Архиерейский жезл у греков называется патерисса в знак отеческого управлении паствою.
Жезл без рожков (змеевидных голов) и сулка дается ар-химандритам и игуменам, а также игумениям, как знак их власти над обителью.
Орлецы ( орел) небольшие круглые ковры с изображением орла, имеющего сияние вокруг головы и парящего над городом. Вид орла на орлеце указывает на епископство в городе, а орел на высоту и чистоту богословского учения епископа, сияние вокруг головы орла свет от учения епископа. Таким образом, орлецы, постилаемые под ноги архиерею, напоми-нают последнему, что он своею жизнью и учением должен, подоб-но орлу, возвышаться над всем дольным и стремиться к горнему. Когда при посвящении в архиерея ставленник читает исповеда-ние веры, он стоит на особом орлеце.
Орел, "право и крепко наступивший ногами на столпцы города", напоминает епископу, что он должен не оставлять ду-ховной своей паствы, но с силой и мужеством этой царственной птицы евангельским словом и своим высоким примером устремлять в горний мир полет своих птенцов. И под конец нелегкого пути архиерей может отрадно сказать о себе словами ветхозаветного вождя, говорившего именем Иеговы возлюбленному своему народу; в виду земли обетованной, после тяжелых странствований по пустыне: "как орел покрывает гнездо свое, носится над птен-цами своими, распростирает крылья свои, берет их и носит их на перьях своих..." (Втор. 32,11).
Рипиды ( опахало) металлические круги с изображением шестокрылого херувима, прикрепленные к длинной рукоятке. Рипиды изображают проникновение небесных сил в тай-ну спасения людей, совершенного Господом, напоминают и служа-щим и молящимся, что в храме за богослужением присутствуют ангелы. Рипиды употребляются: 1) при выносе Евангелия на ут-рени и на Литургии, 2) на Великом входе; 3) при выносе Пла-щаницы Спасителя, Божией Матери, 4) при выносе Креста; 5) при крестных ходах; 6) ими осеняют гроб архиерея.
В древности рипидами отгоняли насекомых от Св. Даров. Делались они из тонких кож, павлиных перьев или полотна. Рипидой веет над Дарами новопоставленный диакон в знак вступ-ления в свои обязанности и продолжения того служения, какое совершали диаконы в древней Церкви.
Дикирий ( ) двусвечник, два и свеча; знаменует два естества в Иисусе Христе Божеское и человеческое.
Трикирий ( ) трисвечник; три и свеча; знаменует Три Лица Святой Троицы.
Способ созыва верующих к богослужению
(о колокольном звоне)
В Православной Церкви верующие созываются к богослуже-нию посредством звона колокола. Колокола составляют одну из принадлежностей христианского храма. Колокольный звон в церк-вах имеет свой глубокий смысл и значение. Он не предмет роскоши и эстетического удовольствия. Церковный звон не толь-ко оповещает о времени богослужения, но и подготавливает хрис-тиан к богослужению. Звон производит на душу христианина бла-годатное действие; такое мнение является общепризнанным в Православной Церкви. Звон в известном смысле есть уже самое богослужение, совершаемое звуками музыки.
В ветхозаветной церкви иудеев созывали к богослужению посредством звуков серебряных труб; ветхозаветное богослуже-ние, как известно, состояло преимущественно из музыки; и вот, как бы в воспоминание об этом, в знак неразрывной связи с ним новозаветного богослужения, более духовного и возвышен-ного, это последнее имеет свою священную музыку в колоколь-ном звоне. Колокольный звон есть наиболее простой, строгий и безыскуственный род музыки.
Как и все церковные богослужения, церковный звон имеет свою историю. В первые века христианства, во времена гоне-ний епископы созывали верующих к богослужению через специально посылаемых за ними лиц или же после каждого богослу-жения уславливались о месте и времени следующего богослуже-ния. После прекращения гонений вошли в употребление различные способы созыва к богослужению. Например, в египетских монас-тырях братия созывались стуком в дверь кельи. Молоток для стука в дверь кельи (будильный молоток) самое древнее ору-дие созыва к богослужению (IV-V в.).
