Во имя Аллаха, милостивого ко всем на этом свете и только к верующим в день Великого суда!
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сообщает, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Я свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и что я – посланник Аллаха. Если раб встретит Аллаха (умрёт), имея эти два свидетельства и не сомневаясь в их истинности, то он войдёт в Рай».
В этом изречении Посланника Аллаха говорится о том, что исповедание Шахады является ключом от Рая.
Шахада (شهادة). Шахада является свидетельствованием единственности Аллаха и истинности посланничества Пророка Мухаммада (мир ему и благословениеАллаха). «Ашхаду» – «я свидетельствую, зная и будучи абсолютно убеждённым», «алля иляха» – «что нет ничего достойного поклонения», «илляллах» – «кроме одного единственного Бога – Аллаха», «ва ашхаду» – «я также, зная и будучи абсолютно убежденным, свидетельствую», «анна Мухаммадан» – «что, поистине, Мухаммад», «расулюллах» – «Посланник Аллаха, посланный Им ко всему человечеству, чтобы научить людей истинной религии».
Смысл первой части шахады заключается в том, что вы, имея твердые убеждения и подтверждая своими деяниями, устами и всем своим сердцем, искренне свидетельствуете о том, что тот, кому вы поистине обязаны поклоняться, и никому кроме Него, это – единственный Бог – Аллах. Познавать Всевышнего Аллаха истинным образом, стыдиться проявить неуважение к Нему, бояться его недовольства, быть смиренным перед Ним и покорным во всем, молить его, следовать его воле, соблюдать предписания и столпы имана, ислама, – все это является поклонением и служением Всевышнему Аллаху.
Подтверждением существования Бога является наличие этого мира с его явной и скрытой сторонами. По истине, у каждой вещи есть свой создатель – тот, кто изготовил или смастерил ее. По-другому не бывает. Это в равной мере относится к солнцу, луне, звездам и всему сотворенному. У них тоже есть свой Создатель, ибо они не могли, как и все остальное в этом мире, возникнуть сами по себе. У всего сущего – один Творец – Всевышний Аллах, Который управляет всем и вся.
Мусульманин должен знать и быть убежденным в том, что нет ничего, что было бы невозможным для Всевышнего Аллаха. Он всемогущ во всем. Без воли Аллаха не происходит ничего. Однажды, когда у Пророка Мусы болел зуб, и он не знал, как вылечить его, ему было ниспослано откровение, что на некой горе растет трава. Если подержать ее во рту, она и станет лекарством от зубной боли. Он отправился на эту гору, нашел ту траву, сорвал ее и подержал во рту. Боль прошла. Муса (мир ему) был доволен, что наконец-то нашел лекарство от зубной боли. Через некоторое время у него вновь заболел тот же зуб. Муса (мир ему) вернулся на гору и опять подержал во рту эту траву, однако на этот раз она ничуть не помогла. Он был очень удивлен. Тогда Всевышний обратился к нему: «Муса, только по Моей воле и разрешению Моему та трава может стать лечебной. Если нет на то воли Моей, она не принесет пользы».
Мусульманин должен быть уверен в том, что Всевышний Аллах вечно живой, что у Него нет ни начала, ни конца, Ему не свойственны ни молодость, ни старость. Время не меняет Его, и для Него время не меняется. Все атрибуты Аллаха, как и Он Сам, не имеют ни начала, ни конца. Необходимо быть убежденным в том, что Аллах всезнающ. Ему изначально известно все о каждом творении еще до его создания и о том, что с ним будет после его сотворения. Нет ничего, о чем бы ни ведал Всевышний Аллах, или не успел бы узнать, или чего бы не охватили Его знания. Аллаху присуще такое качество, как речь, но речь Аллаха не такая, как у Его творений, она не передается посредством звуков и букв. К атрибутам, присущим Всевышнему Аллаху, относится также слышание. Создатель слышит даже то, как муравей ползет по камню в темную ночь. Видение также является атрибутом Аллаха. Нет ничего в сотворенном Им, чего бы Он не видел. При этом слышание и видение Аллаха не осуществляются через уши и глаза, подобно Его творениям, ибо Всевышний не похож на нас. Это объясняет то, что знание ('ильм) Аллаха охватывает все и вся. Аллах существовал всегда. Он безначален. Для Всевышнего не существует смерти, исчезновения или разрушения. Аллах вечен. Всевышний не похож ни на одно из Своих творений, и ничто из сотворенного Им не похоже на Него. Уподоблять Бога чему-либо есть неверие. Кто бы из людей ни попытался представить себе образ Всевышнего, представленное ими будет далеко от истины. Всевышний Аллах — самостоятельный, независимый. Это означает, что все нуждается в Нем, тогда как Он не нуждается ни в ком и ни в чем. Бог един, у Него нет соучастника. Создатель места, времени и Вселенной, Он дал всему бытие и не нуждается в том, что создал. Чтобы не впасть в заблуждение, следует воздерживаться от размышлений о сущности Аллаха. В хадисе сказано: «Господа невозможно охватить разумом».
Суть второй части шахады состоит в следующем. Необходимо быть убежденным и верить в Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) что он родился в Мекке, его отца звали ‘Абдулла, мать – Амина и что он совершил переселение из Мекки в Медину, где и похоронен. Вера того, кто отрицает посланническую и пророческую миссию Мухаммада, не принимается Создателем. Пророк Мухаммад является наилучшим из творений Всевышнего. Любовь к нему – это установленная Аллахом обязанность для всего человечества.
Более подробно о вере в Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) читайте во второй части буклета «Ключи от Рая».
Мы просим Аллаха даровать всем нам счастья в обоих мирах! Амин!