, иначе ты поверишь в ее уязвимость для атаки. Тебе не нужно быть распятым; то был мой личный вклад учителя. Тебе предложено лишь следовать моему примеру перед лицом гораздо меньших искушений для лжевосприятия и их не принимать как псевдооправдание гневу. Нет оправдания тому, что не имеет оправдания. Не верь в обратное и не учи ему. Помни всегда: ты учишь лишь тому, во что сам веришь. Верь заодно со мною, и как учителя мы станем с
тобой равны.
7. Твое воскресение — это твое пробуждение. Я — пример нового рождения, но это новое рождение есть просто озарение разума тем, что уже было в нем. Бог Самолично поместил его туда, и оно истинно навечно. Я верил в это и, следовательно, принял для себя как истину. Так помоги же мне учить тому же наших братьев во имя Царства Божьего, но прежде поверь в его истинность, иначе будешь учить неверно. Братья мои спокойно спали во время так называемого "моления в саду", но я не гневался на них, поскольку знал, что я не был покинут.
8. Мне грустно, когда мои же братья не разделяют моего решения слушать только один Голос, ведь это ослабляет их — и как учителей, и как учеников. Но в то же время мне известна их неспособность предать себя или меня, и именно на них я должен строить свою церковь. 3десь нету выбора, ибо лишь ты способен стать фундаментом для Божьей Церкви. Церковь — там, где стоит алтарь; его присутствие и освящает церковь. Церковь, не вдохновляющая на любовь, скрывает свой алтарь, который не служит цели, определенной Богом.Должно быть, Его церковь я нашел в тебе, ибо принявшие меня за образец, становятся моими учениками в буквальном смысле слова. Уче-ники —- это последователи, и если тот, за кем они идут, решил избавить их от боли во всех отношениях, было бы неразумно
не следовать ему.
9. Ради тебя и ради себя решил я показать, что самые вопиющие, по мнению эго, нападки не имеют значения. В суждении мира, (но не в знании Господнем) я был избит, покинут, пре-
дан, истерзан и в конце концов убит. Ясно, что это явилось следствием проекции на меня других людей, поскольку я никому не причинил вреда и многих исцелил.
10. Мы всё еще равны как ученики, хотя нам и не нужен равный опыт. Святой Дух радуется, когда ты учишься на моем опыте и пробуждаешься с его помощью. Это — единственная цель моего опыта и единственное направление, в котором меня возможно воспринять как путь, как истину, как жизнь. Внимая единственному Голосу, ты не услышишь призыва к жертве. Напротив, способный слышать Святого Духа в других, ты сможешь учиться на их опыте и .получать от него пользу, в нем не участвуя. Это возможно потому, что Дух Святой — един, и тот, кто слышит Его Голос, станет указывать Его дорогу остальным.
11. Ты — не гоним, не был гоним и я. Тебе не нужно повторять мой опыт, поскольку Дух Святой, Который мы разделяем, делает это ненужным. Но чтобы мой опыт мог помочь тебе, ты должен по-прежнему следовать моему примеру в восприятии этого опыта. Твои и мои братья постоянно заняты оправданием того, что не имеет оправдания. Единственный урок, которому я буду учить так же, как ему учился сам, состоит в том, что никакое восприятие, идущее вразрез с суждением Святого Духа, не оправдано. Для подтверждения истинности этого я выбрал крайний случай лишь потому, что он послужит хорошим средством в обучении для тех, чье искушение поддаться гневу или соблазн напасть столь чрезмерны. 3аодно с Богом я не желаю страданий ни одному из Божьих Сыновей.
12. В распятии не соучаствуют, ибо оно — символ проекции, но воскресенье — символ соучастия, поскольку пробуждение каждого Сына Божьего необходимо для осознания Сыновством собственной полноты. Только это и есть знание.
13. Весть Распятия предельно ясна:
Учи только любви, ибо ты и есть любовь.
14. Интерпретируя распятие иначе, ты пользуешься им скорее как орудием атаки, нежели призывом к покою, что и было его назначением. Апостолы часто понимали распятие неверно по той же самой причине, что и все остальные. Их собственная несовершенная любовь сделала их уязвимыми к проекции, и, движимые собственным страхом, они говорили о "гневе Божием", как о Его орудии возмездия. Они не говорили о распятии без гнева, ибо их наполняло гневом их собственное чувство вины.
15. Вот всего несколько примеров "перевернутого" мышления в Новом Завете, хоть основная его проповедь — только любовь. Не ощущай Апостолы вины, они бы не цитировали меня, сказавшего: "Не мир пришел Я принести, но меч". Это идет вразрез со всем моим учением. Если бы они действительно понимали меня, они не описали бы подобным образом мою реакцию на поступок Иуды. Я никогда не мог сказать: "Целованием ли предашь Сына Человеческого?", если я не верил в предательство. Вся весть распятия была о том, что я в предательство не верил. "Возмездие", которое я призывал на голову Иуды, было подобною ошибкой. Иуда был мой брат и Божий Сын, такая же часть Сыновства, как я сам. Мыслимо ли, чтобы я осуждал его тогда, когда готов был показать, что осуждение невозможно?
16. Читая учение Апостолов, помни: я сам говорил им, что многое они поймут позднее, ибо в то время они не были готовы всецело следовать за мной. Я не хочу, чтоб ты позволил страху — в какой угодно форме — закрасться в ту систему мышления, к которой я тебя веду. Не мучеников я сзываю, а учителей. 3а грех никто не наказуем, и Божьи Сыновья — не грешники. Любая концепция наказания предполагает проекцию вины и укрепляет идею оправданности обвинения. В итоге получается урок в обвинении, так как всякое поведение учит убеждениям, мотивирующим его. Распятие было результатом двух, явно противоположных систем мышления, идеальным символом "конфликта" меж эго и Божьим Сыном. Конфликт, кажется, столь же актуален и сегодня, и его уроки необходимо постигать сейчас, как и тогда.
17. Я не нуждаюсь в благодарности, но ты должен развить в себе ослабленную способность благодарить, иначе ты не сумеешь отдать должное Богу. Он не нуждается в твоем признании, но ты нуждаешься в нем. То, чего не ценишь, ты и не любишь, ибо страх делает понимание невозможным. Боясь своей реальной сущности, ты не ценишь ее, и, следовательно, не принимаешь. И, таким образом, учишь неприятию.
18. Могущество Господних Сыновей присутствует в них постоянно, ибо они сотворены творцами. Влияние их друг на друга беспредельно и нужно использовать его для совместного спасения. Каждый должен научиться учить тому, что всякая форма неприятия бессмысленна. Разделение — это идея неприятия. Покуда ты ей учишь, ты в нее веришь. Господь не мыслит подобным образом, тебе же нужно мыслить Ему подобно, если ты хочешь снова знать Его.
19. Помни, что Дух Святой есть связь меж Богом, нашим Отцом, и разделенными с Ним Сыновьями. Внимая Голосу Его, ты осознаешь, что не способен ни причинить вреда, ни ощутить его; и многим необходимо твое благословение и помощь, чтобы они услышали об этом сами, воспринимая в них лишь эту их нужду, не отвечая никакой другой, ты станешь учиться у меня и пожелаешь, как и я, постигнутое разделить с другими.
II. Альтернатива проекции
1. Любое расщепление в разуме влечет за собою отказ от его части, а это и есть вера в разделение. Господню целокупность, которая и есть Его покой, способен оценить лишь целокупный разум, осознающий цельность Божьего творения. Этим признанием он знает своего Творца. Исключение и разделение — синонимы, так же, как разделение и раздвоение. Мы ранее говорили, что разделение было и есть раздвоение, и что, как только оно имеет место, проекция немедленно становится его основной защитой, или средством его сохранения. Причина этого, однако, может и не столь очевидна, как тебе кажется.
2. Ты отвергаешь то, что проецируешь, и, следовательно, не веришь, что оно — твое. Ты изымаешь себя из него уже тем, что видишь себя отличным от того, на кого проецируешь. Поскольку ты осуждаешь спроецированное, ты неустанно нападаешь на него и держишь его отстраненным. Поскольку это происходит на подсознательном уровне, ты пытаешься держать вдали от своего сознания тот факт, что нападаешь на самое себя, и воображаешь при этом, будто полностью себя обезопасил.
3. Проекция, однако, всегда приносит вред тебе. Она усиливает веру в расщепленный разум, ее единственная цель — поддерживать разделение. Проекция —исключительно орудие эго, дающее тебе возможность почувствовать себя отличным от своих братьев и разделенным с ними. Эго оправдывает это на том основании, что помогает тебе казаться "лучше" других, тем самым еще больше затеняя твое равенство с ними. Проекция и нападение неизбежно связаны, ибо проекция всегда есть средство оправдать атаку. Гнев невозможен без проекции. Эго использует проекцию исключительно с целью исказить твое восприятие самого себя и твоих братьев. Процесс начинается с исключения чего-то, существующего в тебе, но нежеланного для тебя, и ведет прямо к исключению тебя из среды твоих братьев.
4. Однако, мы уже пришли к тому что есть альтернатива проекции. Любая способность эго имеет лучшее применение, ибо способности его направляются разумом, а у того есть лучший Голос. Святой Дух продолжает себя, а эго — проецирует. Как цели их противоположны, так и результаты.
5. Святой Дух изначально воспринимает тебя совершенным. 3ная, что совершенство это разделяемо, он признает его во всех, тем самым укрепляя его и в тебе, и в остальных. Вместо озлобленности это рождает любовь к тем и другим, поскольку устанавливает всевовлеченность. воспринимая равенство, Святой Дух воспринимает только равные потребности. Это автоматически приглашает Искупление, ведь Искупление — единственная всеобщая потребность в этом мире, воспринимать себя подобным образом — единственная возможность для обретения счастья в нем. Ведь это и есть признание, что ты — не в этом мире, ибо сей мир — несчастен.
6. А как еще удастся найти радость в безрадостном месте, если не осознать, что ты вовсе не там? Там, куда Бог тебя не поместил, тебя и нет, ведь Сущий сотворил тебя Своею частью. А это одновременно и то, где ты есть, и то, что ты есть. И этого не изменить. 3десь — полная вовлеченность всего и вся. Ни ныне, ни когда-либо еще сего не изменить. Это — вечная истина. И это не убеждение, а факт. Всё, сотворенное Единым, истинно, как и Он Сам. Истинность всего заложена во всеобъемлющей включенности в Того, Кто лишь один и совершенен. Отрицать это — значило бы отрицать и себя и Его, поскольку невозможно принять одно без другого.
7. Полное равенство в восприятии Святого Духа отражает полное равенство в Божьем знании. Восприятие эго не имеет параллели в Боге, но Святой Дух остается мостом между восприятием и знанием. Используя восприятие таким образом, чтобы оно отражало знание, ты будешь, в конечном счете, помнить знание. Эго предпочитает верить, что эта память невозможна, но твое восприятие направляет Святой Дух. Оно закончится там же, где началось. Всё сходится в Боге, ибо всё началось через Него и в Нем.
8. Бог сотворил Своих Сынов, продолжив Свою Мысль и сохраняя эти продолжения в Своем Разуме. Поэтому-то Его Мысли полностью едины внутри самих себя и между собой. Святой Дух наделяет тебя способностью воспринять всю эту полноту сейчас. Бог сотворил тебя, чтобы и ты творил. Ты не продолжишь Его Царство, покуда тебе неведома его полнота.
9. Мысли, родившись в чьем-то разуме, затем распространяются вовне. Это верно для Божьих Мыслей также, как для твоих. Поскольку твой разум расщеплен, ты в состоянии и воспринимать, и мыслить. Но восприятию не обойти основных законов мышления, воспринимая разумом, ты проецируешь воспринятое из него во вне. Хоть восприятие любого рода и нереально, ты его создал, и, следовательно, Дух Святой с успехом может им воспользоваться. Он может вдохновить восприятие, направить его к Богу. Подобная сходимость в Боге представляется далеким будущим лишь потому, что разум твой еще не полностью в ладу с этой идеей, и не желает ее сейчас.
10. Святой Дух пользуется временем, но Он в него не верит. Идя от Бога, Он пользуется всем во благо, не веря, между тем, в то, что не истинно. Коль скоро Он — в разуме твоем, твой разум тоже способен верить только в истинное. Святой Дух говорит о подлинном, ибо Он говорит за Бога. Он призывает тебя вернуть твой целокупный разум Богу, поскольку тот никогда Его не покидал. А если разум не покидал Его, то для его возвращения тебе всего лишь нужно воспринять разум таким, каков он есть. Всецело осознанное Искупление явится признанием, что никакого разделения не было. А против этого эго бессильно, поскольку в таком признании — недвусмысленное утверждение, что никакого эго не было.
П. Эго может принять идею необходимости возвращения, ибо с завидной легкостью оно способно представить идею трудной. Дух же Святой говорит, что даже и в возвращении нет нужды, поскольку то, чего не происходило, не может быть трудным. Однако ты можешь сделать идею возвращения и трудной, и необходимой. Меж тем, не вызывает сомнений, что совершенные не знают ни в чем нужды, и что собственное совершенство нельзя переживать как трудное достижение, поскольку ты и есть совершенство. Такими следует воспринимать все Божий творения, сводя все свои восприятия в единый ряд, который видит Святой Дух. Ряд этот — линия прямого общения с Богом и позволяет твоему разуму сойтись с Разумом Божьим. В подобном восприятии нет конфликта, поскольку оно означает, что всякое восприятие направляемо Святым Духом, Чей Разум устремлен к Богу. Только Святому Духу под силу разрешить конфликт, поскольку только Он свободен от конфликта, воспринимая только истинное в твоем разуме, Он продолжает это вовне, к тому, что истинно в других.
12. Различие между проекцией эго и продолжением Святого Духа понять не сложно. Цель проекции эго есть исключение, а следовательно обман. Святой Дух продолжает Себя, узнавая Себя в каждом разуме и так воспринимает их всех — одним. В подобном восприятии нет конфликта, поскольку Дух Святой воспринимает всё одним и тем же. Куда бы ни смотрел, Он всюду узнает Себя, и, будучи единым, Он всегда предлагает Царство во всей его полноте. Эту единственную весть Всевышний поручил Ему, поскольку Он и есть та весть. Божий покой заложен в этой вести, а следовательно и в тебе. Вели-кий покой Царства сияет вечно в твоем разуме, однако ему нужно засиять из разума во вне, чтобы ты осознал его.
13. Святой Дух дарован тебе в полной непредвзятости и только признавая его абсолютную непредвзятость, можно вообще узнать Его. Имя эго — легион, Святой же Дух — един. В Царстве нигде нет тьмы, но твоя роль лишь в том, чтобы не допустить ее в свой разум. Подобное равнение со светом беспредельно, ибо это союз со светом мира. Каждый из нас есть свет мира, и, разумом соединяясь в этом свете, мы Царство Божие провозглашаем вместе как один.
III. Отказ от атаки
1. Как уже отмечалось, любая идея берет свое начало в разуме мыслящего. Следовательно, то, что продолжается разумом, остается в нем, и по тому, откуда оно продолжено, оно знает себя. Слово "знает" здесь вполне уместно, поскольку Святой Дух всё еще сохраняет знание в твоем разуме Своим беспристрастным восприятием. Не нападая ни на что, Он не препятствует общению с Богом. Поэтому и бытию ничто не угрожает. Твой Богоподобный разум не доступен осквернению. Эго не было и никогда не будет его частью, но через эго ты можешь слушать и учиться, распознавать неистинное. Ты научился верить, что ты — не то, что есть. Нельзя учить тому, чего ты не постиг, и то, чему ты учишь, ты укрепляешь в себе, поскольку разделяешь это с другими. Каждый урок, которому ты обучаешь, ты постигаешь сам.