Позднее христиане стали созываться звуками трубы или рога, звуками "тока", "клепала"; "била" и "клепала" были распространены почти повсеместно. Било представляет собой деревянную, железную или медную доску изогнутой или прямой формы, по этой доске ударяют молотком, сделанным из такого же материала, как и доска. Била различают:
по материалу: деревянные, железные;
по величине: "великое", "малое" (или "бильце") и самые большие (праздничные), называемые "тяжкая";
по способу употребления: ручные и подвесные.
Ручное било держат рукой или кладут на левое плечо се-рединою; подвесное вешают на цепи или веревке, продетой в середину била. В било ударяют молотком, в результате чего получается требуемый звук. Характерно, что если удар произ-водится ближе или дальше от середины доски, получается звук разной высоты и образуется целая гамма тонов (особенно на металлическом било), благодаря чему звон в било получает вполне музыкальный характер. Сообразно с характером каждого била и звону усвояется различное символическое, внутреннее значение.
1) Ударение в "малое" било ("бильце"), которое положе-но совершать перед малой вечерней, повечерием, полунощницей и часами, как малозвучное и глуховатое, означает голос древ-них пророков как бы сень и прообраз будущих событий.
2) Ударение в "великое било", которое положено совер-шать на праздничных утренях, дающее звонкий и далеко разно-сящийся по воздуху звук, знаменует апостольскую проповедь ("во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их") проповедь Евангелия;
3) ударение в "тяжкая" напоминает нам о будущем суде и знаменует ту апостольскую трубу, которая созовет всех на всеобщий суд.
Колокола появились гораздо позже, чем "била" и "клепа-ла". Впервые они стали входить в употребление как средство созыва христиан на богослужение на Западе, в одной из облас-тей Италии-Кампании. Вначале они были небольших размеров и делались из меди или листового железа. С развитием литейного дела колокола с VII века стали лить из меди, иногда добавляя к ней серебро. На Востоке, в Греческой Церкви, колокола стали входить в употребление с IX века. На Руси колокола появились с принятием христианства. Они проникали сюда и из Византии; и с Запада. Об этом упоминает летопись с XI века (колокола военная добыча завоевателей). В ХIV веке летописи упоминаю о колоколах на Руси колокольнях Пскова и Новгорода и коло-кольных мастерах Москвы и Твери.
Уставное церковное название колокола "кампан", или "звон" "Звон" от русского слова "звонить", а "кампан" или от латинского слова CAMPUS "поле" (место их литья, поле место, где для путешествующих нет препятствий; тек и высокий удар медного колокола разносится всюду), или более вероятно от римской провинции Кампания, где, как уже сказано, впервые появились колокола.
Цель употребления колокольного звона: призывать верующих в храм на молитву и развешать тем, кто не присутствует за богослужением, о времени отправления богослужений, о важ-ных моментах богослужения, а также выражать торжество Церкви. Сообразно с такими целями и назначением звона соответственно свойству и времени богослужения существуют различные способы звона. В основном различаются два вида звона: благовест и собственно звон.
Благовест звон, при котором ударяют в один колокол или в несколько колоколов, но не во все вместе, а по очереди в каждый колокол. Благовест называется так потому, что сооб-щает добрую весть о начале в храме Божием богослужения, и о том, что милосердие Божие еще долготерпит над нами, что Господь с высоты небес внимает нашим молитвам. Да и сам при-зыв верующих в храм есть добрая, радостная весть для благо-честивого и доброго сердца. "Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем" (ПС. 121,1)говорит пророк Давид. Так веселится и доброе сердце, слыша звон, призывающий в дом Господень.
Звон в собственном смысле слова бывает тогда, когда ударяют одновременно в несколько колоколов. Благовест различается следующих видов: