Феномен британского вторжения и его роль
Евгения Жагрова, БКТ-151
Рок-н-Ролл, как самостоятельный жанр, появился в американской музыке в середине XX столетия, а именно в 1955 году. Он возник в результате своеобразного смешения трех, на первый взгляд абсолютно разных, музыкальных направлений: поп-музыки, кантри и ритм-энд-блюза.
Данные жанры различались не только по внутренним стилистическим, но и по той аудитории, на которую были рассчитаны. Так, поп-музыку слушали среднестатистические белые американцы, как правило, жители больших городов. Производителями и потребителями ритм-энд-блюза были чернокожие. Кантри и вестерн слушали жители сельских местностей на юге и юго-западе США.
Потому как целевые аудитории трех этих жанров сильно были достаточно различны, для них составлялось три разных рейтинга популярности. Это было сделано исходя из чисто прагматических соображений: все те, кто так или иначе были вхожи в музыкальный бизнес, заботились о своей прибыли, им было необходимо удостовериться что то, что они издают, будут покупать.
До какого то момента три этих стиля существовали обособленно друг от друга. Почему именно 1955 год стал той отметкой, с которой принято отсчитывать историю рока?
Как уже было сказано выше три разных стиля начинают неким образом «смешиваться». Как именно это происходит? Исполнители в жанре поп, которые пользовались гораздо большей популярностью, начинают исполнять чужие песни – песни исполнителей вестерна и ритм-энд-блюза. Таким образом получаются песни-кроссоверы, которые зачастую были намного популярнее своих оригиналов. Поп-музыканты адаптировали кантри и ритм-энд-блюз под более широкую аудиторию и получали тем самым основное количество славы и большую часть прибыли. В 1955 году выходят такие хиты как «Rock Around the Clock» Билла Хэйли (оригинал принадлежит Алану Фриду) и «Maybellene» Чака Берри, которая является адаптацией песни «Ida Red» Боба Уиллса.
Период с 1955 по 1959, который называют первой волной рок-н-ролла, принято условно разделять на три этапа:
1) «До Элвиса»
2) Успех Элвиса Пресли в 1956 году
3) «После успеха Элвиса» (1957 – 1959)
Однако в 1959 году наступил кризис, связанный с тем, что многим звездам раннего рок-н-ролла, которые были на пике поппулярности, пришлось покинуть сцену в связи с разными обстоятельствами: Элвис Пресли, ставший невероятно популряным, был к этому моменту уже призван в армию; Бадди Холли погиб в авиакатастроффе; Чак Берри получил тюремный срок. Литл Ричард, который ранее был одним из самых эпатажных исполнителей рок-н-ролла, решает оставить этот музыкальный стиль. Он пришел к сосзнанию того, что рок-н-ролл – музыка от дьявола и решает посвятить себя христианству и исполнению церковного госпела.
Помимо всего прочего, разгорелся крупный скандал, связанный с конфликтом между крупными лейблами «старой закалки» и инди-лейблами, которые издавали рок-н-ролл и в середине XX века имели самую высокую долю рынка. Крупные лейблы обвинили инди-лейблы в том, что они дают взятки диск-жокеям для того, чтобы пробиться на радио-станции. Не всем удалось выйти сухими из воды. Так, например, был оштрафован известный диджей Алан Фрид.
Немаловажно подчеркнуть то, что в период с 1955 по 1959 рок-н-ролл был тем жанром, который отрицал все формальности и шел наперекор традиционным представлениям. Возможно, это влияние ритм-энд-блюза. Примерно в это же самое время, в 50-х годах, в американской культуре появилась такая категория как «тинэйджер», то есть уже не ребенок, но еще и не взрослый. Соответственно, стали появляться товары, предназначенные для подростков, в том числе и музыка. Рок-н-ролл и стал именно той музыкой, которая пользовалась у тинэйджеров спросом. Тогда же в Америке повысился процент детской преступности. Эти явления породили новый сюжет для кинематографа: подросток-бунтарь, который идет наперекор всему. Саундтреком часто выступали популярные хиты рок-н-ролла. Неудивительно, что консервативное американское общество видело в рок-н-ролле угрозу.
В связи со всеми вышеперечисленными событиями некоторые называют первую половину 60-х годов «темными веками рок-н-ролла». Однако с этим можно поспорить. Дело в том, что контроль над рок-н-роллом решают взять владельцы крупных лейблов, так понимают, что это весьма прибыльный бизнес: рок-н-ролл успел стать весьма популярным среди подростковой аудитории. Именно в этом период рок-н-ролл переживает некое перерождение – он становится более мягким и менее «угловатым» и эпатажным. Для успеха им необходимо было найти «нового Элвиса», кого-то, кто сможет стать таким же популярным и продаваемым.
А уже в 1964 году происходит знаменитое «британское вторжение». До этого момента развитие рок-н-ролла в США и Великобритании шло несколько разными путями. Кроме того, британская музыка (как и всякая другая) находилась несколько в тени по отношению к американской. Это неудивительно, поскольку именно в Америке возникли все три жанра, породившие в конце концов рок-н-ролл. Музыкальная культура США была господствующей в середине XX века, и, совершенно точно, самой популярной и влиятельной. В каком то смысле это справедливо и для современной эстрады. Успех в США означает всемирный успех.