2. Вот почему тебе необходимо учить всего лишь одному уроку. Желая быть свободным от конфликта, нужно учиться только у Святого Духа и только через Него учить. Ты есть только любовь, но отрицая это, ты превращаешь себя в нечто такое, о чем необходимо постоянно помнить. Я ранее говорил, что весть распятия была: "Учи только любви, ибо ты и есть любовь". Лишь этот урок полностью совершенен, ибо лишь он полностью однозначен. Только уча ему, ты выучишь его. "Чему ты учишь, тому же учишься и сам". А если сие правда, а так оно и есть, не забывай: то, чему ты учишь, учит тебя. И ты, конечно, веришь в то, что либо проецируешь, либо продолжаешь.
3. Залог безопасности — только в продолжении Святого Духа, ибо, увидев Его доброту в других, твой разум воспримет себя полностью безвредным. Как только он сможет это полностью принять, он перестанет видеть необходимость в собственной защите. 3ащита Божья на него нисходит и заверяет его в его вечной безопасности. Всецело защищенные всецело милосердны. Они благословляют, зная, что благословлены. Избавленный от треволнений разум всецело добр, а продолжая милосердие, он милосерд, безопасность заключена в полным отказе от атаки. 3десь невозможен компромисс. Уча атаке в какой угодно форме, ты учишься ей, и она непременно повредит тебе. Однако постигнутое подобным образом — не вечно, и ему можно разучиться, перестав ему учить.
4. Поскольку ты не можешь не учить, твое спасенье — в обучении всему, что противоположно идеям эго. Так, ты познаешь истину, которая тебя освободит и будет охранять твою свободу, в то время как остальные будут ей учиться у тебя. Единственная возможность обрести покой — это учить покою. Уча покою, ты должен ему учиться сам, ибо нельзя учить тому, с чем ты себя по-прежнему разъединяешь. Только таким путем ты сможешь получить обратно знание, тобою выброшенное вон. Нужно сперва иметь идею, чтобы ее с другими разделить. Она пробуждается в твоем разуме убежденностью, с которою ты учишь ей других. Всему, чему ты учишь, ты учишься сам. Учи только любви и постигай, что она — твоя и что ты — любовь.
IV. Единственный ответ
1. Помни, что Дух Святой — Ответ, а не вопрос. Эго всегда отвечает первым. Оно капризно и не желает добра своему создателю. Эго верит, и совершенно справедливо, что его создатель способен лишить его своей поддержки в любой момент. Желая тебе добра, оно бы ликовало, как возликует Дух Святой, когда Он приведет тебя домой и когда отпадет нужда в Его наставничестве. Эго не считает себя твоею частью. 3десь и лежит та изначальная ошибка, что послужила базой для всей его системы мышления.
2. Бог сотворил тебя как часть Себя. Вот почему атака в Царстве невозможна. Ты создал эго без любви, поэтому оно тебя не любит. Остаться в Царстве без любви немыслимо, а коль скоро Царство и есть любовь, ты веришь, что остался без нее. Это дает эго возможность считать себя разделенным со своим создателем и вне его, тем самым представляя ту часть разума, что верит: ты — разделен, и — вне Божьего Разума. Тогда-то эго и поднимает первый из всех когда-либо заданных вопросов, на который оно никогда не отвечает. Этот вопрос: "Что ты такое?" явился началом всех сомнений. С тех пор эго задало великое множество вопросов, но не ответило ни на один из них. Самые хитроумные действия эго не приводили ни к чему, разве что еще больше затеняли сам вопрос, поскольку у тебя имеется ответ и эго тебя боится.
3. Конфликт нельзя понять, не разобравшись полностью в том главном факте, что эго ничего не может знать. Святой Дух не отвечает первым, но отвечает Он всегда. Каждый в то или иное время взывал к Нему о помощи и, так или иначе, получал ответ.Поскольку Святой Дух отвечает истинно, Он отвечает постоянно, а это значит, что каждый имеет свой ответ сейчас.
4. Эго не слышит Святого Духа, но верит, что часть разума, создавшая эго, — ему враждебна. Оно толкует это как оправдание для нападения на своего создателя. Эго верит в атаку как в наилучшую защиту, желая, чтобы и ты в это поверил. Без этой веры ты не примкнешь к нему, а эго отчаянно нуждается в союзниках, а совсем не в братьях, воспринимая нечто чуждое себе в твоем разуме, эго обращается к телу как к своему союзнику, поскольку тело — не часть тебя. Это делает тело другом эго. Такой союз неприкрыто зиждется на разделении. Примкнув к подобному союзу, ты испытаешь страх, в силу союза своего со страхом.
5. Эго использует тело в заговоре против разума, и, понимая, что его "враг" может покончить в одночасье и с эго, и с телом простым признанием того, что они — не часть тебя, оно объединяется в атаке с телом. Это есть восприятие, нелепейшее из всех возможных, если подумать, что оно за собой влечет. Эго, будучи нереальным, силится убедить реальный разум, что он есть просто средство обучения для эго, и, мало этого, что тело более реально, нежели разум. Никто в здравом своем уме в это не мог поверить, никто, в здравом своем уме, и не верит.
6. Прислушайся тогда к единственному ответу Святого Духа на все вопросы эго: ты — Божье чадо, бесценная часть Его Царства, которую Он сотворил как часть Себя. Более ничего не существует, и только это реально. Ты выбрал сон с дурными сновидениями, но сон твой нереален и Бог зовет тебя проснуться. Когда же ты Его услышишь, от сновидений не останется следа, поскольку ты от сна очнешься. Многообразие символов эго в снах сбивало тебя с толку. И лишь по той простой причине, что ты спал и истины не знал. А пробудившись, ты увидишь истину в себе и вокруг себя и перестанешь верить снам, ибо они утратят для тебя реальность. А Царство и всё, что ты в нем сотворил, будут воистину реальны для тебя, благодаря их истинности и очарованию.
7. В Царстве нет никаких сомнений в том, кто ты такой и где ты есть. Сомнений нет, поскольку не был задан первый вопрос. Всецело разрешенный, он никогда не возникал. Только Бытие пребывает в Царстве, где всё живет в Предвечном, не вопрошая. Время, растрачиваемое на вопросы в сне, уступит место творению и его вечности. В тебе — всё та же определенность, что и в Боге, ибо в тебе всё та же истина, что в Нем, но то, что было когда-то определенным в твоем разуме, стало всего лишь способностью к определенности. 8. Внесение способностей в бытие явилось началом неуверенности, ибо способности — это потенциал, а не достижение. Твои способности бесполезны в присутствии Божьих достижений, равно как и твоих. Достижения — это полученные результаты. Когда же результаты совершенны, способности бессмысленны. Любопытно, что совершенное ныне должно усовершенствоваться. По сути это немыслимо. Помни однако, что поместив себя в немыслимую ситуацию, ты веришь в возможность невозможного.
9. Способности нужно развить прежде, чем доведется их использовать. Это не так для сотворенного Всевышним, но это самое благое решение для всего, что создал ты. В немыслимой ситуации возможно развить свои способности настолько, что они помогут тебе выбраться из нее. У тебя есть Наставник в том, как их развить, но нет иного распорядителя, кроме самого себя. Это и делает тебя ответственным за Царство: как за Водителя для отыскания его, так и за средство сохранения его. У тебя есть пример для подражания, который усилит твою волю и никогда, никоим образом, ее не ослабит. Ты следовательно сохраняешь центральное место в своем вымышленном рабстве, что само по себе уже говорит о том, что ты — не в рабстве.
10. Ты оказался в невозможной ситуации лишь потому, что посчитал подобное возможным. Ты был бы в невозможной ситуации, если бы Сущий, показав тебе твое совершенство, одновременно доказал, что ты — неправ. Это продемонстрировало бы неспособность совершенных осознать собственное совершенство и подтвердило бы, что тем, у кого есть всё, необходима помощь, и потому они — беспомощны. Такого рода "логика" присуща эго. Бог, зная, что Его творения совершенны, не унижает их. Это в такой жемере невозможно, как вера эго в то, что оно сумело унизить Бога.