Однако ситуация несколько изменилась с появлением The Beatles. Знаменитая «ливерпульская четверка» была далеко не первой английской группой, исполняющей рок-н-ролл, однако именно ей было суждено стать ключевой фигурой в феномене «британского вторжения».
Коллектив из Ливерпуля, еще до взлета своей карьеры, были приглашены в Гамбург владельцем одного из клубов. Английские коллективы пользовались тогда популярностью, поскольку были более бюджетным аналогом американских. Тогда еще The Beatles не исполняли песен собственного сочинения. В их репертуаре присутствовали в то время хиты ритм-энд-блюза и звезд раннего рок-н-ролла. После возвращения в Великобританию их состав претерпел некоторые изменения: барабанщик Пит Бест был смещен Ринго Старром, а бас-гитарист Стю Сатклифф предпочел остаться в Гамбруге.
К 1962 году их состав был окончательно укомплектован, и они начали покорять британскую сцену. Уже в следующем году группа выпустила ряд успешных хитов. Среди них: «Love Me Do”; “Please Please Me”; “From Me to You”; “She loves You”.
В этом же составе The Beatles “высадились” в США в 1964 году. 9 февраля того же года они появились на шоу Эда Салливана. Группа выступала в течение трех недель подряд, и их выступления были крайне успешными. Благодаря своему продюссеру, Джорджу Мартину, им удалось выпустить на Capital Records свой сингл «I Want to Hold Your Hand». Таким образом, The Beatles и стали тем самым «новым Элвисом Пресли»: они смогли породить новый культ. The Beatles были уникальны тем, что представляли из себя бойз-бенд, в котором каждый участник являлся отдельной яркой личностью, ценной сама по себе. Каждый из них умел петь и писать песни. Вокруг данной группы возникло особое культурное явление, которое британская пресса окрестила «битломанией», которое стало новой «элвисоманией».
Результатом «британского вторжения» стало то, что уже во второй половине 60-х британские группы начинают доминировать не только в чартах своей страны, но и в международных. The Beatles своим примером показали, прежде всего для британской аудитории, что их национальная музыка и исполнители не чуть не хуже американских. После их успеха музыкальная жизнь в Великобритании начала стремительно развиваться.
В феномене «британского вторжения» немаловажно то, что своим успехом «ливерпульская четверка” открыла дорогу к славе и другим группам из Великобритании. Их список достаточно обширен, все они разнятся по направлениям рок-музыки: The Searchers; Dave Clark Five; Herman’s Hermits; Manfred Mann; The Hollies; The Kinks; The Zombies; The Yardbirds; The Animals; The Who; The Rolling Stones и многие другие. Что касается последних двух, то их популярность вполне сравнима с популярностью The Beatles, однако их характеризует гораздо более агрессивный стиль. Все эти группы, вслед за The Beatles, стали довольно популярными в США и вплоть до 1966 года держались в топе американских чартов.
Некоторые из них перепевали американские рок-н-рольные хиты. Так, например, группа The Animals сделала свою кавер-версию на американскую народную песню «House of the Rising Sun», которая стала хитом.
В творчестве некоторых из них заметно влияние ритм-энд-блюза. Помимо The Rolling Stones, к таким группам можно отнести The Yardbirds. Примечательно то, что все лид-гитаристы, которым довелось играть в этой группе (их было трое) выходили на первый план, и у них были свои собственные поклонники.
Другие же предпочитали легкую бит-музыку, подобно той, которую играли сами The Beatles в начале своей карьеры.
Однако в середине 60-х годов в Америке группы «британского вторжения» были вытеснены психоделическим роком. Этот жанр ставил целью изобразить при помощи музыкальных средств впечатления и ощущения, к которым приводит употребление наркотических галлюциногенных средств, его популярность связана с развитием культуры хиппи. Психоделический рок стал популярным и в Великобритании, однако там он имеет несколько другие истоки. На туманном альбионе этот музыкальный жанр возник на основе некоторых групп «британского вторжения», которые в своем творчестве использовали индийские этнические мотивы. Среди них – The Yardbirds и позже The Kinks. На развитие американского психоделического рока скорее повлияли ее собственные истоки – фолк-рок и гаражный рок. Среди новых групп, которые возникли на этой основе, можно назвать The Byrds, The Doors, Jefferson Airplane.
Таким образом, подводя общий итог, мы можем заключить, что феномен «британского вторжения» в американскую музыкальную индустрию не только сам по себе стал причиной возрождения рок-н-ролла в США, но и стал причиной появления новых жанров. Помимо этого он разрушил монополию американского музыкального продукта на мировом рынке, дав возможность своим национальным музыкантам стать популярными за пределами своей родины.
Источники:
Covach J. (2016) History of Rock, Part One [видеозаписи лекций Covach J.] // Coursera. (https://www.coursera.org/learn/history-of-rock/home/welcome).
Копий А. «Британское вторжение» в 21 веке// Сайт Musnotes.ru (http://www.musnotes.com/other/British-Invasion-21st-Century/). Просмотрено: 22.10.2016.
Пугачев А. (2012) Британское вторжение 60-х и его логотипы// Сайт Lookatme.ru. 23 января (http://www.lookatme.ru/flow/posts/design-radar/153263-britanskoe-vtorzhenie-60-h-i-ego-logotipy). Просмотрено: 22.10.2016.