11. Вот почему Святой Дух не приказывает. Всякий приказ подразумевает неравенство, которого, как показывает Дух Святой, не существует. Верность посылкам есть закон разума и всё, сотворенное Богом, повинуется Его законам. Верность другим законам не исключена, но не в силу их истинности, а в силу того, что ты их создал сам. Что бы ты выиграл, покажи тебе Господь безумие твоего мышления? Способен ли Он утратить Собственную определенность? Я часто повторял: ты — то, чему ты учишь. Желаешь ли ты Господу учить тебя твоей греховности? Реши Он сопоставить созданное тобою "я" с истиной, которую Он сотворил для тебя, к чему бы это привело, если не к страху? Ты усомнился бы в своем правильном мышлении, единственном месте, где можно отыскать подаренное Богом здравомыслие.
12. Господь не учит. Учить — значит предполагать изъян, которого, как Единому известно, нет. В Предвечном нет конфликта. Обучение нацелено на изменения, но Бог творит неизменное. Разделение было не потерей совершенства, а обрывом связи. Грубая и напряженная форма общения возникла как голос эго. Она не расколола покой Господень, но расколола твой. Однако Бог ее не уничтожил, ибо ее уничтожение означало бы атаку. В Нем сомневались, но Он не сомневался. Он просто дал Ответ. Его Ответ и есть Учитель твой.
V. Уроки Святого Духа
1. Как всякий хороший учитель, Святой Дух знает больше, чем ты сейчас, но учит Он с одною целью: сделать тебя равным Себе. Ты уже обучил себя неверно, поверив лжи. Ты не поверил в собственное совершенство. Стал бы Господь тебя учить, что ты создал расщепленный разум, если Он знает твой разум целостным? Он знает только, что каналы Его связи закрыты для Него, что Ему не с кем поделиться радостью и знать, что Его дети счастливы. Дарение Его радости — непрерываемый процесс, но не во времени, а в вечности. Господне продолжение вовне (но не Его полнота) перекрыто, когда Сы-новство не общается с Ним единым целым. Тогда Он думает: "Спят Мои дети, их нужно разбудить".
2. Как осторожней разбудить детей, если не добрым Голосом, Который, их не испугав, просто напомнит им, что ночь прошла и появился свет? Детей не информируют о том, что не были реальными пугавшие их сны, ведь дети верят в волшебство. Их просто заверяют, что нынче — они в безопасности. 3атем их учат отличать сон от яви и понимать, что снов не следует бояться. Поэтому, когда дурные сны придут, дети самостоятельно обратятся к свету, чтобы развеять их.
3. Мудрый учитель объясняет как подойти к проблеме, а не тому, как обойти ее. Сосредоточен он не на том, чего следует сторониться во избежание вреда; Он учит тому, что нужно выучить для обретения радости. Подумай, как испугается или придет в смятение дитя, если ему сказать: "не делай этого; оно опасно и может повредить тебе, но, сделав вместо этого то-то и то-то, ты избежишь опасности, останешься сохранным и страх уйдет". Наверняка, лучше всего сказать три слова: "Поступай только так." Это простое утверждение предельно ясно, легко запоминается и с легкостью усваивается.
4. Святой Дух никогда не уточняет ошибок, ибо Он не пугает детей, а те, в ком нету мудрости, и есть малые дети. Но Он всегда ответит на их призыв, и эта Его надежность вселяет в них уверенность. Дети и вправду смешивают фантазии с реальностью, не видя между ними разницы. Святой Дух не делает различий между снами. Он просто прогоняет их своим сиянием. А свет Его — всегда призыв проснуться, о чем бы ты ни грезил в своем сне. Нет ничего устойчивого в снах, а Дух Святой, сияя Светом Самого Предвечного, вещает лишь о том, что длится вечно.
А. Чтобы иметь, отдай всем всё
1. Когда исчезнут и тело твое, и эго, и сны, узнаешь ты, что будешь длиться вечно. Ты верно думаешь, что это достигается посмертно, но смертью не достигнуть ничего, ведь смерть и есть ничто. Всё достижимо только через жизнь, а жизнь — от разума и в разуме. Тело не умирает и не живет, ведь телу не вместить тебя, кто есть жизнь. Если мы разделяем один и тот же разум, ты можешь смерть преодолеть, поскольку я ее преодолел. Смерть есть попытка разрешить конфликт уходом от решения его. Как всякое немыслимое решение, задуманное эго, оно — бесплодно.
2. Господь не создал тела, ибо оно уничтожимо и, следовательно, — не от Царства. Тело есть символ того, кто, по твоим понятиям, есть ты. Оно, вне всякого сомнения, есть средство разделения, и потому его не существует. Святой же Дух, как и всегда, использует тобою созданное, истолковав его по-новому как средство обучения. И снова, как всегда, всё, что употребляет эго как аргумент в поддержку разделения, Святой Дух реинтерпретирует в свидетельство против него. Если разум исцеляет тело, а тело не в состоянии исцелить разум, то разум сильнее тела. Каждое чудо подтверждает это.
3. Я уже говорил, что Дух Святой есть побудительная сила чудес. Он постоянно говорит тебе, что реален только разум, ведь только мысли можно разделять. Тело же — врозь с тобою и потому не может быть частью тебя. "Быть единомысленными" — звучит осмысленно, а быть единым телом — лишено всякого смысла. Стало быть, согласно законам разума, тело — бессмысленно.
4. Святой Дух не различает чудеса по степеням трудности. Эта концепция тебе уже знакома, но ты еще в нее не веришь. Следовательно, ты ее не понимаешь и не воспользуешься ею. Нам слишком много нужно сделать во имя Царства, чтобы позволить этой существенной идее ускользнуть от нашего внимания. Она — краеугольный камень той системы мышления, которой я учу и желаю тебе учить. Нельзя стать чудотворцем, не веря в эту идею, ибо вера в нее есть убеждение в абсолютном равенстве. Только единый равный дар возможен для равных Божьих Сыновей, и это — полное понимание их достоинства. Не более и не менее. В отсутствии градаций степени трудности не имеют смысла, а в том, что ты предлагаешь брату, не может быть градаций.
5. Святой Дух, Ведущий к Богу, переводит взаимное общение в бытие, так же, как он в конечном счете переводит восприятие в знание. Того, что ты передаешь, ты не теряешь. Эго использует тело для наслаждений, для нападений и как предмет гордости. Безумие такого восприятия делает его и впрямь пугающим. Святой Дух видит в теле только средство общения и поскольку общение есть соучастие, оно становится соборностью. Ты, вероятно, думаешь, что страх, как и любовь, возможно передать в общении, поэтому страх тоже разделяем. Но это не столь реально, как может показаться. Те, кто передают свой страх, способствуют атаке, которая всегда нарушит связь, сделав ее невозможной. Эго действительно способны объединяться во временный союз, но исключительно ради того, что каждое из них могло бы получить в отдельности. Святой же Дух передает лишь то, что каждый сможет отдать всем. Он никогда и ничего не заберет обратно, ибо желает, чтоб у тебя осталось всё. Следовательно, Его учение начинается с урока:
Чтобы иметь, отдай всем всё.
6. Это — шаг предварительный, и он — единственный, который тебе нужно сделать самому. Даже не обязательно его заканчивать самостоятельно, но нужно непременно свернуть на этот путь. Выбрав такое направление, ты принимаешь на себя ответственность за странствие, где ты и только ты должен остаться. Шаг этот может показаться скорее усугубляющим конфликт, нежели разрешающим его, поскольку он — начальная ступень в процессе изменения восприятия и возвращения его из опрокинутого состояния в нормальное. Ты еще не свободен от этого конфликта с перевернутым восприятием, иначе в изменении направления не было бы нужды. Некоторые, переживая острый конфликт, задерживаются на этой стадии довольно долго. На этом этапе они пытаются скорей принять конфликт, нежели сделать следующий шаг к его искоренению. Однако сделав первый шаг, они увидят помощь. Как только они выберут то, что не могут в одиночку завершить, они уже не одиноки.